Культура
ОШИБКА ПРЕЗИДЕНТА
06 апреля
Георгий АЛЕКСИДЗЕ, хореограф
Я ЗАКЛЮЧИЛ ВИОЛОНЧЕЛЬ В СВОИ ОБЪЯТИЯ
В 1992 году меня пригласили хореографом на постановку в Генуе оратории-балета Софьи Губайдулиной "Эра Водолея". Подготовка шла целый год в разных странах, поскольку хор был из Риги, оркестр - из Римской оперы, а танцевали в спектакле артисты Мариинского театра. За месяц до премьеры маэстро Мстислав Ростропович собрал нас вместе, чтобы из частей составить единое целое. Общаться со Славой - огромное счастье. Ну а работоспособность у него вообще какая-то невообразимая. В период репетиций он не раз отлучался из Генуи с виолончелью, где-то выступал, а потом возвращался и столь же бурно продолжал свою деятельность.
Жена моя, балерина, тоже участвовала в спектакле. А маленькая дочь, учившаяся тогда в хореографическом училище, исполняла роль ангелочка. Слава так и звал ее - Ангелочек. На Рождество мы всей семьей решили поехать в Рим. Так бы все и вышло, если бы однажды в наш номер не вошел маэстро. И не один, а с виолончелью.
- Дорогой Гогочка, - сказал он, - я срочно лечу в Финляндию, потом к друзьям в Москву, а Новый год буду встречать в Петербурге. Пожалуйста, присмотри за моей виолончелью. Я ее никому не могу доверить...
От изумления глаза мои чуть не выскочили из орбит. Вообразить только: взять на себя такую ответственность! Виолончель Ростроповича - это ведь Гварнери стоимостью в три миллиона долларов! А футляр принадлежал Наполеону.
Слава даже показывал мне дырочку в крышке - это Наполеон в порыве гнева проткнул ее шпорой.
Но отказать Ростроповичу я, конечно, не мог. Поэтому жена и дочка поехали в Рим, а я остался в Генуе заложником виолончели великого маэстро. Не буду скрывать: мне было страшно. Город-то портовый, много тут всякого народа обитает. Все время чудились какие-то шаги. Я запер двери на балкон и в коридор и даже форточку закрыл. Так промаялся я первый день. А потом и вовсе мне стало не по себе от нервного напряжения. И я попросил официантку принести мне несколько бутылок водки и бутерброды.
В обнимку с виолончелью встретил я Новый год. Что было дальше - помню смутно. Когда же маэстро спустя несколько дней снова вошел в мой номер, он увидел такую картину: я сижу на полу среди пустых бутылок и как ни в чем не бывало играю на его Гварнери. Мы с инструментом слились в экстазе.
- Что же ты за звуки издаешь! - изумился Слава. Ему, видимо, ничего ужаснее слышать не доводилось. К тому же оказалось, что я его виолончель порядком расстроил.
- Ну, Слава, садись, хоть выпьем, - предложил я. - Мне ведь неделю из-за тебя пришлось быть в заточении.
Он рассмеялся, поцеловал меня:
- Прости, Гогочка. Я не мог представить, что такую злую шутку с тобой сыграю.
Вадим ФИССОН, режиссер
СИБИРСКИЙ СТЮАРД
Наш театр часто летает на гастроли в Европу, и мы привыкли к западному сервису. С падением "железного занавеса" пришли новые стандарты обслуживания пассажиров и в нашу страну. В этом мы убедились однажды, приняв приглашение выступить в Челябинске на фестивале "Камерата-транзит". Садимся в самолет местной авиалинии и слышим объявление по трансляции: "Граждане пассажиры, сегодня нашим рейсом на гастроли летит театр "Комик-трест".
Это была приятная неожиданность. Мы расслабились.
В этот момент подходит ко мне стюард, огромный сибирский парень, застегнутый на все пуговицы, и вежливо спрашивает, не желаю ли я чего-нибудь.
- Мне бы стаканчик томатного сока, - попросил я.
- Конечно.
Он уходит и через минуту приносит мне вместо томатного сока апельсиновый. Но надо было видеть, как он старался быть элегантным в тесном проходе. На западных авиалиниях стюарды большей частью попадаются хрупкого телосложения. А этот - ну просто богатырь. И салон самолета плохо приспособлен для его маневров. Он опять очень вежливо интересуется, не надо ли мне еще чего-нибудь? Я прошу одеяло. Не проходит и минуты, как он притаскивает мне подушку. Ценя все его титанические усилия по обслуживанию моей персоны, я тоже хочу сделать ему приятное.
- Спасибо большое, - говорю я, - у вас прекрасный сервис...
На европейских авиалиниях после этих слов последовал бы стандартный обмен любезностями. Француз сказал бы "мерси", англичанин - "сеньк ю", немец - "данке шон". Как все это пресно по сравнению с тем, что я услышал от сибирского стюарда! В ответ на мой комплимент он сказал:
- А что делать!
И этот ответ вызвал у меня и всех моих товарищей по театру такую реакцию, какую обычно мы сами вызываем у публики на своих спектаклях.
Владимир ЧЕРНОВ, певец
ФЛЮИДЫ ШАЛЯПИНА
Конечно, мало приятного, когда тебя называют ослом. А я однажды встретил человека, который вспоминал об этом если не с гордостью, то уж по крайней мере с нежной ностальгией. И его можно было понять, поскольку такой "комплимент" ему отвесил сам Федор Иванович Шаляпин. Да и было это вовсе не оскорбление, а скорее репетиционный момент, в процессе которого чего только не случается!
Обо всем этом рассказал мне старый дирижер и пианист Жорж де Годзинский, с которым Шаляпин в 1932 году ездил на гастроли в Китай и Японию.
Познакомились мы в середине 1980-х в Финляндии. Представил меня старому музыканту корреспондент ТАСС Николай Иванович Горбунов, который много лет собирал материалы о Федоре Ивановиче, выпустил о нем книгу, а теперь издает вторую - "Неизвестный Шаляпин". Пан де Годзинский тоже попал в его книгу как очевидец. И я благодарен судьбе за эту встречу.
Когда мы познакомились, музыканту было уже за 80. Возраст давал о себе знать, но едва разговор заходил о Шаляпине, у него зажигались глаза, и он весь трепетал от нахлынувших воспоминаний. Жорж рассказал, что Федор Иванович любил сам вести концерт. И хотя в программке всегда значились произведения, он, по существу, никогда этого порядка не придерживался. Все зависело от того, какой сегодня зал. И пианисту приходилось держать в голове многие десятки оперных арий, романсов, песен из репертуара Шаляпина, чтобы в любую минуту начать аккомпанемент и быть на высоте. Это было тяжелое, порой изнурительное испытание, но ничего равного этой творческой радости в жизни старого пианиста не было ни до, ни после встречи с Шаляпиным.
В студенческие годы, участь в Консерватории, мы удивлялись шаляпинской манере пения, считали ее странной, не понимая, что все мы соответствуем своему времени. И благодаря встрече с де Годзинским я прикоснулся к флюидам Шаляпина, который всегда и везде оставался необыкновенным русским певцом и столь же необыкновенным русским артистом.
МИКРОБАЙКА ОТ О. С.
Экс-президент СССР Михаил Горбачев приехал на юбилей Кирилла Лаврова. Выступая в БДТ, он признал, что его антиалкогольная кампания была ошибкой. Михаила Сергеевича атаковали журналисты. Когда мы потом столкнулись с ним в дверях заведения на букву "М", он, обращаясь ко мне, сказал: "Фу, еле добежал!"
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ
Я ЗАКЛЮЧИЛ ВИОЛОНЧЕЛЬ В СВОИ ОБЪЯТИЯ
В 1992 году меня пригласили хореографом на постановку в Генуе оратории-балета Софьи Губайдулиной "Эра Водолея". Подготовка шла целый год в разных странах, поскольку хор был из Риги, оркестр - из Римской оперы, а танцевали в спектакле артисты Мариинского театра. За месяц до премьеры маэстро Мстислав Ростропович собрал нас вместе, чтобы из частей составить единое целое. Общаться со Славой - огромное счастье. Ну а работоспособность у него вообще какая-то невообразимая. В период репетиций он не раз отлучался из Генуи с виолончелью, где-то выступал, а потом возвращался и столь же бурно продолжал свою деятельность.
Жена моя, балерина, тоже участвовала в спектакле. А маленькая дочь, учившаяся тогда в хореографическом училище, исполняла роль ангелочка. Слава так и звал ее - Ангелочек. На Рождество мы всей семьей решили поехать в Рим. Так бы все и вышло, если бы однажды в наш номер не вошел маэстро. И не один, а с виолончелью.
- Дорогой Гогочка, - сказал он, - я срочно лечу в Финляндию, потом к друзьям в Москву, а Новый год буду встречать в Петербурге. Пожалуйста, присмотри за моей виолончелью. Я ее никому не могу доверить...
От изумления глаза мои чуть не выскочили из орбит. Вообразить только: взять на себя такую ответственность! Виолончель Ростроповича - это ведь Гварнери стоимостью в три миллиона долларов! А футляр принадлежал Наполеону.
Слава даже показывал мне дырочку в крышке - это Наполеон в порыве гнева проткнул ее шпорой.
Но отказать Ростроповичу я, конечно, не мог. Поэтому жена и дочка поехали в Рим, а я остался в Генуе заложником виолончели великого маэстро. Не буду скрывать: мне было страшно. Город-то портовый, много тут всякого народа обитает. Все время чудились какие-то шаги. Я запер двери на балкон и в коридор и даже форточку закрыл. Так промаялся я первый день. А потом и вовсе мне стало не по себе от нервного напряжения. И я попросил официантку принести мне несколько бутылок водки и бутерброды.
В обнимку с виолончелью встретил я Новый год. Что было дальше - помню смутно. Когда же маэстро спустя несколько дней снова вошел в мой номер, он увидел такую картину: я сижу на полу среди пустых бутылок и как ни в чем не бывало играю на его Гварнери. Мы с инструментом слились в экстазе.
- Что же ты за звуки издаешь! - изумился Слава. Ему, видимо, ничего ужаснее слышать не доводилось. К тому же оказалось, что я его виолончель порядком расстроил.
- Ну, Слава, садись, хоть выпьем, - предложил я. - Мне ведь неделю из-за тебя пришлось быть в заточении.
Он рассмеялся, поцеловал меня:
- Прости, Гогочка. Я не мог представить, что такую злую шутку с тобой сыграю.
Вадим ФИССОН, режиссер
СИБИРСКИЙ СТЮАРД
Наш театр часто летает на гастроли в Европу, и мы привыкли к западному сервису. С падением "железного занавеса" пришли новые стандарты обслуживания пассажиров и в нашу страну. В этом мы убедились однажды, приняв приглашение выступить в Челябинске на фестивале "Камерата-транзит". Садимся в самолет местной авиалинии и слышим объявление по трансляции: "Граждане пассажиры, сегодня нашим рейсом на гастроли летит театр "Комик-трест".
Это была приятная неожиданность. Мы расслабились.
В этот момент подходит ко мне стюард, огромный сибирский парень, застегнутый на все пуговицы, и вежливо спрашивает, не желаю ли я чего-нибудь.
- Мне бы стаканчик томатного сока, - попросил я.
- Конечно.
Он уходит и через минуту приносит мне вместо томатного сока апельсиновый. Но надо было видеть, как он старался быть элегантным в тесном проходе. На западных авиалиниях стюарды большей частью попадаются хрупкого телосложения. А этот - ну просто богатырь. И салон самолета плохо приспособлен для его маневров. Он опять очень вежливо интересуется, не надо ли мне еще чего-нибудь? Я прошу одеяло. Не проходит и минуты, как он притаскивает мне подушку. Ценя все его титанические усилия по обслуживанию моей персоны, я тоже хочу сделать ему приятное.
- Спасибо большое, - говорю я, - у вас прекрасный сервис...
На европейских авиалиниях после этих слов последовал бы стандартный обмен любезностями. Француз сказал бы "мерси", англичанин - "сеньк ю", немец - "данке шон". Как все это пресно по сравнению с тем, что я услышал от сибирского стюарда! В ответ на мой комплимент он сказал:
- А что делать!
И этот ответ вызвал у меня и всех моих товарищей по театру такую реакцию, какую обычно мы сами вызываем у публики на своих спектаклях.
Владимир ЧЕРНОВ, певец
ФЛЮИДЫ ШАЛЯПИНА
Конечно, мало приятного, когда тебя называют ослом. А я однажды встретил человека, который вспоминал об этом если не с гордостью, то уж по крайней мере с нежной ностальгией. И его можно было понять, поскольку такой "комплимент" ему отвесил сам Федор Иванович Шаляпин. Да и было это вовсе не оскорбление, а скорее репетиционный момент, в процессе которого чего только не случается!
Обо всем этом рассказал мне старый дирижер и пианист Жорж де Годзинский, с которым Шаляпин в 1932 году ездил на гастроли в Китай и Японию.
Познакомились мы в середине 1980-х в Финляндии. Представил меня старому музыканту корреспондент ТАСС Николай Иванович Горбунов, который много лет собирал материалы о Федоре Ивановиче, выпустил о нем книгу, а теперь издает вторую - "Неизвестный Шаляпин". Пан де Годзинский тоже попал в его книгу как очевидец. И я благодарен судьбе за эту встречу.
Когда мы познакомились, музыканту было уже за 80. Возраст давал о себе знать, но едва разговор заходил о Шаляпине, у него зажигались глаза, и он весь трепетал от нахлынувших воспоминаний. Жорж рассказал, что Федор Иванович любил сам вести концерт. И хотя в программке всегда значились произведения, он, по существу, никогда этого порядка не придерживался. Все зависело от того, какой сегодня зал. И пианисту приходилось держать в голове многие десятки оперных арий, романсов, песен из репертуара Шаляпина, чтобы в любую минуту начать аккомпанемент и быть на высоте. Это было тяжелое, порой изнурительное испытание, но ничего равного этой творческой радости в жизни старого пианиста не было ни до, ни после встречи с Шаляпиным.
В студенческие годы, участь в Консерватории, мы удивлялись шаляпинской манере пения, считали ее странной, не понимая, что все мы соответствуем своему времени. И благодаря встрече с де Годзинским я прикоснулся к флюидам Шаляпина, который всегда и везде оставался необыкновенным русским певцом и столь же необыкновенным русским артистом.
МИКРОБАЙКА ОТ О. С.
Экс-президент СССР Михаил Горбачев приехал на юбилей Кирилла Лаврова. Выступая в БДТ, он признал, что его антиалкогольная кампания была ошибкой. Михаила Сергеевича атаковали журналисты. Когда мы потом столкнулись с ним в дверях заведения на букву "М", он, обращаясь ко мне, сказал: "Фу, еле добежал!"
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ