Экономика
АКЦИЗ ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ
07 апреля
Из недавнего выступления на заседании правительства заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова по поводу акцизной политики курящее население страны сделало один вывод: скоро сигареты подорожают - замминистра заявил о ежегодном повышении на 20 процентов акцизов на табачные изделия. Причина - население слишком много курит. Сигареты не только повсеместно доступны, но и дешевы - наиболее популярные марки стоят меньше жетончика на метро.
Грядущее повышение цен взрослых людей пугать не должно - по словам Шаталина, дешевые сорта курева будут расти в цене на рубль-полтора в год. Пугает другое - сама акцизная политика государства. Не далее как в начале прошлого года государство ввело такую систему сбора акцизов на алкоголь, что на полгода все легальное спиртное исчезло из магазинов. Стояли профильные заводы, не поступало импортное вино, пустовали магазины. И в результате тысячи человек по стране умерли от отравления суррогатным алкоголем, а поставщики контрафактного осетинского спирта и те, кто разливал отраву по бутылкам, заработали (в отличие от государства) миллиарды рублей. А сколько было споров из-за акцизов на бензин? Одни говорили, что их должны платить заводы, другие - что автозаправки, в результате не платил никто.
Подоходный налог, единый социальный налог, налог на прибыль - их смысл и механизм оплаты понятен. А вот с акцизами государство нередко запутывает само себя.
Проблемы акцизов имеют исторические корни. Само название этого косвенного налога происходит от латинского "отрезать". Государство определяет для себя круг товаров, с которого желает стричь дополнительные купоны. Это или сверхвыгодные в производстве товары - спиртное и бензин, или предметы роскоши, с покупателей которых не грех взять лишние деньги, или же "вредные" товары - то же спиртное и табак. То есть вся акцизная политика построена на мнениях, предубеждениях и вкусах государственных деятелей, а также на лоббистских возможностях производителей подакцизной продукции.
И только после прошлогоднего вселенского позорища с новыми акцизными марками на алкоголь акцизная политика российского государства начала приобретать внятный характер.
В сфере производства табака у нас наблюдаются два крупных перекоса. Во-первых, цены на него 10 лет подряд отстают от инфляции. Сейчас пачка сигарет реально стоит дешевле, чем до дефолта. Во-вторых, в более выгодной ценовой ситуации оказались дешевые сорта сигарет, что провоцирует распространение курения среди молодежи.
В начале девяностых годов, когда в России еще царил хаос, зарубежные табачные компании стали первыми крупными инвесторами и получили под это дело большие налоговые льготы. Налоговая нагрузка на табачные компании в России - самая низкая в группе развитых стран, практически нет и судебных исков от заболевших курильщиков. Правительство вполне могло бы повышать нынешний акциз (он составляет от 40 до 100 рублей на тысячу сигарет - то есть от 90 копеек до 2 рублей за пачку) не на 20, а на 50 или 100 процентов в год. Однако кабинет министров решил не повторять ошибок с алкоголем. В минувшие годы, как только водка в магазинах становилась малодоступной, рынок немедленно наполнялся суррогатами. То же самое может произойти с табаком - организовать подпольное производство сигарет легче легкого.
К тому же при недосягаемости для значительной части населения дорогих удовольствий - ночных клубов и ресторанов, боулинга и гольфа, государство неявно поддерживает доступные, хотя и небезвредные удовольствия - водку и табак.
Внятность новой акцизной политики проявилась и в том, что на упомянутом заседании правительства решено было не пересматривать в течение трех лет акцизы на бензин и другое автомобильное топливо. Тем самым нефтяные компании лишаются формальных оснований для дальнейшего роста цен на автозаправках, благо по цене бензина мы давно сравнялись с США и лишь в полтора-два раза уступаем Европе.
Что касается алкогольной продукции, то в ближайшие три года ее акцизы будут повышаться в соответствии с индексом потребительских цен, т. е. в пределах инфляции. И новых эпопей со сменой марок не планируется.
В предшествующие полтора десятилетия правительство не раз садилось в лужу со своими акцизными экспериментами. Сейчас девизом акцизной политики стала осторожность. Лучше оставить бензин дорогим, сигареты дешевыми, а водку - доступной только взрослым, чем остаться и без акцизов, и без водки.
Сколько стоит быть курильщиком в Европе
Рейтинг европейских стран по стоимости пачки самых популярных сигарет (в евро)
1. Норвегия 8,02
2. Исландия 7,57
3. Великобритания 7,36
4. Ирландия 6,35
5. Франция 5,00
6-10. Германия, Швеция, Дания,
Финляндия, Швейцария 4,00-4,50
...26. Россия 0,88
По данным Research Institute For a Tobacco Free Society
Владимир ВЛАДИМИРОВ
Грядущее повышение цен взрослых людей пугать не должно - по словам Шаталина, дешевые сорта курева будут расти в цене на рубль-полтора в год. Пугает другое - сама акцизная политика государства. Не далее как в начале прошлого года государство ввело такую систему сбора акцизов на алкоголь, что на полгода все легальное спиртное исчезло из магазинов. Стояли профильные заводы, не поступало импортное вино, пустовали магазины. И в результате тысячи человек по стране умерли от отравления суррогатным алкоголем, а поставщики контрафактного осетинского спирта и те, кто разливал отраву по бутылкам, заработали (в отличие от государства) миллиарды рублей. А сколько было споров из-за акцизов на бензин? Одни говорили, что их должны платить заводы, другие - что автозаправки, в результате не платил никто.
Подоходный налог, единый социальный налог, налог на прибыль - их смысл и механизм оплаты понятен. А вот с акцизами государство нередко запутывает само себя.
Проблемы акцизов имеют исторические корни. Само название этого косвенного налога происходит от латинского "отрезать". Государство определяет для себя круг товаров, с которого желает стричь дополнительные купоны. Это или сверхвыгодные в производстве товары - спиртное и бензин, или предметы роскоши, с покупателей которых не грех взять лишние деньги, или же "вредные" товары - то же спиртное и табак. То есть вся акцизная политика построена на мнениях, предубеждениях и вкусах государственных деятелей, а также на лоббистских возможностях производителей подакцизной продукции.
И только после прошлогоднего вселенского позорища с новыми акцизными марками на алкоголь акцизная политика российского государства начала приобретать внятный характер.
В сфере производства табака у нас наблюдаются два крупных перекоса. Во-первых, цены на него 10 лет подряд отстают от инфляции. Сейчас пачка сигарет реально стоит дешевле, чем до дефолта. Во-вторых, в более выгодной ценовой ситуации оказались дешевые сорта сигарет, что провоцирует распространение курения среди молодежи.
В начале девяностых годов, когда в России еще царил хаос, зарубежные табачные компании стали первыми крупными инвесторами и получили под это дело большие налоговые льготы. Налоговая нагрузка на табачные компании в России - самая низкая в группе развитых стран, практически нет и судебных исков от заболевших курильщиков. Правительство вполне могло бы повышать нынешний акциз (он составляет от 40 до 100 рублей на тысячу сигарет - то есть от 90 копеек до 2 рублей за пачку) не на 20, а на 50 или 100 процентов в год. Однако кабинет министров решил не повторять ошибок с алкоголем. В минувшие годы, как только водка в магазинах становилась малодоступной, рынок немедленно наполнялся суррогатами. То же самое может произойти с табаком - организовать подпольное производство сигарет легче легкого.
К тому же при недосягаемости для значительной части населения дорогих удовольствий - ночных клубов и ресторанов, боулинга и гольфа, государство неявно поддерживает доступные, хотя и небезвредные удовольствия - водку и табак.
Внятность новой акцизной политики проявилась и в том, что на упомянутом заседании правительства решено было не пересматривать в течение трех лет акцизы на бензин и другое автомобильное топливо. Тем самым нефтяные компании лишаются формальных оснований для дальнейшего роста цен на автозаправках, благо по цене бензина мы давно сравнялись с США и лишь в полтора-два раза уступаем Европе.
Что касается алкогольной продукции, то в ближайшие три года ее акцизы будут повышаться в соответствии с индексом потребительских цен, т. е. в пределах инфляции. И новых эпопей со сменой марок не планируется.
В предшествующие полтора десятилетия правительство не раз садилось в лужу со своими акцизными экспериментами. Сейчас девизом акцизной политики стала осторожность. Лучше оставить бензин дорогим, сигареты дешевыми, а водку - доступной только взрослым, чем остаться и без акцизов, и без водки.
Сколько стоит быть курильщиком в Европе
Рейтинг европейских стран по стоимости пачки самых популярных сигарет (в евро)
1. Норвегия 8,02
2. Исландия 7,57
3. Великобритания 7,36
4. Ирландия 6,35
5. Франция 5,00
6-10. Германия, Швеция, Дания,
Финляндия, Швейцария 4,00-4,50
...26. Россия 0,88
По данным Research Institute For a Tobacco Free Society
Владимир ВЛАДИМИРОВ