Культура
ДЖИМ КЭРРИ: "БЕЗУМИЕ У МЕНЯ В КРОВИ"
07 апреля
На экраны выходит новый триллер Джоэля Шумахера "Номер 23" - фильм о шизофрении, главную роль в котором играет знаменитый комик Джим Кэрри.
Как-то язык не поворачивается называть Джима Кэрри комиком. По крайней мере чистым комиком. И не только потому, что этот канадец кроме своих комедийных ролей умудрился сыграть вполне серьезных героев в таких интересных картинах, как "Шоу Трумэна", "Солнце разума", "Человек на Луне", но также из-за его внутреннего ощущения мира, его, так сказать, реального "я", которое Кэрри очень нечасто приоткрывает на ток-шоу, в редких интервью "по душам", а также на экране. Да, практически все экранные персонажи этого актера имеют в своей основе нечто биографическое, нечто такое, что позволяет сопоставлять их жизнь с жизнью "человека с резиновым лицом". И когда он об этом говорит, как в недавней онлайновой беседе со своими почитателями, становится весьма интересно слушать.
- Вы впервые сыграли в самом настоящем триллере. Какие ощущения?
- О, незабываемые! Словно кренделями объелся. Никогда не забуду.
- В фильме вы играете две роли: "охотника за собаками" и детектива...
- На самом деле ролей даже три - есть еще закадровая. Это мой голос, который говорит о детстве главного героя, Уолтера Спэрроу. То есть шизофрения по полной схеме.
- Было тяжело переключаться с одного персонажа на другого?
- Да, конечно. Это все равно что перескакивать с одного поезда на другой, когда они проносятся мимо друг друга. Джоэль (Шумахер, режиссер фильма. - Прим. ред.) меня просто с ума сводил, когда требовал, скажем, в один день играть и Уолтера, и Фингерлинга. Говорил, что денег мало, что бюджет не позволяет расслабляться... Но я-то знаю, что это просто его манера работы - тотальное переключение.
Уолтер Спэрроу - тихий и не особо интересный человек, у которого только одна мечта: разобраться со странной книгой, которую ему подсунула жена. Книгой, где героя, полицейского следователя Фингерлинга, по жизни преследует число 23. То есть оно видится ему во всем: в цифрах страхового полиса, на встречающихся по пути плакатах, в номере водительских прав, в сумме цифр дня рождения, в имени... Повсюду 23! Это завораживает. Честно говоря, я до этого фильма не задумывался о подобных вещах, но теперь... Теперь чувствую, что все не так просто в этой жизни, как нам кажется. Есть еще и подоплека событий, которая связана с Судьбой, фатумом, с теми вещами, о которых говорят медиумы, экстрасенсы, нумерологи...
- Кстати, как вы относитесь к нумерологии?
- А как я могу к ней относиться, когда она меня стала преследовать по пятам? Странно отношусь. Я ведь все-таки комик, но комик верующий! И вот ведь штука: если бы одного меня чертово число преследовало, тогда еще не страшно: таблетками бы накачали и все. Но ведь и остальных на съемочной площадке проклятое число 23 с ума едва не свело. Мне один приятель дал книжку о "феномене 23". Я сначала ему сказал: "Ты что, совсем обдолбался, друг?" Но прочитал ее и вдруг сам несколько "повернулся". Теперь и я вижу это число везде. Везде, честное слово! Даже компанию свою переименовал: была "Пит булль продакшнз", а стала "ДжК23". Представляете, насколько меня зацепило? Меня на съемках поселили в гостиничном номере 1223, а на бланке отеля стояло 323. Я даже бланк на память себе оставил. А о всяких там номерах машин или вывесках на дверях магазинов и говорить не приходится - это невероятно, но везде есть 23... А вы знаете, что у Джоэля "Номер 23" оказался его 23-м снятым фильмом? Он вначале насчитал 20, а потом вспомнил, что было еще два телевизионных проекта, в которых он участвовал. Вроде бы чушь, а вы попробуйте свою жизнь пересчитать, везде, я вас уверяю, везде будете видеть 23...
- Как-то это... безумно.
- А я и не открещиваюсь: безумие у меня в крови. Со временем ко всему привыкаешь. Теперь я даже не зацикливаюсь на каждой 23-й странице каждой книги и на каждом 23-м слове каждой 23-й страницы каждой книги... Нет, все, пора завязывать, хватит.
- В фильме много спецэффектов, но трюковых сцен почти нет. Почему?
- А потому что мне всегда самому приходится их делать, а я не очень это люблю. Режиссеры находят мне двойника-трюкача, он все делает чисто-чисто, а потом все смотрят на экран и говорят: "Черт, какой же это Джим? Совсем непохоже!.." И мне приходится все переделывать самому. А бывает страшно, как в "Бэтмене навсегда". В общем, я попросил Джоэля поменьше трюков делать. Он пошел мне навстречу. Получился такой вполне камерный триллер.
- Поговаривают, что Уолтер и даже Фингерлинг - ваши юношеские прототипы...
- Ну, насчет прототипов не скажу, а то, что играя я всегда пытаюсь привнести в свои роли что-нибудь из детства или юности, - это да.
- В любые роли?
- Да.
- И в Эйса Вентуру?
- Господи! Да знаете ли вы, что я вытворял в школе? Никакому Вентуре это в страшных снах бы не приснилось! Мои ботинки для степа, в которых я бродил по коридорам, - да я в них даже спать ложился! Мать чуть в обморок не падала. Спрашивала: "Джимми, зачем ты это делаешь?" А я думал, знаете, если вдруг среди ночи понадобится кого-нибудь насмешить или там сценку какую сбацать, так мне хватит двух секунд на то, чтобы в полном "боевом" облачении перед всеми предстать. Перед кем именно? Какая разница! Меня тогда такие мелочи не занимали, главное - смешить всегда и смешить везде!..
- Но "всегда и везде" получилось не сразу: сколько лет вы пытались пробиться на большую сцену?
- Десять - двенадцать, точнее не скажу, не помню - и ведь это только на сцену. Фильмы пришли еще позже. Я то время вспоминать не очень люблю, хотя сейчас многое стерлось из памяти. Очень удобная вещь - наш мозг, насколько быстро он выкидывает любые паршивые воспоминания! Мы с женой (первой супругой Кэрри, Мелиссой. - Прим. ред.) тогда жили в однокомнатной квартирке, на полу лежал матрас, ребенок постоянно болел, а лекарства в Лос-Анджелесе, знаете, на вес золота. Все ночи напролет - работа по клубам, иногда по три клуба за ночь - это выматывало. Пьянки, таблетки... Я потом очень долго отходил от пристрастия к, так сказать, сильнодействующим средствам. Но все превозмог, и, надеюсь, навсегда.
У меня пока нет "Оскара". Это все происки завистников - знаете, сколько их в комитете по наградам заседает? Я уже давно должен был бы стать "оскароносцем", но ничего, мое время еще придет. Может быть, не с "Номером 23", но наступит точно.
В чужом кармане
"Эйс Вентура: детектив по розыску
домашних животных" (1994) - $350 000
"Маска" (1994) - $540 000
"Тупой и еще тупее" (1994) - $7 000 000
"Кабельщик" (1996) - $20 000 000
"Как Гринч украл Рождество" (2000) - $20 000 000 +
проценты со сбора
"Брюс Всемогущий" (2003) - $25 000 000
Подготовил Александр ХОХРЕВ
Как-то язык не поворачивается называть Джима Кэрри комиком. По крайней мере чистым комиком. И не только потому, что этот канадец кроме своих комедийных ролей умудрился сыграть вполне серьезных героев в таких интересных картинах, как "Шоу Трумэна", "Солнце разума", "Человек на Луне", но также из-за его внутреннего ощущения мира, его, так сказать, реального "я", которое Кэрри очень нечасто приоткрывает на ток-шоу, в редких интервью "по душам", а также на экране. Да, практически все экранные персонажи этого актера имеют в своей основе нечто биографическое, нечто такое, что позволяет сопоставлять их жизнь с жизнью "человека с резиновым лицом". И когда он об этом говорит, как в недавней онлайновой беседе со своими почитателями, становится весьма интересно слушать.
- Вы впервые сыграли в самом настоящем триллере. Какие ощущения?
- О, незабываемые! Словно кренделями объелся. Никогда не забуду.
- В фильме вы играете две роли: "охотника за собаками" и детектива...
- На самом деле ролей даже три - есть еще закадровая. Это мой голос, который говорит о детстве главного героя, Уолтера Спэрроу. То есть шизофрения по полной схеме.
- Было тяжело переключаться с одного персонажа на другого?
- Да, конечно. Это все равно что перескакивать с одного поезда на другой, когда они проносятся мимо друг друга. Джоэль (Шумахер, режиссер фильма. - Прим. ред.) меня просто с ума сводил, когда требовал, скажем, в один день играть и Уолтера, и Фингерлинга. Говорил, что денег мало, что бюджет не позволяет расслабляться... Но я-то знаю, что это просто его манера работы - тотальное переключение.
Уолтер Спэрроу - тихий и не особо интересный человек, у которого только одна мечта: разобраться со странной книгой, которую ему подсунула жена. Книгой, где героя, полицейского следователя Фингерлинга, по жизни преследует число 23. То есть оно видится ему во всем: в цифрах страхового полиса, на встречающихся по пути плакатах, в номере водительских прав, в сумме цифр дня рождения, в имени... Повсюду 23! Это завораживает. Честно говоря, я до этого фильма не задумывался о подобных вещах, но теперь... Теперь чувствую, что все не так просто в этой жизни, как нам кажется. Есть еще и подоплека событий, которая связана с Судьбой, фатумом, с теми вещами, о которых говорят медиумы, экстрасенсы, нумерологи...
- Кстати, как вы относитесь к нумерологии?
- А как я могу к ней относиться, когда она меня стала преследовать по пятам? Странно отношусь. Я ведь все-таки комик, но комик верующий! И вот ведь штука: если бы одного меня чертово число преследовало, тогда еще не страшно: таблетками бы накачали и все. Но ведь и остальных на съемочной площадке проклятое число 23 с ума едва не свело. Мне один приятель дал книжку о "феномене 23". Я сначала ему сказал: "Ты что, совсем обдолбался, друг?" Но прочитал ее и вдруг сам несколько "повернулся". Теперь и я вижу это число везде. Везде, честное слово! Даже компанию свою переименовал: была "Пит булль продакшнз", а стала "ДжК23". Представляете, насколько меня зацепило? Меня на съемках поселили в гостиничном номере 1223, а на бланке отеля стояло 323. Я даже бланк на память себе оставил. А о всяких там номерах машин или вывесках на дверях магазинов и говорить не приходится - это невероятно, но везде есть 23... А вы знаете, что у Джоэля "Номер 23" оказался его 23-м снятым фильмом? Он вначале насчитал 20, а потом вспомнил, что было еще два телевизионных проекта, в которых он участвовал. Вроде бы чушь, а вы попробуйте свою жизнь пересчитать, везде, я вас уверяю, везде будете видеть 23...
- Как-то это... безумно.
- А я и не открещиваюсь: безумие у меня в крови. Со временем ко всему привыкаешь. Теперь я даже не зацикливаюсь на каждой 23-й странице каждой книги и на каждом 23-м слове каждой 23-й страницы каждой книги... Нет, все, пора завязывать, хватит.
- В фильме много спецэффектов, но трюковых сцен почти нет. Почему?
- А потому что мне всегда самому приходится их делать, а я не очень это люблю. Режиссеры находят мне двойника-трюкача, он все делает чисто-чисто, а потом все смотрят на экран и говорят: "Черт, какой же это Джим? Совсем непохоже!.." И мне приходится все переделывать самому. А бывает страшно, как в "Бэтмене навсегда". В общем, я попросил Джоэля поменьше трюков делать. Он пошел мне навстречу. Получился такой вполне камерный триллер.
- Поговаривают, что Уолтер и даже Фингерлинг - ваши юношеские прототипы...
- Ну, насчет прототипов не скажу, а то, что играя я всегда пытаюсь привнести в свои роли что-нибудь из детства или юности, - это да.
- В любые роли?
- Да.
- И в Эйса Вентуру?
- Господи! Да знаете ли вы, что я вытворял в школе? Никакому Вентуре это в страшных снах бы не приснилось! Мои ботинки для степа, в которых я бродил по коридорам, - да я в них даже спать ложился! Мать чуть в обморок не падала. Спрашивала: "Джимми, зачем ты это делаешь?" А я думал, знаете, если вдруг среди ночи понадобится кого-нибудь насмешить или там сценку какую сбацать, так мне хватит двух секунд на то, чтобы в полном "боевом" облачении перед всеми предстать. Перед кем именно? Какая разница! Меня тогда такие мелочи не занимали, главное - смешить всегда и смешить везде!..
- Но "всегда и везде" получилось не сразу: сколько лет вы пытались пробиться на большую сцену?
- Десять - двенадцать, точнее не скажу, не помню - и ведь это только на сцену. Фильмы пришли еще позже. Я то время вспоминать не очень люблю, хотя сейчас многое стерлось из памяти. Очень удобная вещь - наш мозг, насколько быстро он выкидывает любые паршивые воспоминания! Мы с женой (первой супругой Кэрри, Мелиссой. - Прим. ред.) тогда жили в однокомнатной квартирке, на полу лежал матрас, ребенок постоянно болел, а лекарства в Лос-Анджелесе, знаете, на вес золота. Все ночи напролет - работа по клубам, иногда по три клуба за ночь - это выматывало. Пьянки, таблетки... Я потом очень долго отходил от пристрастия к, так сказать, сильнодействующим средствам. Но все превозмог, и, надеюсь, навсегда.
У меня пока нет "Оскара". Это все происки завистников - знаете, сколько их в комитете по наградам заседает? Я уже давно должен был бы стать "оскароносцем", но ничего, мое время еще придет. Может быть, не с "Номером 23", но наступит точно.
В чужом кармане
"Эйс Вентура: детектив по розыску
домашних животных" (1994) - $350 000
"Маска" (1994) - $540 000
"Тупой и еще тупее" (1994) - $7 000 000
"Кабельщик" (1996) - $20 000 000
"Как Гринч украл Рождество" (2000) - $20 000 000 +
проценты со сбора
"Брюс Всемогущий" (2003) - $25 000 000
Подготовил Александр ХОХРЕВ