Экономика
ОТ ВВП В ГЛАЗАХ ДВОИТСЯ
13 апреля
На днях глава Минэкономразвития Герман Греф, докладывая президенту Владимиру Путину о последних уточнениях показателей нового, трехлетнего бюджета, сообщил приятную новость. Прогноз роста ВВП (валового внутреннего продукта) на этот год увеличен с 6,2 до 6,5 процента. Правда, о том, что с такими темпами удвоить ВВП к 2012 году невозможно, речи не шло. Для удвоения в оставшиеся пять (из намеченных десяти) лет нужно, казалось бы, не так много - 7,5 процента ежегодного роста. Но как выжать из экономики этот роковой недостающий процент, если на главную тягловую силу - нефтегазовый комплекс - рассчитывать больше не приходится?
Расчеты Минэкономразвития показывают, что вклад топливно-энергетического комплекса, несмотря на рост цен на мировом рынке, с каждым годом падает. Если в 2003 году доля нефтегазового сектора в росте ВВП составляла 25 процентов, то в 2005-м она снизилась до 21, в нынешнем составит 20 процентов, а в 2010 году эта доля, по прогнозу, снизится до 14,9 процента.
ТЭК выбился из сил. Получая в год около 200 миллиардов рублей в качестве налога на добычу природных ископаемых (НДПИ - это специальный "геологический" налог), государство вкладывало в разведку новых месторождений лишь 20 миллиардов. Поэтому ресурсная база нефтегазового сектора с каждым годом сокращалась.
И если раньше темпы роста нефтегазовой отрасли доходили до 7 процентов в год, сейчас они снизились до 1-2 процентов. Остальные резервы - "диверсификация и интенсификация экономики" - существуют пока только на бумаге.
Глава Минэкономразвития Герман Греф, который изначально был в стане "неверующих в удвоение", утешает правительство и страну. С удвоением не получается, но в своем развитии отечественная экономика обгоняет развитые страны. ВВП России в 2006 году вырос на 6,7 процента, США - на 3,5 процента, Японии - на 2,8 процента, еврозоны - на 1,3 процента.
Утешение слабое. У развитых стран и база для отсчета другая. Даже если в Западной Европе и США рост вовсе прекратится, они и на нынешнем уровне благосостояния будут прекрасно себя чувствовать. А России с ее 300-500-долларовыми зарплатами желательно расти "китайскими" темпами - по 9 процентов в год.
Несмотря на недостаточные темпы роста ВВП, задача его "удвоения за 10 лет" официально остается в силе.
Во-первых, удвоение - практически единственная крупная идея национального масштаба, которая находит в стране широкое понимание.
Во-вторых - еще не все потеряно, за оставшиеся пять лет многое может измениться.
Объективно "усталость" ТЭКа идет на пользу экономике. Сверхрентабельность нефтегазового бизнеса буквально убивала все остальные отрасли, оттягивая на себя финансовые и людские ресурсы. Хуже стали дела у нефтянки - начало подниматься в последний год машиностроение. Это стихийная, то есть не зависящая от властей страны реформа.
Но правительство тоже не сидит сложа руки. Оно начало свою многообещающую реформу, которую можно сформулировать как изменение политики по отношению к регионам. Концентрация 90 процентов всех денежных ресурсов страны в Москве, которая ничего не производит, а только рулит денежными потоками, давно уже является одним из главных тормозов для развития "производящих" тот самый ВВП регионов.
Стартом "региональной реформы" можно считать перевод части федеральных компаний в Петербург и озвученные программы развития Дальнего Востока и юга России.
Правительство могло сколько угодно призывать к диверсификации и инновациям, но пока вся страна, за исключением Москвы, Петербурга и тройки нефтяных областей, сидела без денег, это был призыв к беднякам, у которых хлеб не на что купить, есть вместо хлеба пирожные. Если правительству удастся сломать монополию Москвы на все российские деньги, экономика страны легко добавит недостающий процент темпов роста.
И наконец, еще один резерв, который мог бы способствовать удвоению ВВП, - грамотное использование средств Стабилизационного фонда. Если вернуть в экономику хотя бы часть из "стерилизованных" и вывезенных за границу 100 миллиардов долларов, частные инвесторы выстроятся в очередь за возможность вложить свои деньги в реальный сектор.
...Итак, на 5-летнем рубеже борьбы за удвоение ВВП Россия оказалась в ситуации неопределенности: половина шансов за то, что цель будет достигнута, половина - что нет. Проигрыш ничем не грозит - хуже все равно не будет, рост продолжается... А выигрыш будет означать не только экономическую, но и моральную победу: наконец-то хоть одна из заявленных целей будет достигнута.
КСТАТИ
ОТКУДА ПРОГНОЗЫ?
Резонный вопрос: если все заранее предупреждали, что удвоения не получится, откуда же родился прогноз: "100 процентов роста за 10 лет"?
В структуре федеральной власти есть три центра экономического прогнозирования: Минэкономразвития, Минфин и Администрация президента. Каждый из этих центров опирается на свой круг научных институтов, исследовательских фондов, на известных экономистов и экспертов.
Кто же автор "прогноза удвоения"? Все говорит о том, что он родился в администрации. Могла ли она допустить в прогнозе грубую ошибку? Маловероятно. Она считала корректно. Просто в ее прогноз были заложены реформы, которые на самом деле не проведены. Поэтому пессимистический прогноз, который строился на том, что завтра все будет как вчера, оказался - на сегодняшний день - более точен.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
2003 ГОД
В 2003 году президент России в своем официальном послании парламенту заявил, что одной из главных целей правительства страны должно стать удвоение ВВП в течение 10 лет.
Напомним, что в 2003-м рост ВВП составил 7,3 процента - именно столько, сколько нужно, чтобы за указанный срок удвоить национальный продукт. Задача казалась реальной: ведь речь шла просто о сохранении достигнутых темпов. Более того, были надежды, что эти темпы еще и повысятся - все предыдущие годы экономика росла. Оптимизм внушали и цены на нефть.
Однако был и другой сценарий, который учитывал, что постдефолтный разгон экономики уже исчерпал себя. Что для дальнейшего роста нужна пресловутая структурная перестройка отраслей экономики, то есть диверсификация бизнеса. А на самом деле идет только его концентрация в сырьевых отраслях. По пессимистическому сценарию рост даже на ближайшую трехлетнюю перспективу не превышал 6,5 процента в год.
2004 ГОД
К сожалению, именно пессимистический прогноз начал оправдываться. В декабре 2004 года российские СМИ, ссылаясь на Министерство экономического развития и торговли РФ, сообщали, что удвоить ВВП России удастся только к 2015 году. А независимые аналитики считали, что страна сможет лишь "выйти на траекторию удвоения" ВВП не раньше 2012 года, да и то при "при условии динамичного развития основных отраслей и сохранения высоких цен на энергоносители".
Подводя итоги 2004 года, российский премьер Михаил Фрадков практически обвинил членов правительства в "торможении решений, необходимых для выполнения поставленной президентом задачи". Действительно, министры оказались не в состоянии выполнить распоряжение президента, потому что из-за постоянных разногласий в кабинете министров по важнейшим вопросам - налоговым, таможенным, антимонопольным - никаких серьезных решений и не принималось. Достаточно вспомнить постоянные споры между Германом Грефом и главой Минфина Алексеем Кудриным по вопросам, снижать ли НДС и куда деть деньги Стабфонда.
Арифметика - арифметикой, но цель оставалась прежней.
2005-2006 ГОДЫ
Темпы рост ВВП России недотягивали до расчетных и в последующие годы. Тем не менее весной 2006 года значительная часть послания президента РФ Федеральному собранию была посвящена все той же задаче удвоения ВВП. Из уст Владимира Путина прозвучало: "Страна пока справляется с задачей удвоения ВВП, за последние 3 года его среднегодовой рост составил около 7 процентов". Но и падение темпов роста ВВП не ускользнуло и от внимания президента. Он подчеркнул: "Если мы не устраним некоторые проблемы, если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должный уровень экономической свободы, если мы не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные перед экономикой задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки". По его словам, власти "уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры экономики, приданию ей инновационного качества".
Материалы подготовили Михаил ЖУРАВЛЕВ, Владимир НОВИКОВ, Андрей МИРОНОВ
Расчеты Минэкономразвития показывают, что вклад топливно-энергетического комплекса, несмотря на рост цен на мировом рынке, с каждым годом падает. Если в 2003 году доля нефтегазового сектора в росте ВВП составляла 25 процентов, то в 2005-м она снизилась до 21, в нынешнем составит 20 процентов, а в 2010 году эта доля, по прогнозу, снизится до 14,9 процента.
ТЭК выбился из сил. Получая в год около 200 миллиардов рублей в качестве налога на добычу природных ископаемых (НДПИ - это специальный "геологический" налог), государство вкладывало в разведку новых месторождений лишь 20 миллиардов. Поэтому ресурсная база нефтегазового сектора с каждым годом сокращалась.
И если раньше темпы роста нефтегазовой отрасли доходили до 7 процентов в год, сейчас они снизились до 1-2 процентов. Остальные резервы - "диверсификация и интенсификация экономики" - существуют пока только на бумаге.
Глава Минэкономразвития Герман Греф, который изначально был в стане "неверующих в удвоение", утешает правительство и страну. С удвоением не получается, но в своем развитии отечественная экономика обгоняет развитые страны. ВВП России в 2006 году вырос на 6,7 процента, США - на 3,5 процента, Японии - на 2,8 процента, еврозоны - на 1,3 процента.
Утешение слабое. У развитых стран и база для отсчета другая. Даже если в Западной Европе и США рост вовсе прекратится, они и на нынешнем уровне благосостояния будут прекрасно себя чувствовать. А России с ее 300-500-долларовыми зарплатами желательно расти "китайскими" темпами - по 9 процентов в год.
Несмотря на недостаточные темпы роста ВВП, задача его "удвоения за 10 лет" официально остается в силе.
Во-первых, удвоение - практически единственная крупная идея национального масштаба, которая находит в стране широкое понимание.
Во-вторых - еще не все потеряно, за оставшиеся пять лет многое может измениться.
Объективно "усталость" ТЭКа идет на пользу экономике. Сверхрентабельность нефтегазового бизнеса буквально убивала все остальные отрасли, оттягивая на себя финансовые и людские ресурсы. Хуже стали дела у нефтянки - начало подниматься в последний год машиностроение. Это стихийная, то есть не зависящая от властей страны реформа.
Но правительство тоже не сидит сложа руки. Оно начало свою многообещающую реформу, которую можно сформулировать как изменение политики по отношению к регионам. Концентрация 90 процентов всех денежных ресурсов страны в Москве, которая ничего не производит, а только рулит денежными потоками, давно уже является одним из главных тормозов для развития "производящих" тот самый ВВП регионов.
Стартом "региональной реформы" можно считать перевод части федеральных компаний в Петербург и озвученные программы развития Дальнего Востока и юга России.
Правительство могло сколько угодно призывать к диверсификации и инновациям, но пока вся страна, за исключением Москвы, Петербурга и тройки нефтяных областей, сидела без денег, это был призыв к беднякам, у которых хлеб не на что купить, есть вместо хлеба пирожные. Если правительству удастся сломать монополию Москвы на все российские деньги, экономика страны легко добавит недостающий процент темпов роста.
И наконец, еще один резерв, который мог бы способствовать удвоению ВВП, - грамотное использование средств Стабилизационного фонда. Если вернуть в экономику хотя бы часть из "стерилизованных" и вывезенных за границу 100 миллиардов долларов, частные инвесторы выстроятся в очередь за возможность вложить свои деньги в реальный сектор.
...Итак, на 5-летнем рубеже борьбы за удвоение ВВП Россия оказалась в ситуации неопределенности: половина шансов за то, что цель будет достигнута, половина - что нет. Проигрыш ничем не грозит - хуже все равно не будет, рост продолжается... А выигрыш будет означать не только экономическую, но и моральную победу: наконец-то хоть одна из заявленных целей будет достигнута.
КСТАТИ
ОТКУДА ПРОГНОЗЫ?
Резонный вопрос: если все заранее предупреждали, что удвоения не получится, откуда же родился прогноз: "100 процентов роста за 10 лет"?
В структуре федеральной власти есть три центра экономического прогнозирования: Минэкономразвития, Минфин и Администрация президента. Каждый из этих центров опирается на свой круг научных институтов, исследовательских фондов, на известных экономистов и экспертов.
Кто же автор "прогноза удвоения"? Все говорит о том, что он родился в администрации. Могла ли она допустить в прогнозе грубую ошибку? Маловероятно. Она считала корректно. Просто в ее прогноз были заложены реформы, которые на самом деле не проведены. Поэтому пессимистический прогноз, который строился на том, что завтра все будет как вчера, оказался - на сегодняшний день - более точен.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
2003 ГОД
В 2003 году президент России в своем официальном послании парламенту заявил, что одной из главных целей правительства страны должно стать удвоение ВВП в течение 10 лет.
Напомним, что в 2003-м рост ВВП составил 7,3 процента - именно столько, сколько нужно, чтобы за указанный срок удвоить национальный продукт. Задача казалась реальной: ведь речь шла просто о сохранении достигнутых темпов. Более того, были надежды, что эти темпы еще и повысятся - все предыдущие годы экономика росла. Оптимизм внушали и цены на нефть.
Однако был и другой сценарий, который учитывал, что постдефолтный разгон экономики уже исчерпал себя. Что для дальнейшего роста нужна пресловутая структурная перестройка отраслей экономики, то есть диверсификация бизнеса. А на самом деле идет только его концентрация в сырьевых отраслях. По пессимистическому сценарию рост даже на ближайшую трехлетнюю перспективу не превышал 6,5 процента в год.
2004 ГОД
К сожалению, именно пессимистический прогноз начал оправдываться. В декабре 2004 года российские СМИ, ссылаясь на Министерство экономического развития и торговли РФ, сообщали, что удвоить ВВП России удастся только к 2015 году. А независимые аналитики считали, что страна сможет лишь "выйти на траекторию удвоения" ВВП не раньше 2012 года, да и то при "при условии динамичного развития основных отраслей и сохранения высоких цен на энергоносители".
Подводя итоги 2004 года, российский премьер Михаил Фрадков практически обвинил членов правительства в "торможении решений, необходимых для выполнения поставленной президентом задачи". Действительно, министры оказались не в состоянии выполнить распоряжение президента, потому что из-за постоянных разногласий в кабинете министров по важнейшим вопросам - налоговым, таможенным, антимонопольным - никаких серьезных решений и не принималось. Достаточно вспомнить постоянные споры между Германом Грефом и главой Минфина Алексеем Кудриным по вопросам, снижать ли НДС и куда деть деньги Стабфонда.
Арифметика - арифметикой, но цель оставалась прежней.
2005-2006 ГОДЫ
Темпы рост ВВП России недотягивали до расчетных и в последующие годы. Тем не менее весной 2006 года значительная часть послания президента РФ Федеральному собранию была посвящена все той же задаче удвоения ВВП. Из уст Владимира Путина прозвучало: "Страна пока справляется с задачей удвоения ВВП, за последние 3 года его среднегодовой рост составил около 7 процентов". Но и падение темпов роста ВВП не ускользнуло и от внимания президента. Он подчеркнул: "Если мы не устраним некоторые проблемы, если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должный уровень экономической свободы, если мы не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные перед экономикой задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки". По его словам, власти "уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры экономики, приданию ей инновационного качества".
Материалы подготовили Михаил ЖУРАВЛЕВ, Владимир НОВИКОВ, Андрей МИРОНОВ