Общество
ДМИТРИЙ ЛИХАЧЕВ: "КЛАССИКИ МОГУТ НАС КОРМИТЬ"
14 апреля
Несмотря на свою занятость и интенсивную научную работу, Дмитрий Лихачев откликался "сердцем и душой" на все события и перемены, которые выпали на годы перестройки. И поэтому Дмитрий Сергеевич без колебания согласился принять участие в избирательной кампании по выборам в народные депутаты России. Он баллотировался от Российского фонда культуры, который возглавлял. Одна из предвыборных встреч проходила в 1992 году в петербургском Доме актера.
"ОДНА ИЗ МОИХ ЗАДАЧ - ПОДНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ"
Я хочу сказать, что мои общественные взгляды в какой-то мере известны собравшимся. Я против национализма, любого, я - за патриотизм каждого народа. Вот это основное. Потому что обычно меня обвиняют то в национализме, то, наоборот, в антирусских настроениях. Я не знаю, чем это вызвано. (...) Известны мои взгляды и по вопросам свободы печати и так далее. Наиболее важным я считаю сейчас свою деятельность в сфере гуманитарных наук. Потому что это связано с вопросами нравственности. Но для того, чтобы гуманитарные ценности наши действительно заняли соответствующее место в нашей жизни, нам нужно очень подумать над нашим законодательством. И вот в этой области, тут недостаточно одних статей. Здесь необходима деятельность депутата. У нас есть статьи, защищающие, скажем, памятники культуры, но у нас нет к этим статьям подзаконных статей, которые точно бы устанавливали, что, какое наказание, какое возмездие должно идти за разрушение памятников культуры. Поэтому у нас нет ни одного случая привлечения к ответственности людей за разрушение памятников культуры, а они продолжаются. Затем необходимо добиться большей авторитетности работников культуры, особенно низовых. Поэтому поднятие заработной платы всех работников культуры - это будет одной из самых важных моих депутатских задач.
Одна из моих задач - поднятие вообще нравственности в нашей стране. Это страшно важно. Вы подумайте: никакие экономические законы не могут действовать в стране, если там нравственная культура стоит на низком уровне. Поэтому для того чтобы провести наши экономические реформы, чрезвычайно важна общая нравственная культура общества.
...Чем отличается гласность от свободы слова, и что нужно нам? Гласность - это не только свобода слова, но и необходимость информации, обязанность информации. Некоторые телезрители приписывают нам совершенно безосновательно националистические тенденции. Ну, я думаю, что это очень невнимательные телезрители. Потому что если внимательно смотреть любое мое выступление по телевидению или читать любую мою статью, то мне кажется, что там националистических тенденций не может быть. Я каждый раз не устаю повторять, что национализм прямо противоположен патриотизму. Мы обязаны быть патриотами. Патриотом обязан быть каждый человек по отношению ко своему народу, но националистами мы никогда ни в каких случаях не должны быть.
Вообще агрессивные тенденции в нашей жизни должны быть умерены. И к этим агрессивным тенденциям я отношу и национализм. Агрессивность наша, агрессивность общественного сознания, которая часто выявляется в самых неожиданных формах, например, в телепередаче о смертной казни, там очень агрессивные были выступления, я думаю: это результат, естественный результат тех десятилетий, которые прошли у нас под тиранией Сталина.
Спасибо. (Аплодисменты.)
ИЗ ОТВЕТОВ НА ЗАПИСКИ
"СОХРАНЯТСЯ БИБЛИОТЕКИ - СОХРАНИТСЯ КУЛЬТУРА"
Прежде всего я должен сказать вам, что своею главною задачей я все-таки ставлю борьбу за повышение культуры в нашей стране. За памятники культуры, за людей культуры, за культуру в целом. Главнейшая задача культуры - это библиотеки. Потому что если не будет университетов, не будет институтов, а сохранятся библиотеки - сохранится культура. Если библиотеки будут так гореть и так заливаться, как они заливаются и задыхаются в своих стенах, слишком для них тесных, то культура наша будет падать, несмотря на все наши усилия - депутатские, общие и так далее. Ничего из этого не выйдет. Библиотеки - самый центр нашей культуры. Задача наша - довести до сознания всех людей, что библиотеки - основа нашей культуры.
...Гуманитарные культуры все большее и большее место занимают в нашем мире, и XXI век будет веком гуманитарных культур. Иначе мы погибнем. Учитель должен быть первым лицом в своем городе. Первым лицом по своему общественному положению, по своему общественному авторитету, по авторитету среди населения. Он должен быть советчиком не только учеников, но и их родителей. Он должен возглавлять культуру в селе и в маленьком городе.
...Что касается хозяйственного расчета в культуре, его надо понимать очень широко и очень по-разному. Скажем, Институт русской литературы может окупить свои все расходы, все зарплаты. Потому что за спиной Института русской литературы существует русская литература. Классики могут нас кормить. Но если мы будем определять только этим наше существование, то есть если мы будем рассчитывать только на то, чтобы приносить прибыль Академии наук, издательству Академии наук, как это сейчас иногда пытаются нам навязать, это будет несчастье. Хозрасчет рассчитан на немедленную самоокупаемость. Библиотеки не могут быть на самоокупаемости. Потому что библиотеки рассчитаны на дальний аспект. Они помогают интеллигенции данной страны, данного города, местечка, села. И отдача далеко не сразу возникает. Поэтому хозрасчет должен применяться с умом.
"ЛОЛИТА" НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОРНОГРАФИЕЙ"
В одной из записок мне предлагается как народному депутату хлопотать о законе "Об охране культуры", в котором были бы, грубо говоря, предусмотрены запрещения некоторых форм эстрадных представлений. Это неправильно. Я не смотрю некоторые эстрадные представления, я думаю, что и многие здесь присутствующие в зале не в восторге от роков различных, но запрещать рок - это уже возвращаться к старым методам. Нам нужно противопоставить ему классическую культуру. Вот для чего я хлопочу об обществе "Классика". Не только для молодежи, не только для школьников и студентов, но и для взрослых. Мы в свое время (я кончал школу в двадцать третьем году) гордились своими знаниями. Вот этой гордости знаниями своими я не вижу у современной молодежи. Нужно больше воспитывать в молодежи гордость знаниями своими, и тогда пропадет и охота к року. Гордость знаниями классики. Под классикой я широко понимаю и классику русскую, и классику античную, и классику современную даже. Все классическое должно быть в поле внимания. С этой точки зрения у меня есть все-таки упрек нашему телевидению, нашему радио и театру, что классика занимает там недостаточное место или плохо пропагандируется классика. Или она в такие часы, в которые никто телевизор не смотрит. Лучше обстоит с классической музыкой в филармонии. Устраиваются различные фестивали классической музыки, которые раньше не устраивались. Это большое достижение нашей серьезной концертной деятельности. Тем не менее я думаю, что кое-что нужно запрещать. Я вовсе не такой прекраснодушный человек, чтобы считать, что ничего запрещать нельзя. Запрещать нужно убийства, запрещать нужно кражи, запрещать нужно порнографию, насилие, призывы к насилию и некоторые грубые формы национализма. Это нужно запрещать. Правда, очень трудно отделить порнографию от непорнографии. Здесь должен быть принцип цели, ради которой это делается. Так, например, мне пришлось для суда выдавать справку подсудимому о том, что найденная у него "Лолита" Набокова не является порнографическим произведением. Понимаете? А судьи подошли к этому вопросу очень просто. Ведь тогда многие произведения классики подпадут под порнографические произведения. Если произведение художественное, тут должен быть особый подход.
"ПАЛАЧ ТОЖЕ УБИЙЦА"
По поводу смертной казни. Я послал телеграмму, когда было обсуждение. Я не могу не быть против смертной казни. Потому что я принадлежу к русской культуре. А в русской культуре смертная казнь всегда вызывала протесты. Не только Толстого и Достоевского, Короленко и так далее, и так далее. Ведь смертная казнь развращает тех, кто осуществляет эту смертную казнь. Ведь вместо одного убийцы появляется другой убийца. Тот, кто, кто приводит в исполнение приговор. Это тоже убийца. И поэтому как бы ни росла преступность у нас, смертную казнь применять не следует ни в каких случаях. И кстати сказать, в России XIX века за уголовные преступления смертной казни не было. Это была единственная страна в Европе, в которой не было смертной казни за уголовные преступления, - только за политические. Поэтому согласимся с Короленко, Толстым, Анатолием Федоровичем Кони, Достоевским, вспомним их аргументы, их художественные аргументы, вспомним "Рассказ о семи повешенных" Леонида Андреева. Мы не можем быть за смертную казнь, если мы себя считаем принадлежащими к русской интеллигенции. (Аплодисменты.)
Стенограмма предоставлена Евгением БЕЛОДУБРОВСКИМ, текст к публикации подготовлен Владимиром ЖЕЛТОВЫ
"ОДНА ИЗ МОИХ ЗАДАЧ - ПОДНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ"
Я хочу сказать, что мои общественные взгляды в какой-то мере известны собравшимся. Я против национализма, любого, я - за патриотизм каждого народа. Вот это основное. Потому что обычно меня обвиняют то в национализме, то, наоборот, в антирусских настроениях. Я не знаю, чем это вызвано. (...) Известны мои взгляды и по вопросам свободы печати и так далее. Наиболее важным я считаю сейчас свою деятельность в сфере гуманитарных наук. Потому что это связано с вопросами нравственности. Но для того, чтобы гуманитарные ценности наши действительно заняли соответствующее место в нашей жизни, нам нужно очень подумать над нашим законодательством. И вот в этой области, тут недостаточно одних статей. Здесь необходима деятельность депутата. У нас есть статьи, защищающие, скажем, памятники культуры, но у нас нет к этим статьям подзаконных статей, которые точно бы устанавливали, что, какое наказание, какое возмездие должно идти за разрушение памятников культуры. Поэтому у нас нет ни одного случая привлечения к ответственности людей за разрушение памятников культуры, а они продолжаются. Затем необходимо добиться большей авторитетности работников культуры, особенно низовых. Поэтому поднятие заработной платы всех работников культуры - это будет одной из самых важных моих депутатских задач.
Одна из моих задач - поднятие вообще нравственности в нашей стране. Это страшно важно. Вы подумайте: никакие экономические законы не могут действовать в стране, если там нравственная культура стоит на низком уровне. Поэтому для того чтобы провести наши экономические реформы, чрезвычайно важна общая нравственная культура общества.
...Чем отличается гласность от свободы слова, и что нужно нам? Гласность - это не только свобода слова, но и необходимость информации, обязанность информации. Некоторые телезрители приписывают нам совершенно безосновательно националистические тенденции. Ну, я думаю, что это очень невнимательные телезрители. Потому что если внимательно смотреть любое мое выступление по телевидению или читать любую мою статью, то мне кажется, что там националистических тенденций не может быть. Я каждый раз не устаю повторять, что национализм прямо противоположен патриотизму. Мы обязаны быть патриотами. Патриотом обязан быть каждый человек по отношению ко своему народу, но националистами мы никогда ни в каких случаях не должны быть.
Вообще агрессивные тенденции в нашей жизни должны быть умерены. И к этим агрессивным тенденциям я отношу и национализм. Агрессивность наша, агрессивность общественного сознания, которая часто выявляется в самых неожиданных формах, например, в телепередаче о смертной казни, там очень агрессивные были выступления, я думаю: это результат, естественный результат тех десятилетий, которые прошли у нас под тиранией Сталина.
Спасибо. (Аплодисменты.)
ИЗ ОТВЕТОВ НА ЗАПИСКИ
"СОХРАНЯТСЯ БИБЛИОТЕКИ - СОХРАНИТСЯ КУЛЬТУРА"
Прежде всего я должен сказать вам, что своею главною задачей я все-таки ставлю борьбу за повышение культуры в нашей стране. За памятники культуры, за людей культуры, за культуру в целом. Главнейшая задача культуры - это библиотеки. Потому что если не будет университетов, не будет институтов, а сохранятся библиотеки - сохранится культура. Если библиотеки будут так гореть и так заливаться, как они заливаются и задыхаются в своих стенах, слишком для них тесных, то культура наша будет падать, несмотря на все наши усилия - депутатские, общие и так далее. Ничего из этого не выйдет. Библиотеки - самый центр нашей культуры. Задача наша - довести до сознания всех людей, что библиотеки - основа нашей культуры.
...Гуманитарные культуры все большее и большее место занимают в нашем мире, и XXI век будет веком гуманитарных культур. Иначе мы погибнем. Учитель должен быть первым лицом в своем городе. Первым лицом по своему общественному положению, по своему общественному авторитету, по авторитету среди населения. Он должен быть советчиком не только учеников, но и их родителей. Он должен возглавлять культуру в селе и в маленьком городе.
...Что касается хозяйственного расчета в культуре, его надо понимать очень широко и очень по-разному. Скажем, Институт русской литературы может окупить свои все расходы, все зарплаты. Потому что за спиной Института русской литературы существует русская литература. Классики могут нас кормить. Но если мы будем определять только этим наше существование, то есть если мы будем рассчитывать только на то, чтобы приносить прибыль Академии наук, издательству Академии наук, как это сейчас иногда пытаются нам навязать, это будет несчастье. Хозрасчет рассчитан на немедленную самоокупаемость. Библиотеки не могут быть на самоокупаемости. Потому что библиотеки рассчитаны на дальний аспект. Они помогают интеллигенции данной страны, данного города, местечка, села. И отдача далеко не сразу возникает. Поэтому хозрасчет должен применяться с умом.
"ЛОЛИТА" НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОРНОГРАФИЕЙ"
В одной из записок мне предлагается как народному депутату хлопотать о законе "Об охране культуры", в котором были бы, грубо говоря, предусмотрены запрещения некоторых форм эстрадных представлений. Это неправильно. Я не смотрю некоторые эстрадные представления, я думаю, что и многие здесь присутствующие в зале не в восторге от роков различных, но запрещать рок - это уже возвращаться к старым методам. Нам нужно противопоставить ему классическую культуру. Вот для чего я хлопочу об обществе "Классика". Не только для молодежи, не только для школьников и студентов, но и для взрослых. Мы в свое время (я кончал школу в двадцать третьем году) гордились своими знаниями. Вот этой гордости знаниями своими я не вижу у современной молодежи. Нужно больше воспитывать в молодежи гордость знаниями своими, и тогда пропадет и охота к року. Гордость знаниями классики. Под классикой я широко понимаю и классику русскую, и классику античную, и классику современную даже. Все классическое должно быть в поле внимания. С этой точки зрения у меня есть все-таки упрек нашему телевидению, нашему радио и театру, что классика занимает там недостаточное место или плохо пропагандируется классика. Или она в такие часы, в которые никто телевизор не смотрит. Лучше обстоит с классической музыкой в филармонии. Устраиваются различные фестивали классической музыки, которые раньше не устраивались. Это большое достижение нашей серьезной концертной деятельности. Тем не менее я думаю, что кое-что нужно запрещать. Я вовсе не такой прекраснодушный человек, чтобы считать, что ничего запрещать нельзя. Запрещать нужно убийства, запрещать нужно кражи, запрещать нужно порнографию, насилие, призывы к насилию и некоторые грубые формы национализма. Это нужно запрещать. Правда, очень трудно отделить порнографию от непорнографии. Здесь должен быть принцип цели, ради которой это делается. Так, например, мне пришлось для суда выдавать справку подсудимому о том, что найденная у него "Лолита" Набокова не является порнографическим произведением. Понимаете? А судьи подошли к этому вопросу очень просто. Ведь тогда многие произведения классики подпадут под порнографические произведения. Если произведение художественное, тут должен быть особый подход.
"ПАЛАЧ ТОЖЕ УБИЙЦА"
По поводу смертной казни. Я послал телеграмму, когда было обсуждение. Я не могу не быть против смертной казни. Потому что я принадлежу к русской культуре. А в русской культуре смертная казнь всегда вызывала протесты. Не только Толстого и Достоевского, Короленко и так далее, и так далее. Ведь смертная казнь развращает тех, кто осуществляет эту смертную казнь. Ведь вместо одного убийцы появляется другой убийца. Тот, кто, кто приводит в исполнение приговор. Это тоже убийца. И поэтому как бы ни росла преступность у нас, смертную казнь применять не следует ни в каких случаях. И кстати сказать, в России XIX века за уголовные преступления смертной казни не было. Это была единственная страна в Европе, в которой не было смертной казни за уголовные преступления, - только за политические. Поэтому согласимся с Короленко, Толстым, Анатолием Федоровичем Кони, Достоевским, вспомним их аргументы, их художественные аргументы, вспомним "Рассказ о семи повешенных" Леонида Андреева. Мы не можем быть за смертную казнь, если мы себя считаем принадлежащими к русской интеллигенции. (Аплодисменты.)
Стенограмма предоставлена Евгением БЕЛОДУБРОВСКИМ, текст к публикации подготовлен Владимиром ЖЕЛТОВЫ