Культура
ЖАН РЕНО: "МНЕ ПОВЕЗЛО - Я ТАК НИКОГО И НЕ УБИЛ"
17 апреля
Этого актера знают во всем мире, и он имеет полное право именоваться международной суперзвездой: Франция, США, Канада, Бразилия, Япония - Жан Рено везде побывал и везде снимался. Он родился у родителей-испанцев, но в Африке, затем жил в Париже и чувствовал себя гражданином мира. У него два дома - один в Париже, другой - в Лос-Анджелесе. Но где бы Рено ни появлялся, все стараются похлопать его по плечу - такой уж у этого африканского испано-француза располагающий вид.
На экраны выходит американская драма "Маргарет". В этой картине Жан Рено сыграл на пару с Мэттом Дэймоном. Фильм рассказывает о перенесшей травму девушке, которую пытаются вернуть к нормальной жизни несколько встретившихся на ее пути мужчин. О кино, своих предпочтениях и бродяжнической жизни Жан Рено рассказал в онлайновом интервью, состоявшемся перед премьерой "Маргарет".
"В Америке моментально входишь в обойму..."
- Вы в очередной раз сыграли в американской картине. Когда сниметесь во французской?
- Когда пригласят. Вообще-то я стараюсь перемежать: Голливуд - Франция - снова Голливуд... Но не всегда получается. Мой следующий фильм будет международным: английский режиссер, американские и европейские звезды, итальянский антураж, средневековые интерьеры... Это лента о семействе Борджиа, банкирах и политиках. Но не просто историческая драма, а эдакий возрожденческий триллер: предательства, убийства, инцест - всего понемногу.
- Где вам больше нравится сниматься - в Европе или США?
- В Америке ты моментально входишь в обойму и начинаешь делать деньги. Под тебя специально пишут роли, тебя вставляют в сценарий, и если ты отказываешься, заболеваешь или умираешь - другого человека на эту роль могут и не найти. Такая работа... О творчестве никто не говорит, хотя для меня именно это важно. Во Франции, в Европе все по-другому: если роль написана, а ты в отъезде или у кого-нибудь еще снимаешься, тебе быстренько найдут замену и никто не подумает считаться с твоим, так сказать, статусом. В Америке хорошо работать, но жить в Лос-Анджелесе больше полугода просто невозможно: я собираю чемоданы и переезжаю в Париж.
- Бродячая жизнь еще не на-
скучила? Не хотите где-нибудь осесть?
- А это пока невозможно. У меня дорога в крови, в душе, если угодно. Родители бежали в Марокко от режима Франко в 1937-м, а я, чтобы не воевать в Шестидневной войне, бежал во Францию в 1967-м. А для того, чтобы получить французское гражданство, знаете, что мне пришлось сделать? Записаться в армию! И это случилось в 1968 году, когда в стране едва не разразилась гражданская война! Мой Бог! Я бежал от войны, а попал... К счастью, стрелять ни в кого не пришлось. Меня зачислили в развлекательный батальон и отправили в Германию. Мне повезло - я так никого и не убил...
"Сопротивляться Люку Бессону невозможно"
- Ваша серьезная кинокарьера началась с фильмов Люка Бессона. Как вы познакомились?
- Случайно, естественно. Я изучал драматическое искусство - сплошные разговоры о театре, искусстве, бесконечные попойки и женщины... И тут появился Люк. Ему было 22, и он просто лучился бешеной энергией. Его переполняли идеи. Он работал ассистентом режиссера, но хотел сам снимать кино. У него был сценарий, очень маленький сценарий, страниц двадцать, тетрадочка. Назывался "Последний бой". Он говорит: "Хочу снять небольшой фильм, могу дать тебе главную роль". Я говорю: "Хорошо. А о чем кино?" Он: "Там два мужика бьются насмерть". И все. Это типично люковская манера говорить: он выкладывает только самое главное, а ты додумываешь остальное. Но он настолько убедителен, что сопротивляться ему нет никаких сил. Поэтому я согласился, и мы договорились на следующий день начать съемку. Напоследок он мне заявляет: "Только это все бесплатно". Но я уперся. Он пошарил в карманах и дал мне 500 франков - это тогда было долларов сто, сто десять. И я согласился. "Последний бой" - чистое кино. Черно-белое. Практически без диалогов. Видение постапокалиптического мира. Это было здорово.
- Но международное признание пришло гораздо позже, с появлением на экранах странного убийцы, помогающего маленькой девочке...
- "Леон" был не так интересен, как, скажем, "Голубая бездна", где была возможность импровизировать, рисковать. Мы работали на глубине 30 метров, потому что Люк сказал: "Мне не нужно водяное мерцание, как в фильмах о Джеймсе Бонде". И мы ныряли на глубине - такое не забывается. А "Леон" - это уже Америка, и это иная глава в моей жизни. Этот триллер вывел меня на интернациональные проекты - "Годзилла", "Ронин", "Миссия невыполнима", "Код да Винчи"...
- У вас всегда была работа?
- Я востребован, и это радует.
- А семейной жизни это не мешает?
- Знаете, я женат третий раз. И вот сейчас, когда мне за 60, могу сказать, что развод - это глупо. На самом деле перебирать женщин хорошо в юности. А жена должна быть одна. Мои супруги, к счастью, понимали специфику киноработы. Две последние жены - манекенщицы, тоже дома не сидят. Но в один не самый прекрасный момент вдруг начинаются разборки - и ты понимаешь, что как бы ни старался, все равно круг замыкается на том, сколько времени ты можешь отдавать семье. А с кино получается, что очень мало.
- Существует еще и театр. Вам не приходило в голову снова выйти на сцену?
- Я играю на сцене и даже хочу поставить "Дон Кихота", если найду деньги и время.
"Только что Антониони был полутрупом - и вдруг такая экспрессия!"
- В вашей актерской жизни были примеры для подражания?
- Конечно, сколько угодно. Я был в восторге от Джона Уэйна, так же как сейчас от Клинта Иствуда. А еще от Марлона Брандо, Жана Габена, Лино Вентуры, Джимми Стюарта... Много, много имен...
- Из молодых французских актеров с кем вам понравилось работать?
- С Касселем, хотя он не так молод. Потрясающий артист, до мозга костей. И жена у него точно такая же (имеется в виду Моника Белуччи, супруга Венсана Касселя. - Прим. ред.).
- А из американцев?
- Роберт Де Ниро. Это фантастика! Он очень тихий, можно сказать, незаметный человек. Никогда не лезет со своим "я", не выпячивается, не кичится тем, что он... что он Роберт Де Ниро. Я помню, мы снимали последнюю сцену фильма "Ронин", и он просто так смотрел на меня, и я ощущал теплоту, идущую от его души. Это был незабываемый момент.
- А какая кинематографическая встреча произвела на вас самое сильное впечатление?
- С Антониони. Я знал одного продюсера, хорошего, симпатичного парня, Бернарда Рэя. Он тогда работал над "За облаками" с Вимом Вендерсом и Антониони. Однажды мы с Бернардо встретились на вечеринке, и он сказал: "Слушай, Жан, а ты не хотел бы сняться у Антониони? Мы как раз фактурного человечка подыскиваем..." Я так удивился, думал, что мэтр уже давно ничего не делает, и спрашиваю: "А сколько ему лет-то?" Рэй захохотал и говорит: "Не знаю, за восемьдесят - это точно". Я на следующий день пришел по указанному адресу. Кто же будет отказываться, когда с самим Антониони предлагают работать? Смотрю, он же почти парализован и так странно говорит: "У-у..." Вот, думаю, все, работа закончилась, так и не успев начаться. Страшно как-то стало, жалко этого старика. А он вдруг так ясно мне говорит: "У-усы отрастите, слышите, такие ма-аленькие, а вот щетину сбрейте, мне не нравится. Даю десять дней!" И все. Я прямо ошалел: только что был полутруп, какое-то невнятное бормотание - и вдруг такая экспрессия, такой шарм и такая целеустремленность. Отрастил я эти дурацкие усы, конечно. Попробуй тут не отрасти...
- Ваша жизненная цель?
- Оливковый сад, который бы я вырастил своими руками.
Из жизни звезды
l От двух браков у Жана Рено четверо детей: 28-летняя Сандра, 26-летний Микаель, 11-летний Том и 9-летняя Натали.
l Со всеми детьми и бывшими женами он поддерживает хорошие отношения.
l Со своей второй женой, манекенщицей Натали Дишкевич Жан встретился на Елисейских полях.
l На последней свадьбе (Рено женился на манекенщице Зофии Боруцкой 29 июля 2006 года) в качестве шаферов присутствовали известный политик Николя Саркози и знаменитый рок-певец и актер Джонни Холидей. На торжественный ужин были приглашены Джонни Депп, Ванесса Паради, Брэд Питт и сэр Элтон Джон.
l О Жане Рено в своей песне "Космополитен" поет известный французский шансонье Венсан Делерм.
Подготовил Александр ХОХРЕВ
На экраны выходит американская драма "Маргарет". В этой картине Жан Рено сыграл на пару с Мэттом Дэймоном. Фильм рассказывает о перенесшей травму девушке, которую пытаются вернуть к нормальной жизни несколько встретившихся на ее пути мужчин. О кино, своих предпочтениях и бродяжнической жизни Жан Рено рассказал в онлайновом интервью, состоявшемся перед премьерой "Маргарет".
"В Америке моментально входишь в обойму..."
- Вы в очередной раз сыграли в американской картине. Когда сниметесь во французской?
- Когда пригласят. Вообще-то я стараюсь перемежать: Голливуд - Франция - снова Голливуд... Но не всегда получается. Мой следующий фильм будет международным: английский режиссер, американские и европейские звезды, итальянский антураж, средневековые интерьеры... Это лента о семействе Борджиа, банкирах и политиках. Но не просто историческая драма, а эдакий возрожденческий триллер: предательства, убийства, инцест - всего понемногу.
- Где вам больше нравится сниматься - в Европе или США?
- В Америке ты моментально входишь в обойму и начинаешь делать деньги. Под тебя специально пишут роли, тебя вставляют в сценарий, и если ты отказываешься, заболеваешь или умираешь - другого человека на эту роль могут и не найти. Такая работа... О творчестве никто не говорит, хотя для меня именно это важно. Во Франции, в Европе все по-другому: если роль написана, а ты в отъезде или у кого-нибудь еще снимаешься, тебе быстренько найдут замену и никто не подумает считаться с твоим, так сказать, статусом. В Америке хорошо работать, но жить в Лос-Анджелесе больше полугода просто невозможно: я собираю чемоданы и переезжаю в Париж.
- Бродячая жизнь еще не на-
скучила? Не хотите где-нибудь осесть?
- А это пока невозможно. У меня дорога в крови, в душе, если угодно. Родители бежали в Марокко от режима Франко в 1937-м, а я, чтобы не воевать в Шестидневной войне, бежал во Францию в 1967-м. А для того, чтобы получить французское гражданство, знаете, что мне пришлось сделать? Записаться в армию! И это случилось в 1968 году, когда в стране едва не разразилась гражданская война! Мой Бог! Я бежал от войны, а попал... К счастью, стрелять ни в кого не пришлось. Меня зачислили в развлекательный батальон и отправили в Германию. Мне повезло - я так никого и не убил...
"Сопротивляться Люку Бессону невозможно"
- Ваша серьезная кинокарьера началась с фильмов Люка Бессона. Как вы познакомились?
- Случайно, естественно. Я изучал драматическое искусство - сплошные разговоры о театре, искусстве, бесконечные попойки и женщины... И тут появился Люк. Ему было 22, и он просто лучился бешеной энергией. Его переполняли идеи. Он работал ассистентом режиссера, но хотел сам снимать кино. У него был сценарий, очень маленький сценарий, страниц двадцать, тетрадочка. Назывался "Последний бой". Он говорит: "Хочу снять небольшой фильм, могу дать тебе главную роль". Я говорю: "Хорошо. А о чем кино?" Он: "Там два мужика бьются насмерть". И все. Это типично люковская манера говорить: он выкладывает только самое главное, а ты додумываешь остальное. Но он настолько убедителен, что сопротивляться ему нет никаких сил. Поэтому я согласился, и мы договорились на следующий день начать съемку. Напоследок он мне заявляет: "Только это все бесплатно". Но я уперся. Он пошарил в карманах и дал мне 500 франков - это тогда было долларов сто, сто десять. И я согласился. "Последний бой" - чистое кино. Черно-белое. Практически без диалогов. Видение постапокалиптического мира. Это было здорово.
- Но международное признание пришло гораздо позже, с появлением на экранах странного убийцы, помогающего маленькой девочке...
- "Леон" был не так интересен, как, скажем, "Голубая бездна", где была возможность импровизировать, рисковать. Мы работали на глубине 30 метров, потому что Люк сказал: "Мне не нужно водяное мерцание, как в фильмах о Джеймсе Бонде". И мы ныряли на глубине - такое не забывается. А "Леон" - это уже Америка, и это иная глава в моей жизни. Этот триллер вывел меня на интернациональные проекты - "Годзилла", "Ронин", "Миссия невыполнима", "Код да Винчи"...
- У вас всегда была работа?
- Я востребован, и это радует.
- А семейной жизни это не мешает?
- Знаете, я женат третий раз. И вот сейчас, когда мне за 60, могу сказать, что развод - это глупо. На самом деле перебирать женщин хорошо в юности. А жена должна быть одна. Мои супруги, к счастью, понимали специфику киноработы. Две последние жены - манекенщицы, тоже дома не сидят. Но в один не самый прекрасный момент вдруг начинаются разборки - и ты понимаешь, что как бы ни старался, все равно круг замыкается на том, сколько времени ты можешь отдавать семье. А с кино получается, что очень мало.
- Существует еще и театр. Вам не приходило в голову снова выйти на сцену?
- Я играю на сцене и даже хочу поставить "Дон Кихота", если найду деньги и время.
"Только что Антониони был полутрупом - и вдруг такая экспрессия!"
- В вашей актерской жизни были примеры для подражания?
- Конечно, сколько угодно. Я был в восторге от Джона Уэйна, так же как сейчас от Клинта Иствуда. А еще от Марлона Брандо, Жана Габена, Лино Вентуры, Джимми Стюарта... Много, много имен...
- Из молодых французских актеров с кем вам понравилось работать?
- С Касселем, хотя он не так молод. Потрясающий артист, до мозга костей. И жена у него точно такая же (имеется в виду Моника Белуччи, супруга Венсана Касселя. - Прим. ред.).
- А из американцев?
- Роберт Де Ниро. Это фантастика! Он очень тихий, можно сказать, незаметный человек. Никогда не лезет со своим "я", не выпячивается, не кичится тем, что он... что он Роберт Де Ниро. Я помню, мы снимали последнюю сцену фильма "Ронин", и он просто так смотрел на меня, и я ощущал теплоту, идущую от его души. Это был незабываемый момент.
- А какая кинематографическая встреча произвела на вас самое сильное впечатление?
- С Антониони. Я знал одного продюсера, хорошего, симпатичного парня, Бернарда Рэя. Он тогда работал над "За облаками" с Вимом Вендерсом и Антониони. Однажды мы с Бернардо встретились на вечеринке, и он сказал: "Слушай, Жан, а ты не хотел бы сняться у Антониони? Мы как раз фактурного человечка подыскиваем..." Я так удивился, думал, что мэтр уже давно ничего не делает, и спрашиваю: "А сколько ему лет-то?" Рэй захохотал и говорит: "Не знаю, за восемьдесят - это точно". Я на следующий день пришел по указанному адресу. Кто же будет отказываться, когда с самим Антониони предлагают работать? Смотрю, он же почти парализован и так странно говорит: "У-у..." Вот, думаю, все, работа закончилась, так и не успев начаться. Страшно как-то стало, жалко этого старика. А он вдруг так ясно мне говорит: "У-усы отрастите, слышите, такие ма-аленькие, а вот щетину сбрейте, мне не нравится. Даю десять дней!" И все. Я прямо ошалел: только что был полутруп, какое-то невнятное бормотание - и вдруг такая экспрессия, такой шарм и такая целеустремленность. Отрастил я эти дурацкие усы, конечно. Попробуй тут не отрасти...
- Ваша жизненная цель?
- Оливковый сад, который бы я вырастил своими руками.
Из жизни звезды
l От двух браков у Жана Рено четверо детей: 28-летняя Сандра, 26-летний Микаель, 11-летний Том и 9-летняя Натали.
l Со всеми детьми и бывшими женами он поддерживает хорошие отношения.
l Со своей второй женой, манекенщицей Натали Дишкевич Жан встретился на Елисейских полях.
l На последней свадьбе (Рено женился на манекенщице Зофии Боруцкой 29 июля 2006 года) в качестве шаферов присутствовали известный политик Николя Саркози и знаменитый рок-певец и актер Джонни Холидей. На торжественный ужин были приглашены Джонни Депп, Ванесса Паради, Брэд Питт и сэр Элтон Джон.
l О Жане Рено в своей песне "Космополитен" поет известный французский шансонье Венсан Делерм.
Подготовил Александр ХОХРЕВ