Культура
ФИННЫ СНЕСУТ БАРЬЕРЫ
19 апреля
Последние фильмы, которые русские и финские кинематографисты делали вместе, были сняты четверть века назад, и название одной из последних лент было символическим - "Доверие". Сегодня в павильонах "Ленфильма" идет работа над картиной "Граница. 1918" режиссера Лаури Тёрхёнена. Ее тема воспринимается неоднозначно в течение многих лет обеими сторонами: Первая мировая война и перенос государственной границы.
Речь в кадре пойдет о тех, кто служил на границе и решал, кого пропускать из России в Финляндию, кого нет. О карантине и начинавшихся расстрелах. О борьбе долга и человеческих качеств - любви, дружбы, сострадания. Сценарий картины писался пять лет. Идея снять такой фильм родилась еще раньше - 22 года назад.
"Тема, которую мы поднимаем, всегда была большой раной в истории финского народа, - рассказывает о своей работе Лаури Тёрхёнен. - Десятилетиями продолжалось разделение людей на "красных" и "белых" после того, как война уже закончилась. Много трагических деталей до сих пор не раскрыто историками. Может быть, лучшим способом вернуться к этой теме и залечить раны является искусство. Мы рассказываем о проведении новой границы, которая была в 30 километрах от Питера, но еще километров на 700 к северу продолжала быть открытой многие годы. Я полагаю, что и сейчас мало кто серьезно верит в значение границ. Мы хотим сказать, что между людьми невозможно провести границу, границы существуют только между государствами. Сотрудничеством с российскими кинематографистами мы хотим подчеркнуть, что, с нашей точки зрения, эту границу хорошо было бы стереть с карты".
Съемки картины начались прошлой осенью. В кадре, по словам режиссера, побывали все четыре времени года. Теперь работа продолжается в павильонах "Ленфильма". Режиссер и главный художник картины восхищены работой русских декораторов и даже высказали сожаление, что их нельзя "украсть" с собой в Финляндию, чтобы и в будущем продолжать работать вместе.
Работа кипит в двух павильонах. В обоих воссоздан внутренний интерьер домов - служебного (старого и разваленного), и относительно нового жилого.
Когда входишь в декорации, поражает естественность помещения военной поры. Стены оклеены старыми обоями (финские кинематографисты привезли новые обои, а потом наши декораторы их художественно рвали, маслили и царапали для естественности), полуразломанный рояль покрыт пылью (ее напрыскали из пульверизатора), в углу стоит старинный камин (его на специальной машине сделали из гипсовой плитки). Старинные ручки дверей покупали на рынках и даже вставляли в двери замки, на чем киношники обычно часто экономят. Здесь же каждая малейшая деталь продумана полностью. "Когда я своими руками все царапала, рвала, столяры обижались, что мы портим их работу", - поделилась впечатлениями художник-декоратор Тамара Воронкова.
"Нужно было, чтобы по зданию было видно, что оно не только не отапливается, но и что за его обоями - бревенчатые деревянные доски", - порассказали корреспонденту "НВ" на съемочной площадке.
Кроме закадровой части русской стороной создавалась музыка к фильму (ее написал композитор Сергей Евтушенко), а главную роль исполнил актер Леонид Мозговой. Кстати, он уже играл Ленина у Сокурова в фильме "Телец" и Гитлера в "Молохе". "Я был Лениным уже после этих событий, - шутит актер, - когда он уже все понимал и не мог ничего сделать". Специально для съемок Леониду Мозговому пришлось восстановить школьные знания немецкого, как он уже это делал для роли Гитлера.
Картина выйдет на экраны в Финляндии 30 ноября, а первая ее презентация в России пройдет на выборгском кинофестивале "Окно в Европу" уже этим летом.
Алина ЦИОПА
Речь в кадре пойдет о тех, кто служил на границе и решал, кого пропускать из России в Финляндию, кого нет. О карантине и начинавшихся расстрелах. О борьбе долга и человеческих качеств - любви, дружбы, сострадания. Сценарий картины писался пять лет. Идея снять такой фильм родилась еще раньше - 22 года назад.
"Тема, которую мы поднимаем, всегда была большой раной в истории финского народа, - рассказывает о своей работе Лаури Тёрхёнен. - Десятилетиями продолжалось разделение людей на "красных" и "белых" после того, как война уже закончилась. Много трагических деталей до сих пор не раскрыто историками. Может быть, лучшим способом вернуться к этой теме и залечить раны является искусство. Мы рассказываем о проведении новой границы, которая была в 30 километрах от Питера, но еще километров на 700 к северу продолжала быть открытой многие годы. Я полагаю, что и сейчас мало кто серьезно верит в значение границ. Мы хотим сказать, что между людьми невозможно провести границу, границы существуют только между государствами. Сотрудничеством с российскими кинематографистами мы хотим подчеркнуть, что, с нашей точки зрения, эту границу хорошо было бы стереть с карты".
Съемки картины начались прошлой осенью. В кадре, по словам режиссера, побывали все четыре времени года. Теперь работа продолжается в павильонах "Ленфильма". Режиссер и главный художник картины восхищены работой русских декораторов и даже высказали сожаление, что их нельзя "украсть" с собой в Финляндию, чтобы и в будущем продолжать работать вместе.
Работа кипит в двух павильонах. В обоих воссоздан внутренний интерьер домов - служебного (старого и разваленного), и относительно нового жилого.
Когда входишь в декорации, поражает естественность помещения военной поры. Стены оклеены старыми обоями (финские кинематографисты привезли новые обои, а потом наши декораторы их художественно рвали, маслили и царапали для естественности), полуразломанный рояль покрыт пылью (ее напрыскали из пульверизатора), в углу стоит старинный камин (его на специальной машине сделали из гипсовой плитки). Старинные ручки дверей покупали на рынках и даже вставляли в двери замки, на чем киношники обычно часто экономят. Здесь же каждая малейшая деталь продумана полностью. "Когда я своими руками все царапала, рвала, столяры обижались, что мы портим их работу", - поделилась впечатлениями художник-декоратор Тамара Воронкова.
"Нужно было, чтобы по зданию было видно, что оно не только не отапливается, но и что за его обоями - бревенчатые деревянные доски", - порассказали корреспонденту "НВ" на съемочной площадке.
Кроме закадровой части русской стороной создавалась музыка к фильму (ее написал композитор Сергей Евтушенко), а главную роль исполнил актер Леонид Мозговой. Кстати, он уже играл Ленина у Сокурова в фильме "Телец" и Гитлера в "Молохе". "Я был Лениным уже после этих событий, - шутит актер, - когда он уже все понимал и не мог ничего сделать". Специально для съемок Леониду Мозговому пришлось восстановить школьные знания немецкого, как он уже это делал для роли Гитлера.
Картина выйдет на экраны в Финляндии 30 ноября, а первая ее презентация в России пройдет на выборгском кинофестивале "Окно в Европу" уже этим летом.
Алина ЦИОПА