Северо-Запад
"КРУТОЙ ЧУВАК ГИТЛЕР"
19 апреля
Еще пару лет назад подавляющее большинство жителей Вологды не знали, что 20 апреля родился Адольф Шикльгрубер, более известный как Гитлер. Не знало, потому что об этом не писали в газетах, не расклеивали на столбах соответствующие листовки, а бритоголовые молодые люди не кричали в общественном транспорте "Хайль Гитлер!". Но в 2004 году в городе начался первый громкий процесс над молодыми националистами, избившими азербайджанца, и слово "скинхед" стало все чаще произноситься горожанами с гордостью в голосе. Сегодня с середины апреля многие вологжане гадают, где в этот раз перевернут лотки с помидорами пьяные молодые отморозки.
ПРАВЫЕ ХОРОШЕГО ТОНА
Скины в Вологде - не чета питерским или московским. В старинном русском городе полсотни бритых голов, и все они на виду у милиции. Ими не занимаются целые "антиэкстремистские подразделения", как, например, в Питере, а большинство вопросов решается на уровне участкового. Местные экстремалы не могут даже помыслить расстреливать из ружей чернокожих на улицах, зато разбитый на улице африканский нос экстремизмом не считается и это не попадает на информационные сайты. Впрочем, иностранных граждан в Вологде немного, достается в основном армянам и азербайджанцам, которые не привыкли жаловаться в милицию.
- Многие вологодские милиционеры сами сочувствуют скинам, - говорит адвокат Николай Артамонов. - Для них эти парни в первую очередь русские, соотечественники, а уже потом - фашисты. Само слово "фашист" понемногу теряет отрицательный оттенок, потому что это уже не страшные гитлеровские оккупанты, а ребята из соседнего двора, которых помнят с пеленок. 9 мая прошлого года я наблюдал апокалиптическую картину: дед с военными орденами и медалями обнимается с молодыми нацистами, пьет с ними пиво и говорит, что разделяет их взгляды.
После событий в Кондопоге быть националистом стало модно во всех слоях провинциального общества, потому что большинство людей уверены - приезжие с юга процветают на их бедах. На одном из местных рынков на столбе висит объявление: "Сдам однокомнатную квартиру в центре - 200 долларов, "черным" - 300".
Таксист Алик, родом из Махачкалы, живет в Вологде с 1989 года, пережил время криминальных разборок девяностых и только с прошлой осени стал носить с собой нож. Он говорит, что боится не молодых скинхедов, а бессмысленного бунта взрослых горожан. Он чувствует, что русское большинство начало идентифицировать себя как нация, и опасается, что колыбелью для этого дитяти может стать фашизм.
ШЕФ ПОЯВИТСЯ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ
Вологодские скины считаются идейными, их выбор взглядов не столь замешан на посещении футбольных матчей, как в Питере и Москве. Вологодское "Динамо" прозябает во втором дивизионе, соответственно здесь мало хулиганских фирм, которые любят подраться с иногородними просто так, без какой-либо идеологической платформы. Неслучайно самыми "фашистскими" среди российских городов после Москвы и Питера считаются Воронеж и Нижний Новгород, где, как и в Вологде, нет серьезного фанатского движения.
При этом говорить о том, что вологодские скины являются цельным идеологическим течением, смешно. Большинство из них знают об идеях Гитлера или Родзаевского через третьи или четвертые руки. Но для одних главное - Россия, для вторых - двор, для третьих - собственное "я". Они считают себя славянскими язычниками, при этом им не чужд культ валькирий, берсерков и Валгаллы. Православие для них - нечто обязательное, вроде национальности или гражданства. Библию, понятно, мало кто брал в руки. Когда сталкиваются с неоднозначными вопросами, начинают суровить брови, выкидывать вверх правую руку и кричать: "Слава роду, смерть уроду!".
- Ну, мы за русских, понимаешь, - рассказал мне бритоголовый юноша, взяв с меня слово не описывать его внешний вид. - Нация вырождается, кровь смешивается, нужно что-то делать. Пусть останутся только те, кто приносит пользу.
- А кто будет определять степень полезности? Вы?
- Ну, кто-то должен. Может, и мы. Да посмотри, весь бизнес захватили черные. Все олигархи - Абрамовичи. А нам, русским парням и девчонкам, куда идти? К станку или на панель? А сейчас бизнесом заниматься не дадут. Мы пробовали, "точку" на рынке открыли. Хачи гнилой товар подсунули.
- Всего один раз пытался дело открыть?
- Да все это бесполезно. И так понятно, что раскрутиться не дадут.
- Ты бы проголосовал сейчас за Гитлера, если бы он был жив?
- Конечно. Гитлер - крутой чувак. При нем бы мы хорошо жили. У меня и батя так говорит: жалко, что он умер. Хотя пацаны в газете читали, что он не умер, а спасся и сейчас руководит движухой из-за границы и появится, когда придет время.
20 апреля Гитлеру исполнится 129 лет, но об этом мало кто задумывается. Как ни дико это звучит, но покойный фюрер является для некоторой части молодежи надеждой на счастливую жизнь. А один 17-летний скинхед рассказал мне, как вызвать прилив инвестиций в экономику России. Каждый кавказец, объяснил юноша, носит при себе миллион долларов - столько стоят его печень, почки, сердце и легкие, если продать их на трансплантацию органов. На одном Кавказе живут 12 миллионов человек, и если их всех перерезать, продать, а деньги поделить, то на каждого россиянина придется по нескольку десятков тысяч долларов - тут-то и заживем. "Другого выхода, - заключил реформатор, - я не вижу".
А пока денег не раздают, юный фашист вынужден почти каждый день покупать себе на обед хычины в ларьке у узбеков. Как постоянному покупателю, они делают ему пожирнее, а он говорит им, что они "нормальные, хотя и черные". Но никто не знает, что между ними будет, если начнется погром. А Жванецкий словно про скинов говорил, что история России - это вечная борьба невежества с несправедливостью.
Денис ТЕРЕНТЬЕВ
ПРАВЫЕ ХОРОШЕГО ТОНА
Скины в Вологде - не чета питерским или московским. В старинном русском городе полсотни бритых голов, и все они на виду у милиции. Ими не занимаются целые "антиэкстремистские подразделения", как, например, в Питере, а большинство вопросов решается на уровне участкового. Местные экстремалы не могут даже помыслить расстреливать из ружей чернокожих на улицах, зато разбитый на улице африканский нос экстремизмом не считается и это не попадает на информационные сайты. Впрочем, иностранных граждан в Вологде немного, достается в основном армянам и азербайджанцам, которые не привыкли жаловаться в милицию.
- Многие вологодские милиционеры сами сочувствуют скинам, - говорит адвокат Николай Артамонов. - Для них эти парни в первую очередь русские, соотечественники, а уже потом - фашисты. Само слово "фашист" понемногу теряет отрицательный оттенок, потому что это уже не страшные гитлеровские оккупанты, а ребята из соседнего двора, которых помнят с пеленок. 9 мая прошлого года я наблюдал апокалиптическую картину: дед с военными орденами и медалями обнимается с молодыми нацистами, пьет с ними пиво и говорит, что разделяет их взгляды.
После событий в Кондопоге быть националистом стало модно во всех слоях провинциального общества, потому что большинство людей уверены - приезжие с юга процветают на их бедах. На одном из местных рынков на столбе висит объявление: "Сдам однокомнатную квартиру в центре - 200 долларов, "черным" - 300".
Таксист Алик, родом из Махачкалы, живет в Вологде с 1989 года, пережил время криминальных разборок девяностых и только с прошлой осени стал носить с собой нож. Он говорит, что боится не молодых скинхедов, а бессмысленного бунта взрослых горожан. Он чувствует, что русское большинство начало идентифицировать себя как нация, и опасается, что колыбелью для этого дитяти может стать фашизм.
ШЕФ ПОЯВИТСЯ В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ
Вологодские скины считаются идейными, их выбор взглядов не столь замешан на посещении футбольных матчей, как в Питере и Москве. Вологодское "Динамо" прозябает во втором дивизионе, соответственно здесь мало хулиганских фирм, которые любят подраться с иногородними просто так, без какой-либо идеологической платформы. Неслучайно самыми "фашистскими" среди российских городов после Москвы и Питера считаются Воронеж и Нижний Новгород, где, как и в Вологде, нет серьезного фанатского движения.
При этом говорить о том, что вологодские скины являются цельным идеологическим течением, смешно. Большинство из них знают об идеях Гитлера или Родзаевского через третьи или четвертые руки. Но для одних главное - Россия, для вторых - двор, для третьих - собственное "я". Они считают себя славянскими язычниками, при этом им не чужд культ валькирий, берсерков и Валгаллы. Православие для них - нечто обязательное, вроде национальности или гражданства. Библию, понятно, мало кто брал в руки. Когда сталкиваются с неоднозначными вопросами, начинают суровить брови, выкидывать вверх правую руку и кричать: "Слава роду, смерть уроду!".
- Ну, мы за русских, понимаешь, - рассказал мне бритоголовый юноша, взяв с меня слово не описывать его внешний вид. - Нация вырождается, кровь смешивается, нужно что-то делать. Пусть останутся только те, кто приносит пользу.
- А кто будет определять степень полезности? Вы?
- Ну, кто-то должен. Может, и мы. Да посмотри, весь бизнес захватили черные. Все олигархи - Абрамовичи. А нам, русским парням и девчонкам, куда идти? К станку или на панель? А сейчас бизнесом заниматься не дадут. Мы пробовали, "точку" на рынке открыли. Хачи гнилой товар подсунули.
- Всего один раз пытался дело открыть?
- Да все это бесполезно. И так понятно, что раскрутиться не дадут.
- Ты бы проголосовал сейчас за Гитлера, если бы он был жив?
- Конечно. Гитлер - крутой чувак. При нем бы мы хорошо жили. У меня и батя так говорит: жалко, что он умер. Хотя пацаны в газете читали, что он не умер, а спасся и сейчас руководит движухой из-за границы и появится, когда придет время.
20 апреля Гитлеру исполнится 129 лет, но об этом мало кто задумывается. Как ни дико это звучит, но покойный фюрер является для некоторой части молодежи надеждой на счастливую жизнь. А один 17-летний скинхед рассказал мне, как вызвать прилив инвестиций в экономику России. Каждый кавказец, объяснил юноша, носит при себе миллион долларов - столько стоят его печень, почки, сердце и легкие, если продать их на трансплантацию органов. На одном Кавказе живут 12 миллионов человек, и если их всех перерезать, продать, а деньги поделить, то на каждого россиянина придется по нескольку десятков тысяч долларов - тут-то и заживем. "Другого выхода, - заключил реформатор, - я не вижу".
А пока денег не раздают, юный фашист вынужден почти каждый день покупать себе на обед хычины в ларьке у узбеков. Как постоянному покупателю, они делают ему пожирнее, а он говорит им, что они "нормальные, хотя и черные". Но никто не знает, что между ними будет, если начнется погром. А Жванецкий словно про скинов говорил, что история России - это вечная борьба невежества с несправедливостью.
Денис ТЕРЕНТЬЕВ