Культура
ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КАТАСТРОФА
20 апреля
Элегиюс Букайтис, хореограф (Литва)
ИЛЬИЧ ГРИМИРОВАННЫЙ МЕЧЕТ ПРЫЖКИ
Именно симбирских, поскольку оттуда родом Владимир Ильич Ульянов. Сделал я это совершенно искренне, хотя сама идея была, конечно, крамольной. Танцующего Ленина история хореографии еще не знала. Но я увлекся идеей, мысленно представляя свое детище на сцене Большого театра Союза ССР.
Балет открывался картиной "Роды". Классический кордебалет Большого театра из 32 персонажей экзотически, экспрессивно, эмоционально, возбудительно, раздражительно, конвульсивно создавал образ Матери России, рождающей гения. Затем на авансцену, лавируя между обессилевшими роженицами, выбегал мальчик в светлых кудряшках. Такой ангелок, каким он был изображен, если помните, на звездочках октябрят. За пультом я представлял литовского дирижера Альгиса Жюрайтиса. В момент появления юного создания голос диктора Юрия Левитана объявлял по трансляции, что на земле Симбирска родился обыкновенный мальчик... Договорить эту фразу ему не удавалось, потому что все зрители в едином порыве вскакивали со своих мест и кричали: "Ленин!"
Либретто состояло из 12 частей - по числу апостолов, среди которых был Иуда Искариот. И вставал вопрос: кто же в окружении Ленина был таким Иудой. Действовали в либретто и Бог, и Люцифер. Каким-то образом хореографически воплощались понятия равенства, братства и счастья всего человечества как самая большая утопия ХХ века. Музыку я никому не заказывал, поскольку это слишком накладно. Мне достаточно было уже сочиненных произведений - от Бетховена до литовского композитора Эдуардаса Бальсиса.
Когда работа была закончена, я отправил либретто в Большой театр главному балетмейстеру Юрию Григоровичу. Я помню Юрия Николаевича еще по годам своего ученичества в Ленинградском хореографическом училище. Мы с Григоровичем в Кировском театре вместе танцевали "Скоморошьи танцы" в балете "Медный всадник". Он был скоморохом, а мы, мальчишки, изображали скоморошье потешное окружение. Тогда он уже поставил "Каменный цветок", но еще никто не называл этот балет классикой ХХ века. Ну а теперь я отправил свое либретто общепризнанному живому классику. И вот какой ответ он мне прислал.
"Уважаемый Элегиюс Казиевич!
Когда Большой театр Союза ССР, как Вы его именуете в своем письме, будет столь "сумасшедший", как Вы, мы обязательно осуществим Ваш "гениальный" замысел "Во глубине симбирских руд".
С уважением, Юрий Григорович".
Так что с балетом о Ленине ничего не вышло. Но когда я послал либретто в Америку, там возникла идея поставить на эту тему мюзикл. Так что, может быть, Ильич запоет.
Юрий Мамин,кинорежиссер
ПЕТУХ ЗАТКНУЛ ЗА ПОЯС ДОН ЖУАНА
Никому не советую заниматься дрессировкой кур. Дело это неблагодарное. Но именно с такой дрессуры началась моя карьера на "Ленфильме". В должности ассистента я попал в группу Сергея Герасимовича Микаэляна на съемки фильма "Вдовы". Это история двух деревенских старушек, потерявших на войне сыновей. У каждой - свой дом. И у одной из них друзья - курочки. Они садятся к ней на колени, клюют с ладони.
Набрали мы диких инкубаторских кур. Им надо было привыкнуть к актрисе. Для этого я решил поморить кур голодом, чтобы они на съемках сделали все, что надо. Хозяйка, у которой находились куры, по моей просьбе целую неделю их не кормила, а я ей эту услугу оплачивал.
И вот приезжаем на съемку. Я понимаю, что сейчас решается моя судьба, буду ли я работать на студии. Группа мне сочувствует, понимает, что дело вообще-то дохлое.
- Может, сразу снимем? - робко предложил я Микаэляну.
Но он, экономя пленку, начал с репетиции. Предварительно я насыпал корма на диване, где сидела актриса, и вокруг нее на полу. И когда мы вынули кур из ящика, они пошли в нужном направлении, а одна вспрыгнула на диван и стала клевать с колен актрисы. Мне все тихонечко руку жмут: молодец! Но когда решили наконец снимать, куры как-то сникли. Микаэлян удивился: что-то слишком медленно они ходят. Не мог же я ему сказать, что они с голодухи вообще чуть живые. Режиссер посчитал эпизод вялым. И тут его осенило: нужен петух! Настоящий, бойцовый, который поведет кур за собой!
Нашли мы такого петуха в Ленинградском ТЮЗе, он у них в спектакле играл. И дама-реквизитор привезла его на съемки под Смоленск. Ночью я встретил ее с поезда. Она вынесла большую корзину, из которой слышалось рычание, словно там сидел какой-то зверь. Когда уже на месте она развязала тряпку, покрывавшую корзину, оттуда вылетел огромный белый петух с кровавыми глазами и тут же клюнул ее в запястье. У нее - кровь фонтаном... Потом он бросился на меня. А я был в перчатках. На лету я схватил его за горло и немножечко придушил. Эту операцию мне пришлось проделывать трижды. Только после этого он - хва-хва-хва - отошел, недовольный, и уже меня не трогал.
Утром помудревший режиссер решил снимать с первого дубля. Когда я запустил петуха в ящик, там началась какая-то революция. Потом оттуда выскочили шальные куры, а следом - взъерошенный петух. И вместо того чтобы вести кур за собой, он начал покрывать их одну за другой. Все это продолжалось то тех пор, пока не раздалась команда режиссера:
- Прекратите этот бардак!
Уж не знаю, как тюзовцы справлялись с петухом, но его кинобиография на этом закончилась навсегда.
Игорь Рогалев,композитор
НЕМНОГО ОВСЯНКИ В ОПЕРЕ "БОРИС ГОДУНОВ"
Одно время по роду своей деятельности я часто бывал в Мариинском театре, присутствовал на репетициях. Одна из них особенно мне запомнилась. Оперу "Борис Годунов" ставил известный московский кинодеятель Александр Адабашьян.
Зрителям он памятен как сценарист многих фильмов Никиты Михалкова, исполняющий подчас и небольшие роли со словами. Так, в знаменитой картине Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе он входит к великому сыщику и говорит: "Овсянка, сэр!"
И вот ведет Адабашьян репетицию в Мариинском. В каком-то эпизоде он разводит на сцене артистов хора. Суетится. Как-то не так они у него стоят. И в порыве раздражения он кричит, обращаясь к хору:
- Что у вас там за каша?
И кто-то из хора хорошо поставленным басом ему отвечает:
- Овсянка, сэр!
Это была трехступенчатая катастрофа. Хор рухнул тут же. Солисты стали выяснять, что там произошло, и, выяснив, рухнули чуть позже.
После этого и музыканты оркестра начали интересоваться, что там за истерика. Хор уже отсмеялся, солисты - почти, а оркестр лег.
Это было гениально!
Микробайка от О. С.
В день своего 80-летия старейшина питерских скрипачей Владимир Овчарек получил от российского президента теплое поздравление по случаю 85-летия со дня рождения. Эта правительственная телеграмма ничуть не удивила юбиляра, поскольку за свою долгую жизнь он привык к тому, что у нас в стране все любят делать досрочно.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ
ИЛЬИЧ ГРИМИРОВАННЫЙ МЕЧЕТ ПРЫЖКИ
Именно симбирских, поскольку оттуда родом Владимир Ильич Ульянов. Сделал я это совершенно искренне, хотя сама идея была, конечно, крамольной. Танцующего Ленина история хореографии еще не знала. Но я увлекся идеей, мысленно представляя свое детище на сцене Большого театра Союза ССР.
Балет открывался картиной "Роды". Классический кордебалет Большого театра из 32 персонажей экзотически, экспрессивно, эмоционально, возбудительно, раздражительно, конвульсивно создавал образ Матери России, рождающей гения. Затем на авансцену, лавируя между обессилевшими роженицами, выбегал мальчик в светлых кудряшках. Такой ангелок, каким он был изображен, если помните, на звездочках октябрят. За пультом я представлял литовского дирижера Альгиса Жюрайтиса. В момент появления юного создания голос диктора Юрия Левитана объявлял по трансляции, что на земле Симбирска родился обыкновенный мальчик... Договорить эту фразу ему не удавалось, потому что все зрители в едином порыве вскакивали со своих мест и кричали: "Ленин!"
Либретто состояло из 12 частей - по числу апостолов, среди которых был Иуда Искариот. И вставал вопрос: кто же в окружении Ленина был таким Иудой. Действовали в либретто и Бог, и Люцифер. Каким-то образом хореографически воплощались понятия равенства, братства и счастья всего человечества как самая большая утопия ХХ века. Музыку я никому не заказывал, поскольку это слишком накладно. Мне достаточно было уже сочиненных произведений - от Бетховена до литовского композитора Эдуардаса Бальсиса.
Когда работа была закончена, я отправил либретто в Большой театр главному балетмейстеру Юрию Григоровичу. Я помню Юрия Николаевича еще по годам своего ученичества в Ленинградском хореографическом училище. Мы с Григоровичем в Кировском театре вместе танцевали "Скоморошьи танцы" в балете "Медный всадник". Он был скоморохом, а мы, мальчишки, изображали скоморошье потешное окружение. Тогда он уже поставил "Каменный цветок", но еще никто не называл этот балет классикой ХХ века. Ну а теперь я отправил свое либретто общепризнанному живому классику. И вот какой ответ он мне прислал.
"Уважаемый Элегиюс Казиевич!
Когда Большой театр Союза ССР, как Вы его именуете в своем письме, будет столь "сумасшедший", как Вы, мы обязательно осуществим Ваш "гениальный" замысел "Во глубине симбирских руд".
С уважением, Юрий Григорович".
Так что с балетом о Ленине ничего не вышло. Но когда я послал либретто в Америку, там возникла идея поставить на эту тему мюзикл. Так что, может быть, Ильич запоет.
Юрий Мамин,кинорежиссер
ПЕТУХ ЗАТКНУЛ ЗА ПОЯС ДОН ЖУАНА
Никому не советую заниматься дрессировкой кур. Дело это неблагодарное. Но именно с такой дрессуры началась моя карьера на "Ленфильме". В должности ассистента я попал в группу Сергея Герасимовича Микаэляна на съемки фильма "Вдовы". Это история двух деревенских старушек, потерявших на войне сыновей. У каждой - свой дом. И у одной из них друзья - курочки. Они садятся к ней на колени, клюют с ладони.
Набрали мы диких инкубаторских кур. Им надо было привыкнуть к актрисе. Для этого я решил поморить кур голодом, чтобы они на съемках сделали все, что надо. Хозяйка, у которой находились куры, по моей просьбе целую неделю их не кормила, а я ей эту услугу оплачивал.
И вот приезжаем на съемку. Я понимаю, что сейчас решается моя судьба, буду ли я работать на студии. Группа мне сочувствует, понимает, что дело вообще-то дохлое.
- Может, сразу снимем? - робко предложил я Микаэляну.
Но он, экономя пленку, начал с репетиции. Предварительно я насыпал корма на диване, где сидела актриса, и вокруг нее на полу. И когда мы вынули кур из ящика, они пошли в нужном направлении, а одна вспрыгнула на диван и стала клевать с колен актрисы. Мне все тихонечко руку жмут: молодец! Но когда решили наконец снимать, куры как-то сникли. Микаэлян удивился: что-то слишком медленно они ходят. Не мог же я ему сказать, что они с голодухи вообще чуть живые. Режиссер посчитал эпизод вялым. И тут его осенило: нужен петух! Настоящий, бойцовый, который поведет кур за собой!
Нашли мы такого петуха в Ленинградском ТЮЗе, он у них в спектакле играл. И дама-реквизитор привезла его на съемки под Смоленск. Ночью я встретил ее с поезда. Она вынесла большую корзину, из которой слышалось рычание, словно там сидел какой-то зверь. Когда уже на месте она развязала тряпку, покрывавшую корзину, оттуда вылетел огромный белый петух с кровавыми глазами и тут же клюнул ее в запястье. У нее - кровь фонтаном... Потом он бросился на меня. А я был в перчатках. На лету я схватил его за горло и немножечко придушил. Эту операцию мне пришлось проделывать трижды. Только после этого он - хва-хва-хва - отошел, недовольный, и уже меня не трогал.
Утром помудревший режиссер решил снимать с первого дубля. Когда я запустил петуха в ящик, там началась какая-то революция. Потом оттуда выскочили шальные куры, а следом - взъерошенный петух. И вместо того чтобы вести кур за собой, он начал покрывать их одну за другой. Все это продолжалось то тех пор, пока не раздалась команда режиссера:
- Прекратите этот бардак!
Уж не знаю, как тюзовцы справлялись с петухом, но его кинобиография на этом закончилась навсегда.
Игорь Рогалев,композитор
НЕМНОГО ОВСЯНКИ В ОПЕРЕ "БОРИС ГОДУНОВ"
Одно время по роду своей деятельности я часто бывал в Мариинском театре, присутствовал на репетициях. Одна из них особенно мне запомнилась. Оперу "Борис Годунов" ставил известный московский кинодеятель Александр Адабашьян.
Зрителям он памятен как сценарист многих фильмов Никиты Михалкова, исполняющий подчас и небольшие роли со словами. Так, в знаменитой картине Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе он входит к великому сыщику и говорит: "Овсянка, сэр!"
И вот ведет Адабашьян репетицию в Мариинском. В каком-то эпизоде он разводит на сцене артистов хора. Суетится. Как-то не так они у него стоят. И в порыве раздражения он кричит, обращаясь к хору:
- Что у вас там за каша?
И кто-то из хора хорошо поставленным басом ему отвечает:
- Овсянка, сэр!
Это была трехступенчатая катастрофа. Хор рухнул тут же. Солисты стали выяснять, что там произошло, и, выяснив, рухнули чуть позже.
После этого и музыканты оркестра начали интересоваться, что там за истерика. Хор уже отсмеялся, солисты - почти, а оркестр лег.
Это было гениально!
Микробайка от О. С.
В день своего 80-летия старейшина питерских скрипачей Владимир Овчарек получил от российского президента теплое поздравление по случаю 85-летия со дня рождения. Эта правительственная телеграмма ничуть не удивила юбиляра, поскольку за свою долгую жизнь он привык к тому, что у нас в стране все любят делать досрочно.
Олег СЕРДОБОЛЬСКИЙ