Культура
"ВЕРЕЩАГИН, УХОДИ С БАРКАСА!.."
20 апреля
За роль таможенника Верещагина Павел Луспекаев был удостоен Государственной премии. В 1997 году. Посмертно. Почти через тридцать лет после выхода на экраны картины "Белое солнце пустыни"...
Артисту не суждено было узнать не только об этом, но и о том, что картина вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, стала культовой, что ее в обязательном порядке смотрят космонавты перед полетом; о том, что слова Верещагина "За державу обидно!" станут неким смысловым символом эпохи, а песне "Ваше благородие, госпожа удача..." он обеспечит долгую жизнь.
Павла Луспекаева не стало в апреле 1970-го. Он не дожил трех дней до 43-летия. И так и не познал славы в полной мере, лишь слегка ощутил, что такое известность. Когда с ним стали здороваться на улице, оборачиваться вслед, он как ребенок радостно говорил попутчикам: "Узнают! Узнают!"
Как показывают опросы, современной молодежи имя Павла Луспекаева мало о чем говорит. Только когда речь заходит о "Белом солнце пустыни", можно услышать что-то вроде: "Верещагин - это супер!" А театралы старшего поколения восторженно вздыхают: "Ах, как он играл Ноздрева!" Не многие помнят Павла Борисовича по его ролям в Большом драматическом театре.
Смешались вымысел и реальность
Павел Луспекаев родился в Луганске, окончил "ремеслуху", во время Великой Отечественной 15-летним подростком ушел в партизаны. Был ранен. После войны - еще до окончания Театрального училища им. М. Щепкина - работал в ворошиловградском театре. В годы московского студенчества мечтал о Малом театре, а оказался далеко от столицы: вначале в Тбилиси, затем в Киеве.
- Я безумно горд тем, что был причастен к переезду Луспекаева в Ленинград, к его переходу в БДТ, - рассказывал Кирилл Лавров. - Я увидел его на сцене Театра имени Леси Украинки. Потрясение было настолько сильным, что я отправился в гримерку. И, не имея на то полномочий, пригласил Луспекаева работать в наш театр! "Да ладно тебе! - сказал Паша, сразу перейдя на "ты". - Мне и в Киеве хорошо". Ну, что ж, хорошо и хорошо... Вернувшись в Ленинград, говорю нашему худруку Георгию Александровичу Товстоногову: "В Киеве есть удивительный артист!" - "Как фамилия?" - "Луспекаев". - "Я о нем уже слышал. Говорят, очень хороший артист". Повинную голову меч не сечет - признаюсь: "Георгий Александрович, извините, но я от вашего имени пригласил его к нам в театр". - "Ну, и что он?" - "Он сказал, что ему и в Киеве хорошо".
Через два дня меня подзывают к телефону. Межгород. "Кирилл, это Паша. Предложение остается в силе?" - "Конечно!" - "Тогда встречай послезавтра".
- Два актера Театра имени Леси Украинки Павлик Луспекаев и Алик Шестопалов после совместного спектакля заспорили, кто из них является лучшим артистом, - поясняет Владимир Рецептер (в то время артист БДТ). - Не без влияния украинской горилки возникла ситуация, во время которой Луспекаев, поскольку был сильнее, немножко покалечил Алика Шестопалова. Пашу собирались уволить из театра с волчьим билетом. Но потом благодаря заступничеству ЦК позволили уволиться по собственному желанию.
Георгий Товстоногов приступал к работе над "Варварами" Максима Горького. Луспекаева он назначил на роль Чиркуна - роль, на которую в первом составе был назначен Кирилл Лавров.
- На первой же читке мне стало понятно, кто должен играть, - продолжает рассказ Лавров. - Я пришел к Товстоногову: "Георгий Александрович, снимите меня, пожалуйста, с роли, потому что то, что делает Паша, по-моему, просто великолепно!" Чиркуна сыграл Луспекаев.
О совместной работе с Луспекаевым вспоминает Владимир Татосов (в то время артист БДТ):
- Спектакль "Поднятая целина", Женя Лебедев играет Щукаря, Паша Луспекаев - Нагульнова. Щукарь - так написано у Шолохова - мешает Нагульнову вести партсобрание. Нагульнов говорит: "Мы ж с тобой договорились, дедуся, что ты помолчишь. А завтра приходи - погутарим!" Щукарь соглашался, но тут же - опять за свое! Паше показалось (и так оно, наверное, и было на самом деле), что Лебедев брал на себя внимания больше, чем этого требовалось по роли. Гляжу, у Паши взгляд становится бешенным. Что-то назревает. "Мы ж с тобой договорились, дедуся! И если ты..." - рычит Паша и вдруг как схватит Женю за грудки! Поднял! "Ты понял меня, дедуся!.." И опустил! Это было что-то невероятное! Вымысел и реальность смешались!..
Режиссер Александр Белинский предложил Луспекаеву сыграть в телевизионном спектакле "Мертвые души" Ноздрева. Артист отказался. Режиссер настаивал: "Паша, я тебя очень прошу..." - "Покажи мне, как играет Ливанов!"
- Я показал фрагмент из картины с Борисом Николаевичем, - рассказывает Белинский. - Паша сказал: "Да нет, не смогу!" - "Паша, твой Ноздрев будет совсем другим! Ноздрев - очень трогательный человек! Ему кажется, что все вокруг подлецы, все его обманывают. Что если есть на свете глубоко несчастный человек, так это он, Ноздрев!" - "Как ты себе это представляешь?" - "Ну вот, например, когда Чичиков говорит Ноздреву: "Я не буду с тобой играть в шашки..." - "Тихо! - закричал Паша. - Вот! Скажи, скажи мне за Чичикова". Я сказал: "Я не буду играть с тобой в шашки". "Так ты - подлец!" И Луспекаев заплакал! Слезы в два ручья!
По признанию Александра Белинского, у Павла Луспекаева был абсолютный критерий оценки своей работы - его дочь Лариса.
- Я спросил: "Лариса смотрела первую серию "Мертвых душ"?" - "Да!" - "Ну и что она сказала?" - "У нас с ней сейчас очень сложные отношения..." А вечером шла вторая серия, и во время показа он мне позвонил: "Слушай! Лялька так смеялась! Я, наверное, действительно прилично сработал!"
Верещагин замышлялся как никчемный выпивоха
Отношения с кинематографом у Павла Луспекаева складывались непросто. Режиссеры предпочитали "более управляемых актеров". На "Ленфильме" чудом сохранились кинопробы Луспекаева к двум картинам. В фильме "Гойя, или Тяжкий путь познания" он мог превосходно сыграть заглавную роль, а в "Хозяине" - попа-растригу.
Заметной удачей в кино была крохотная роль Косталмеда в "Республике ШКИД". Режиссером Геннадием Полокой фильм был задуман как двухсерийный, и роль Луспекаева не должна была быть эпизодической. К сожалению, из-за обострения болезни Павлу Борисовичу пришлось лечь в больницу. На съемочную площадку он не вернулся. Полока, понимая, что от первоначальной идеи придется отказаться, предложил доснять несколько сцен у Луспекаева дома. Но и от этого пришлось отказаться. Нечеловеческие боли Луспекаев терпел, но они проступали на его лице...
Таможенник Верещагин в сценарии "Белого солнца пустыни" - роль второго плана.
- Верещагин замышлялся никчемным выпивохой. А я сделал из него богатыря. Во-первых, мне нужен был персонаж равновеликий красноармейцу Сухову, а во-вторых, мне нужен был артист Луспекаев, - признавался режиссер Владимир Мотыль.
Теперь уже ни для кого не секрет, что в "Белом солнце пустыни" Павел Луспекаев играл с наполовину ампутированными ступнями ног.
- По большому счету, "Белое солнце пустыни" - это памятник Паше Луспекаеву. Но это и свидетельство его мужества, образец актерской самоотдачи профессии, самопожертвования, - считает главный оператор "Солнца" Эдуард Розовский. - Пустыню мы снимали в Каракумах. Каждый день пять часов занимала дорога от гостиницы до места съемок. Потом - пешком по разбарханенным пескам. Луспекаеву мы готовы были предоставить любое средство передвижения: лошадь, телегу - все что угодно. Каждый раз он от всего отказывался и сам преодолевал довольно большое расстояние. Он ни разу не покинул съемочной площадки прежде других. Паша всегда морально поддерживал и утешал девушек, которым тоже было трудно. Не так, как ему, но все же. Лишь изредка можно было наблюдать, как свободный от работы Луспекаев берет ведерко с водой, отходит в сторонку, сбрасывает протезы и докрасна раскаленные свои культи засовывает в воду. А через несколько минут он снова такой же веселый и жизнерадостный!
В сцене драки на баркасе Луспекаева должен был дублировать Александр Массарский, он рассказывал:
- Сцена ставилась полтора месяца, а на экране она идет сорок секунд! Паша порывался все делать сам. Я уговаривал: "Паша, давай репетировать буду я, а там, где можно, мы тебя поставим!" Все сняли со мной и решили лицо Луспекаева проставлять на крупные планы. Но оказалось, что испорчен негатив. Брак пленки! И пришлось переснимать! Через полтора месяца. Когда Каспий уже штормил, лил дождь и было холодно. Паша почти все сделал то, что делал я, к великой моей радости. От меня там остался только один кадр. Какие страдания, фантомные боли терпел Луспекаев! А потом нужно было избавиться от наркотиков, которыми его пичкали доктора как обезболивающим, не стать морфинистом. Луспекаев получил 2700 уколов пантапона, это практически морфий. Но Паша сказал: "Я брошу!" И бросил.
Вместо эпилога
"Скорей бы на съемочную площадку!"
После "Белого солнца пустыни" Луспекаеву предложили работу сразу в нескольких картинах. Он успел сняться в "Зеленых цепочках" и начал в телефильме "Вся королевская рать" Михаила Козакова.
- Я сразу понял, что роль Вилли Старка - роль Луспекаева, и даже сманил его с какой-то другой картины, где он, кажется, уже дал согласие сниматься, - рассказал Козаков. - Прочитав сценарий, Паша согласился: "Эта роль - моя!" Стали репетировать, сняли один эпизод с Луспекаевым, другой... А потом был выходной день. Павел Борисович позвонил мне, жаловался на скуку, говорил, скорей бы на съемочную площадку. Вполне возможно, что это были его последние слова. Известно, что были наивные детишки, которые по многу раз смотрели "Чапаева" в надежде, что при очередном просмотре Василий Иванович выплывет на берег Урала. Наверное, были и такие, кто верил, что спасется Верещагин. Не мог Верещагин покинуть баркас...
Подготовил Владимир ЖЕЛТОВ
Артисту не суждено было узнать не только об этом, но и о том, что картина вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, стала культовой, что ее в обязательном порядке смотрят космонавты перед полетом; о том, что слова Верещагина "За державу обидно!" станут неким смысловым символом эпохи, а песне "Ваше благородие, госпожа удача..." он обеспечит долгую жизнь.
Павла Луспекаева не стало в апреле 1970-го. Он не дожил трех дней до 43-летия. И так и не познал славы в полной мере, лишь слегка ощутил, что такое известность. Когда с ним стали здороваться на улице, оборачиваться вслед, он как ребенок радостно говорил попутчикам: "Узнают! Узнают!"
Как показывают опросы, современной молодежи имя Павла Луспекаева мало о чем говорит. Только когда речь заходит о "Белом солнце пустыни", можно услышать что-то вроде: "Верещагин - это супер!" А театралы старшего поколения восторженно вздыхают: "Ах, как он играл Ноздрева!" Не многие помнят Павла Борисовича по его ролям в Большом драматическом театре.
Смешались вымысел и реальность
Павел Луспекаев родился в Луганске, окончил "ремеслуху", во время Великой Отечественной 15-летним подростком ушел в партизаны. Был ранен. После войны - еще до окончания Театрального училища им. М. Щепкина - работал в ворошиловградском театре. В годы московского студенчества мечтал о Малом театре, а оказался далеко от столицы: вначале в Тбилиси, затем в Киеве.
- Я безумно горд тем, что был причастен к переезду Луспекаева в Ленинград, к его переходу в БДТ, - рассказывал Кирилл Лавров. - Я увидел его на сцене Театра имени Леси Украинки. Потрясение было настолько сильным, что я отправился в гримерку. И, не имея на то полномочий, пригласил Луспекаева работать в наш театр! "Да ладно тебе! - сказал Паша, сразу перейдя на "ты". - Мне и в Киеве хорошо". Ну, что ж, хорошо и хорошо... Вернувшись в Ленинград, говорю нашему худруку Георгию Александровичу Товстоногову: "В Киеве есть удивительный артист!" - "Как фамилия?" - "Луспекаев". - "Я о нем уже слышал. Говорят, очень хороший артист". Повинную голову меч не сечет - признаюсь: "Георгий Александрович, извините, но я от вашего имени пригласил его к нам в театр". - "Ну, и что он?" - "Он сказал, что ему и в Киеве хорошо".
Через два дня меня подзывают к телефону. Межгород. "Кирилл, это Паша. Предложение остается в силе?" - "Конечно!" - "Тогда встречай послезавтра".
- Два актера Театра имени Леси Украинки Павлик Луспекаев и Алик Шестопалов после совместного спектакля заспорили, кто из них является лучшим артистом, - поясняет Владимир Рецептер (в то время артист БДТ). - Не без влияния украинской горилки возникла ситуация, во время которой Луспекаев, поскольку был сильнее, немножко покалечил Алика Шестопалова. Пашу собирались уволить из театра с волчьим билетом. Но потом благодаря заступничеству ЦК позволили уволиться по собственному желанию.
Георгий Товстоногов приступал к работе над "Варварами" Максима Горького. Луспекаева он назначил на роль Чиркуна - роль, на которую в первом составе был назначен Кирилл Лавров.
- На первой же читке мне стало понятно, кто должен играть, - продолжает рассказ Лавров. - Я пришел к Товстоногову: "Георгий Александрович, снимите меня, пожалуйста, с роли, потому что то, что делает Паша, по-моему, просто великолепно!" Чиркуна сыграл Луспекаев.
О совместной работе с Луспекаевым вспоминает Владимир Татосов (в то время артист БДТ):
- Спектакль "Поднятая целина", Женя Лебедев играет Щукаря, Паша Луспекаев - Нагульнова. Щукарь - так написано у Шолохова - мешает Нагульнову вести партсобрание. Нагульнов говорит: "Мы ж с тобой договорились, дедуся, что ты помолчишь. А завтра приходи - погутарим!" Щукарь соглашался, но тут же - опять за свое! Паше показалось (и так оно, наверное, и было на самом деле), что Лебедев брал на себя внимания больше, чем этого требовалось по роли. Гляжу, у Паши взгляд становится бешенным. Что-то назревает. "Мы ж с тобой договорились, дедуся! И если ты..." - рычит Паша и вдруг как схватит Женю за грудки! Поднял! "Ты понял меня, дедуся!.." И опустил! Это было что-то невероятное! Вымысел и реальность смешались!..
Режиссер Александр Белинский предложил Луспекаеву сыграть в телевизионном спектакле "Мертвые души" Ноздрева. Артист отказался. Режиссер настаивал: "Паша, я тебя очень прошу..." - "Покажи мне, как играет Ливанов!"
- Я показал фрагмент из картины с Борисом Николаевичем, - рассказывает Белинский. - Паша сказал: "Да нет, не смогу!" - "Паша, твой Ноздрев будет совсем другим! Ноздрев - очень трогательный человек! Ему кажется, что все вокруг подлецы, все его обманывают. Что если есть на свете глубоко несчастный человек, так это он, Ноздрев!" - "Как ты себе это представляешь?" - "Ну вот, например, когда Чичиков говорит Ноздреву: "Я не буду с тобой играть в шашки..." - "Тихо! - закричал Паша. - Вот! Скажи, скажи мне за Чичикова". Я сказал: "Я не буду играть с тобой в шашки". "Так ты - подлец!" И Луспекаев заплакал! Слезы в два ручья!
По признанию Александра Белинского, у Павла Луспекаева был абсолютный критерий оценки своей работы - его дочь Лариса.
- Я спросил: "Лариса смотрела первую серию "Мертвых душ"?" - "Да!" - "Ну и что она сказала?" - "У нас с ней сейчас очень сложные отношения..." А вечером шла вторая серия, и во время показа он мне позвонил: "Слушай! Лялька так смеялась! Я, наверное, действительно прилично сработал!"
Верещагин замышлялся как никчемный выпивоха
Отношения с кинематографом у Павла Луспекаева складывались непросто. Режиссеры предпочитали "более управляемых актеров". На "Ленфильме" чудом сохранились кинопробы Луспекаева к двум картинам. В фильме "Гойя, или Тяжкий путь познания" он мог превосходно сыграть заглавную роль, а в "Хозяине" - попа-растригу.
Заметной удачей в кино была крохотная роль Косталмеда в "Республике ШКИД". Режиссером Геннадием Полокой фильм был задуман как двухсерийный, и роль Луспекаева не должна была быть эпизодической. К сожалению, из-за обострения болезни Павлу Борисовичу пришлось лечь в больницу. На съемочную площадку он не вернулся. Полока, понимая, что от первоначальной идеи придется отказаться, предложил доснять несколько сцен у Луспекаева дома. Но и от этого пришлось отказаться. Нечеловеческие боли Луспекаев терпел, но они проступали на его лице...
Таможенник Верещагин в сценарии "Белого солнца пустыни" - роль второго плана.
- Верещагин замышлялся никчемным выпивохой. А я сделал из него богатыря. Во-первых, мне нужен был персонаж равновеликий красноармейцу Сухову, а во-вторых, мне нужен был артист Луспекаев, - признавался режиссер Владимир Мотыль.
Теперь уже ни для кого не секрет, что в "Белом солнце пустыни" Павел Луспекаев играл с наполовину ампутированными ступнями ног.
- По большому счету, "Белое солнце пустыни" - это памятник Паше Луспекаеву. Но это и свидетельство его мужества, образец актерской самоотдачи профессии, самопожертвования, - считает главный оператор "Солнца" Эдуард Розовский. - Пустыню мы снимали в Каракумах. Каждый день пять часов занимала дорога от гостиницы до места съемок. Потом - пешком по разбарханенным пескам. Луспекаеву мы готовы были предоставить любое средство передвижения: лошадь, телегу - все что угодно. Каждый раз он от всего отказывался и сам преодолевал довольно большое расстояние. Он ни разу не покинул съемочной площадки прежде других. Паша всегда морально поддерживал и утешал девушек, которым тоже было трудно. Не так, как ему, но все же. Лишь изредка можно было наблюдать, как свободный от работы Луспекаев берет ведерко с водой, отходит в сторонку, сбрасывает протезы и докрасна раскаленные свои культи засовывает в воду. А через несколько минут он снова такой же веселый и жизнерадостный!
В сцене драки на баркасе Луспекаева должен был дублировать Александр Массарский, он рассказывал:
- Сцена ставилась полтора месяца, а на экране она идет сорок секунд! Паша порывался все делать сам. Я уговаривал: "Паша, давай репетировать буду я, а там, где можно, мы тебя поставим!" Все сняли со мной и решили лицо Луспекаева проставлять на крупные планы. Но оказалось, что испорчен негатив. Брак пленки! И пришлось переснимать! Через полтора месяца. Когда Каспий уже штормил, лил дождь и было холодно. Паша почти все сделал то, что делал я, к великой моей радости. От меня там остался только один кадр. Какие страдания, фантомные боли терпел Луспекаев! А потом нужно было избавиться от наркотиков, которыми его пичкали доктора как обезболивающим, не стать морфинистом. Луспекаев получил 2700 уколов пантапона, это практически морфий. Но Паша сказал: "Я брошу!" И бросил.
Вместо эпилога
"Скорей бы на съемочную площадку!"
После "Белого солнца пустыни" Луспекаеву предложили работу сразу в нескольких картинах. Он успел сняться в "Зеленых цепочках" и начал в телефильме "Вся королевская рать" Михаила Козакова.
- Я сразу понял, что роль Вилли Старка - роль Луспекаева, и даже сманил его с какой-то другой картины, где он, кажется, уже дал согласие сниматься, - рассказал Козаков. - Прочитав сценарий, Паша согласился: "Эта роль - моя!" Стали репетировать, сняли один эпизод с Луспекаевым, другой... А потом был выходной день. Павел Борисович позвонил мне, жаловался на скуку, говорил, скорей бы на съемочную площадку. Вполне возможно, что это были его последние слова. Известно, что были наивные детишки, которые по многу раз смотрели "Чапаева" в надежде, что при очередном просмотре Василий Иванович выплывет на берег Урала. Наверное, были и такие, кто верил, что спасется Верещагин. Не мог Верещагин покинуть баркас...
Подготовил Владимир ЖЕЛТОВ