Северо-Запад
МОСТ ИЗ ЛЕГЕНДЫ
03 май
Думаете, только Петербург может похвастать разводными мостами? Сейчас - да. А в древности Господин Великий Новгород был обладателем первого на территории нынешней России разводного моста над широкой, в 220 метров, рекой. Разумеется, называли его Великий мост. История его, с одной стороны, легендарна, с другой - реальна: подтверждается ежегодными подводными исследованиями.
ЗДЕСЬ ЗИМОЙ ЛЬДА НЕ ДОПРОСИШЬСЯ
Куратором этих исследований неизменно остается Сергей Трояновский, заместитель председателя Новгородского общества любителей древностей - личность в Новгороде известная. Несмотря на свою относительную молодость, он успел и в Кремле усердно покопать, и чиновником побыть (руководил охраной памятников), и объездить всю Новгородскую область, добывая все новые сведения о жизни наших предков. Для него Великий мост - не просто чудо инженерной мысли, а один из символов Новгородской республики:
- Такое огромное сооружение, как этот мост, требовало четкой организации его обслуживания. При Ярославе Мудром даже был создан "Устав князя Ярослава о мостах". В нем четко расписана регламентация мощения городских улиц в центральной части, видимо, там, где были общественные центры, на Торгу, и очень подробно описано, кто мостит Великий мост. Но речь шла не о камнях, разумеется, а о деревянном настиле. Вообще, мост - это нечто соединяющее. Кстати, улицы тоже называли мостами, а слово "улица" обозначало скорее общину, здесь жившую, а не магистраль.
Без моста Новгород не мог развиваться нормально. Ведь обе его части - и Софийская сторона, где стоит Кремль, и Торговая - возникли примерно одновременно, и между ними должно было быть четкое сообщение. Поскольку Волхов не замерзает, то зимней переправы по льду быть не могло, а сам мост ставился не как наплавной, летний, а как постоянный, причем очень крепкий - ведь лед из озера мог смести его каждую весну. И сносило, кстати, - до 15 городен выбивало из моста каждые 2-3 года (городня - это мостовая опора, покоящаяся на сваях), а всего их было 22. Скажем, Киев не знал такой проблемы - он весь развивался на одном берегу реки. А Великий мост в Новгороде вскоре приобрел значимость не только как инженерное сооружение. На нем устраивались гулянья, драки "стенка на стенку" (очень важный элемент средневековой жизни), а также казнили преступников. И самое главное: есть данные, что мост был разводным! То есть его середина отводилась на тросах для прохода судов.
ИЛА НЕ НАШЛИ
Трояновский листает списки с летописей:
- Видите, первое упоминание о Великом мосте относится к 1133 году, но в то же время написано, что мост уже чинили, значит, он был выстроен раньше. Существует легенда, что когда Добрыня приехал крестить новгородцев, они приняли его враждебно и разобрали мост, чтобы он не мог перебраться на другую сторону. Документальных подтверждений этой истории нет, но то, что мост много старше первого летописного упоминания, - это очевидно, правда, мы пока не знаем, насколько.
Поисками Великого моста занялись относительно недавно - только в 2004 году началось обследование дна реки. Раньше существовало стойкое убеждение, что водолазу-археологу в Волхове делать нечего - мол, на дне три метра ила, в котором все равно ничего не найдешь. Кроме того, по реке проходила навигация и рядом существует современный мост - так называемый Горбатый пешеходный, поставленный, как считалось раньше, прямо на месте Великого моста, что тоже делало невозможным поиски старых свай, якобы уничтоженных при строительстве. Но Трояновскому и петербургскому ученому Олегу Хархордину, который занимался феноменом Новгородской республики, удалось организовать международный проект научно-исследовательского фонда ИНТАС (Брюссель, Бельгия) - работы по поиску средневековых мостов велись в Италии, Франции и Армении.
Трояновский говорит, что половина успеха - это грамотная работа водолазов под руководством Айвара Степанова:
- Это одна из самых лучших подводных археологических групп в стране. Когда они первый раз погрузились, то были потрясены: никакого ила, чистое галечное дно, но, к сожалению, летом - очень мутная вода. Кроме того, хоть Волхов и считается медленной рекой, но все равно водолаз на дне может работать только лежа, потому что едва он встает, его тут же сносит течением. Решили работать зимой, в феврале - это оптимальное по освещенности и температуре время, но здесь новые сложности: поскольку водолазы не с аквалангами, а со шлангами, льдины, идущие по реке, могут их перерезать. Слава богу, опытность команды Степанова пока спасает нас от жертв.
БЮРО НАХОДОК ПОД МОСТОМ
К сожалению, пока не удается найти опоры самого первого моста. Зато нашли остатки последнего деревянного, который в XIX веке был заменен металлическим арочным, прослужившим до войны и взорванным в ее ходе. Все это время основная дорога Новгорода проходила через кремль - через его огромные арки, где теперь ходят экскурсанты и проезжают только служебные машины. Трудно себе представить, но в довоенном Новгороде весь транспортный поток шел через нынешний музей-заповедник, мимо Софийского собора, - другого-то моста не было.
И хотя самый первый мост пока не обнаружен, Трояновский уверен, что он найдется:
- Здесь он был, где ж ему еще быть, а дубовые сваи могут и тысячу лет сохраняться даже в таких условиях. А сколько всего попутно мы нашли! Это косвенное подтверждение тому, что древнейший и все последующие мосты находились здесь. Количество артефактов исчисляется тысячами, среди них боевые топоры, лезвия мечей, ножны, не говоря уже о монетах и керамике. Все это уронили с Великого моста за столетия его существования.
справка "нв"
Волхов вытекает из озера Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. В древних летописях река называлась Мутной. Из 224 км длины Волхова половина приходится на Новгородскую область. Течет медленно, падение от Ильменя до Ладожского озера не более 15 м. Скорость течения Волхова даже при высоком уровне воды - менее 1 м/с. Иногда в Волхове наблюдается обратное течение. Это связано с подпором течения водами притоков и бывает при низком уровне воды в Ильмени. Ширина реки у Новгорода - 220 м, максимальная глубина -10 м, в среднем -
4 м. Волхов свободен ото льда около 8 месяцев, в пределах Новгорода замерзает только при морозах ниже -20о, при повышении температуры сразу появляются полыньи: это связано с притоком более теплых придонных вод Ильменя и наличием родников.
Татьяна ХМЕЛЬНИК
ЗДЕСЬ ЗИМОЙ ЛЬДА НЕ ДОПРОСИШЬСЯ
Куратором этих исследований неизменно остается Сергей Трояновский, заместитель председателя Новгородского общества любителей древностей - личность в Новгороде известная. Несмотря на свою относительную молодость, он успел и в Кремле усердно покопать, и чиновником побыть (руководил охраной памятников), и объездить всю Новгородскую область, добывая все новые сведения о жизни наших предков. Для него Великий мост - не просто чудо инженерной мысли, а один из символов Новгородской республики:
- Такое огромное сооружение, как этот мост, требовало четкой организации его обслуживания. При Ярославе Мудром даже был создан "Устав князя Ярослава о мостах". В нем четко расписана регламентация мощения городских улиц в центральной части, видимо, там, где были общественные центры, на Торгу, и очень подробно описано, кто мостит Великий мост. Но речь шла не о камнях, разумеется, а о деревянном настиле. Вообще, мост - это нечто соединяющее. Кстати, улицы тоже называли мостами, а слово "улица" обозначало скорее общину, здесь жившую, а не магистраль.
Без моста Новгород не мог развиваться нормально. Ведь обе его части - и Софийская сторона, где стоит Кремль, и Торговая - возникли примерно одновременно, и между ними должно было быть четкое сообщение. Поскольку Волхов не замерзает, то зимней переправы по льду быть не могло, а сам мост ставился не как наплавной, летний, а как постоянный, причем очень крепкий - ведь лед из озера мог смести его каждую весну. И сносило, кстати, - до 15 городен выбивало из моста каждые 2-3 года (городня - это мостовая опора, покоящаяся на сваях), а всего их было 22. Скажем, Киев не знал такой проблемы - он весь развивался на одном берегу реки. А Великий мост в Новгороде вскоре приобрел значимость не только как инженерное сооружение. На нем устраивались гулянья, драки "стенка на стенку" (очень важный элемент средневековой жизни), а также казнили преступников. И самое главное: есть данные, что мост был разводным! То есть его середина отводилась на тросах для прохода судов.
ИЛА НЕ НАШЛИ
Трояновский листает списки с летописей:
- Видите, первое упоминание о Великом мосте относится к 1133 году, но в то же время написано, что мост уже чинили, значит, он был выстроен раньше. Существует легенда, что когда Добрыня приехал крестить новгородцев, они приняли его враждебно и разобрали мост, чтобы он не мог перебраться на другую сторону. Документальных подтверждений этой истории нет, но то, что мост много старше первого летописного упоминания, - это очевидно, правда, мы пока не знаем, насколько.
Поисками Великого моста занялись относительно недавно - только в 2004 году началось обследование дна реки. Раньше существовало стойкое убеждение, что водолазу-археологу в Волхове делать нечего - мол, на дне три метра ила, в котором все равно ничего не найдешь. Кроме того, по реке проходила навигация и рядом существует современный мост - так называемый Горбатый пешеходный, поставленный, как считалось раньше, прямо на месте Великого моста, что тоже делало невозможным поиски старых свай, якобы уничтоженных при строительстве. Но Трояновскому и петербургскому ученому Олегу Хархордину, который занимался феноменом Новгородской республики, удалось организовать международный проект научно-исследовательского фонда ИНТАС (Брюссель, Бельгия) - работы по поиску средневековых мостов велись в Италии, Франции и Армении.
Трояновский говорит, что половина успеха - это грамотная работа водолазов под руководством Айвара Степанова:
- Это одна из самых лучших подводных археологических групп в стране. Когда они первый раз погрузились, то были потрясены: никакого ила, чистое галечное дно, но, к сожалению, летом - очень мутная вода. Кроме того, хоть Волхов и считается медленной рекой, но все равно водолаз на дне может работать только лежа, потому что едва он встает, его тут же сносит течением. Решили работать зимой, в феврале - это оптимальное по освещенности и температуре время, но здесь новые сложности: поскольку водолазы не с аквалангами, а со шлангами, льдины, идущие по реке, могут их перерезать. Слава богу, опытность команды Степанова пока спасает нас от жертв.
БЮРО НАХОДОК ПОД МОСТОМ
К сожалению, пока не удается найти опоры самого первого моста. Зато нашли остатки последнего деревянного, который в XIX веке был заменен металлическим арочным, прослужившим до войны и взорванным в ее ходе. Все это время основная дорога Новгорода проходила через кремль - через его огромные арки, где теперь ходят экскурсанты и проезжают только служебные машины. Трудно себе представить, но в довоенном Новгороде весь транспортный поток шел через нынешний музей-заповедник, мимо Софийского собора, - другого-то моста не было.
И хотя самый первый мост пока не обнаружен, Трояновский уверен, что он найдется:
- Здесь он был, где ж ему еще быть, а дубовые сваи могут и тысячу лет сохраняться даже в таких условиях. А сколько всего попутно мы нашли! Это косвенное подтверждение тому, что древнейший и все последующие мосты находились здесь. Количество артефактов исчисляется тысячами, среди них боевые топоры, лезвия мечей, ножны, не говоря уже о монетах и керамике. Все это уронили с Великого моста за столетия его существования.
справка "нв"
Волхов вытекает из озера Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. В древних летописях река называлась Мутной. Из 224 км длины Волхова половина приходится на Новгородскую область. Течет медленно, падение от Ильменя до Ладожского озера не более 15 м. Скорость течения Волхова даже при высоком уровне воды - менее 1 м/с. Иногда в Волхове наблюдается обратное течение. Это связано с подпором течения водами притоков и бывает при низком уровне воды в Ильмени. Ширина реки у Новгорода - 220 м, максимальная глубина -10 м, в среднем -
4 м. Волхов свободен ото льда около 8 месяцев, в пределах Новгорода замерзает только при морозах ниже -20о, при повышении температуры сразу появляются полыньи: это связано с притоком более теплых придонных вод Ильменя и наличием родников.
Татьяна ХМЕЛЬНИК