Общество

ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ СУММА НЕ МЕНЯЕТСЯ

11 май
Два дня - 8 и 9 мая - в полной мере показали, что население Эстонии расколото. Что события, которые начались в ночь на 27 апреля, - не случайность. Это вспышка конфликта, который тлел в стране последние 15 лет. За десять дней после беспорядков в центре Таллина страна стала другой. Корреспонденты "НВ" увидели перемены своими глазами.

9 мая в Эстонии - рабочий день. Но уже с самого утра люди шли возложить цветы на Тынисмяги, где раньше стоял "Бронзовый солдат", и на Воинское кладбище, куда памятник перенесли в экстренном порядке.

Сквер на Тынисмяги без памятника выглядит непривычно пустым. Его обнесли сеткой-забором, на котором висит объявление: "Ведутся работы по озеленению" - по-русски и по-эстонски. В сквере высаживают цветы. Всего хотят посадить 70 тысяч. Планируют успеть к 15 мая - Дню Таллина.

Вдоль забора выставили оцепление из полицейских. Как рассказали корреспондентам "НВ" в мэрии города, в Таллин на 8-9 мая были введены большие силы - около тысячи человек со всей страны. Им помогали сотрудники военной полиции.

Похоже, правительство Андруса Ансипа всерьез опасалось повторения беспорядков, которые случились в ночь на 27 апреля, когда от ножевых ранений погиб студент Дмитрий Ганин, а вытесненная с Тынисмяги толпа била витрины магазинов и полицейских участков, жгла киоски. О том, какой размах приняли беспорядки, напоминают закрытые фанерой витрины и окна.

Мы ехали в Таллин с ощущением, что беспорядки повторятся, потому что Эстония перестала быть спокойной внешне страной. Оказалось, что внутренние противоречия рвутся наружу.

Однако беспорядков не было. Не считая инцидента, который случился уже в ночь на четверг, когда у сквера на Тынисмяги полиция задержала несколько молодых людей.

Возможно, беспорядков удалось избежать еще и потому, что до 11 мая в Таллине и других городах Эстонии была запрещена продажа алкоголя. В Таллине перед самым 8 мая магазины продавали спиртное только с

8 до 14 часов. Но День памяти и скорби по павшим во Второй мировой войне и День Победы прошли под знаком сухого закона - выпить можно было только в барах.

...Без "Бронзового солдата" сквер на Тынисмяги потерял часть своей притягательности. Впрочем, полиция разрешала возлагать цветы на забор. Здесь же, на тротуаре, вспыхивали своего рода митинги. Молодые и пожилые, русские и эстонцы спорили. Но это были усталые споры.

Зато местом паломничества стало Воинское кладбище. Оно находится примерно в двух километрах от Тынисмяги, за спорткомплексом "Калев". От улицы Юхкентали, которая ведет от Старого города к автовокзалу, нужно примерно 800 метров подниматься в гору по асфальтовой дороге. Чем выше - тем меньше этот район похож на центр европейского города. Дорога зажата заборами армейского вида. С вершины, от ворот Воинского кладбища, небоскребы на краю Старого города кажутся уже не такими большими.

Утром 9 мая паломников у "Бронзового солдата" было немного, но ближе к вечеру, когда закончился рабочий день, по улице уже поднимался людской поток. Студенты и школьники в модных прикидах, пожилые люди в скромных плащах и костюмах, бизнесмены и неформалы, семьями и поодиночке, несли цветы. В основном гвоздики и тюльпаны.

У ворот кладбища пришедшие вставали в очередь. Медленно приближались к памятнику, возлагали цветы, минуту-другую стояли и уходили. За движением людей присматривали десятки полицейских. Но среди паломников не было ни пьяных, ни агрессивных людей. Трудно определить общее настроение. Наверное, это были решимость и печаль.



Об экономическом аспекте российско-эстонского конфликта - на стр. 5



В эти два дня в Таллине не один и не два человека рассказывали корреспондентам "НВ" о том, что они намерены уехать. Например, Дмитрий Скрябин (фамилия изменена. - Прим. авт.) сказал, что намерен продать свой новый дом, свернуть бизнес и вместе с семьей переехать в Барселону. Дмитрий, его жена и дочка - полноправные граждане Эстонии. Но эти молодые (около 30 лет) люди не видят себя в этой стране, то есть Эстонию намерены покинуть состоявшиеся и активные люди.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ



Николай УСПЕНСКИЙ, посол России в Эстонии:

- Я уважаю тех, кто в Эстонии помнит и чтит 9 Мая. Это наш общий праздник, День Победы. И у нас есть и желание, и возможности, и готовность вместе праздновать наши праздники, отдавать дань памяти нашим отцам и дедам.

Что же касается российско-эстонских отношений, то, конечно, действия властей по переносу монумента были оценены со стороны нашей общественности весьма резко. 86 процентов россиян поддерживают мнение российского руководства по этому вопросу. И это правильно. Мы против кощунства. У нас есть узы соседства, географические, исторические, культурные и прочие корни... У тех же, кто хочет разобщить наши народы, искусственно поставить границу между Россией и Эстонией, между разными общинами внутри Эстонии, ничего не получится.



8 мая премьер-министр правительства Эстонии Андрус Ансип возложил цветы утром в День памяти и скорби по погибшим во Второй мировой войне. Вместе с ним на Воинское кладбище приехали члены правительства и представители дипкорпуса.

Говорят, что Ансип собирался только возложить цветы к мемориалу на Марьямяги. Однако в понедельник, 7 мая, он был приглашен в посольство США. После встречи премьера с американскими дипломатами стало известно, что Ансип возложит цветы и к "Бронзовому солдату". Ну а президент Эстонии Томас Ильвес в эти дни был с государственным визитом в Грузии.

Между тем, по данным Райво Кюйта, префекта Пыхьяской префектуры полиции, после событий в ночь на 27 апреля поступили три жалобы на действия полиции. По всем случаям идет тщательная проверка.

Спустя почти две недели после драматических событий в центре Таллина становятся известны некоторые подробности.

Итак, 26 апреля на Тынисмяги был установлен огромный тент. К вечеру стали собираться люди. Подтянули полицейских. Ближе к полуночи полиция попросила людей разойтись. В ответ в полицейских полетели бутылки. Около 3 часов ночи началось экстренное совещание у Андруса Ансипа, на котором было решено демонтировать памятник. Через полтора часа стало известно, что памятник демонтирован. Все это происходило на фоне беспорядков. Даже если предположить, что за два часа рабочие могли демонтировать, погрузить и перевезти памятник, они должны были к этому подготовиться.

То есть речь может идти о спланированной акции: начать работы под прикрытием тента - провести разгон протестантов - вывезти памятник...

Притом источники в полиции говорят, что после того, как манифестантов вытеснили с Тынисмяги, около полутора часов протестанты были предоставлены сами себе. Только на исходе второго часа полиция начала усмирение подростков, которые уже громили город.

Эксперты, которых опросили корреспонденты "НВ", полагают, что у Андруса Ансипа, который провел свою предвыборную кампанию в рийгикогу в первую очередь на противостоянии вокруг "Бронзового солдата", не было выбора. Если бы он в течение полугода не выполнил основной пункт своей программы, то это означало бы его политическую смерть. Фактически премьер Эстонии оказался заложником своих радикальных установок.



МЕЖДУ ТЕМ...



НА ГРАНИЦЕ ФУРЫ ХОДЯТ ХМУРО



В ночь на 10 мая на мосту Дружбы между Нарвой и Ивангородом появился знак, который запрещает проезд машин массой больше 3,5 тонны. Кто установил этот знак, пока неизвестно. Однако ночью через мост шли большие грузовики. Правда, против обыкновения, не было огромных очередей с обеих сторон границы.

По данным разных источников, ограничение установлено с ведома Минтранса России. По другим данным, это сделали местные власти. Тем не менее в Федеральной таможенной службе РФ сообщили вчера, что грузовики из Эстонии смогут пересечь границу России через погранпереходы в Псковской области.

Екатерина ФОФАШКОВА, Никита ФЕДОРОВ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+5
Слабый дождь