Культура
ВЛАДИМИР ТАТОСОВ: "Я НЕ СТАРЫЙ ВОРЧУН..."
11 май
Вчера актеру Владимиру Татосову исполнился 81 год. Дата не круглая... Но кто сказал, что внимания достойны только круглые даты и юбилеи?! Тем более что для встречи с народным артистом России и без того есть серьезный повод - в театре "Приют комедианта" не так давно состоялась премьера спектакля "Сбитый дождем", где Владимир Татосов играет... ангела.
- Владимир Михайлович, как вы думаете, почему на роль ангела утвердили именно вас?
- Для меня было совершенно неожиданно, когда из театра позвонили и сказали, что эта пьеса принята к постановке и для меня там есть роль. Заведующая режиссерским управлением сказала, что репетиции уже идут, но без исполнителя роли ангела. Я пришел, постепенно подключился и вышел на премьеру. Честно говоря, я сначала не понял, что нужно делать. В этой роли нет ни слова текста, кроме имени одного из героев, когда ангела научили говорить. А остальное - это же чревовещание, всякие звуки... даже не знаю, откуда эти звуки у меня берутся. Задача была интересная - сыграть роль, в которой ты не можешь ни на минуту покинуть сцену, не сказав практически ни единого слова. Такого у меня раньше не было. Потом в какой-то рецензии я прочитал, что весь зрительный зал следит за тем, что делает ангел, наблюдает за этим молчащим персонажем. В целом спектакль, как мне кажется, получился. Это добрая притча, которая интригует зал. И как принимают ее - удивительно!
- В чем ее суть?
- Я понимаю смысл притчи так: подождите, не надо сразу впадать в агрессию, если вы встречаетесь с непонятным для себя явлением. Присмотритесь, даже если перед вами инопланетянин, - это не значит, что его появление не принесет вам добра. А может быть, вообще ничего не принесет. В пьесе ситуация заострена - ангел падает в дом очень бедных людей. Им и так-то плохо живется, а он еще и крышу прохудил. Он не разговаривает, и вообще непонятно, что это за существо. Но люди постепенно узнают, что, оказывается, он приносит добро. Хозяин дома первым полюбил сбитого дождем ангела. И родилась притча: даже если вам кажется, что это падший ангел, не спешите делать вывод.
Все актеры, занятые в спектакле, поставленном по пьесе Андрея Курейчика, написанной, в свою очередь, по мотивам рассказа Габриэля Гарсиа Маркеса "Старый сеньор с огромными крыльями", - так вот, все актеры имеют чувство юмора, без него сыграть эту историю было бы невозможно. И еще: режиссер Гарольд Стрелков чувствует актера, выполняет его пожелания, но очень тонко протаскивает то, что нужно именно ему.
- А вам самому не хотелось бы поставить что-то подобное?
- В молодости я ставил номера концертным актерам, переводил на язык эстрады известные рассказы или новеллы. Но это было очень давно, и с тех пор я режиссурой не занимаюсь. Это не мое, на большой спектакль меня бы не хватило. Я все-таки актер. Как актер, имеющий солидный опыт работы в кинематографе, могу сказать, что, если бы мне предложили сыграть сбитого ангела в кино, я бы, конечно, согласился. История с крабами, дождем, жуткой грозой, которая сбила ангела, дает повод для кинофантазий.
- Не только ангелы приносят добро. Как вам кажется, много сейчас добра идет со сцены?
- Есть такой дефицит, и не только в петербургском театре. Сейчас в основном присутствуют спектакли со знаком "минус". Они рассказывают об обозленных, мстительных и жестоких людях. Я чувствую, как зрителю это начинает надоедать. А после нашего спектакля зрительный зал сияет, людям становится хорошо. Иногда я попадаю в какой-нибудь театр и ухожу, не стесняясь, в антракте. Один раз, сравнительно недавно, я ушел даже в середине первого акта и подумал: "Какое счастье - зрители не видят, что и я попался на этот лохотрон".
- У спектакля обязательно должен быть хеппи-энд?
- Вы знаете, сейчас уже хочется. Помню, до Татьяны Казаковой я работал в Театре комедии имени Акимова с Дмитрием Астраханом. Взял в библиотеке сборники западноевропейской драматургии и прочитал пьесу Эдуардо де Филиппо "Филумена Мортурано". Как раз тогда по телевизору шел сериал "Богатые тоже плачут". Ни одного человека на улице не было в это время. И я подумал: "Филумена Мортурано" - то же самое, только в блистательной драматургии. Я сказал об этом Астрахану, и он ответил: "А вам не кажется, что пьеса уже устарела?" - но клюнул! И шесть сезонов на аншлагах мы играли спектакль с Ольгой Антоновой. Финал - хеппи-энд, и такая радость в зале! Видно было, что люди тянутся к добру. В последнее время в театры почти не хожу. Пробовал, конечно, но не везло - попадал на явно надуманные спектакли, доведенные до полного абсурда. Это то, что я органически не принимаю, потому что принадлежу к старой классической русской школе великого Станиславского. Но самое ужасное, что в современных постановках добро в дефиците.
- Владимир Михайлович, а вам предлагали участвовать в таких надуманных, абсурдных спектаклях?
- За семь лет, проведенных в штате театра "Балтийский дом", я отказался от семи спектаклей. Меня вызывало руководство, предлагало роль, потом я приходил на читку пьесы и на первую репетицию. Я понимал, что здесь что-то нечисто, но приходил второй раз и убеждался, что это бред, театральная афера. А я не в той весовой категории, чтобы соглашаться на такое предложение. Мне не надо играть, лишь бы быть занятым. Главное, чтобы мне самому было интересно, чтобы я смог сказать что-то зрителю. То, что творится сейчас в некоторых театрах, - это кошмар. С модных спектаклей валом уходит народ. А ведь главное - как реагируют простые зрители, как они меня понимают. Если бы понимали только критики, было бы скучно.
Как-то раз меня вызвали на репетицию спектакля "Тарас Бульба", где я должен был играть главную роль. Я пришел и честно выслушал настоящий бред. На следующий день повторилось то же самое. Ну какой же я Тарас Бульба! Это же театральное хулиганство, лохотрон. А вот, когда в "Балтийском доме" сняли с репертуара спектакль "Бродвейский блюз", я ушел из театра.
- Может, вы, простите, просто ретроград?
- Мы живем в то время, когда никто ничего не запрещает. Нет ни художественных советов, ни комиссий. Делай что хочешь, ставь спектакль хоть с матом. Но, хочу заметить, это не значит, что я против новых форм и интересных ходов на современной сцене. Я за них, если понимаю, для чего это нужно. Например, в спектакле "Борис Годунов" режиссера Деклана Доннелана артисты одеты в форму пограничников, таможенников, милиционеров, один персонаж вышел в современном однобортном костюме. И меня это ничуть не смущало. Поэтому, поймите меня правильно, - я не демагог и не старый ворчун, а современный человек, невзирая на мои 80 с хвостиком.
ДОСЬЕ "НВ"
Народный артист России Владимир Татосов мечтал стать летчиком и даже учился в авиационной школе. Затем окончил студию при Свердловском драматическом театре. В разные годы работал в БДТ, Театре Комедии им. Акимова, Театре им. Ленинского комсомола ("Балтийский дом"), театре "Русская антреприза им. Андрея Миронова", "Приют комедианта". В кино снимается с 1954 года. Наиболее значительные роли: Яков Свердлов ("Шестое июля"), Имерцаки ("Интервенция"), Станислав Тыклинский ("Крах инженера Гарина"), Гобсек ("Гобсек").
Беседовала Елена ПЕТРОВСКАЯ
- Владимир Михайлович, как вы думаете, почему на роль ангела утвердили именно вас?
- Для меня было совершенно неожиданно, когда из театра позвонили и сказали, что эта пьеса принята к постановке и для меня там есть роль. Заведующая режиссерским управлением сказала, что репетиции уже идут, но без исполнителя роли ангела. Я пришел, постепенно подключился и вышел на премьеру. Честно говоря, я сначала не понял, что нужно делать. В этой роли нет ни слова текста, кроме имени одного из героев, когда ангела научили говорить. А остальное - это же чревовещание, всякие звуки... даже не знаю, откуда эти звуки у меня берутся. Задача была интересная - сыграть роль, в которой ты не можешь ни на минуту покинуть сцену, не сказав практически ни единого слова. Такого у меня раньше не было. Потом в какой-то рецензии я прочитал, что весь зрительный зал следит за тем, что делает ангел, наблюдает за этим молчащим персонажем. В целом спектакль, как мне кажется, получился. Это добрая притча, которая интригует зал. И как принимают ее - удивительно!
- В чем ее суть?
- Я понимаю смысл притчи так: подождите, не надо сразу впадать в агрессию, если вы встречаетесь с непонятным для себя явлением. Присмотритесь, даже если перед вами инопланетянин, - это не значит, что его появление не принесет вам добра. А может быть, вообще ничего не принесет. В пьесе ситуация заострена - ангел падает в дом очень бедных людей. Им и так-то плохо живется, а он еще и крышу прохудил. Он не разговаривает, и вообще непонятно, что это за существо. Но люди постепенно узнают, что, оказывается, он приносит добро. Хозяин дома первым полюбил сбитого дождем ангела. И родилась притча: даже если вам кажется, что это падший ангел, не спешите делать вывод.
Все актеры, занятые в спектакле, поставленном по пьесе Андрея Курейчика, написанной, в свою очередь, по мотивам рассказа Габриэля Гарсиа Маркеса "Старый сеньор с огромными крыльями", - так вот, все актеры имеют чувство юмора, без него сыграть эту историю было бы невозможно. И еще: режиссер Гарольд Стрелков чувствует актера, выполняет его пожелания, но очень тонко протаскивает то, что нужно именно ему.
- А вам самому не хотелось бы поставить что-то подобное?
- В молодости я ставил номера концертным актерам, переводил на язык эстрады известные рассказы или новеллы. Но это было очень давно, и с тех пор я режиссурой не занимаюсь. Это не мое, на большой спектакль меня бы не хватило. Я все-таки актер. Как актер, имеющий солидный опыт работы в кинематографе, могу сказать, что, если бы мне предложили сыграть сбитого ангела в кино, я бы, конечно, согласился. История с крабами, дождем, жуткой грозой, которая сбила ангела, дает повод для кинофантазий.
- Не только ангелы приносят добро. Как вам кажется, много сейчас добра идет со сцены?
- Есть такой дефицит, и не только в петербургском театре. Сейчас в основном присутствуют спектакли со знаком "минус". Они рассказывают об обозленных, мстительных и жестоких людях. Я чувствую, как зрителю это начинает надоедать. А после нашего спектакля зрительный зал сияет, людям становится хорошо. Иногда я попадаю в какой-нибудь театр и ухожу, не стесняясь, в антракте. Один раз, сравнительно недавно, я ушел даже в середине первого акта и подумал: "Какое счастье - зрители не видят, что и я попался на этот лохотрон".
- У спектакля обязательно должен быть хеппи-энд?
- Вы знаете, сейчас уже хочется. Помню, до Татьяны Казаковой я работал в Театре комедии имени Акимова с Дмитрием Астраханом. Взял в библиотеке сборники западноевропейской драматургии и прочитал пьесу Эдуардо де Филиппо "Филумена Мортурано". Как раз тогда по телевизору шел сериал "Богатые тоже плачут". Ни одного человека на улице не было в это время. И я подумал: "Филумена Мортурано" - то же самое, только в блистательной драматургии. Я сказал об этом Астрахану, и он ответил: "А вам не кажется, что пьеса уже устарела?" - но клюнул! И шесть сезонов на аншлагах мы играли спектакль с Ольгой Антоновой. Финал - хеппи-энд, и такая радость в зале! Видно было, что люди тянутся к добру. В последнее время в театры почти не хожу. Пробовал, конечно, но не везло - попадал на явно надуманные спектакли, доведенные до полного абсурда. Это то, что я органически не принимаю, потому что принадлежу к старой классической русской школе великого Станиславского. Но самое ужасное, что в современных постановках добро в дефиците.
- Владимир Михайлович, а вам предлагали участвовать в таких надуманных, абсурдных спектаклях?
- За семь лет, проведенных в штате театра "Балтийский дом", я отказался от семи спектаклей. Меня вызывало руководство, предлагало роль, потом я приходил на читку пьесы и на первую репетицию. Я понимал, что здесь что-то нечисто, но приходил второй раз и убеждался, что это бред, театральная афера. А я не в той весовой категории, чтобы соглашаться на такое предложение. Мне не надо играть, лишь бы быть занятым. Главное, чтобы мне самому было интересно, чтобы я смог сказать что-то зрителю. То, что творится сейчас в некоторых театрах, - это кошмар. С модных спектаклей валом уходит народ. А ведь главное - как реагируют простые зрители, как они меня понимают. Если бы понимали только критики, было бы скучно.
Как-то раз меня вызвали на репетицию спектакля "Тарас Бульба", где я должен был играть главную роль. Я пришел и честно выслушал настоящий бред. На следующий день повторилось то же самое. Ну какой же я Тарас Бульба! Это же театральное хулиганство, лохотрон. А вот, когда в "Балтийском доме" сняли с репертуара спектакль "Бродвейский блюз", я ушел из театра.
- Может, вы, простите, просто ретроград?
- Мы живем в то время, когда никто ничего не запрещает. Нет ни художественных советов, ни комиссий. Делай что хочешь, ставь спектакль хоть с матом. Но, хочу заметить, это не значит, что я против новых форм и интересных ходов на современной сцене. Я за них, если понимаю, для чего это нужно. Например, в спектакле "Борис Годунов" режиссера Деклана Доннелана артисты одеты в форму пограничников, таможенников, милиционеров, один персонаж вышел в современном однобортном костюме. И меня это ничуть не смущало. Поэтому, поймите меня правильно, - я не демагог и не старый ворчун, а современный человек, невзирая на мои 80 с хвостиком.
ДОСЬЕ "НВ"
Народный артист России Владимир Татосов мечтал стать летчиком и даже учился в авиационной школе. Затем окончил студию при Свердловском драматическом театре. В разные годы работал в БДТ, Театре Комедии им. Акимова, Театре им. Ленинского комсомола ("Балтийский дом"), театре "Русская антреприза им. Андрея Миронова", "Приют комедианта". В кино снимается с 1954 года. Наиболее значительные роли: Яков Свердлов ("Шестое июля"), Имерцаки ("Интервенция"), Станислав Тыклинский ("Крах инженера Гарина"), Гобсек ("Гобсек").
Беседовала Елена ПЕТРОВСКАЯ