Культура
ЛЮДМИЛА КАСАТКИНА: "ПРИДЕТСЯ ДОНАШИВАТЬ ЭТО ЛИЦО"
15 май
Ее постоянству можно лишь позавидовать: всю жизнь выступает на сцене одного театра и замужем за одним мужчиной. Недавно вышла книга Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова "Судьба на двоих", где они раскрыли секреты своего постоянства.
- С чего это вдруг вы с супругом взялись за перо?
- В последнее время я читаю много воспоминаний о разных актерах и столько узнаю неправды из этих книг! Столько врут о тех, кто уже ушел от нас! Вот и решили мы сами выпустить книгу о себе, чтобы потом чужие люди о нас не писали. Но в книге мы рассказываем и о тех, с кем вместе работали и дружили. И пишем только правду. Светлую правду.
- Людмила Ивановна, вашему дню рождения (15 мая. - Прим. ред.) предшествует светлый праздник Великой Победы. Наверное, вам тоже есть что вспомнить и рассказать?..
- Очень хорошо помню начало войны, такого ужаса никогда не забудешь! Я была на каникулах у бабушки в деревне под Смоленском. Помню, выхожу утром из избы, вижу - парень на коне скачет, кричит: "Война! Война!" Женщины бегут с полей, все плачут, причитают, и, знаете, я почувствовала, будто горе в воздухе повисло. В конце августа я засобиралась в Москву, взяла узелок с едой и пошла пешком вместе с толпой людей. До Можайска было недалеко, но мы шли неделю - из-за постоянных бомбежек приходилось в болотах часами лежать. Помню, на глазах одной женщины бомбой убило двух ее детишек, как же она голосила! Кое-как оказалась в Можайске. Вокруг суета, люди, толпы, в поезда пробраться невозможно. Я присела на скамеечку еле живая, и вдруг слышу крик мамы. Она приехала из Москвы и искала меня. Пожалуй, в тот момент я была самой счастливой на свете!
- В ГИТИС вы поступили тоже в военном 43-м...
- Я очень хотела стать актрисой, поэтому война мне не помешала. Однако все же сомневалась в себе. Например, из-за маленького росточка мне казалось, что меня не возьмут. Руководительница студии художественного слова, где я занималась, Анна Бовшик, сказала мне: "Не думай о такой ерунде, поступай смело! Венера Милосская была совсем коротышка, Аполлон Бельведерский был тоже маленького роста!" И такие сравнения меня успокоили. На экзаменах я читала грустную итальянскую сказку Горького, которая очень растрогала всех. Однако Михаил Тарханов, который председательствовал в приемной комиссии, попросил прочитать что-нибудь повеселей. Я исполнила отрывок из "Евгения Онегина". Но меня просят "еще что-нибудь веселее". В общем, я разрыдалась, выбежала из комнаты и забилась в истерике куда-то в угол. Тут кто-то трогает меня за плечо. Поворачиваюсь - Тарханов, улыбается и говорит: "Детка, не плачь, ты принята!" Представляете, сразу после первого тура!
- Как мама отреагировала на ваш выбор - стать актрисой?
- Конечно, она была рада моему поступлению. Правда, когда после учебы я попала в Театр Советской Армии, однажды очень расстроилась. Ведь поначалу я выступала вообще в массовке. Мама пришла на первый мой спектакль, где я играла какую-то девочку на заднем плане, а потом заплакала: "И ради двух слов в массовке ты у меня столько лет училась? Это несправедливо!" А когда я стала известной, гордилась мною, всячески поддерживала... Моя мама была очень умной женщиной. Помню, когда мне было лет одиннадцать, я прибегаю домой в слезах: "У Тани новое платье, а я хожу в стареньком платьице!" Вот тогда моя мама впервые в жизни ударила меня по щеке: "Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты плохая девочка!" Это мне стало уроком на всю жизнь, и я всегда радуюсь, когда у кого-то что-то хорошее происходит. Я начисто лишена какой-либо зависти.
- Начав наш разговор с войны, нельзя не отметить, что вы много снимались в военных фильмах: "Вызываем огонь на себя", "Операция "Трест", "Помни имя свое"...
- Это выбор режиссера и моего супруга Сергея Николаевича Колосова. Перечисленные вами фильмы снимал он. Кстати, на некоторые роли, например Марии Захарченко в "Операции "Трест", Сергею Николаевичу приходилось по-настоящему бороться за мою кандидатуру перед киночиновниками. Долго "выбивал" он и фильм "Вызываем огонь на себя", телевизионному начальству не нравилось, что фильм будет четырехсерийным. Хотя сейчас мы-то знаем, что фильм может быть и в сорок четыре серии, а тогда это было не принято.
- А это правда, что перед съемками "Помни имя свое" Колосов заставил вас пожить некоторое время в бараке бывшего немецкого концлагеря?
- Ну, это было мое личное решение. Чтобы вжиться в образ своей героини Зинаиды Воробьевой - женщины, перенесшей весь ужас концлагеря, где у нее отняли ребенка, - мы посетили мемориальный музей "Освенцим" и договорились, чтобы сутки я побыла в одном из бараков. Там я работала над своей ролью. Мне кажется, подобное обязательно нужно актеру. Тем более когда ты еще молода, когда набираешься актерского опыта. Например, репетируя роль медсестры Анечки в спектакле "Океан", я трое суток проработала в поликлинике - сидела в регистратуре, ездила с врачом на вызовы больных. А работая над ролью судьи в спектакле "Ковалева из провинции", наблюдала в районном суде за работой настоящей судьи, женщины. Помню, как была удивлена некоторым ее приговорам, мне казалось, что они несправедливы. На мои удивления она ответила: "Только десять лет можно быть судьей, а затем сердце черствеет!" Вот эта фраза мне и помогла сыграть роль.
- Наверняка были завистники, которые преувеличивали роль Сергея Колосова в вашей кинокарьере?
- Ох, этого я наслушалась! Сергей Николаевич мне действительно помогал, только совсем не так, как пытались представить дело эти самые злые языки. Я всегда боялась его подвести - сыграть плохо, завалить роль, и тянулась изо всех сил, работая днем и ночью. Так что, если в результате получалось что-то стоящее, это прежде всего его заслуга. И потом, я его очень уважаю как Мастера! Что же в этом плохого?! Рязанов однажды пошутил: "Конечно, мне бы такую жену, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины".
- Если не ошибаюсь, вы уже справили золотую свадьбу?
- Совершенно верно, но если говорить о дне нашего знакомства, то в прошлом году исполнилось 60 лет. Поженились мы не сразу, Сергей за мной четыре года ухаживал. Поклонников у меня тогда было много, но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как ошпаренная... Сергей пришел к нам в институт с фронта. Помню, в день моего рождения меня с ним познакомили. Он сразу спросил: "А можно сегодня я вас поздравить приду домой?"
И назвала я ему адрес, который мне только что в голову пришел. И вот он весь начищенный, сияющий приходит с букетом пионов, а ему говорят: "Тут такой нет". Но он не обиделся на мою шутку. Чем он меня тронул? После четвертого курса мы поехали в разрушенный Севастополь от ЦК комсомола бригадой работать. Денег нет, нам только дорогу оплатили. А есть-то хочется. И вот я иду по улице и вдруг вижу: у ларька, где продают виноград, стоит Колосов и считает копеечки, а потом приносит мне ветку винограда... Я видела, как он считал... Это меня и тронуло. А еще мне понравилась его мама. Я так и сказала ему: "Выхожу замуж не за тебя, а за твою маму!"
- Такое семейное постоянство, тем более среди актерской братии, большая редкость...
- Мне часто об этом говорят. Я помню, как артист Владимир Сошальский однажды сказал: "Ты не изменяешь своему Сереже. Тебе некого будет вспомнить перед смертью". Я удивилась искренне: "Почему? Я буду Сережу вспоминать". Он махнул рукой и пошел. Может, все думают, что я сумасшедшая, но я правда все эти годы люблю только одного мужчину!
ДОСЬЕ "НВ"
Народная артистка СССР родилась 15 мая 1925 года в городе Вязьме. Когда Касаткиной было три года, семья переехала в Москву.
С 1947 года и по сей день работает в Театре Советской (ныне Российской) Армии. Сыграла на сцене более 60 ролей. В кино с 1955 года (роль Лены Воронцовой в фильме "Укротительница тигров"). Снялась в 26 фильмах, среди которых "Вызываем огонь на себя", "Операция "Трест", "Большая перемена", "Принцесса цирка" и другие. Профессор РАТИ.
Беседовала Александра ОЛЬГИНА
- С чего это вдруг вы с супругом взялись за перо?
- В последнее время я читаю много воспоминаний о разных актерах и столько узнаю неправды из этих книг! Столько врут о тех, кто уже ушел от нас! Вот и решили мы сами выпустить книгу о себе, чтобы потом чужие люди о нас не писали. Но в книге мы рассказываем и о тех, с кем вместе работали и дружили. И пишем только правду. Светлую правду.
- Людмила Ивановна, вашему дню рождения (15 мая. - Прим. ред.) предшествует светлый праздник Великой Победы. Наверное, вам тоже есть что вспомнить и рассказать?..
- Очень хорошо помню начало войны, такого ужаса никогда не забудешь! Я была на каникулах у бабушки в деревне под Смоленском. Помню, выхожу утром из избы, вижу - парень на коне скачет, кричит: "Война! Война!" Женщины бегут с полей, все плачут, причитают, и, знаете, я почувствовала, будто горе в воздухе повисло. В конце августа я засобиралась в Москву, взяла узелок с едой и пошла пешком вместе с толпой людей. До Можайска было недалеко, но мы шли неделю - из-за постоянных бомбежек приходилось в болотах часами лежать. Помню, на глазах одной женщины бомбой убило двух ее детишек, как же она голосила! Кое-как оказалась в Можайске. Вокруг суета, люди, толпы, в поезда пробраться невозможно. Я присела на скамеечку еле живая, и вдруг слышу крик мамы. Она приехала из Москвы и искала меня. Пожалуй, в тот момент я была самой счастливой на свете!
- В ГИТИС вы поступили тоже в военном 43-м...
- Я очень хотела стать актрисой, поэтому война мне не помешала. Однако все же сомневалась в себе. Например, из-за маленького росточка мне казалось, что меня не возьмут. Руководительница студии художественного слова, где я занималась, Анна Бовшик, сказала мне: "Не думай о такой ерунде, поступай смело! Венера Милосская была совсем коротышка, Аполлон Бельведерский был тоже маленького роста!" И такие сравнения меня успокоили. На экзаменах я читала грустную итальянскую сказку Горького, которая очень растрогала всех. Однако Михаил Тарханов, который председательствовал в приемной комиссии, попросил прочитать что-нибудь повеселей. Я исполнила отрывок из "Евгения Онегина". Но меня просят "еще что-нибудь веселее". В общем, я разрыдалась, выбежала из комнаты и забилась в истерике куда-то в угол. Тут кто-то трогает меня за плечо. Поворачиваюсь - Тарханов, улыбается и говорит: "Детка, не плачь, ты принята!" Представляете, сразу после первого тура!
- Как мама отреагировала на ваш выбор - стать актрисой?
- Конечно, она была рада моему поступлению. Правда, когда после учебы я попала в Театр Советской Армии, однажды очень расстроилась. Ведь поначалу я выступала вообще в массовке. Мама пришла на первый мой спектакль, где я играла какую-то девочку на заднем плане, а потом заплакала: "И ради двух слов в массовке ты у меня столько лет училась? Это несправедливо!" А когда я стала известной, гордилась мною, всячески поддерживала... Моя мама была очень умной женщиной. Помню, когда мне было лет одиннадцать, я прибегаю домой в слезах: "У Тани новое платье, а я хожу в стареньком платьице!" Вот тогда моя мама впервые в жизни ударила меня по щеке: "Ты не радуешься, что ей купили новое платье, ты плачешь, значит, ты плохая девочка!" Это мне стало уроком на всю жизнь, и я всегда радуюсь, когда у кого-то что-то хорошее происходит. Я начисто лишена какой-либо зависти.
- Начав наш разговор с войны, нельзя не отметить, что вы много снимались в военных фильмах: "Вызываем огонь на себя", "Операция "Трест", "Помни имя свое"...
- Это выбор режиссера и моего супруга Сергея Николаевича Колосова. Перечисленные вами фильмы снимал он. Кстати, на некоторые роли, например Марии Захарченко в "Операции "Трест", Сергею Николаевичу приходилось по-настоящему бороться за мою кандидатуру перед киночиновниками. Долго "выбивал" он и фильм "Вызываем огонь на себя", телевизионному начальству не нравилось, что фильм будет четырехсерийным. Хотя сейчас мы-то знаем, что фильм может быть и в сорок четыре серии, а тогда это было не принято.
- А это правда, что перед съемками "Помни имя свое" Колосов заставил вас пожить некоторое время в бараке бывшего немецкого концлагеря?
- Ну, это было мое личное решение. Чтобы вжиться в образ своей героини Зинаиды Воробьевой - женщины, перенесшей весь ужас концлагеря, где у нее отняли ребенка, - мы посетили мемориальный музей "Освенцим" и договорились, чтобы сутки я побыла в одном из бараков. Там я работала над своей ролью. Мне кажется, подобное обязательно нужно актеру. Тем более когда ты еще молода, когда набираешься актерского опыта. Например, репетируя роль медсестры Анечки в спектакле "Океан", я трое суток проработала в поликлинике - сидела в регистратуре, ездила с врачом на вызовы больных. А работая над ролью судьи в спектакле "Ковалева из провинции", наблюдала в районном суде за работой настоящей судьи, женщины. Помню, как была удивлена некоторым ее приговорам, мне казалось, что они несправедливы. На мои удивления она ответила: "Только десять лет можно быть судьей, а затем сердце черствеет!" Вот эта фраза мне и помогла сыграть роль.
- Наверняка были завистники, которые преувеличивали роль Сергея Колосова в вашей кинокарьере?
- Ох, этого я наслушалась! Сергей Николаевич мне действительно помогал, только совсем не так, как пытались представить дело эти самые злые языки. Я всегда боялась его подвести - сыграть плохо, завалить роль, и тянулась изо всех сил, работая днем и ночью. Так что, если в результате получалось что-то стоящее, это прежде всего его заслуга. И потом, я его очень уважаю как Мастера! Что же в этом плохого?! Рязанов однажды пошутил: "Конечно, мне бы такую жену, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины".
- Если не ошибаюсь, вы уже справили золотую свадьбу?
- Совершенно верно, но если говорить о дне нашего знакомства, то в прошлом году исполнилось 60 лет. Поженились мы не сразу, Сергей за мной четыре года ухаживал. Поклонников у меня тогда было много, но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как ошпаренная... Сергей пришел к нам в институт с фронта. Помню, в день моего рождения меня с ним познакомили. Он сразу спросил: "А можно сегодня я вас поздравить приду домой?"
И назвала я ему адрес, который мне только что в голову пришел. И вот он весь начищенный, сияющий приходит с букетом пионов, а ему говорят: "Тут такой нет". Но он не обиделся на мою шутку. Чем он меня тронул? После четвертого курса мы поехали в разрушенный Севастополь от ЦК комсомола бригадой работать. Денег нет, нам только дорогу оплатили. А есть-то хочется. И вот я иду по улице и вдруг вижу: у ларька, где продают виноград, стоит Колосов и считает копеечки, а потом приносит мне ветку винограда... Я видела, как он считал... Это меня и тронуло. А еще мне понравилась его мама. Я так и сказала ему: "Выхожу замуж не за тебя, а за твою маму!"
- Такое семейное постоянство, тем более среди актерской братии, большая редкость...
- Мне часто об этом говорят. Я помню, как артист Владимир Сошальский однажды сказал: "Ты не изменяешь своему Сереже. Тебе некого будет вспомнить перед смертью". Я удивилась искренне: "Почему? Я буду Сережу вспоминать". Он махнул рукой и пошел. Может, все думают, что я сумасшедшая, но я правда все эти годы люблю только одного мужчину!
ДОСЬЕ "НВ"
Народная артистка СССР родилась 15 мая 1925 года в городе Вязьме. Когда Касаткиной было три года, семья переехала в Москву.
С 1947 года и по сей день работает в Театре Советской (ныне Российской) Армии. Сыграла на сцене более 60 ролей. В кино с 1955 года (роль Лены Воронцовой в фильме "Укротительница тигров"). Снялась в 26 фильмах, среди которых "Вызываем огонь на себя", "Операция "Трест", "Большая перемена", "Принцесса цирка" и другие. Профессор РАТИ.
Беседовала Александра ОЛЬГИНА