Северо-Запад
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЗИГЗАГ
15 май
В Калининграде кипят нешуточные страсти. Их вызвала информация о том, что вместо целлюлозно-бумажного комбината (за закрытие которого много лет ратовала городская общественность) будет создано мощное нефтепереливное предприятие. А о фактах катастроф на них жители янтарного края знают не понаслышке.
Известный на всю Россию своими бумажными платочками и туалетной бумагой целлюлозно-бумажный комбинат, одномоментно на заре перестройки превратившийся в акционерное общество, уже не один год являлся головной болью для калининградских властей и экологов региона. Отвалы коры каждое лето создавали пожароопасную обстановку в столице янтарного края. Практически ежегодно Калининград задыхался от чада тлеющей коры, загасить которую не легче, чем торфяные болота. А отсутствие нормальных очистных сооружений на ЗАО "Цепрусс" (которому принадлежит ЦБК) систематически приводило к несанкционированному выбросу нечистот и загрязнению местного залива. Экологи российского анклава не без оснований считали предприятие опасным для окружающей среды и неоднократно устраивали различного рода флэшмобовские акции по этому поводу.
И вот стало известно, что контрольный пакет акций ЗАО "Цепрусс" выкупила британская компания Ваltic Oil Terminals Plc. Казалось бы, приход нового инвестора и, по сути, хозяина, готового изменить профиль предприятия, должен быть встречен активистами-общественниками на ура. Однако весть о покупке 76 процентов акций "Цепрусса" всколыхнула в первую очередь именно экологов. Ведь покупатель откровенно заявил, что намерен превратить "опасное производство в центре города в... безопасную нефтеперевалку". Но цену "экологической безопасности" таких портовых предприятий в Калининграде знают не понаслышке. По статистике, в янтарном крае только за последние пять лет прокатилось более десяти судебных процессов по факту загрязнения окружающей среды как раз подобными профильными перевалочными предприятиями.
Тем не менее, несмотря на неутихающие судебные войны, иностранные инвесторы стремятся вкладывать деньги в этот бизнес, срок окупаемости которого составляет не годы, а месяцы.
- Рентабельность средней мощности нефтеперевалки такова, что каждый вложенный рубль через семь месяцев уже полностью окупается, - пояснил "НВ" секрет интереса экономист Анатолий Крюков, - а в конце года чистая прибыль на один целковый составляет более 80 копеек. Это при условии, что компании полностью тратятся на соответствующие природоохранные мероприятия, но, как правило, на этом нюансе инвесторы любят экономить.
По сообщению западных информационных агентств, обращение исполнительного директора Baltic Oil Terminals Plc Саймона Эскота было распространено новостной службой Лондонской фондовой биржи еще в феврале. В официальном коммюнике он заявил, что компания намерена приобрести пакет акций "Цепрусса" стоимостью в 11 миллионов долларов, а основной целью сделки является земельный участок в 144 гектара, расположенный в центре Калининграда. Первая фаза проекта развития нефтеперевалки будет осуществляться на уже имеющихся мощностях предприятия, и концу этого года объем переваливаемой нефти должен достигнуть 400 тысяч тонн в месяц. Таким образом, официальный представитель заявил, что компания к 2009 году рассчитывает стать крупнейшим оператором терминалов в регионе.
- У нас налажено прекрасное сотрудничество с калининградскими властями, и совет директоров верит, что эта стратегия принесет акционерам значительный доход, - заявил в своем обращении к акционерам Саймон Эскот.
Среди плюсов подобной сделки господин Эскот указал на наличие причала на 8 судов и 3 железнодорожные ветки, которые находятся в отличном состоянии, а также на электро- и паровую станции тоже в работоспособном виде.
С критической оценкой происходящих событий незамедлительно выступили "зеленые". В распространенном заявлении руководитель "Экозащиты" Александра Королева заявила, что подобные проекты должны проходить государственную экологическую экспертизу, а ФЗ "Об экологической экспертизе" требует обязательных общественных слушаний по проекту.
- Британская компания уже поздравляет своих акционеров и обещает им золотой дождь в связи с пуском нового терминала, а общественность Калининграда ничего не знает о том, что на месте целлюлозно-бумажного завода вот-вот появится новое опасное производство, - сообщила "НВ" Александра Королева. - Мы приложим максимум усилий, чтобы не допустить организацию экологически опасного предприятия в центре столицы янтарного края.
Несмотря на апелляции к властным структурам со стороны британской компании, экологов поддержал и губернатор области Георгий Боос.
- Действительно, я встречался с руководством этой компании, - официально заявил калининградский губернатор, - однако ни о какой поддержке в реализации ее проекта мы не договаривались. Напротив, я прямо заявил, что как минимум до строительства объездной железной дороги вокруг Калининграда мы не будем увеличивать количества и мощности нефтеперевалки в областном центре. Более того, я не уверен, что и после этого станем их развивать. При этом мы готовы рассмотреть любые другие инвестиционные проекты британцев, связанные с освоением территории "Цепрусса".
Слова губернатора в унисон подтвердил и министр промышленности Калининградской области Николай Власенко:
- На нас пытаются оказать латентное давление, намекая, что мы не пускаем в регион крупного инвестора. С такими демаршами мы сталкиваемся не впервые. Во-первых, у нас одинаковые условия и требования абсолютно для всех бизнесменов, в независимости от национальности. Во-вторых, жертвовать экологической безопасностью региона мы не будем ни за какие инвестиции. У правительства области по этому поводу выработана четкая позиция.
Несмотря на столь грозную реляцию, британские торговцы нефтью не оставляют надежду переубедить власти янтарного края.
Илья КОЗЫРЕВ, собкор "НВ"
Известный на всю Россию своими бумажными платочками и туалетной бумагой целлюлозно-бумажный комбинат, одномоментно на заре перестройки превратившийся в акционерное общество, уже не один год являлся головной болью для калининградских властей и экологов региона. Отвалы коры каждое лето создавали пожароопасную обстановку в столице янтарного края. Практически ежегодно Калининград задыхался от чада тлеющей коры, загасить которую не легче, чем торфяные болота. А отсутствие нормальных очистных сооружений на ЗАО "Цепрусс" (которому принадлежит ЦБК) систематически приводило к несанкционированному выбросу нечистот и загрязнению местного залива. Экологи российского анклава не без оснований считали предприятие опасным для окружающей среды и неоднократно устраивали различного рода флэшмобовские акции по этому поводу.
И вот стало известно, что контрольный пакет акций ЗАО "Цепрусс" выкупила британская компания Ваltic Oil Terminals Plc. Казалось бы, приход нового инвестора и, по сути, хозяина, готового изменить профиль предприятия, должен быть встречен активистами-общественниками на ура. Однако весть о покупке 76 процентов акций "Цепрусса" всколыхнула в первую очередь именно экологов. Ведь покупатель откровенно заявил, что намерен превратить "опасное производство в центре города в... безопасную нефтеперевалку". Но цену "экологической безопасности" таких портовых предприятий в Калининграде знают не понаслышке. По статистике, в янтарном крае только за последние пять лет прокатилось более десяти судебных процессов по факту загрязнения окружающей среды как раз подобными профильными перевалочными предприятиями.
Тем не менее, несмотря на неутихающие судебные войны, иностранные инвесторы стремятся вкладывать деньги в этот бизнес, срок окупаемости которого составляет не годы, а месяцы.
- Рентабельность средней мощности нефтеперевалки такова, что каждый вложенный рубль через семь месяцев уже полностью окупается, - пояснил "НВ" секрет интереса экономист Анатолий Крюков, - а в конце года чистая прибыль на один целковый составляет более 80 копеек. Это при условии, что компании полностью тратятся на соответствующие природоохранные мероприятия, но, как правило, на этом нюансе инвесторы любят экономить.
По сообщению западных информационных агентств, обращение исполнительного директора Baltic Oil Terminals Plc Саймона Эскота было распространено новостной службой Лондонской фондовой биржи еще в феврале. В официальном коммюнике он заявил, что компания намерена приобрести пакет акций "Цепрусса" стоимостью в 11 миллионов долларов, а основной целью сделки является земельный участок в 144 гектара, расположенный в центре Калининграда. Первая фаза проекта развития нефтеперевалки будет осуществляться на уже имеющихся мощностях предприятия, и концу этого года объем переваливаемой нефти должен достигнуть 400 тысяч тонн в месяц. Таким образом, официальный представитель заявил, что компания к 2009 году рассчитывает стать крупнейшим оператором терминалов в регионе.
- У нас налажено прекрасное сотрудничество с калининградскими властями, и совет директоров верит, что эта стратегия принесет акционерам значительный доход, - заявил в своем обращении к акционерам Саймон Эскот.
Среди плюсов подобной сделки господин Эскот указал на наличие причала на 8 судов и 3 железнодорожные ветки, которые находятся в отличном состоянии, а также на электро- и паровую станции тоже в работоспособном виде.
С критической оценкой происходящих событий незамедлительно выступили "зеленые". В распространенном заявлении руководитель "Экозащиты" Александра Королева заявила, что подобные проекты должны проходить государственную экологическую экспертизу, а ФЗ "Об экологической экспертизе" требует обязательных общественных слушаний по проекту.
- Британская компания уже поздравляет своих акционеров и обещает им золотой дождь в связи с пуском нового терминала, а общественность Калининграда ничего не знает о том, что на месте целлюлозно-бумажного завода вот-вот появится новое опасное производство, - сообщила "НВ" Александра Королева. - Мы приложим максимум усилий, чтобы не допустить организацию экологически опасного предприятия в центре столицы янтарного края.
Несмотря на апелляции к властным структурам со стороны британской компании, экологов поддержал и губернатор области Георгий Боос.
- Действительно, я встречался с руководством этой компании, - официально заявил калининградский губернатор, - однако ни о какой поддержке в реализации ее проекта мы не договаривались. Напротив, я прямо заявил, что как минимум до строительства объездной железной дороги вокруг Калининграда мы не будем увеличивать количества и мощности нефтеперевалки в областном центре. Более того, я не уверен, что и после этого станем их развивать. При этом мы готовы рассмотреть любые другие инвестиционные проекты британцев, связанные с освоением территории "Цепрусса".
Слова губернатора в унисон подтвердил и министр промышленности Калининградской области Николай Власенко:
- На нас пытаются оказать латентное давление, намекая, что мы не пускаем в регион крупного инвестора. С такими демаршами мы сталкиваемся не впервые. Во-первых, у нас одинаковые условия и требования абсолютно для всех бизнесменов, в независимости от национальности. Во-вторых, жертвовать экологической безопасностью региона мы не будем ни за какие инвестиции. У правительства области по этому поводу выработана четкая позиция.
Несмотря на столь грозную реляцию, британские торговцы нефтью не оставляют надежду переубедить власти янтарного края.
Илья КОЗЫРЕВ, собкор "НВ"