Культура
СЕРГЕЙ ШУБ: "ТЕАТР ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СОБЕС..."
17 май
Театр-фестиваль "Балтийский дом" - уникальное явление в театральной жизни не только Петербурга, но и России, а возможно, и всего мира. Где еще из месяца в месяц, из года в год под крышей одного театра проходит фестиваль за фестивалем! Идея I Международного фестиваля "Балканское театральное пространство" вынашивалась давно, но реализовать ее удалось только в нынешнем году. Корреспондент "НВ" встретился с руководителем фестиваля - генеральным директором Театра-фестиваля "Балтийский дом" Сергеем Шубом.
- Сергей Григорьевич, почему именно балканские страны?
- Театральное искусство Балкан очень близко нам. Не менее интересны для нас и итальянский и французский театры с их традициями, но они от нас находятся дальше. К сожалению, сегодня в этих европейских театрах актер часто бывает не нужен режиссеру. На сцене используют видео, кино, какие-то инсталляции, а актера выдают за марионетку. Актеры и на Балканах, и у нас в России...
- ...реализуются на сцене гораздо полнее?
- Конечно!
- На кого в первую очередь рассчитан фестиваль? Я имею в виду зрителей.
- На людей, которые приходят в театральную кассу и покупают билеты. Добрая половина зрителей - подготовленная, театральная публика.
- К сожалению, на спектакле, который смотрела я, в зале были свободные места...
- К сожалению. Мы действительно не можем похвастаться аншлагами на всех спектаклях. Пытались сделать рекламу максимально широко, - телевидение, расклейка на щитах в городе, газеты. Но для того чтобы раскрутить новый брэнд, нужны огромные деньги - не 300 тысяч рублей, как вы понимаете, а несколько миллионов. Нынешний фестиваль - первый шаг. Когда мы начинали фестиваль "Балтийский дом", тоже не всегда были аншлаги. Но за 16 лет существования фестиваля уже приучили публику к этому брэнду. Балканские театры для Питера - еще не брэнд. Балканы, при всей своей географической близости, - неизвестная нашей публике земля, этакая терра инкогнита.
- А как принимает спектакли зритель, если все ново и неизвестно?
- Очень хорошо, с большим теплом.
- Считается, что питерская публика все "скушает"...
- Нет, это заблуждение, не все. По реакции зала и отзывам мы видим, что братья-славяне задевают струны души очень глубоко. Да и должен особо отметить, что уровень спектаклей очень высокий. Мы даже не ожидали, что будут такие яркие, интересные, самобытные работы. Это и спектакль "Нора" Черногорского национального театра - режиссер Бранислав Мичунович, и "Стулья" Национального театра города Битола из Македонии в постановке режиссера Любо Милошевича, и особенно "Изгнанники" Национального театра имени Вазова из Софии - режиссер Александр Морфов.
- Как вы относитесь к тому, что в Петербурге уже сегодня работают много режиссеров из соседних европейских стран? В Театре сатиры на Васильевском - поляк Анджей Бубень, болгарин Александр Морфов ставит спектакли в Театре имени Комиссаржевской...
- Всякое обновление крови позитивно. Анджей Бубень учился в Петербурге, он абсолютно наш человек. Проект будущего спектакля "Саранча", который мы посмотрели на фестивале, обещает стать весьма ярким театральным событием в нашем городе. Морфов - вообще один из ведущих режиссеров европейского театра. И мы должны радоваться этому "вживлению" европейских культур, потому что наша питерская режиссура чрезвычайно бедна, скудна на новые имена. В "Балтийском доме" ставили спектакли эстонец Калью Комиссаров, литовец Йонас Вайткус, швед Финн Польсен и много других людей. В этом нет никакого ноу-хау. Сегодня это обычная европейская практика - приглашение режиссеров из других стран. Главное, чтобы группы крови режиссера, актеров, труппы совпали.
- Как вы оцениваете петербургского зрителя?
- Он разный, кто-то идет на звездные имена, кому-то надо тонкое благородное искусство, кто-то стремится к авангарду. Но в целом петербургская публика более консервативна, чем европейская и московская.
- Вы говорите это с негативной оценкой?
- Конечно. Когда режиссер, театральный художник предлагает что-то новое, он рассчитывает на понимание. А некоторая косность восприятия мешает появлению и развитию нового на сцене.
- Мне кажется, появление такого фестиваля, как "Балканское театральное пространство", говорит о том, что все-таки у нас демократия шаг за шагом побеждает...
- Я в этом совсем не убежден...
- Но как же так, нам, зрителям, предлагают различные школы, театральные культуры, мы имеем возможность видеть театры мира.
- Одно с другим может быть не связано. В эпоху тоталитарного советского режима у нас был прекрасный театр. В 80-е годы в политике было такое мракобесие! Но тогда же и рождались театральные шедевры. Вспомните: спектакли Марка Захарова, Эфроса, Любимова родились в самое жесточайшее время. Думаю, нет никакой параллельности демократического состояния в обществе и уровня культуры в целом.
- Может, потому сегодня так не хватает режиссеров в Питере, может, они рождаются тогда, когда надо чему-то сильно противостоять?
- Не знаю, может быть. Сегодня главная проблема в театральной ситуации Петербурга - то, что никто не хочет быть главным режиссером. Это очень объяснимо. Если режиссер имеет возможность поставить спектакль в другом городе и получить за него от 3 до 10 тысяч долларов, то зачем ему убиваться за зарплату в 10-15 тысяч рублей, приходить в 10 утра в театр и уходить в 12 ночи? И еще что ему делать с косными разленившимися труппами, которые годами не обновляются?
- Хотя до недавнего времени считалось просто заслугой главного режиссера, директора театра, что он может сохранить труппу, никого не уволить...
- Театр потихоньку превращается в этакий собес. Это неправильно, безнравственно по отношению к публике. Мы не жалеем зрителей. Почему они должны смотреть на артистов, которые играют бабочек или кузнечиков, а сами просто уже едва ходят?
- Думаете, стационарные театры отомрут со временем?
- Нет, не отомрут, а видоизменятся. Но для этого надо будет принять закон, который позволит держать театр как творческий организм, который надо регулярно обновлять. Надо понимать, что былые заслуги не являются гарантией нынешних успехов. Тогда возникнет большая свобода театров и с точки зрения экономики. Жизнь заставит измениться. Театр будет перестраиваться на ходу.
- Надо ли воспитывать зрителя?
- Конечно надо. Но это надо делать на малых сценах - эксперименты должны твориться на малых пространствах. Мы должны воспитывать и взрослого зрителя, и маленького тоже. Вот у нас в "Балтийском доме" поставили два спектакля шведские режиссеры. "Дети Медеи" Финна Польсена и "Маленький принц" Александра Норштрема. Это сложные спектакли. Дети приходят с родителями, постигают шаг за шагом театральную культуру. Все должно постигаться постепенно. Как в музыке: сначала слушаем Штрауса, потом Чайковского, Стравинского, а потом уже Губайдуллину. Театр такое же производство, как любое другое. Только продукт его адресуется душе, а не телу.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
- Сергей Григорьевич, почему именно балканские страны?
- Театральное искусство Балкан очень близко нам. Не менее интересны для нас и итальянский и французский театры с их традициями, но они от нас находятся дальше. К сожалению, сегодня в этих европейских театрах актер часто бывает не нужен режиссеру. На сцене используют видео, кино, какие-то инсталляции, а актера выдают за марионетку. Актеры и на Балканах, и у нас в России...
- ...реализуются на сцене гораздо полнее?
- Конечно!
- На кого в первую очередь рассчитан фестиваль? Я имею в виду зрителей.
- На людей, которые приходят в театральную кассу и покупают билеты. Добрая половина зрителей - подготовленная, театральная публика.
- К сожалению, на спектакле, который смотрела я, в зале были свободные места...
- К сожалению. Мы действительно не можем похвастаться аншлагами на всех спектаклях. Пытались сделать рекламу максимально широко, - телевидение, расклейка на щитах в городе, газеты. Но для того чтобы раскрутить новый брэнд, нужны огромные деньги - не 300 тысяч рублей, как вы понимаете, а несколько миллионов. Нынешний фестиваль - первый шаг. Когда мы начинали фестиваль "Балтийский дом", тоже не всегда были аншлаги. Но за 16 лет существования фестиваля уже приучили публику к этому брэнду. Балканские театры для Питера - еще не брэнд. Балканы, при всей своей географической близости, - неизвестная нашей публике земля, этакая терра инкогнита.
- А как принимает спектакли зритель, если все ново и неизвестно?
- Очень хорошо, с большим теплом.
- Считается, что питерская публика все "скушает"...
- Нет, это заблуждение, не все. По реакции зала и отзывам мы видим, что братья-славяне задевают струны души очень глубоко. Да и должен особо отметить, что уровень спектаклей очень высокий. Мы даже не ожидали, что будут такие яркие, интересные, самобытные работы. Это и спектакль "Нора" Черногорского национального театра - режиссер Бранислав Мичунович, и "Стулья" Национального театра города Битола из Македонии в постановке режиссера Любо Милошевича, и особенно "Изгнанники" Национального театра имени Вазова из Софии - режиссер Александр Морфов.
- Как вы относитесь к тому, что в Петербурге уже сегодня работают много режиссеров из соседних европейских стран? В Театре сатиры на Васильевском - поляк Анджей Бубень, болгарин Александр Морфов ставит спектакли в Театре имени Комиссаржевской...
- Всякое обновление крови позитивно. Анджей Бубень учился в Петербурге, он абсолютно наш человек. Проект будущего спектакля "Саранча", который мы посмотрели на фестивале, обещает стать весьма ярким театральным событием в нашем городе. Морфов - вообще один из ведущих режиссеров европейского театра. И мы должны радоваться этому "вживлению" европейских культур, потому что наша питерская режиссура чрезвычайно бедна, скудна на новые имена. В "Балтийском доме" ставили спектакли эстонец Калью Комиссаров, литовец Йонас Вайткус, швед Финн Польсен и много других людей. В этом нет никакого ноу-хау. Сегодня это обычная европейская практика - приглашение режиссеров из других стран. Главное, чтобы группы крови режиссера, актеров, труппы совпали.
- Как вы оцениваете петербургского зрителя?
- Он разный, кто-то идет на звездные имена, кому-то надо тонкое благородное искусство, кто-то стремится к авангарду. Но в целом петербургская публика более консервативна, чем европейская и московская.
- Вы говорите это с негативной оценкой?
- Конечно. Когда режиссер, театральный художник предлагает что-то новое, он рассчитывает на понимание. А некоторая косность восприятия мешает появлению и развитию нового на сцене.
- Мне кажется, появление такого фестиваля, как "Балканское театральное пространство", говорит о том, что все-таки у нас демократия шаг за шагом побеждает...
- Я в этом совсем не убежден...
- Но как же так, нам, зрителям, предлагают различные школы, театральные культуры, мы имеем возможность видеть театры мира.
- Одно с другим может быть не связано. В эпоху тоталитарного советского режима у нас был прекрасный театр. В 80-е годы в политике было такое мракобесие! Но тогда же и рождались театральные шедевры. Вспомните: спектакли Марка Захарова, Эфроса, Любимова родились в самое жесточайшее время. Думаю, нет никакой параллельности демократического состояния в обществе и уровня культуры в целом.
- Может, потому сегодня так не хватает режиссеров в Питере, может, они рождаются тогда, когда надо чему-то сильно противостоять?
- Не знаю, может быть. Сегодня главная проблема в театральной ситуации Петербурга - то, что никто не хочет быть главным режиссером. Это очень объяснимо. Если режиссер имеет возможность поставить спектакль в другом городе и получить за него от 3 до 10 тысяч долларов, то зачем ему убиваться за зарплату в 10-15 тысяч рублей, приходить в 10 утра в театр и уходить в 12 ночи? И еще что ему делать с косными разленившимися труппами, которые годами не обновляются?
- Хотя до недавнего времени считалось просто заслугой главного режиссера, директора театра, что он может сохранить труппу, никого не уволить...
- Театр потихоньку превращается в этакий собес. Это неправильно, безнравственно по отношению к публике. Мы не жалеем зрителей. Почему они должны смотреть на артистов, которые играют бабочек или кузнечиков, а сами просто уже едва ходят?
- Думаете, стационарные театры отомрут со временем?
- Нет, не отомрут, а видоизменятся. Но для этого надо будет принять закон, который позволит держать театр как творческий организм, который надо регулярно обновлять. Надо понимать, что былые заслуги не являются гарантией нынешних успехов. Тогда возникнет большая свобода театров и с точки зрения экономики. Жизнь заставит измениться. Театр будет перестраиваться на ходу.
- Надо ли воспитывать зрителя?
- Конечно надо. Но это надо делать на малых сценах - эксперименты должны твориться на малых пространствах. Мы должны воспитывать и взрослого зрителя, и маленького тоже. Вот у нас в "Балтийском доме" поставили два спектакля шведские режиссеры. "Дети Медеи" Финна Польсена и "Маленький принц" Александра Норштрема. Это сложные спектакли. Дети приходят с родителями, постигают шаг за шагом театральную культуру. Все должно постигаться постепенно. Как в музыке: сначала слушаем Штрауса, потом Чайковского, Стравинского, а потом уже Губайдуллину. Театр такое же производство, как любое другое. Только продукт его адресуется душе, а не телу.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА