Общество
ПАДЕНИЕ "БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ"
19 май
17 мая в жизни Церкви произошло свое "падение Берлинской стены" - подписание Акта о каноническом общении Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом.
Несмотря на неоднократные попытки сорвать объединение, вплоть до распускания слухов о смерти патриарха Алексия II, документ был подписан, а главное - два первоиерарха причастились из одной чаши на совместной литургии. Именно это и являлось актом воссоединения, поскольку таинство Причастия в христианстве - основание единой Церкви во Христе.
Произошедшее событие означает возвращение Русской зарубежной церкви в лоно не только Московского патриархата, но и всего православного мира, который до сих пор не признавал РПЦЗ. Отныне прихожане РПЦЗ смогут причащаться во всех православных храмах мира, а ее духовенство получит право совместного служения с иерархами и клириками всех 15 поместных православных церквей.
Согласно акту, Московский патриархат признает РПЦЗ "неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви", которая "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских", но при этом состоит "в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви". РПЦЗ по-прежнему будет управляться собственным Архиерейским собором, избирающим ее первоиерарха на основании собственного устава. Затем это избрание "утверждается в соответствии с нормами канонического права Патриархом Московским и всея Руси и Священным синодом Русской православной церкви".
С патриархом и Синодом будут согласовываться важнейшие решения по образованию или упразднению епархий РПЦЗ. Избрание Собором РПЦЗ новых заграничных архиереев также будет утверждаться в МП, поскольку все новоизбранные архиереи становятся полноправными членами Поместного и Архиерейского соборов Московского патриархата, а также получают право в порядке очереди участвовать в работе московского Синода. Документ также предусматривает пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Зарубежной церкви на канонической территории Московского патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев.
Воссоединение Церквей означает и возможность наладить более крепкие связи с россиянами, которые уже несколько поколений проживают за границами родины.
Президент России подчеркнул, что в церковно-политическом конфликте не было победителей. А протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что люди белой идеи вновь ощутят себя частью и посланцами России в мире.
Но не все так гладко в отдельных мнениях с обеих сторон. Так, "преждевременным шагом" объединение Церквей назвал консультант переговорной комиссии РПЦЗ иерей Николай Савченко. Основная масса недовольных концентрируется в южноамериканских приходах, несогласные есть и в США, Канаде и Европе. В то же время их число не превышало 25 процентов от общего числа верующих русского зарубежья.
Один из противников церковной интеграции, протоиерей из Южно-Американской епархии Георгий Петренко, заявил, что часть "зарубежников" не желает участвовать в ереси - "мировом экуменизме". Не дожидаясь 17 мая, РПЦЗ стали покидать ее члены. Так, 2 мая Леснинский женский Богородицкий монастырь во Франции - обитель, являющаяся второй по значению в русском зарубежье, - перешел под юрисдикцию непризнанной Русской истинно православной церкви.
Со стороны РПЦ протестовал и епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), который призвал Московскую патриархию "покаяться в грехах". В РПЦ это расценили как провокацию, направленную на срыв соглашения.
Понятно, что единение душ на всех уровнях произойдет не сразу, но, несомненно, случилось великое событие, произошедшее по воле Божией. А это значит, Церковь будет едина.
ХРОНИКА СХИЗМЫ
Как и большинство крупных расколов в истории Церкви, конфликт РПЦ и РПЦЗ имеет политические причины. "Сотрудничество с безбожной властью" было главной претензией покинувших родину соотечественников.
1920 год. Указ № 362 Патриарха Московского Тихона, позволяющий епископам временно основывать собственные независимые церковные организации в случае невозможности поддерживать нормальные сношения с патриархией.
1921 год. Церковный собор в Сремски Карловцах (Югославия). Было учреждено временное церковное управление русских православных в изгнании, подчиненное синоду епископов. Первым главой Карловацкого синода стал Антоний (Храповицкий), бывший митрополит Киевский. Помимо прочих решений, Карловацкий собор призвал к восстановлению династии Романовых в России.
1922 год. Патриарх Тихон под давлением большевиков приказал распустить Карловацкий синод.
1927 год. Митрополит Сергий (Старогородский), будущий патриарх, обнародовал декларацию о необходимости лояльности Церкви к советской власти, требуя этого и от заграничных иерархов. Позже этот курс был назван "зарубежниками" "сергианством". Однако по своему уставу РПЦЗ всегда оставалась неразрывной частью РПЦ, "временно самоуправляющаяся до упразднения в России безбожной власти".
1928 год. После смерти Тихона митрополит Сергий (Старогородский) объявил недействительными и отмененными все акты Карловацкого синода. Вскоре РПЦ и РПЦЗ прекратили молитвенное общение.
Конец 1930-х - 1940-е годы. РПЦЗ в лице своего главы митрополита Анастасия поддерживает Гитлера.
1943 год. По приказу Сталина из лагерей в Москву были доставлены согласившиеся на сотрудничество епископы. Был организован собор в количестве 19 человек, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Начало 1990-х годов. После легализации религиозной жизни в России начинают появляться "зарубежные" приходы.
2001 год. Первоиерархом РПЦЗ становится архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр (в миру - Василий Михайлович Шкурла). Под его духовным началом находятся около полумиллиона православных, проживающих более чем в 30 странах мира. От "зарубежников" отошли приходы, несогласные с избранием Лавра. Усилило этот раскол то обстоятельство, что 90-летний митрополит Виталий (Устинов) - прежний первоиерарх, ушедший на покой по старости, заявил о незаконности избрания Лавра. Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называли себя соответственно РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Первые, безусловно, преобладают количественно и настроены на воссоединение; вторые - в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо.
2003 год. Владимир Путин во время своего визита в США встретился с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и членами Синода и передал им приглашение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог. Делегация РПЦЗ официально посетила Москву. РПЦЗ обсудила возможность объединения на Архиерейском соборе. Патриарх Алексий II направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви.
2004 год. Переговоры между РПЦ и РПЦЗ. Начала работу первая рабочая комиссия по вопросу объединения. 12 мая IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в отечестве.
2006 год. Руководители согласительных комиссий РПЦ и РПЦЗ подписали в Кельне Акт о каноническом общении. Участие РПЦ во Всемирном совете церквей комиссии сочли допустимым, поскольку, как говорилось в документе, "Московский патриархат рассматривает эту организацию лишь как форум". На решение вопросов со священнослужителями, которых в России считают отступниками и раскольниками, и со спорными приходами отвели дополнительно пять лет.
КОММЕНТАРИИ
Елена ЧАВЧАВАДЗЕ, вице-президент Российского фонда культуры:
- Я понимаю, что это событие могло произойти только при той политической ситуации, которая у нас сейчас существует в стране, и при воле руководителя страны, потому что без политической воли ничего не возможно.
Наталья Нарочницкая, депутат Госдумы, президент Фонда исторической перспективы:
- Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения Церкви.
Александр Щипков, редактор интернет-портала "Религия и СМИ":
- Те люди, для которых важна политическая составляющая этого объединения, будут это ощущать физически через политические механизмы. Те люди, которые более погружены в церковь, с двух сторон - и в России, и в российской диаспоре за рубежом - ощущают то же единство, но не политически, а мистически. Эти два аспекта очень важны в зависимости от погруженности людей в веру.
Протоиерей Николай Артемов, секретарь германской епархии РПЦЗ:
- Мне кажется очень важным осмысление и в дальнейшем нашей общей истории как сообщающихся сосудов. Это, на мой взгляд, еще недостаточно осмыслено. Предстоит еще большая работа.
Николай Лисовой, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества:
- Можно вспомнить знаменитое изречение одного из великих иерархов XIX столетия, который даже о таком давнем разделении, как разделение православных и католиков в свое время, гениально сказал: наши вероисповеданные перегородки до неба не доходят.
Камилла НИГМАТУЛЛИНА
Несмотря на неоднократные попытки сорвать объединение, вплоть до распускания слухов о смерти патриарха Алексия II, документ был подписан, а главное - два первоиерарха причастились из одной чаши на совместной литургии. Именно это и являлось актом воссоединения, поскольку таинство Причастия в христианстве - основание единой Церкви во Христе.
Произошедшее событие означает возвращение Русской зарубежной церкви в лоно не только Московского патриархата, но и всего православного мира, который до сих пор не признавал РПЦЗ. Отныне прихожане РПЦЗ смогут причащаться во всех православных храмах мира, а ее духовенство получит право совместного служения с иерархами и клириками всех 15 поместных православных церквей.
Согласно акту, Московский патриархат признает РПЦЗ "неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви", которая "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских", но при этом состоит "в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви". РПЦЗ по-прежнему будет управляться собственным Архиерейским собором, избирающим ее первоиерарха на основании собственного устава. Затем это избрание "утверждается в соответствии с нормами канонического права Патриархом Московским и всея Руси и Священным синодом Русской православной церкви".
С патриархом и Синодом будут согласовываться важнейшие решения по образованию или упразднению епархий РПЦЗ. Избрание Собором РПЦЗ новых заграничных архиереев также будет утверждаться в МП, поскольку все новоизбранные архиереи становятся полноправными членами Поместного и Архиерейского соборов Московского патриархата, а также получают право в порядке очереди участвовать в работе московского Синода. Документ также предусматривает пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Зарубежной церкви на канонической территории Московского патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев.
Воссоединение Церквей означает и возможность наладить более крепкие связи с россиянами, которые уже несколько поколений проживают за границами родины.
Президент России подчеркнул, что в церковно-политическом конфликте не было победителей. А протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что люди белой идеи вновь ощутят себя частью и посланцами России в мире.
Но не все так гладко в отдельных мнениях с обеих сторон. Так, "преждевременным шагом" объединение Церквей назвал консультант переговорной комиссии РПЦЗ иерей Николай Савченко. Основная масса недовольных концентрируется в южноамериканских приходах, несогласные есть и в США, Канаде и Европе. В то же время их число не превышало 25 процентов от общего числа верующих русского зарубежья.
Один из противников церковной интеграции, протоиерей из Южно-Американской епархии Георгий Петренко, заявил, что часть "зарубежников" не желает участвовать в ереси - "мировом экуменизме". Не дожидаясь 17 мая, РПЦЗ стали покидать ее члены. Так, 2 мая Леснинский женский Богородицкий монастырь во Франции - обитель, являющаяся второй по значению в русском зарубежье, - перешел под юрисдикцию непризнанной Русской истинно православной церкви.
Со стороны РПЦ протестовал и епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), который призвал Московскую патриархию "покаяться в грехах". В РПЦ это расценили как провокацию, направленную на срыв соглашения.
Понятно, что единение душ на всех уровнях произойдет не сразу, но, несомненно, случилось великое событие, произошедшее по воле Божией. А это значит, Церковь будет едина.
ХРОНИКА СХИЗМЫ
Как и большинство крупных расколов в истории Церкви, конфликт РПЦ и РПЦЗ имеет политические причины. "Сотрудничество с безбожной властью" было главной претензией покинувших родину соотечественников.
1920 год. Указ № 362 Патриарха Московского Тихона, позволяющий епископам временно основывать собственные независимые церковные организации в случае невозможности поддерживать нормальные сношения с патриархией.
1921 год. Церковный собор в Сремски Карловцах (Югославия). Было учреждено временное церковное управление русских православных в изгнании, подчиненное синоду епископов. Первым главой Карловацкого синода стал Антоний (Храповицкий), бывший митрополит Киевский. Помимо прочих решений, Карловацкий собор призвал к восстановлению династии Романовых в России.
1922 год. Патриарх Тихон под давлением большевиков приказал распустить Карловацкий синод.
1927 год. Митрополит Сергий (Старогородский), будущий патриарх, обнародовал декларацию о необходимости лояльности Церкви к советской власти, требуя этого и от заграничных иерархов. Позже этот курс был назван "зарубежниками" "сергианством". Однако по своему уставу РПЦЗ всегда оставалась неразрывной частью РПЦ, "временно самоуправляющаяся до упразднения в России безбожной власти".
1928 год. После смерти Тихона митрополит Сергий (Старогородский) объявил недействительными и отмененными все акты Карловацкого синода. Вскоре РПЦ и РПЦЗ прекратили молитвенное общение.
Конец 1930-х - 1940-е годы. РПЦЗ в лице своего главы митрополита Анастасия поддерживает Гитлера.
1943 год. По приказу Сталина из лагерей в Москву были доставлены согласившиеся на сотрудничество епископы. Был организован собор в количестве 19 человек, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Начало 1990-х годов. После легализации религиозной жизни в России начинают появляться "зарубежные" приходы.
2001 год. Первоиерархом РПЦЗ становится архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр (в миру - Василий Михайлович Шкурла). Под его духовным началом находятся около полумиллиона православных, проживающих более чем в 30 странах мира. От "зарубежников" отошли приходы, несогласные с избранием Лавра. Усилило этот раскол то обстоятельство, что 90-летний митрополит Виталий (Устинов) - прежний первоиерарх, ушедший на покой по старости, заявил о незаконности избрания Лавра. Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называли себя соответственно РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Первые, безусловно, преобладают количественно и настроены на воссоединение; вторые - в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо.
2003 год. Владимир Путин во время своего визита в США встретился с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и членами Синода и передал им приглашение от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог. Делегация РПЦЗ официально посетила Москву. РПЦЗ обсудила возможность объединения на Архиерейском соборе. Патриарх Алексий II направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви.
2004 год. Переговоры между РПЦ и РПЦЗ. Начала работу первая рабочая комиссия по вопросу объединения. 12 мая IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в отечестве.
2006 год. Руководители согласительных комиссий РПЦ и РПЦЗ подписали в Кельне Акт о каноническом общении. Участие РПЦ во Всемирном совете церквей комиссии сочли допустимым, поскольку, как говорилось в документе, "Московский патриархат рассматривает эту организацию лишь как форум". На решение вопросов со священнослужителями, которых в России считают отступниками и раскольниками, и со спорными приходами отвели дополнительно пять лет.
КОММЕНТАРИИ
Елена ЧАВЧАВАДЗЕ, вице-президент Российского фонда культуры:
- Я понимаю, что это событие могло произойти только при той политической ситуации, которая у нас сейчас существует в стране, и при воле руководителя страны, потому что без политической воли ничего не возможно.
Наталья Нарочницкая, депутат Госдумы, президент Фонда исторической перспективы:
- Мы сделали то духовное усилие, без которого России нельзя дальше существовать. Я с оптимизмом смотрю на этот процесс объединения Церкви.
Александр Щипков, редактор интернет-портала "Религия и СМИ":
- Те люди, для которых важна политическая составляющая этого объединения, будут это ощущать физически через политические механизмы. Те люди, которые более погружены в церковь, с двух сторон - и в России, и в российской диаспоре за рубежом - ощущают то же единство, но не политически, а мистически. Эти два аспекта очень важны в зависимости от погруженности людей в веру.
Протоиерей Николай Артемов, секретарь германской епархии РПЦЗ:
- Мне кажется очень важным осмысление и в дальнейшем нашей общей истории как сообщающихся сосудов. Это, на мой взгляд, еще недостаточно осмыслено. Предстоит еще большая работа.
Николай Лисовой, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества:
- Можно вспомнить знаменитое изречение одного из великих иерархов XIX столетия, который даже о таком давнем разделении, как разделение православных и католиков в свое время, гениально сказал: наши вероисповеданные перегородки до неба не доходят.
Камилла НИГМАТУЛЛИНА