Общество
ОПЛЕУХА - МАТЬ НАУКИ
24 май
Что поделаешь, после "бархатной революции" 1990 года в Чехии выросло новое поколение, ощущающее себя европейцами: через два года страна вступит в Шенгенскую зону (в НАТО чехи уже с 1999 года), а еще через три валютой станет евро. Вот и встают школьники горой не только за свое суверенное право не сдавать экзамены, но и за права школьников союзной Польши. Цитирую опубликованное в пражской газете "Млада фронта днес" возмущенное письмо выпускника Романа Петерки по поводу новшеств в школах Польши: "По правде говоря, меня очень беспокоит желание польских чиновников ввести школьную форму и запретить пользование мобильными телефонами на уроках... А запрет прогулок после захода солнца без сопровождения лица старше восемнадцати лет? Разве это не ограничение гражданских свобод?.. Это напоминает эпоху абсолютной монархии и даже недавно минувшие времена. Мне искренне жаль вас, польские коллеги!"
Тем временем в чешской прессе вполне серьезно обсуждается вопрос введения в школах телесных наказаний. Видимо, с целью урезонить крепко раздемократившихся учеников. Психиатры полагают, что "в исключительных случаях замечательным терапевтическим средством является пара оплеух". Заслуженный учитель ностальгирует: "С любовью вспоминаю своего учителя. Ростом в два метра, ладони как лопаты. Мы подрались у доски, и он влепил мне затрещину, я лбом впилился в стену. Вскочила шишка, дома отец заметил ее и еще добавил..." А читатель 1972 года рождения сообщает: "Мне очень не нравится поведение нынешних школьников. Когда я учился в начальной школе, у нас практиковали телесные наказания, чтобы мы поняли, что к учителям надо относиться с уважением. Теперь этого очень не хватает..."
Что ж, каждый отстаивает свои суверенные демократические права: одни - вбивать науку в детские головы, пусть даже и с помощью оплеух, другие - право учиться только тому, к чему душа лежит. Судя по всему, школьную молодежь (по крайней мере, в Праге) больше всего привлекает разрисовка стен памятников архитектуры краской из баллончиков и многочасовое сидение у подножия памятника святому Вацлаву на площади его же имени.
Однако страна нуждается в специалистах. Их, как и у нас, готовят вузы, но абитуриенты не сдают экзамены, а подвергаются тестам. Будущие юристы, к примеру, должны ответить на такой вопрос: "Адаму и Еве вместе 53 года. Ева на 5 лет младше Адама. Сколько лет Адаму?" И варианты ответа: "а) 19;
b) 22; с) 24; d) 29; e) 25". Задача медикам: "Нехватка йода в детстве вызывает: a) идиотизм; b) дебилизм; c) имбецилизм; d) кретинизм; e) все ответы неправильные". Физики призваны ответить на вопрос: "Сколько миллиграммов в тонне: a) 1000; b) 109; c) 106; d) 1012; e) все ответы неправильные". Самые сложные тесты у философов и политологов - вот один из них: "Апартеид - это: a) политика религиозной толерантности в Южно-Африканской Республике; b) активная интеграционная политика панафриканского движения; c) гуманистическое движение в Южной Африке, выступающее за равноправие рас; d) идеология и политика, направленные на раздельное развитие рас".
Не верите своим глазам? Называю источник: "Тутор - современное образование", специальное приложение к газете "Лидове новины" от 2 мая 2007 года. Вот вам европейское образование, которое, похоже, очень по нраву нашим чиновникам от средней и высшей школы! Да, мы, люди старшего поколения, тоже "все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Однако наши учителя прекрасно понимали, что основа всякого Образования (именно так, с большой буквы) есть история, литература, родной и иностранный языки. К ним добавлялись основы точных наук, физическая культура и даже проблески философии, которые назывались то обществоведением, то еще каким-нибудь мудреным словом. И никакого рукоприкладства!
Зато теперь иные наши политики, как и некоторые журналисты, радостно вещают о том, что у нас в России выросло новое поколение, которое не знает, кто такой был Ленин. Значит, изживаем проклятое наследие тоталитаризма? Да нет, просто подрастает безграмотное поколение, обученное лишь правильному заполнению бланков пресловутого ЕГЭ.
Одно радует: лучшие представители этого самого молодого поколения уже "врубились в ситуацию", поняли, что хорошие школьные знания - основа культуры, а без культуры не станешь хорошим специалистом и, значит, не сделаешь карьеры.
Вчера, кстати, видел в метро девушку, читающую "Мартина Идена" (для сведения: автор - Джек Лондон). Радует!
Прага - Санкт-Петербург
Василий СОКОЛОВ, литератор
Тем временем в чешской прессе вполне серьезно обсуждается вопрос введения в школах телесных наказаний. Видимо, с целью урезонить крепко раздемократившихся учеников. Психиатры полагают, что "в исключительных случаях замечательным терапевтическим средством является пара оплеух". Заслуженный учитель ностальгирует: "С любовью вспоминаю своего учителя. Ростом в два метра, ладони как лопаты. Мы подрались у доски, и он влепил мне затрещину, я лбом впилился в стену. Вскочила шишка, дома отец заметил ее и еще добавил..." А читатель 1972 года рождения сообщает: "Мне очень не нравится поведение нынешних школьников. Когда я учился в начальной школе, у нас практиковали телесные наказания, чтобы мы поняли, что к учителям надо относиться с уважением. Теперь этого очень не хватает..."
Что ж, каждый отстаивает свои суверенные демократические права: одни - вбивать науку в детские головы, пусть даже и с помощью оплеух, другие - право учиться только тому, к чему душа лежит. Судя по всему, школьную молодежь (по крайней мере, в Праге) больше всего привлекает разрисовка стен памятников архитектуры краской из баллончиков и многочасовое сидение у подножия памятника святому Вацлаву на площади его же имени.
Однако страна нуждается в специалистах. Их, как и у нас, готовят вузы, но абитуриенты не сдают экзамены, а подвергаются тестам. Будущие юристы, к примеру, должны ответить на такой вопрос: "Адаму и Еве вместе 53 года. Ева на 5 лет младше Адама. Сколько лет Адаму?" И варианты ответа: "а) 19;
b) 22; с) 24; d) 29; e) 25". Задача медикам: "Нехватка йода в детстве вызывает: a) идиотизм; b) дебилизм; c) имбецилизм; d) кретинизм; e) все ответы неправильные". Физики призваны ответить на вопрос: "Сколько миллиграммов в тонне: a) 1000; b) 109; c) 106; d) 1012; e) все ответы неправильные". Самые сложные тесты у философов и политологов - вот один из них: "Апартеид - это: a) политика религиозной толерантности в Южно-Африканской Республике; b) активная интеграционная политика панафриканского движения; c) гуманистическое движение в Южной Африке, выступающее за равноправие рас; d) идеология и политика, направленные на раздельное развитие рас".
Не верите своим глазам? Называю источник: "Тутор - современное образование", специальное приложение к газете "Лидове новины" от 2 мая 2007 года. Вот вам европейское образование, которое, похоже, очень по нраву нашим чиновникам от средней и высшей школы! Да, мы, люди старшего поколения, тоже "все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Однако наши учителя прекрасно понимали, что основа всякого Образования (именно так, с большой буквы) есть история, литература, родной и иностранный языки. К ним добавлялись основы точных наук, физическая культура и даже проблески философии, которые назывались то обществоведением, то еще каким-нибудь мудреным словом. И никакого рукоприкладства!
Зато теперь иные наши политики, как и некоторые журналисты, радостно вещают о том, что у нас в России выросло новое поколение, которое не знает, кто такой был Ленин. Значит, изживаем проклятое наследие тоталитаризма? Да нет, просто подрастает безграмотное поколение, обученное лишь правильному заполнению бланков пресловутого ЕГЭ.
Одно радует: лучшие представители этого самого молодого поколения уже "врубились в ситуацию", поняли, что хорошие школьные знания - основа культуры, а без культуры не станешь хорошим специалистом и, значит, не сделаешь карьеры.
Вчера, кстати, видел в метро девушку, читающую "Мартина Идена" (для сведения: автор - Джек Лондон). Радует!
Прага - Санкт-Петербург
Василий СОКОЛОВ, литератор