Культура
ВЫ ХОЧЕТЕ ПЕСЕН, ИХ БЫЛО У НАС...
24 май
О ужас, оказалось, что в мелодичных напевах группы "Серебро" каждое второе слово - сальность и пошлость. Острые на перо пользователи интернета успели окрестить эту песню "гимном проституток". Правда, если оценивать их выступление с точки зрения прейскуранта жриц Венеры, то третье место за щербатую вокалистку дороговато будет...
Странно: как же маститое жюри, отбирающее песни для этого европейского поп-бедлама, отправило защищать честь страны группу со столь нижепоясной песней? Вариантов два - элементарное незнание английского либо прозорливость отечественной музыкальной элиты, которая чудесным образом догадалась, что в этом году конкурс пройдет под эгидой однополой любви. Тогда расчет, хоть и несколько извращенный, становится ясен. Ударить по гомосексуализму откровенной, на гране фола, традиционной ориентацией! Что, впрочем, никак не оправдывает звучавшие в песне слова: "Не называй меня славной зайкой. Я спущу все твои денежки. Я буду крутить для тебя своей красивой попкой, и ты не сможешь оторвать от нее взгляда". Похоже, эксперты думали не головой, а именно "своей красивой попкой".
Однако такой оборот меня даже устраивает и вселяет надежду, что поднявшаяся волна общественного мнения смоет с эфира не только эту песню, но и гигантское число ей подобных. Например, набившие оскомину хиты в стиле "ритм энд блюз", которые при переводе на великий и могучий изобилуют не только попками, но и сами понимаете чем...
Взять хотя бы виртуозно управляющуюся со своей пятой точкой Шакиру. В прославившей ее песне она признавалась: "Какое счастье, что мои груди маленькие и незаметные, и ты не перепутаешь их с горами". Тот же король негритянских гетто Нью-Йорка Куртис Джексон, выступающий под псевдонимом 50 cent, в одной из своих песен приглашает зайти в "магазин сладостей", где полным полно девочек-конфеток. Творчество других фаворитов российских хит-парадов - The Pussycat Dolls - провокационно во всем объеме. Само название группы представляет из себя непристойную идиому, так что вопрос с текстами отпадает сам собой.
...Между тем под эту, с позволения сказать, музыку дергается добрая половина всего постсоветского пространства. Остается только вздохнуть: какие раньше были времена, какие песни... К слову, недостаток хороших песен ощущает, видимо, и сама молодежь. По крайне мере, многочисленные дворовые компании с гитарой наперевес поют сегодня песни времен старших братьев и сестер, когда властителями дум были Виктор Цой и "Гражданская оборона". А иногда даже кумира своих пап и мам - Высоцкого. Действительно, на гитарные аккорды как-то топорно ложатся современные музыкальные перлы а-ля "Молодые мамы, подвигайте телами".
Выйти из музыкального кризиса, как ни банально это звучит, мы сможем, если перестанем поддаваться зарубежным музыкальным веяниям. Для этого нашим воротилам шоу-бизнеса хорошо бы понять, что музыка у нас и у них несет различный смысловой заряд.
В американской культуре назначение музыки можно условно определить как "поп", в буквальном смысле - "музыка для верчения поп". И винить в этом, кроме тенденции развития эстрады, некого. Сегодня всей забугорной эстрадой явно или скрыто правят афроамериканцы. А для них слова в песне - дело второстепенное и даже второсортное. Главное - ритм. Объясняется это тем, что единственной отдушиной для их предков во времена рабства были зажигательные танцы. Бойкие пляски на закате солнца компенсировали каторжный труд на плантациях. До сих пор сложно найти афроамериканца, не обладающего потрясающей пластикой. Поэтому и песни для них хороши лишь те, под которые можно исступленно дергать пятой точкой до наступления забытья.
Для нас же музыкальные переливы - лишь фон для текста, порой надрывного, выбивающего слезу, иногда залихватского, требующего сию минуту пуститься в пляс, но - текста. Мы - слушающая, а не дергающаяся нация. Отсюда наш обычай, заслышав заунывную песню, подпирать кулаком подбородок и грустно вздыхать над судьбинушкой. Скажите на милость, как нам, воспитанным на романсах Глинки, Вертинского, Окуджавы, могут понравиться композиции о "красивых трясущихся попках", а также сами исполнительницы?
И обидно нам не оттого, что мы опозорились перед Западом, тем более что, судя по результатам конкурса, он это благополучно проглотил. Просто эти девочки-марионетки создали иллюзию, будто весь многомиллионный русский люд, а не только шалопаи от молодежи, способен лишь на инструкцию по выколачиванию денег из жлобов-мужиков посредством женских прелестей.
Впрочем, если так уж хотелось шокировать старушку-Европу, можно было создать и нечто более... нет, не глубокомысленное, на это и надеяться нечего. Но хотя бы не столь дышащее перегаром безвкусицы. Благо есть примеры из нашей литературы, когда обычная с виду пошлость в устах гения обретала поистине пронизывающий смысл. Хотя бы романс на стихи Сергея Есенина:
Сыпь, гармоника! Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной...
Александра ЗАСПА, корреспондент "НВ"
Странно: как же маститое жюри, отбирающее песни для этого европейского поп-бедлама, отправило защищать честь страны группу со столь нижепоясной песней? Вариантов два - элементарное незнание английского либо прозорливость отечественной музыкальной элиты, которая чудесным образом догадалась, что в этом году конкурс пройдет под эгидой однополой любви. Тогда расчет, хоть и несколько извращенный, становится ясен. Ударить по гомосексуализму откровенной, на гране фола, традиционной ориентацией! Что, впрочем, никак не оправдывает звучавшие в песне слова: "Не называй меня славной зайкой. Я спущу все твои денежки. Я буду крутить для тебя своей красивой попкой, и ты не сможешь оторвать от нее взгляда". Похоже, эксперты думали не головой, а именно "своей красивой попкой".
Однако такой оборот меня даже устраивает и вселяет надежду, что поднявшаяся волна общественного мнения смоет с эфира не только эту песню, но и гигантское число ей подобных. Например, набившие оскомину хиты в стиле "ритм энд блюз", которые при переводе на великий и могучий изобилуют не только попками, но и сами понимаете чем...
Взять хотя бы виртуозно управляющуюся со своей пятой точкой Шакиру. В прославившей ее песне она признавалась: "Какое счастье, что мои груди маленькие и незаметные, и ты не перепутаешь их с горами". Тот же король негритянских гетто Нью-Йорка Куртис Джексон, выступающий под псевдонимом 50 cent, в одной из своих песен приглашает зайти в "магазин сладостей", где полным полно девочек-конфеток. Творчество других фаворитов российских хит-парадов - The Pussycat Dolls - провокационно во всем объеме. Само название группы представляет из себя непристойную идиому, так что вопрос с текстами отпадает сам собой.
...Между тем под эту, с позволения сказать, музыку дергается добрая половина всего постсоветского пространства. Остается только вздохнуть: какие раньше были времена, какие песни... К слову, недостаток хороших песен ощущает, видимо, и сама молодежь. По крайне мере, многочисленные дворовые компании с гитарой наперевес поют сегодня песни времен старших братьев и сестер, когда властителями дум были Виктор Цой и "Гражданская оборона". А иногда даже кумира своих пап и мам - Высоцкого. Действительно, на гитарные аккорды как-то топорно ложатся современные музыкальные перлы а-ля "Молодые мамы, подвигайте телами".
Выйти из музыкального кризиса, как ни банально это звучит, мы сможем, если перестанем поддаваться зарубежным музыкальным веяниям. Для этого нашим воротилам шоу-бизнеса хорошо бы понять, что музыка у нас и у них несет различный смысловой заряд.
В американской культуре назначение музыки можно условно определить как "поп", в буквальном смысле - "музыка для верчения поп". И винить в этом, кроме тенденции развития эстрады, некого. Сегодня всей забугорной эстрадой явно или скрыто правят афроамериканцы. А для них слова в песне - дело второстепенное и даже второсортное. Главное - ритм. Объясняется это тем, что единственной отдушиной для их предков во времена рабства были зажигательные танцы. Бойкие пляски на закате солнца компенсировали каторжный труд на плантациях. До сих пор сложно найти афроамериканца, не обладающего потрясающей пластикой. Поэтому и песни для них хороши лишь те, под которые можно исступленно дергать пятой точкой до наступления забытья.
Для нас же музыкальные переливы - лишь фон для текста, порой надрывного, выбивающего слезу, иногда залихватского, требующего сию минуту пуститься в пляс, но - текста. Мы - слушающая, а не дергающаяся нация. Отсюда наш обычай, заслышав заунывную песню, подпирать кулаком подбородок и грустно вздыхать над судьбинушкой. Скажите на милость, как нам, воспитанным на романсах Глинки, Вертинского, Окуджавы, могут понравиться композиции о "красивых трясущихся попках", а также сами исполнительницы?
И обидно нам не оттого, что мы опозорились перед Западом, тем более что, судя по результатам конкурса, он это благополучно проглотил. Просто эти девочки-марионетки создали иллюзию, будто весь многомиллионный русский люд, а не только шалопаи от молодежи, способен лишь на инструкцию по выколачиванию денег из жлобов-мужиков посредством женских прелестей.
Впрочем, если так уж хотелось шокировать старушку-Европу, можно было создать и нечто более... нет, не глубокомысленное, на это и надеяться нечего. Но хотя бы не столь дышащее перегаром безвкусицы. Благо есть примеры из нашей литературы, когда обычная с виду пошлость в устах гения обретала поистине пронизывающий смысл. Хотя бы романс на стихи Сергея Есенина:
Сыпь, гармоника! Скука... Скука...
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной...
Александра ЗАСПА, корреспондент "НВ"