Общество
ПЕТЕРБУРГ - XXI ВЕК: ЧТО ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ?
31 май
Теперь, с наступлением новых времен, можно было ожидать, что новую идею Петербурга выработает главная движущая сила эпохи горбачевской перестройки и августа 1991-го - интеллигенция. Однако - в силу разных причин - этого не случилось. Такую идею сумела дать только городская власть. Губернатор Валентина Матвиенко предложила превратить Петербург в город с европейскими стандартами жизни.
Родившись как город идеи, предполагавшей изменение обустройства огромной страны на принципах азиатской державности с ароматами европейского парфюма, Петербург сперва 206 лет исправно олицетворял этот замысел, а затем почти три четверти века вынужден был рядиться в разные уродливые одежды - "колыбели пролетарской революции", "города Ленина", крупнейшего промышленного центра... Однако в какой бы должности он ни состоял, город всегда терзался своей азиатчиной и тосковал по Европе. Все лучшее, что когда-либо родилось в Петербурге, вне всякого сомнения, несет на себе отпечаток европеизма и, что вполне закономерно, в большинстве своем считается достоянием западной цивилизации. В общем наша "европейская мечта" родилась одновременно с самим городом, это чувство - одно из наиболее глубоко укоренившихся в петербургском менталитете. А потому нет ничего удивительного, что идея сразу пришлась по вкусу большинству жителей.
Между тем благое намерение городской власти, которое, кстати, уже начало выполняться, и весьма успешно, требует важного дополнения.
Петр I возводил "регулярный", сугубо имперский город и усиленно пытался наделить его европейскими чертами. Теперь вновь предлагается совместить несовместимое. Евростандарты касаются исключительно внешних признаков: "...прежде всего, это улучшение условий проживания, реформа жилищно-коммунального хозяйства, расселение ветхого, аварийного, коммунального жилья, строительство комфортного жилья, ликвидация очереди на обеспечение телефонами, решение транспортных проблем города, вывод промышленных предприятий из центра", а кроме того, повышение доходов горожан, стандарты в обеспечении поликлиниками, больницами, школами, общественным транспортом, даже общественными туалетами... Однако суть европеизма - не в его фасаде, а в развитии гражданского общества.
Ведь даже если удастся добиться количественных показателей предоставления среднестатистическому жителю всех необходимых условий проживания, которые соответствовали бы европейским нормам, это еще вовсе не обеспечит надлежащее качество тех же услуг. И Петербург не превратится из "окна в Европу" в саму Европу. В 1970-е годы отдельные нормативы - в частности, обеспечение врачами, автобусами, график уборки лестниц в жилых домах и т. д. - поддерживались в Ленинграде на достаточно высоком уровне. Тем не менее качество лечения, состояние общественного транспорта, внешний вид тех же лестниц и лифтов зачастую были просто ужасающими. Основная причина заключалась в том, что все мы не ощущали себя гражданами того общества и хозяевами того города, в котором жили. Всем вокруг - поликлиниками, автобусным, трамвайно-троллейбусным парком, жилищно-коммунальными службами и т. п. - единолично управляла власть. Мы не только не имели никаких рычагов влияния на состояние городского хозяйства, но и ко всему, чем пользовались, зачастую относились наплевательски - как к чужому.
Впрочем, создание города, живущего по-европейски, с европейскими стандартами быта, - еще не вся задача, которая, думается, по-настоящему достойна столь амбициозного мегаполиса, как Петербург.
Несмотря на отдельные поводы для периодических охлаждений в отношениях между Россией и Евросоюзом, объединяющих факторов у нас гораздо больше - общая культура, стратегические интересы, экономическая зависимость друг от друга... Поэтому уже в ближайшие десятилетия можно ожидать, что интеграция достигнет такого уровня, когда встанет вопрос о вхождении РФ в ЕС. Однако при этом почти наверняка возникнет ситуация, не раз повторявшаяся в истории: Европа будет хотеть этого слияния и одновременно бояться, ведь масштабы России (не только географические) таковы, что непонятно, кто же кого к себе принимает. И вот тут-то Петербург сможет предложить решение, которое удовлетворит обе стороны, - вхождение в ЕС не всей России сразу, а по частям, и начать с самого себя как наиболее готового к такому шагу субъекта Российской Федерации.
Для этого городу в самом близком будущем надо решить как минимум четыре сложнейшие проблемы. Первая - развитие демократических институтов. Вторая - образование мультикультурного общества (но все же в рамках российской, а значит, и европейской культурной традиции). Третья - введение экологических норм, соответствующих стандартам ЕС. И наконец, четвертая - создание инфраструктуры и реальных льгот, привлекательных для иностранного капитала. Кое-что уже начало осуществляться, а значит, можно надеяться, что мы на верном пути.
ПОДСЛУШКА
- Он просто писаный красавец!
- Ага, только мозги ему природа, видно, на сдачу дала.
Сергей АЧИЛЬДИЕВ, обозреватель "НВ"
Родившись как город идеи, предполагавшей изменение обустройства огромной страны на принципах азиатской державности с ароматами европейского парфюма, Петербург сперва 206 лет исправно олицетворял этот замысел, а затем почти три четверти века вынужден был рядиться в разные уродливые одежды - "колыбели пролетарской революции", "города Ленина", крупнейшего промышленного центра... Однако в какой бы должности он ни состоял, город всегда терзался своей азиатчиной и тосковал по Европе. Все лучшее, что когда-либо родилось в Петербурге, вне всякого сомнения, несет на себе отпечаток европеизма и, что вполне закономерно, в большинстве своем считается достоянием западной цивилизации. В общем наша "европейская мечта" родилась одновременно с самим городом, это чувство - одно из наиболее глубоко укоренившихся в петербургском менталитете. А потому нет ничего удивительного, что идея сразу пришлась по вкусу большинству жителей.
Между тем благое намерение городской власти, которое, кстати, уже начало выполняться, и весьма успешно, требует важного дополнения.
Петр I возводил "регулярный", сугубо имперский город и усиленно пытался наделить его европейскими чертами. Теперь вновь предлагается совместить несовместимое. Евростандарты касаются исключительно внешних признаков: "...прежде всего, это улучшение условий проживания, реформа жилищно-коммунального хозяйства, расселение ветхого, аварийного, коммунального жилья, строительство комфортного жилья, ликвидация очереди на обеспечение телефонами, решение транспортных проблем города, вывод промышленных предприятий из центра", а кроме того, повышение доходов горожан, стандарты в обеспечении поликлиниками, больницами, школами, общественным транспортом, даже общественными туалетами... Однако суть европеизма - не в его фасаде, а в развитии гражданского общества.
Ведь даже если удастся добиться количественных показателей предоставления среднестатистическому жителю всех необходимых условий проживания, которые соответствовали бы европейским нормам, это еще вовсе не обеспечит надлежащее качество тех же услуг. И Петербург не превратится из "окна в Европу" в саму Европу. В 1970-е годы отдельные нормативы - в частности, обеспечение врачами, автобусами, график уборки лестниц в жилых домах и т. д. - поддерживались в Ленинграде на достаточно высоком уровне. Тем не менее качество лечения, состояние общественного транспорта, внешний вид тех же лестниц и лифтов зачастую были просто ужасающими. Основная причина заключалась в том, что все мы не ощущали себя гражданами того общества и хозяевами того города, в котором жили. Всем вокруг - поликлиниками, автобусным, трамвайно-троллейбусным парком, жилищно-коммунальными службами и т. п. - единолично управляла власть. Мы не только не имели никаких рычагов влияния на состояние городского хозяйства, но и ко всему, чем пользовались, зачастую относились наплевательски - как к чужому.
Впрочем, создание города, живущего по-европейски, с европейскими стандартами быта, - еще не вся задача, которая, думается, по-настоящему достойна столь амбициозного мегаполиса, как Петербург.
Несмотря на отдельные поводы для периодических охлаждений в отношениях между Россией и Евросоюзом, объединяющих факторов у нас гораздо больше - общая культура, стратегические интересы, экономическая зависимость друг от друга... Поэтому уже в ближайшие десятилетия можно ожидать, что интеграция достигнет такого уровня, когда встанет вопрос о вхождении РФ в ЕС. Однако при этом почти наверняка возникнет ситуация, не раз повторявшаяся в истории: Европа будет хотеть этого слияния и одновременно бояться, ведь масштабы России (не только географические) таковы, что непонятно, кто же кого к себе принимает. И вот тут-то Петербург сможет предложить решение, которое удовлетворит обе стороны, - вхождение в ЕС не всей России сразу, а по частям, и начать с самого себя как наиболее готового к такому шагу субъекта Российской Федерации.
Для этого городу в самом близком будущем надо решить как минимум четыре сложнейшие проблемы. Первая - развитие демократических институтов. Вторая - образование мультикультурного общества (но все же в рамках российской, а значит, и европейской культурной традиции). Третья - введение экологических норм, соответствующих стандартам ЕС. И наконец, четвертая - создание инфраструктуры и реальных льгот, привлекательных для иностранного капитала. Кое-что уже начало осуществляться, а значит, можно надеяться, что мы на верном пути.
ПОДСЛУШКА
- Он просто писаный красавец!
- Ага, только мозги ему природа, видно, на сдачу дала.
Сергей АЧИЛЬДИЕВ, обозреватель "НВ"