Общество
ПЕТЕРБУРГ - XXI ВЕК: ЧТО ТАМ, ЗА ГОРИЗОНТОМ?
31 май
Никто не спорит - освоение элементарных норм жизни современного европейского города для Петербурга более продуктивно, чем бесконечная болтовня о некоем мифическом "окне в Европу". И в этом смысле "новый курс" городской власти представляется абсолютно верным. Правда, при одном условии. Оно заключается в том, что любые преобразования необходимо начинать с самих себя. То есть с норм функционирования самой власти. Разумеется, нельзя все валить на одних лишь чиновников. Многое зависит и от усилий самих горожан. И тем не менее роль петербургских властей в проведении европейских преобразований является определяющей. Во-первых, потому, что процесс становления гражданского общества, к сожалению, быстрым не будет. Десятилетия жизни при тоталитарном режиме выработали устойчивую привычку всегда и во всем оглядываться на начальство. А во-вторых, наша власть в течение долгих лет столько раз обманывала собственный народ, что верить ей на слово он давно разучился. Поэтому рассчитывать на поддержку общества, ограничиваясь лишь лозунгами, не приходится. Пока власть не начнет меняться сама, пока резко не уменьшит число бюрократических инстанций, пока не станет реально бороться с коррупцией, пока не научится поддерживать элементарный порядок на улицах города, до тех пор рядовой петербуржец будет воспринимать любые разговоры о "городе европейских стандартов" как очередную говорильню.
Жизнь не сможет измениться, если власть и общество будут по-прежнему жить в изолированных, параллельных мирах. Можно, конечно, ограничиться какими-нибудь показательными мероприятиями, демонстрирующими близость к народу. Например (как сделали совсем недавно), объявить, что раз в месяц чиновники Смольного должны ездить не на персональных машинах, а пользоваться (о, ужас!) общественным транспортом.
Так и видишь, как бедный наш чиновник лихорадочно перекраивает график своей работы, дабы исключить из него любые поездки в грядущий "критический день". А потом выходит поутру из дома и, как простой смертный, бредет по тротуару, заставленному рядами машин, разъезжающих здесь словно по проезжей части. Как тщетно ловит он глазами хоть одного гаишника, который унял бы этих злодеев. И не видит ни одного. И шарахается, бедняга, и клянет городскую власть.
А уж как вообразить себе, что высокое должностное лицо так вот запросто спускается по эскалатору, трясется в вагоне метро, а на ногу ему наступает какой-то несознательный житель, а в ухо ему орет продавец-коробейник, предлагая купить то ворованную базу данных, то какие-нибудь шарики-фонарики, то глянцевый журнальчик... Это ж и для привычного рядового жителя изрядная пытка. А для непривычного начальника?
Кстати, о торговле в метро. Наивный автор этих строк уже не раз затрагивал данную тему. Обращался он с газетных страниц и к самому В.А. Гарюгину, руководителю Петербургского метрополитена. Хотя понимал, что В.А. Гарюгин слишком большой чин, чтобы в метро ездить. И слишком занятый человек, чтобы читать разные статейки. А если бы вдруг и прочел? Если бы вдруг, прочтя, вызвал к себе другого начальника - рангом пониже - да повелел тому разобраться? Наверняка услышал бы, что данный вопрос решить никак нельзя. Что сил у них на это не хватает. Да и как может хватить сил, если милиция дежурит в основном при входе в метро?
Но вот что интересно. Ведь надумай тот же В.А. Гарюгин или кто-то из высших чинов Смольного разок проехать в метро, то - можно не сомневаться - всех коробейников за пять минут выметут оттуда по всему маршруту высокого гостя. Силы сразу найдутся.
Впрочем, о фантастической способности наших начальников оправдывать собственное бездействие "объективными причинами" сказано предостаточно. Самое распространенное объяснение - это, конечно же, отсутствие сил, средств и, разумеется, "нормативной базы". Но разве не приходилось тебе, дорогой читатель, наблюдать, как перед проездом очередного высокого начальника те же машины, заполонившие тротуары, вмиг исчезали под напором невесть откуда взявшихся работников милиции? И сил у них хватало, и прав, и нормативная база сразу отыскивалась...
Потому стоит признать, что все происходящее вокруг пока не слишком напоминает Европу. Ту самую, где, кстати, львиная доля чиновников пользуется отнюдь не служебным, а личным транспортом. И не раз в месяц, а каждый день. Где в вагонах метро хотя давки порой тоже хватает, но все же не орут и не хозяйничают толпы коробейников, сбывая свой залежалый товар. Где те, кому поручено наблюдать за порядком на улицах, действительно поддерживают этот порядок. И не только во время проезда высоких гостей. Где власть - при всех ее недостатках - все же вынуждена иногда вспоминать, на чьи средства она живет и чьи интересы должна обслуживать. Ведь это и есть европейский стандарт.
Валерий ЗАВОРОТНЫЙ, публицист
Жизнь не сможет измениться, если власть и общество будут по-прежнему жить в изолированных, параллельных мирах. Можно, конечно, ограничиться какими-нибудь показательными мероприятиями, демонстрирующими близость к народу. Например (как сделали совсем недавно), объявить, что раз в месяц чиновники Смольного должны ездить не на персональных машинах, а пользоваться (о, ужас!) общественным транспортом.
Так и видишь, как бедный наш чиновник лихорадочно перекраивает график своей работы, дабы исключить из него любые поездки в грядущий "критический день". А потом выходит поутру из дома и, как простой смертный, бредет по тротуару, заставленному рядами машин, разъезжающих здесь словно по проезжей части. Как тщетно ловит он глазами хоть одного гаишника, который унял бы этих злодеев. И не видит ни одного. И шарахается, бедняга, и клянет городскую власть.
А уж как вообразить себе, что высокое должностное лицо так вот запросто спускается по эскалатору, трясется в вагоне метро, а на ногу ему наступает какой-то несознательный житель, а в ухо ему орет продавец-коробейник, предлагая купить то ворованную базу данных, то какие-нибудь шарики-фонарики, то глянцевый журнальчик... Это ж и для привычного рядового жителя изрядная пытка. А для непривычного начальника?
Кстати, о торговле в метро. Наивный автор этих строк уже не раз затрагивал данную тему. Обращался он с газетных страниц и к самому В.А. Гарюгину, руководителю Петербургского метрополитена. Хотя понимал, что В.А. Гарюгин слишком большой чин, чтобы в метро ездить. И слишком занятый человек, чтобы читать разные статейки. А если бы вдруг и прочел? Если бы вдруг, прочтя, вызвал к себе другого начальника - рангом пониже - да повелел тому разобраться? Наверняка услышал бы, что данный вопрос решить никак нельзя. Что сил у них на это не хватает. Да и как может хватить сил, если милиция дежурит в основном при входе в метро?
Но вот что интересно. Ведь надумай тот же В.А. Гарюгин или кто-то из высших чинов Смольного разок проехать в метро, то - можно не сомневаться - всех коробейников за пять минут выметут оттуда по всему маршруту высокого гостя. Силы сразу найдутся.
Впрочем, о фантастической способности наших начальников оправдывать собственное бездействие "объективными причинами" сказано предостаточно. Самое распространенное объяснение - это, конечно же, отсутствие сил, средств и, разумеется, "нормативной базы". Но разве не приходилось тебе, дорогой читатель, наблюдать, как перед проездом очередного высокого начальника те же машины, заполонившие тротуары, вмиг исчезали под напором невесть откуда взявшихся работников милиции? И сил у них хватало, и прав, и нормативная база сразу отыскивалась...
Потому стоит признать, что все происходящее вокруг пока не слишком напоминает Европу. Ту самую, где, кстати, львиная доля чиновников пользуется отнюдь не служебным, а личным транспортом. И не раз в месяц, а каждый день. Где в вагонах метро хотя давки порой тоже хватает, но все же не орут и не хозяйничают толпы коробейников, сбывая свой залежалый товар. Где те, кому поручено наблюдать за порядком на улицах, действительно поддерживают этот порядок. И не только во время проезда высоких гостей. Где власть - при всех ее недостатках - все же вынуждена иногда вспоминать, на чьи средства она живет и чьи интересы должна обслуживать. Ведь это и есть европейский стандарт.
Валерий ЗАВОРОТНЫЙ, публицист