Культура

ПРОНИКНУТЬСЯ БЕДОЙ ГЕРОЯ

09 июня
Безусловно, это не лучшая Муратова: новеллы про театральную катавасию вокруг трупа актера-самоубийцы и про старого плейбоя и двух юных бестий соединены условным образом - просто потому, что Муратовой нравились оба сценария, а на полный метр ни один из них не тянул. Первая новелла вышла у нее излишне головной конструкцией, состоящей из фирменных муратовских кирпичиков-приемов, зато во второй немало блесток: Богдан Ступка там купается в ванной и в безграничной актерской свободе и Рената Литвинова с начесом и в диких нарядах с рынка чудо как мила. Однако серьезного резонанса "Два в одном" не вызвали, и их шансы на победу в конкурсе невелики.



Еще более призрачны шансы у авангардного казанского экзерсиса "Инзеень-малина", портретирующего провинциального парня, которого крепко ударило по голове искусство Марка Шагала, - так же как сам режиссер Владимир Сивков серьезно облучен идеями "авторства" и исторгает из себя россыпь метафор, чем, вообще-то, положено развлекаться на втором курсе ВГИКа, не позже.



Успешный клипмейкер, дебютант в большом кино Ярослав Чеважевский такого рода авторских пристрастий лишен, и его фильм "Кука" о маленькой девочке, решившей вести самостоятельную жизнь и водить за нос службы социальной помощи, с виду прост, ясен и трогателен, как поздравительная открытка. Многие зрители утонули в собственных сентиментальных слезах, хотя, если вдуматься, девочка, спокойно живущая в доме с незахороненным телом почившей бабушки, внушает как минимум опасения.



Смерть ведет активный образ жизни и в фильме Марины Разбежкиной "Яр", спродюсированном в Петербурге и снятом на живописной природе неподалеку. В этой экранизации юношеской прозы Сергея Есенина деревенский парень против собственной воли - так распорядились природа и судьба - становится причиной гибели любого, кто попадает в орбиту его несчастной жизни. Если бы еще режиссер вместе с хорошим артистом Михаилом Евлановым сумели сделать так, чтобы зритель за полтора с лишним часа сумел проникнуться бедой героя и сродниться с ним, - так ведь нет, увы. К тому же драматургический каркас, изготовленный самой Разбежкиной, совсем не крепок, и в результате ее фильм распадается на сюжетные осколки, картинки из серии "удивительный мир природы" и визуальные заметки о русской крестьянской мифологии.



Куда более точен в каждом своем действии Алексей Попогребский, автор всерьез претендующих на сочинские почести "Простых вещей" - фильма по происхождению московского, но снятого в Петербурге и с очень петербургскими героями: средних лет, но моложавым врачом-анестезиологом с семейными проблемами и престарелым одиноким артистом со вздорным характером. "Простые вещи" выглядят честным наследником той ветви "ленинградской школы", на которой произрастали, скажем, лучшие фильмы Виталия Мельникова семидесятых годов вроде "Мама вышла замуж", а дуэт Сергея Пускепалиса и Леонида Броневого в отдельных сценах демонстрирует высокий класс.



Однако самая мощная на сегодня актерская работа в конкурсе - Федор Бондарчук в молодежной драме Валерия Тодоровского "Тиски". Он играет провинциального героинового короля, с которым не на жизнь, а на смерть схватился местный майор милиции, фанатик и сам бывший наркоман (Алексей Серебряков), а полем их битвы выступает неокрепшая душа юного красавчика диджея (Максим Матвееев), попавшего сначала в переплет, а затем и в настоящие тиски, где слева соблазняет-искушает Бондарчук, а справа поджимает-вразумляет Серебряков. Тодоровский сделал свой самый жесткий фильм. Его прокатные результаты при умелой раскрутке могут оказаться вполне солидными, что же касается пальмы сочинского первенства - надо подождать ответа до начала будущей недели.

Алексей СЕМОЧКИН. Сочи.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь