Культура
ИННА ЧУРИКОВА: "ДЕНЬГИ - СЕРЬЕЗНОЕ ИСКУШЕНИЕ..."
13 июня
Вряд ли найдется роль, которую не смогла бы сыграть Инна Чурикова. Ей, актрисе редкого таланта, под силу все - от эксцентричной клоунады до любовной лирики. Она одинаково хорошо умеет быть неуклюжей дурнушкой ("Морозко") и сногсшибательной красоткой ("Плащ Казановы"), фанатичной коммунисткой ("Прошу слова") и образцово-показательной женой ("Военно-полевой роман"). Участие Чуриковой предопределяет зрительский успех любого фильма или спектакля. Но в личном общении актриса совсем не такая, какой ее можно представить себе по ролям.
- Скажите, Инна Михайловна, трудно жить во всеобщем обожании?
- Не думаю, что меня обожают все. Но если вы так ставите вопрос, отвечу: это чувство приятное, но оно ко многому обязывает. Легче жить, когда наоборот - все тебя не любят. Тогда стремления остаются. А так есть искушение успокоиться, остановиться... Но я всегда собой немного недовольна.
- Говорят, вы любите цитировать Раневскую: "У меня хватило ума прожить свою жизнь глупо". Относите это и к себе?
- Конечно. Некоторые эпизоды жизни я бы хотела подкорректировать и, если бы это было возможно, прожила их более умно. Знаете, однажды, например, я отказалась сняться у Павла Чухрая и очень долго потом об этом жалела. Ведь можно спектакль сыграть по-другому, а в жизни второй ход уже не сделать. Тут на черновик не получается, ничего нельзя изменить... Вот вела много лет свой дневник и вдруг забыла его на гастролях в Америке. Переживала так, будто родного человека потеряла! Не имела я права терять такое! К работе относишься ответственно, а живешь спонтанно, эмоционально. Хочется быть немного мудрее. Я очень импульсивная и доверчивая. Меня до сих пор можно легко обмануть. Только иногда включается "рентген", и тогда я знаю, как нужно правильно поступить.
- Зато на площадке вы уникальный импровизатор. Даже, говорят, иногда ставите партнеров в неловкие ситуации...
- Возможно, случались какие-то неловкости, но это происходило не по злому умыслу. Я очень ценю партнеров и на съемочной площадке, и в театре. Всегда стараюсь подыгрывать. Вот на Западе, я слышала, это не принято. Там каждый сам за себя. А у нас наоборот. Нет, для меня партнер - это важно.
- Раневская тоже так умела импровизировать, что многие ее фразы заменяли сценарный текст. Вы ведь с ней дружили и, наверное, многое почерпнули из общения с ней?
- Я всегда восхищалась ею. Смотрела спектакли и фильмы с ее участием, и она брала меня за душу. У нее было такое огромное сердце, которое любило все талантливое. Господи, ее отношение к Пушкину, ее влюбчивость в людей!!! При этом она была невероятно одиноким человеком. Вы видели ее фотографию в возрасте? Эти огромные глаза! Она старела так красиво и благородно. Удивительное лицо. Иногда возраст очень сильно меняет человека и не всегда в лучшую сторону. А у нее лицо ребенка, небожителя.
Недавно я прочла ее дневники, которые, слава богу, сохранились. Знаете, вот читаю и вспоминаю, как она мне рассказывала эти истории. Мы с ней много общались, я часто бывала у нее в гостях, но совсем не подозревала о ее проблемах... Оказывается, она так трудно жила. Трудно и одиноко. Но никогда не жаловалась. А я не поняла, не почувствовала... Хорошо, что все ее роли остались, остался дневник...
- Если бы судьба не подарила вам встречу с режиссером Глебом Панфиловым, так же бы удачно сложилась ваша жизнь?
- Думаю, что все бы наверняка сложилось иначе. В 1967 году меня пригласил на пробы Александр Володин в картину "Происшествие, которого никто не заметил" - трогательную историю скромной и не очень красивой продавщицы овощного магазина. Он очень долго меня пробовал, но так и не рискнул взять на главную роль. Взял Жанну Прохоренко. А вот Глеб не побоялся и рискнул...
- В 1968-м вы сыграли в его дебютной картине "В огне брода нет". Получается, что ваш роман длится почти 40 лет?
- Я иногда его спрашиваю: "Глеб, я тебе не надоела?" Он отвечает: "Нет!" - "И ты мне", - говорю. Так и живем.
- Он не собирается снять вас в какой-нибудь новой картине?
- К счастью, собирается. Он вдруг опять захотел со мной поработать. И судя по всему, это будет Островский. А вообще, не хочу сглазить...
- Что еще хорошего предлагают?
- В театре сразу несколько пьес. Надо только решить. Мне очень хочется выбрать что-то серьезное. Так, чтобы у меня сердце переворачивалось. В кино тоже зовут, много разных сценариев предлагают, но я пока все больше отказываюсь. Тут недавно позвали в один ситком - сериал, где фоном публика смеется, так я пять дней думала... Деньги большие предлагали. Серьезное искушение. Но я все-таки отказалась. И честно говоря, так рада сейчас, что отказалась. Потом еще в один фильм звали с хорошим сценарием. Но поскольку режиссера не знаю, тоже отказалась.
- А сами у кого-нибудь просили роль?
- Говорила иногда Марку Анатольевичу Захарову, что невыносимо без работы сидеть, что очень хочется работать. Но вообще не прошусь. Не было у меня такой истории. Мне очень хотелось сыграть Жанну д‘Арк. Не историю героини фильма "Начало", а по-настоящему. Но, к сожалению, сразу нам не позволили, а потом время ушло. Это же очень интимно: "Снимите меня, пожалуйста". Я так никогда не делала, даже в голову не приходило. У режиссеров ведь свое видение.
Вот если бы Владимир Бортко не позвонил мне и не предложил сыграть Епанчину в "Идиоте", я бы никогда не догадалась, что это моя роль. Более того, я помнила старые постановки. Генеральша там обычно принимала за обедом Мышкина, и все. А сам роман я уже подзабыла. Поэтому я как-то невесело среагировала на его предложение. А он сразу понял: "Вы что думаете, что это маленькая роль? Да вы знаете, какая большая и интересная. Почитайте!!!"
Я прочла роман и просто влюбилась в эту героиню. Ой, какая интересная женщина! Ой, как здорово написано Достоевским! И я так благодарна Бортко за это. Он увидел и почувствовал лучше меня. Я потом думала: а почему он предложил мне, а не Демидовой или Чурсиной? Как тут роль просить? Вот, помните скандальный фильм "Пианистка" режиссера Микеля Ханеке? Говорят, исполнительница главной роли Изабель Юппер, получив сценарий, пришла в ужас и сначала отказывалась. Но как она точно выразила этот характер. Режиссер знал, что она это сможет.
- Вы бы хотели сыграть такое?
- Не знаю. Это надо обладать невероятной смелостью.
- Но в "Плаще Казановы" вы вон какая смелая... Говорят, еще работая в ТЮЗе, вы очень чувственно играли зверюшек.
- Было дело. Спектакль у нас шел по Михалкову 1 января в 10 утра, и меня ввели туда на роль лисички. Выдали костюм - трусы-хвостик. Я так серьезно готовилась к этой работе, даже в зоопарк ходила. Лисий танец придумала, песенку пела: "Сегодня ровно десять лет, как я в лесу живу. К себе сегодня на обед я волка приглашу". Это была моя первая театральная работа. Я рассуждала так: лиса близко к зайчику подойти не может. Если близко, то тогда хочется его съесть. Поэтому, когда я подходила близко, у меня естественно возникал аппетит. И видимо, выглядело это весьма эротично. А литературная часть, которая следила за нравственностью то ли актеров, то ли зрителей, настоятельно посоветовала мне "попридержать природную сексуальность". А я так старалась.
- Не дали актрисе развернуться! За какие роли еще обидно?
- Мне очень жалко, что мы перестали играть "Сори" с Колей Караченцовым. Действительно, жалко. Потому что для нас это был очень важный спектакль, импровизационный. И мне кажется, Колечка там был замечательный. Похожей глубокой драматической работы я у него не знаю. Вообще, я по нему очень тоскую. И кроме него, ни с кем не могу играть этот спектакль.
- Вообще, хватает времени на дружбу?
- Самая моя близкая подружка - Лия Ахеджакова. Но встречаемся мы очень редко. Чаще созваниваемся, обсуждаем всякие накопившиеся новости. Но, может быть, только дни рождения, какие-то праздники, Новый год вместе проводим. Очень редко, представляете? Когда появляется свободный вечер, хочется провести его с близкими - с мужем и сыном. Куда-то сходить вместе или просто посидеть дома. С собакой погулять.
Я очень импульсивная и доверчивая. Меня до сих пор можно легко обмануть. Только иногда включается "рентген", и тогда я знаю, как нужно правильно поступить.
Беседовал Алексей СИРОТКИН
- Скажите, Инна Михайловна, трудно жить во всеобщем обожании?
- Не думаю, что меня обожают все. Но если вы так ставите вопрос, отвечу: это чувство приятное, но оно ко многому обязывает. Легче жить, когда наоборот - все тебя не любят. Тогда стремления остаются. А так есть искушение успокоиться, остановиться... Но я всегда собой немного недовольна.
- Говорят, вы любите цитировать Раневскую: "У меня хватило ума прожить свою жизнь глупо". Относите это и к себе?
- Конечно. Некоторые эпизоды жизни я бы хотела подкорректировать и, если бы это было возможно, прожила их более умно. Знаете, однажды, например, я отказалась сняться у Павла Чухрая и очень долго потом об этом жалела. Ведь можно спектакль сыграть по-другому, а в жизни второй ход уже не сделать. Тут на черновик не получается, ничего нельзя изменить... Вот вела много лет свой дневник и вдруг забыла его на гастролях в Америке. Переживала так, будто родного человека потеряла! Не имела я права терять такое! К работе относишься ответственно, а живешь спонтанно, эмоционально. Хочется быть немного мудрее. Я очень импульсивная и доверчивая. Меня до сих пор можно легко обмануть. Только иногда включается "рентген", и тогда я знаю, как нужно правильно поступить.
- Зато на площадке вы уникальный импровизатор. Даже, говорят, иногда ставите партнеров в неловкие ситуации...
- Возможно, случались какие-то неловкости, но это происходило не по злому умыслу. Я очень ценю партнеров и на съемочной площадке, и в театре. Всегда стараюсь подыгрывать. Вот на Западе, я слышала, это не принято. Там каждый сам за себя. А у нас наоборот. Нет, для меня партнер - это важно.
- Раневская тоже так умела импровизировать, что многие ее фразы заменяли сценарный текст. Вы ведь с ней дружили и, наверное, многое почерпнули из общения с ней?
- Я всегда восхищалась ею. Смотрела спектакли и фильмы с ее участием, и она брала меня за душу. У нее было такое огромное сердце, которое любило все талантливое. Господи, ее отношение к Пушкину, ее влюбчивость в людей!!! При этом она была невероятно одиноким человеком. Вы видели ее фотографию в возрасте? Эти огромные глаза! Она старела так красиво и благородно. Удивительное лицо. Иногда возраст очень сильно меняет человека и не всегда в лучшую сторону. А у нее лицо ребенка, небожителя.
Недавно я прочла ее дневники, которые, слава богу, сохранились. Знаете, вот читаю и вспоминаю, как она мне рассказывала эти истории. Мы с ней много общались, я часто бывала у нее в гостях, но совсем не подозревала о ее проблемах... Оказывается, она так трудно жила. Трудно и одиноко. Но никогда не жаловалась. А я не поняла, не почувствовала... Хорошо, что все ее роли остались, остался дневник...
- Если бы судьба не подарила вам встречу с режиссером Глебом Панфиловым, так же бы удачно сложилась ваша жизнь?
- Думаю, что все бы наверняка сложилось иначе. В 1967 году меня пригласил на пробы Александр Володин в картину "Происшествие, которого никто не заметил" - трогательную историю скромной и не очень красивой продавщицы овощного магазина. Он очень долго меня пробовал, но так и не рискнул взять на главную роль. Взял Жанну Прохоренко. А вот Глеб не побоялся и рискнул...
- В 1968-м вы сыграли в его дебютной картине "В огне брода нет". Получается, что ваш роман длится почти 40 лет?
- Я иногда его спрашиваю: "Глеб, я тебе не надоела?" Он отвечает: "Нет!" - "И ты мне", - говорю. Так и живем.
- Он не собирается снять вас в какой-нибудь новой картине?
- К счастью, собирается. Он вдруг опять захотел со мной поработать. И судя по всему, это будет Островский. А вообще, не хочу сглазить...
- Что еще хорошего предлагают?
- В театре сразу несколько пьес. Надо только решить. Мне очень хочется выбрать что-то серьезное. Так, чтобы у меня сердце переворачивалось. В кино тоже зовут, много разных сценариев предлагают, но я пока все больше отказываюсь. Тут недавно позвали в один ситком - сериал, где фоном публика смеется, так я пять дней думала... Деньги большие предлагали. Серьезное искушение. Но я все-таки отказалась. И честно говоря, так рада сейчас, что отказалась. Потом еще в один фильм звали с хорошим сценарием. Но поскольку режиссера не знаю, тоже отказалась.
- А сами у кого-нибудь просили роль?
- Говорила иногда Марку Анатольевичу Захарову, что невыносимо без работы сидеть, что очень хочется работать. Но вообще не прошусь. Не было у меня такой истории. Мне очень хотелось сыграть Жанну д‘Арк. Не историю героини фильма "Начало", а по-настоящему. Но, к сожалению, сразу нам не позволили, а потом время ушло. Это же очень интимно: "Снимите меня, пожалуйста". Я так никогда не делала, даже в голову не приходило. У режиссеров ведь свое видение.
Вот если бы Владимир Бортко не позвонил мне и не предложил сыграть Епанчину в "Идиоте", я бы никогда не догадалась, что это моя роль. Более того, я помнила старые постановки. Генеральша там обычно принимала за обедом Мышкина, и все. А сам роман я уже подзабыла. Поэтому я как-то невесело среагировала на его предложение. А он сразу понял: "Вы что думаете, что это маленькая роль? Да вы знаете, какая большая и интересная. Почитайте!!!"
Я прочла роман и просто влюбилась в эту героиню. Ой, какая интересная женщина! Ой, как здорово написано Достоевским! И я так благодарна Бортко за это. Он увидел и почувствовал лучше меня. Я потом думала: а почему он предложил мне, а не Демидовой или Чурсиной? Как тут роль просить? Вот, помните скандальный фильм "Пианистка" режиссера Микеля Ханеке? Говорят, исполнительница главной роли Изабель Юппер, получив сценарий, пришла в ужас и сначала отказывалась. Но как она точно выразила этот характер. Режиссер знал, что она это сможет.
- Вы бы хотели сыграть такое?
- Не знаю. Это надо обладать невероятной смелостью.
- Но в "Плаще Казановы" вы вон какая смелая... Говорят, еще работая в ТЮЗе, вы очень чувственно играли зверюшек.
- Было дело. Спектакль у нас шел по Михалкову 1 января в 10 утра, и меня ввели туда на роль лисички. Выдали костюм - трусы-хвостик. Я так серьезно готовилась к этой работе, даже в зоопарк ходила. Лисий танец придумала, песенку пела: "Сегодня ровно десять лет, как я в лесу живу. К себе сегодня на обед я волка приглашу". Это была моя первая театральная работа. Я рассуждала так: лиса близко к зайчику подойти не может. Если близко, то тогда хочется его съесть. Поэтому, когда я подходила близко, у меня естественно возникал аппетит. И видимо, выглядело это весьма эротично. А литературная часть, которая следила за нравственностью то ли актеров, то ли зрителей, настоятельно посоветовала мне "попридержать природную сексуальность". А я так старалась.
- Не дали актрисе развернуться! За какие роли еще обидно?
- Мне очень жалко, что мы перестали играть "Сори" с Колей Караченцовым. Действительно, жалко. Потому что для нас это был очень важный спектакль, импровизационный. И мне кажется, Колечка там был замечательный. Похожей глубокой драматической работы я у него не знаю. Вообще, я по нему очень тоскую. И кроме него, ни с кем не могу играть этот спектакль.
- Вообще, хватает времени на дружбу?
- Самая моя близкая подружка - Лия Ахеджакова. Но встречаемся мы очень редко. Чаще созваниваемся, обсуждаем всякие накопившиеся новости. Но, может быть, только дни рождения, какие-то праздники, Новый год вместе проводим. Очень редко, представляете? Когда появляется свободный вечер, хочется провести его с близкими - с мужем и сыном. Куда-то сходить вместе или просто посидеть дома. С собакой погулять.
Я очень импульсивная и доверчивая. Меня до сих пор можно легко обмануть. Только иногда включается "рентген", и тогда я знаю, как нужно правильно поступить.
Беседовал Алексей СИРОТКИН