Культура
ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ИГРЫ В НЕНАВИСТЬ
13 июня
Под этим (на самом деле деревянным) навесом и разворачивается историческая драма Джеймса Голдмена "Лев зимой" о том, как королю Генриху, чья жизнь клонится к закату, предстоит назвать имя своего преемника. А их как минимум трое - Ричард, Джон и Джеффри.
Голдмен писал о трагедии человека, облаченного властью, о завоевателе, мечтающем сохранить созданную им империю. В спектакле Черняка речь идет не о вершении судеб. Отличный актерский дуэт Аллы Одинг и Валерия Кухарешина разыгрывает историю собственных взаимоотношений длиною в жизнь. Элинор Аквитанская и Генрих, кровно ненавидящие друг друга в пьесе, в этом спектакле живут игрой в ненависть. Их способ существования - пикировки, схватки не на жизнь, а на смерть. Своего рода соревнования "кто кого".
Увлекшись семейной войной, королевская чета пропускает взросление детей. И те вырастают в бесчувственных чудовищ, способных пойти против родителей. Правда, единственный из братьев, который выявляет этот конфликт отцов и детей, - средний брат Джеффри в исполнении Романа Нечаева. Андрей Кузнецов Ричарда играет Байроном, благородным одиночкой, Александр Андреев Джона - беспросветным идиотом. Джеффри же - персонаж сложносочиненный. С одной стороны, обаятельный хитрец вроде Карлсона, вызывающий чувства симпатии, с другой - беспринципный игрок, получающий удовольствие от самой игры (семейное, по всей видимости, качество), Брут, способный воткнуть нож в спину даже матери.
Каждый герой наделен своим цветом костюма: королю - красным, принцы - зеленым, голубой и коричневый, обоим французам (королю и его сестре) - белый. Кроме того, всем положен соответствующего цвета полутораметровый отрез материи. Его накидывают на плечи как плащ, стелют под ноги идущим на венчание Ричарду и Элин, повязывают в знак королевской власти, накрывают стол, за которым подписываются судьбоносные приказы. Полотнищами обмениваются вместо реплик.
Но в целом, несмотря даже на отличное актерское исполнение, постановка напоминает скорее костюмированный бал, чем драматический спектакль. Оттого, вероятно, режиссеру мало важна сюжетная линия. Кто станет новым королем, не читавшие пьесу смогут узнать из учебника по истории Средневековья. Спектакль же останавливается на идиллической картине, когда двое осознают, что никогда и никуда им друг от друга не деться, которую актеры отыгрывают умопомрачительно смешно. Нежно улыбаясь супруге, Генрих предлагает проводить ее... обратно в заточение, где она провела последние 10 лет. Она со смущенной девичьей улыбкой целует его и... соглашается. И в этом находит свое счастье, как ни странно, утверждая, что каждая семья не только несчастна, но и счастлива по-своему.
Катерина ПАВЛЮЧЕНКО
Голдмен писал о трагедии человека, облаченного властью, о завоевателе, мечтающем сохранить созданную им империю. В спектакле Черняка речь идет не о вершении судеб. Отличный актерский дуэт Аллы Одинг и Валерия Кухарешина разыгрывает историю собственных взаимоотношений длиною в жизнь. Элинор Аквитанская и Генрих, кровно ненавидящие друг друга в пьесе, в этом спектакле живут игрой в ненависть. Их способ существования - пикировки, схватки не на жизнь, а на смерть. Своего рода соревнования "кто кого".
Увлекшись семейной войной, королевская чета пропускает взросление детей. И те вырастают в бесчувственных чудовищ, способных пойти против родителей. Правда, единственный из братьев, который выявляет этот конфликт отцов и детей, - средний брат Джеффри в исполнении Романа Нечаева. Андрей Кузнецов Ричарда играет Байроном, благородным одиночкой, Александр Андреев Джона - беспросветным идиотом. Джеффри же - персонаж сложносочиненный. С одной стороны, обаятельный хитрец вроде Карлсона, вызывающий чувства симпатии, с другой - беспринципный игрок, получающий удовольствие от самой игры (семейное, по всей видимости, качество), Брут, способный воткнуть нож в спину даже матери.
Каждый герой наделен своим цветом костюма: королю - красным, принцы - зеленым, голубой и коричневый, обоим французам (королю и его сестре) - белый. Кроме того, всем положен соответствующего цвета полутораметровый отрез материи. Его накидывают на плечи как плащ, стелют под ноги идущим на венчание Ричарду и Элин, повязывают в знак королевской власти, накрывают стол, за которым подписываются судьбоносные приказы. Полотнищами обмениваются вместо реплик.
Но в целом, несмотря даже на отличное актерское исполнение, постановка напоминает скорее костюмированный бал, чем драматический спектакль. Оттого, вероятно, режиссеру мало важна сюжетная линия. Кто станет новым королем, не читавшие пьесу смогут узнать из учебника по истории Средневековья. Спектакль же останавливается на идиллической картине, когда двое осознают, что никогда и никуда им друг от друга не деться, которую актеры отыгрывают умопомрачительно смешно. Нежно улыбаясь супруге, Генрих предлагает проводить ее... обратно в заточение, где она провела последние 10 лет. Она со смущенной девичьей улыбкой целует его и... соглашается. И в этом находит свое счастье, как ни странно, утверждая, что каждая семья не только несчастна, но и счастлива по-своему.
Катерина ПАВЛЮЧЕНКО