Культура
"ПРОСТЫЕ ВЕЩИ" ПРЕЛЕСТНЫ. НО НЕ БОЛЕЕ
13 июня
В принципе, установочное интервью председателя жюри Вадима Абдрашитова фестивальной газете позволяло сделать некоторые выводы. Там в заголовок была вынесена цитата из Абдрашитова: "Главное не призы, а душевное здоровье". Мысль сама по себе удивительная: душевное здоровье никогда не было питательной средой для искусства, душевно здоровые люди находят себе другие занятия - служат в корпорациях, например, или разводят цветы. И если у председателя жюри такие представления о прекрасном, то ясно, что ни Алексею Балабанову с его радикальной метафорической драмой "Груз 200", ни Кире Муратовой с ее трагифарсом "Два в одном" ничего не могло светить. Так и получилось. Ко всему прочему, президент Гильдии кинокритиков Виктор Матизен самолично ревизовал результаты голосования коллег, сделавших накануне своим единственным избранником именно "Груз 200", и от их лица премировал малым призом все те же "Простые вещи", присоединив критиков к общему восторженному хору.
Ничего не хочу сказать дурного про фильм Алексея Попогребского: он умело исполнен и весьма мил, но превращать его в событие вселенского масштаба все же излишне. Он не открывает горизонтов, не прорывается в неведомое, не бьет под дых - он всего лишь прелестный фильм, каких нормальная взрослая кинематография в год должна рожать не меньше десяти. В результате же "Простым вещам" отошли приз за лучший фильм, приз за режиссуру, упомянутая награда от критиков и две награды актерскому дуэту: исполнитель роли анестезиолога Сергей Пускепалис коронован как лучший актер, а его старший коллега Леонид Броневой, сыгравший на втором плане роль пожилого лицедея, получил почетный диплом.
Другим фаворитом жюри, правда калибром помельче, оказался фильм Алексея Мизгирева "Кремень", сделанный на петербургской студии "СТВ" и предъявляющий совершенно нового героя - демобилизованного провинциального парня, который заделался московским ментом. Мизгирев вывел на экран еще не изученный человеческий подвид, рожденный в пробирке наших нулевых годов, - точно так же, как в девяностые его коллега Балабанов на той же студии "СТВ" произвел на свет Данилу Багрова, героя "Брата", с которым "Кремень" состоит в родстве. Этот фильм наградили как лучший дебют, присовокупив награду за сценарий (его авторы - сам режиссер и Юрий Клавдиев).
Лучшей актрисой признали - и совершенно справедливо - Машу Шалаеву за роль волшебной девочки Алисы в фильме Анны Меликян "Русалка", своего рода русской версии классической андерсеновской сказки и одновременно парафразе знаменитой "Амели", только без французских избыточных соплей и приторного сиропа.
В этом фильме богато и разнообразно представлена музыка петербургского композитора Игоря Вдовина, но жюри, голосуя за композиторскую награду имени Микаэла Таривердиева, предпочло Вдовину его 24-летнего коллегу Антона Силаева, сочинившего саундтрек к фильму Марины Разбежкиной "Яр", спродюсированному в Петербурге.
Что же касается главной - пускай и неофициальной - награды фестиваля, то ею, несомненно, можно считать овацию и всеобщий восторг, которым накануне своего закрытия "Кинотавр" встретил показ в рамках "специального события" фильма Александра Сокурова "Александра". Тут даже записные недоброжелатели Сокурова, заведомо настроенные против любой его новой работы, на выходе из зала удивленно разводили руками. И это единение с точки зрения киноискусства представляется более плодотворным, чем гимн в честь прелестных "Простых вещей".
Алексей СЕМОЧКИН, Сочи
Ничего не хочу сказать дурного про фильм Алексея Попогребского: он умело исполнен и весьма мил, но превращать его в событие вселенского масштаба все же излишне. Он не открывает горизонтов, не прорывается в неведомое, не бьет под дых - он всего лишь прелестный фильм, каких нормальная взрослая кинематография в год должна рожать не меньше десяти. В результате же "Простым вещам" отошли приз за лучший фильм, приз за режиссуру, упомянутая награда от критиков и две награды актерскому дуэту: исполнитель роли анестезиолога Сергей Пускепалис коронован как лучший актер, а его старший коллега Леонид Броневой, сыгравший на втором плане роль пожилого лицедея, получил почетный диплом.
Другим фаворитом жюри, правда калибром помельче, оказался фильм Алексея Мизгирева "Кремень", сделанный на петербургской студии "СТВ" и предъявляющий совершенно нового героя - демобилизованного провинциального парня, который заделался московским ментом. Мизгирев вывел на экран еще не изученный человеческий подвид, рожденный в пробирке наших нулевых годов, - точно так же, как в девяностые его коллега Балабанов на той же студии "СТВ" произвел на свет Данилу Багрова, героя "Брата", с которым "Кремень" состоит в родстве. Этот фильм наградили как лучший дебют, присовокупив награду за сценарий (его авторы - сам режиссер и Юрий Клавдиев).
Лучшей актрисой признали - и совершенно справедливо - Машу Шалаеву за роль волшебной девочки Алисы в фильме Анны Меликян "Русалка", своего рода русской версии классической андерсеновской сказки и одновременно парафразе знаменитой "Амели", только без французских избыточных соплей и приторного сиропа.
В этом фильме богато и разнообразно представлена музыка петербургского композитора Игоря Вдовина, но жюри, голосуя за композиторскую награду имени Микаэла Таривердиева, предпочло Вдовину его 24-летнего коллегу Антона Силаева, сочинившего саундтрек к фильму Марины Разбежкиной "Яр", спродюсированному в Петербурге.
Что же касается главной - пускай и неофициальной - награды фестиваля, то ею, несомненно, можно считать овацию и всеобщий восторг, которым накануне своего закрытия "Кинотавр" встретил показ в рамках "специального события" фильма Александра Сокурова "Александра". Тут даже записные недоброжелатели Сокурова, заведомо настроенные против любой его новой работы, на выходе из зала удивленно разводили руками. И это единение с точки зрения киноискусства представляется более плодотворным, чем гимн в честь прелестных "Простых вещей".
Алексей СЕМОЧКИН, Сочи