Культура
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ: "Я ЧАСТО СРАВНИВАЮ СЕБЯ С ПРОРАБОМ"
13 июня
В России 14 июня начинаются масштабные торжества по поводу 250-летия Российской академии художеств. О прошлом и будущем юбиляра корреспондентам "НВ" рассказал Зураб Церетели, которого десять лет назад единогласно избрали президентом Российской академии художеств (РАХ).
- Зураб Константинович, позвольте сначала поздравить вас с выдающейся наградой - золотой медалью Пикассо, которой вы удостоены за личный вклад в развитие РАХ.
- Спасибо. Честно скажу, у меня немало медалей и орденов, в том числе Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Но медаль Пикассо для меня имеет особый смысл. Дело в том, что еще в 1964 году во Франции я встречался с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, в мастерской которого мне даже посчастливилось поработать. Я до сих пор помню вещие слова Пабло Пикассо в мой адрес. Они звучали так: "У этого молодого художника хорошее начало. Традиции перешли к нему от Пиросмани, творчество которого помогло мне, когда я был молодым". Вы знаете, тогда я покраснел, как помидор... В те дни я видел, как Шагал создает свои витражи, как Пикассо занимается не только живописью, но и литьем, росписью по фарфору, керамикой.
И вот у меня медаль Пикассо! Она была утверждена в 1981 году в честь столетия великого мастера. Это одна из самых престижных наград в области искусства. Над ее эскизом работал другой выдающийся испанский художник Хуан Миро. И представляете, мои произведения в мае 2007 года находятся рядом с его работами! Для меня это большая честь, и будто с неба звучат слова в мой адрес...
- А что для вас значит Российская академия художеств?
- Для меня это все! И не только для меня! Для всей России и, как показывает время, для всей современной цивилизации. Ведь все уникальные здания, сооружения, памятники в Москве, Петербурге, да и по всей России, созданы воспитанниками Императорской Академии художеств, которая всегда стремилась выполнять свою главную функцию - готовила для русского искусства профессиональных мастеров: живописцев, ваятелей, зодчих, граверов. А позже - теоретиков и историков, художественных критиков и музейных работников.
Между прочим, одной из главных обязанностей, возложенных на академию, было художественное сопровождение крупных градостроительных объектов, контроль за их эксплуатацией и реставрацией. Еще в XVIII веке Иван Шувалов пригласил из-за границы первых педагогов, набрал первых учеников. А в 1758 году подарил академии свою замечательную художественную коллекцию, тем самым положив начало музею и библиотеке. В 1764 году Екатерина II одобрила проект архитекторов Вален-Деламота и Кокоринова по строительству здания. В 1788 году он был закончен. Древние сфинксы над Невой по сей день стерегут "Академию трех знатнейших художеств". Художники и архитекторы первого, шуваловского выпуска - Лосенко, Шубин, Баженов, Рокотов - задали тот высший уровень, который составил славу отечественного искусства.
Время расцвета академической школы академии, ее золотой век не без оснований связывают с графом Строгановым, который с 1800 по 1811 год был ее президентом. Известный в России меценат и знаток искусств, он привлек к работе вуза лучшие художественные силы государства. Классом скульптуры тогда руководил Мартос, живописными мастерскими - Угрюмов, Щукин, Акимов, Иванов, Егоров, классом гравюры - Клаубер. Юных архитекторов обучали такие светила зодчества, как Захаров, Воронихин и Тома де Томон.
Педагоги и ученики участвовали в возведении всех художественных ансамблей прошлого, включая Казанский и Исаакиевский соборы, Спас на Крови в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. Для этого в 1847 году при академии было утверждено мозаичное заведение.
- А что представляет собой академия сегодня? Есть люди, которые до сих пор так называют историческое здание у моста Лейтенанта Шмидта...
- Сегодня в структуре академии работают два крупнейших художественных вуза России. В Петербурге - Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В Москве - Государственный академический художественный институт имени Сурикова. Вузы возглавляют заслуженные люди, известные скульпторы, академики Альберт Чаркин и Анатолий Бичуков. Кроме того, у нас два художественных лицея, целый ряд творческих мастерских, рассчитанных на дальнейший процесс обучения выпускников. Деятельность музейно-выставочных комплексов в Москве выстроена так, чтобы качественно действовал очень важный для получения полноценного образования принцип - "школа - институт - наука".
Академическая школа включает в себя не только комплекс профессионально-технических навыков, но и такой аспект, как развитие личности по принципу "от учителя к ученику". Не случайно на разных этапах существования академической школы ребята именовались "воспитанниками". Без сохранения нравственных традиций и воспитания уникальная система российской художественной школы потеряет смысл и будет обречена на исчезновение. Но я уверен, мы такого не допустим, не растеряем классический запас.
- Одни считают вас выдающимся художником, другие - талантливым менеджером, третьи - случайным в искусстве человеком... А ваша любимая фраза: "Президент в академии - такой же прораб, как и все остальные". Так к кому же вы себя относите?
- Действительно, я часто сравниваю себя с прорабом, хотя и реализовывал проекты, где был главным художником всего комплекса. Например, при восстановлении храма Христа Спасителя в Москве. На церемонии закладки утраченной святыни, благословляя нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Этот храм был и, даст Бог, будет символом обновленной памяти нашей, символом Святой Руси". Трудно припомнить даже в советское время объект такого объема, выполненный художниками-монументалистами. Общественно-культурные центры и музеи Ленина в различных частях страны зачастую не предполагали такого размаха художественных работ. Впервые в мировой практике за восемь месяцев были воссозданы 23 тысячи квадратных метров уникальных росписей на стенах храма. И это не считая пяти лет предварительных и подготовительных работ, конкурсов и создания 48 скульптурных горельефных композиций, восемь из которых установлены на фасаде собора. Художественное убранства храма, полностью повторяющее первоначальный облик, воссоздано по историческим фотографиям, архивным материалам и сохранившимся (в ничтожном количестве) скульптурным фрагментам горельефов.
Воспитанники РАХ не испугались и повторили подвижнический подвиг своих далеких предшественников. Живопись восстанавливалась под руководством вице-президента РАХ академика Зверьялова, скульптуры - под контролем вице-президента РАХ Орехова. Архитектурный проект выполнил академик Посохин. Только в скульптурных работах приняли участие 58 художников из Москвы и Петербурга. Заказы выполняли бронзолитейщики завода "Монументскульптура". Немало заказов выполнили преподаватели и студенты Института имени Репина.
Более 250 монументалистов и скульпторов разных поколений в смутное время становления в искусстве получили прекрасную возможность проявить свой талант и продемонстрировать профессиональное мастерство на этом объекте. Они доказали, что лучшие традиции храмовой росписи и скульптуры, базирующиеся на академической школе, живы и продолжаются. Не забудьте, что не одно десятилетие советского периода нельзя даже помыслить было о реализации такого масштабного проекта для церкви. Вот и считайте: прораб я после этого или не прораб.
- Какие подарки вы приготовили "юбиляру"?
- В ходе подготовки к празднованию выполнены масштабные работы - капитальный ремонт и реконструкция всего комплекса зданий академии в Москве и Петербурге. Проводится обширная инвентаризация в музее, масштабная выставочная и издательская работа. За последние два года я провел 23 персональные благотворительные выставки в регионах России. Мы налаживаем связь со всей страной - открываем филиалы в других городах. Теперь отделения существуют на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Творческие мастерские работают в Казани, Самаре, Красноярске. Также ведется масштабная работа по расширению зарубежных связей и развитию института почетных членов академии.
Со времени основания она служила своеобразным центром слияния культур, способствовала укреплению диалога России и Запада. Сегодня РАХ продолжает дело, заложенное в ее задачах на века Петром I, - сохранена уникальная система европейской академической школы мастерства, накопленный веками опыт зарубежных и российских художников, скульпторов, архитекторов.
- А как вы реализуете свою концепцию преобразования мироустройства с помощью искусства? И много ли у вас последователей?
- Понимаете, к великому сожалению, лучшие произведения искусства, созданные знаменитыми художниками, это не только воплощения красоты и гармонии. Трагедии, которые потрясли человечество, очень часто становятся предметом вдохновения мастеров разных времен. Их произведения становятся воплощением печали, боли, рассказывают о смерти, горечи, утратах и превращаются в символ преодоления всех тягот судьбы, возвращая людям значимость вечных ценностей. Вот почему я откликнулся на страшную трагедию 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. И создал монументальную композицию, посвященную борьбе против международного терроризма.
Мне хочется, чтобы все поняли, насколько ответственно нужно подходить к формированию задач искусства и как много можно сделать с его помощью. При этом утверждая взаимопонимание, взаимоуважение между народами, представителями разных культур, разных религиозных концессий. Поэтому с благословления Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II мной был установлен памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II во французском Плоэрмене.
На открытии монумента присутствовали представители мировых концессий - от Ватикана до мусульманских общин. Глава Русской православной церкви подчеркнул, что создание этого памятника - "проявление духа сотрудничества и толерантности".
Претворяя в жизнь идею "Искусство против СПИДа", я создал скульптурную композицию, посвященную этой животрепещущей теме. Руководители ЮНЕСКО одобрили это начинание. Диалогу культур как форме развития дипломатии в XXI веке я посвятил ряд композиций. В частности, в дар обществу "Япония - Россия" изготовлен и установлен в Токио памятник 52-му премьер-министру Страны восходящего солнца Итиро Хатояма. На открытии монумента, который послужил еще одним шагом к укреплению наших взаимоотношений, присутствовали глава правительства России Михаил Фрадков, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и многие другие.
- Если перечислять памятники, художественные композиции, созданные с вашим участием, все награды, которыми отмечены ваши творческие успехи, газетной полосы будет мало. И все же что для вас самое дорогое?
- Художник! Звание художника, о котором сказал поэт Андрей Дементьев: "...все, что может гений, понятно только гениям добра". Надо радоваться жизни и делать все, чтобы она стала еще прекраснее, а люди, которые нас окружают, становились добрее.
- Вы придерживаетесь этих принципов и в воспитании будущих художников?
- Конечно! Мы решили каждый год выставлять на суд зрителей работы учеников академии. Вы представляете, какой подъем, какое вдохновение появилось у молодых людей, которым еще только предстоит сделать первые шаги в искусстве. Их лучшие работы можно было увидеть в выставочном комплексе на Пречистенке. Это наследники великого искусства. В дипломных работах отчетливо прослеживается и преемственность традиций, и глубокое освоение лучших образцов классического наследия, на которые ориентирует своих учеников Репинский институт в Петербурге и Суриковский в Москве.
Так что молодые художники готовы к самым серьезным задачам. За 250 лет в академии создали такую школу, что молодежи теперь ничего не страшно...
Все уникальные здания, сооружения, памятники в Москве, Петербурге, да и по всей России, созданы воспитанниками Императорской Академии.
Впервые в мировой практике за восемь месяцев были воссозданы 23 тысячи квадратных метров уникальных росписей на стенах храма.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий Бичуков, академик, ректор Московского государственного академического института имени В.И. Сурикова:
- Я в искусстве полвека. Многое видел в нелегкой истории нашей академии. Но могу авторитетно заявить: такого внимания, как сегодня, к РАХ, к ее воспитанникам не было даже в лучшие годы соцреализма. Особенно ярко это прослеживается последнее десятилетие, когда мы избрали президентом Зураба Церетели. Это человек, чувствующий величие жизни и несущий ответственность за нее. Все его творчество - это сплошной мастер-класс, будь это в детской художественной школе, в ЮНЕСКО, в студенческой аудитории или в Интерполе, где он представляет Россию. Весь его личностный и творческий путь - свидетельство того, что человек сам творит свою биографию и в конечном счете историю. Он вкладывает огромные силы и средства в то, чтобы наши вузы были не хуже зарубежных, чтобы сохранить классическую академическую школу, равных которой в мире нет.
Альберт Чаркин, народный художник РФ, ректор Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина:
- Юбилей академии - событие общенационального и международного масштаба. Оно тесно связано с российской историей и культурой: с Петром Великим, основавшим Академию наук и искусств, с Елизаветой Петровной, в годы царствования которой известный просветитель Иван Шувалов основал Императорскую Академию художеств, с Екатериной II, при которой было построено великолепное здание. Все великие русские мастера живописи - выходцы академии. И не только русские. Национальные художники из стран бывшей Российской империи - Польши, Литвы, Латвии, Финляндии - обучались у нас. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто пройти по залам музеев этих стран, где российская академическая школа в произведениях искусства видна невооруженными глазом.
Императорская Академия художеств находилась под покровительством императоров, она была авторитетнейшим учреждением, экспертом и советником по всем вопросам искусства. В результате ее благотворного влияния мы имеем великолепное художественное наследие, которым гордится вся страна.
Сегодня РАХ ведет просветительскую, научно-исследовательскую и образовательную работу. Но роль академии как главного эксперта в области архитектуры и искусства утрачена. Решение всех важных общественных вопросов возложено на градостроительные, художественные и общественные советы.
Ирина ТИЩЕНКО, Григорий ИВАНОВСКИЙ
- Зураб Константинович, позвольте сначала поздравить вас с выдающейся наградой - золотой медалью Пикассо, которой вы удостоены за личный вклад в развитие РАХ.
- Спасибо. Честно скажу, у меня немало медалей и орденов, в том числе Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Но медаль Пикассо для меня имеет особый смысл. Дело в том, что еще в 1964 году во Франции я встречался с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, в мастерской которого мне даже посчастливилось поработать. Я до сих пор помню вещие слова Пабло Пикассо в мой адрес. Они звучали так: "У этого молодого художника хорошее начало. Традиции перешли к нему от Пиросмани, творчество которого помогло мне, когда я был молодым". Вы знаете, тогда я покраснел, как помидор... В те дни я видел, как Шагал создает свои витражи, как Пикассо занимается не только живописью, но и литьем, росписью по фарфору, керамикой.
И вот у меня медаль Пикассо! Она была утверждена в 1981 году в честь столетия великого мастера. Это одна из самых престижных наград в области искусства. Над ее эскизом работал другой выдающийся испанский художник Хуан Миро. И представляете, мои произведения в мае 2007 года находятся рядом с его работами! Для меня это большая честь, и будто с неба звучат слова в мой адрес...
- А что для вас значит Российская академия художеств?
- Для меня это все! И не только для меня! Для всей России и, как показывает время, для всей современной цивилизации. Ведь все уникальные здания, сооружения, памятники в Москве, Петербурге, да и по всей России, созданы воспитанниками Императорской Академии художеств, которая всегда стремилась выполнять свою главную функцию - готовила для русского искусства профессиональных мастеров: живописцев, ваятелей, зодчих, граверов. А позже - теоретиков и историков, художественных критиков и музейных работников.
Между прочим, одной из главных обязанностей, возложенных на академию, было художественное сопровождение крупных градостроительных объектов, контроль за их эксплуатацией и реставрацией. Еще в XVIII веке Иван Шувалов пригласил из-за границы первых педагогов, набрал первых учеников. А в 1758 году подарил академии свою замечательную художественную коллекцию, тем самым положив начало музею и библиотеке. В 1764 году Екатерина II одобрила проект архитекторов Вален-Деламота и Кокоринова по строительству здания. В 1788 году он был закончен. Древние сфинксы над Невой по сей день стерегут "Академию трех знатнейших художеств". Художники и архитекторы первого, шуваловского выпуска - Лосенко, Шубин, Баженов, Рокотов - задали тот высший уровень, который составил славу отечественного искусства.
Время расцвета академической школы академии, ее золотой век не без оснований связывают с графом Строгановым, который с 1800 по 1811 год был ее президентом. Известный в России меценат и знаток искусств, он привлек к работе вуза лучшие художественные силы государства. Классом скульптуры тогда руководил Мартос, живописными мастерскими - Угрюмов, Щукин, Акимов, Иванов, Егоров, классом гравюры - Клаубер. Юных архитекторов обучали такие светила зодчества, как Захаров, Воронихин и Тома де Томон.
Педагоги и ученики участвовали в возведении всех художественных ансамблей прошлого, включая Казанский и Исаакиевский соборы, Спас на Крови в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. Для этого в 1847 году при академии было утверждено мозаичное заведение.
- А что представляет собой академия сегодня? Есть люди, которые до сих пор так называют историческое здание у моста Лейтенанта Шмидта...
- Сегодня в структуре академии работают два крупнейших художественных вуза России. В Петербурге - Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. В Москве - Государственный академический художественный институт имени Сурикова. Вузы возглавляют заслуженные люди, известные скульпторы, академики Альберт Чаркин и Анатолий Бичуков. Кроме того, у нас два художественных лицея, целый ряд творческих мастерских, рассчитанных на дальнейший процесс обучения выпускников. Деятельность музейно-выставочных комплексов в Москве выстроена так, чтобы качественно действовал очень важный для получения полноценного образования принцип - "школа - институт - наука".
Академическая школа включает в себя не только комплекс профессионально-технических навыков, но и такой аспект, как развитие личности по принципу "от учителя к ученику". Не случайно на разных этапах существования академической школы ребята именовались "воспитанниками". Без сохранения нравственных традиций и воспитания уникальная система российской художественной школы потеряет смысл и будет обречена на исчезновение. Но я уверен, мы такого не допустим, не растеряем классический запас.
- Одни считают вас выдающимся художником, другие - талантливым менеджером, третьи - случайным в искусстве человеком... А ваша любимая фраза: "Президент в академии - такой же прораб, как и все остальные". Так к кому же вы себя относите?
- Действительно, я часто сравниваю себя с прорабом, хотя и реализовывал проекты, где был главным художником всего комплекса. Например, при восстановлении храма Христа Спасителя в Москве. На церемонии закладки утраченной святыни, благословляя нас, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Этот храм был и, даст Бог, будет символом обновленной памяти нашей, символом Святой Руси". Трудно припомнить даже в советское время объект такого объема, выполненный художниками-монументалистами. Общественно-культурные центры и музеи Ленина в различных частях страны зачастую не предполагали такого размаха художественных работ. Впервые в мировой практике за восемь месяцев были воссозданы 23 тысячи квадратных метров уникальных росписей на стенах храма. И это не считая пяти лет предварительных и подготовительных работ, конкурсов и создания 48 скульптурных горельефных композиций, восемь из которых установлены на фасаде собора. Художественное убранства храма, полностью повторяющее первоначальный облик, воссоздано по историческим фотографиям, архивным материалам и сохранившимся (в ничтожном количестве) скульптурным фрагментам горельефов.
Воспитанники РАХ не испугались и повторили подвижнический подвиг своих далеких предшественников. Живопись восстанавливалась под руководством вице-президента РАХ академика Зверьялова, скульптуры - под контролем вице-президента РАХ Орехова. Архитектурный проект выполнил академик Посохин. Только в скульптурных работах приняли участие 58 художников из Москвы и Петербурга. Заказы выполняли бронзолитейщики завода "Монументскульптура". Немало заказов выполнили преподаватели и студенты Института имени Репина.
Более 250 монументалистов и скульпторов разных поколений в смутное время становления в искусстве получили прекрасную возможность проявить свой талант и продемонстрировать профессиональное мастерство на этом объекте. Они доказали, что лучшие традиции храмовой росписи и скульптуры, базирующиеся на академической школе, живы и продолжаются. Не забудьте, что не одно десятилетие советского периода нельзя даже помыслить было о реализации такого масштабного проекта для церкви. Вот и считайте: прораб я после этого или не прораб.
- Какие подарки вы приготовили "юбиляру"?
- В ходе подготовки к празднованию выполнены масштабные работы - капитальный ремонт и реконструкция всего комплекса зданий академии в Москве и Петербурге. Проводится обширная инвентаризация в музее, масштабная выставочная и издательская работа. За последние два года я провел 23 персональные благотворительные выставки в регионах России. Мы налаживаем связь со всей страной - открываем филиалы в других городах. Теперь отделения существуют на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Творческие мастерские работают в Казани, Самаре, Красноярске. Также ведется масштабная работа по расширению зарубежных связей и развитию института почетных членов академии.
Со времени основания она служила своеобразным центром слияния культур, способствовала укреплению диалога России и Запада. Сегодня РАХ продолжает дело, заложенное в ее задачах на века Петром I, - сохранена уникальная система европейской академической школы мастерства, накопленный веками опыт зарубежных и российских художников, скульпторов, архитекторов.
- А как вы реализуете свою концепцию преобразования мироустройства с помощью искусства? И много ли у вас последователей?
- Понимаете, к великому сожалению, лучшие произведения искусства, созданные знаменитыми художниками, это не только воплощения красоты и гармонии. Трагедии, которые потрясли человечество, очень часто становятся предметом вдохновения мастеров разных времен. Их произведения становятся воплощением печали, боли, рассказывают о смерти, горечи, утратах и превращаются в символ преодоления всех тягот судьбы, возвращая людям значимость вечных ценностей. Вот почему я откликнулся на страшную трагедию 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. И создал монументальную композицию, посвященную борьбе против международного терроризма.
Мне хочется, чтобы все поняли, насколько ответственно нужно подходить к формированию задач искусства и как много можно сделать с его помощью. При этом утверждая взаимопонимание, взаимоуважение между народами, представителями разных культур, разных религиозных концессий. Поэтому с благословления Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II мной был установлен памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II во французском Плоэрмене.
На открытии монумента присутствовали представители мировых концессий - от Ватикана до мусульманских общин. Глава Русской православной церкви подчеркнул, что создание этого памятника - "проявление духа сотрудничества и толерантности".
Претворяя в жизнь идею "Искусство против СПИДа", я создал скульптурную композицию, посвященную этой животрепещущей теме. Руководители ЮНЕСКО одобрили это начинание. Диалогу культур как форме развития дипломатии в XXI веке я посвятил ряд композиций. В частности, в дар обществу "Япония - Россия" изготовлен и установлен в Токио памятник 52-му премьер-министру Страны восходящего солнца Итиро Хатояма. На открытии монумента, который послужил еще одним шагом к укреплению наших взаимоотношений, присутствовали глава правительства России Михаил Фрадков, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и многие другие.
- Если перечислять памятники, художественные композиции, созданные с вашим участием, все награды, которыми отмечены ваши творческие успехи, газетной полосы будет мало. И все же что для вас самое дорогое?
- Художник! Звание художника, о котором сказал поэт Андрей Дементьев: "...все, что может гений, понятно только гениям добра". Надо радоваться жизни и делать все, чтобы она стала еще прекраснее, а люди, которые нас окружают, становились добрее.
- Вы придерживаетесь этих принципов и в воспитании будущих художников?
- Конечно! Мы решили каждый год выставлять на суд зрителей работы учеников академии. Вы представляете, какой подъем, какое вдохновение появилось у молодых людей, которым еще только предстоит сделать первые шаги в искусстве. Их лучшие работы можно было увидеть в выставочном комплексе на Пречистенке. Это наследники великого искусства. В дипломных работах отчетливо прослеживается и преемственность традиций, и глубокое освоение лучших образцов классического наследия, на которые ориентирует своих учеников Репинский институт в Петербурге и Суриковский в Москве.
Так что молодые художники готовы к самым серьезным задачам. За 250 лет в академии создали такую школу, что молодежи теперь ничего не страшно...
Все уникальные здания, сооружения, памятники в Москве, Петербурге, да и по всей России, созданы воспитанниками Императорской Академии.
Впервые в мировой практике за восемь месяцев были воссозданы 23 тысячи квадратных метров уникальных росписей на стенах храма.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анатолий Бичуков, академик, ректор Московского государственного академического института имени В.И. Сурикова:
- Я в искусстве полвека. Многое видел в нелегкой истории нашей академии. Но могу авторитетно заявить: такого внимания, как сегодня, к РАХ, к ее воспитанникам не было даже в лучшие годы соцреализма. Особенно ярко это прослеживается последнее десятилетие, когда мы избрали президентом Зураба Церетели. Это человек, чувствующий величие жизни и несущий ответственность за нее. Все его творчество - это сплошной мастер-класс, будь это в детской художественной школе, в ЮНЕСКО, в студенческой аудитории или в Интерполе, где он представляет Россию. Весь его личностный и творческий путь - свидетельство того, что человек сам творит свою биографию и в конечном счете историю. Он вкладывает огромные силы и средства в то, чтобы наши вузы были не хуже зарубежных, чтобы сохранить классическую академическую школу, равных которой в мире нет.
Альберт Чаркин, народный художник РФ, ректор Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина:
- Юбилей академии - событие общенационального и международного масштаба. Оно тесно связано с российской историей и культурой: с Петром Великим, основавшим Академию наук и искусств, с Елизаветой Петровной, в годы царствования которой известный просветитель Иван Шувалов основал Императорскую Академию художеств, с Екатериной II, при которой было построено великолепное здание. Все великие русские мастера живописи - выходцы академии. И не только русские. Национальные художники из стран бывшей Российской империи - Польши, Литвы, Латвии, Финляндии - обучались у нас. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто пройти по залам музеев этих стран, где российская академическая школа в произведениях искусства видна невооруженными глазом.
Императорская Академия художеств находилась под покровительством императоров, она была авторитетнейшим учреждением, экспертом и советником по всем вопросам искусства. В результате ее благотворного влияния мы имеем великолепное художественное наследие, которым гордится вся страна.
Сегодня РАХ ведет просветительскую, научно-исследовательскую и образовательную работу. Но роль академии как главного эксперта в области архитектуры и искусства утрачена. Решение всех важных общественных вопросов возложено на градостроительные, художественные и общественные советы.
Ирина ТИЩЕНКО, Григорий ИВАНОВСКИЙ