Культура
ЛЕВ ПРЫГУНОВ: "МЕРЗАВЦЕВ ИГРАЮ С УДОВОЛЬСТВИЕМ..."
16 июня
Кино для него - образ жизни, среда обитания. В его фильмографии порядка восьми десятков работ. Конечно, не все они шедевры, и он сам это признает, потому что видит действительность не через розовые очки. Чего не скажешь, глядя на его картины. Лев Прыгунов еще и живописец...
- Лев Георгиевич, ваши персональные выставки имели громкий успех, вызвали много слухов. Вы действительно решили закончить карьеру киноактера?
- Разумеется, нет! Просто это сейчас меня уже меньше волнует. Да и сценариев фильмов, в которых я так уж рвался бы сниматься, вижу не так и много.
- А мне очень понравился ваш герой в сериале "Возвращение Титаника". Пан Зося - такой колоритный, с большой долей иронии.
- В последнее время меня приглашают в основном в сериалы. Правда, сериалы довольно крепкие, насыщенные. Но роли предлагают, за редкими исключениями, однообразные - разных деятелей ФСБ, КГБ. Единственное хорошо у всех у них - характеры у них "человеческие". Я, кстати, от ролей отказывался крайне редко, только когда они мне уж совсем были противны. Но при этом всегда понимал, что играю не в самых лучших картинах. И, между прочим, совершенно этого не стесняюсь - мои герои были совершенно безобидными. Конечно, в советское время на нашем экране в основном были уроды, придурки и импотенты...
- Так уж и импотенты! Вы же советский секс-символ!
- О чем вы говорите! Единственный случай, когда у меня должна была быть постельная сцена, - это в "Картине", в 1985 году, да и ту запретили! И в результате мы с партнершей сидели на кровати и скромно держались за руки.
- Разве в блокбастерах "Святой" или "Цена страха" вы тоже играли пуританина?
- На Западе людей интересует только энергия. В настоящих "больших" лентах она достигает колоссальной концентрации. А у нас такого пока, увы, нет.
- Как нет? При нашем-то богатстве "русской души"?!
- Душа тут ни при чем. Вопрос в другом. Вот смотрите: в "Святом" я играл в четырех сценах. Причем каждую сцену снимали в Лондоне. Снимали по 10 дней, тщательно и по многу дублей.
- Что-то не получалось?
- Все шло нормально! Просто режиссер добивался идеала. Западные кинематографисты понимают, что качественная работа в конечном итоге принесет на прокате сумму гораздо больше той, которую можно урвать в процессе съемок. А наши исполнительные продюсеры - всего лишь подрядчики, им конечный продукт не важен. График работы составляется так, что за день приходится играть десяток сцен, а потом актера трясет от перегрузки. Отсюда и качество...
- Поэтому, наверное, известные киноартисты и не любят играть в сериалах?
- Лично я против отечественных сериалов ничего не имею. Хотя так сложилось, что достаточно часто снимаюсь за океаном.
- А как же языковой барьер?
- Я думаю, любой нормальный человек способен выучить иностранный язык.
- Вопрос спорный...
- Мне помогает китайская философия. Я ей всю жизнь увлекаюсь, учился когда-то у хороших специалистов.
- И еще, насколько я знаю, - гимнастика? Вы ведь благодаря ей так хорошо выглядите?
- Ну, во-первых, обязанность любого актера - выглядеть как минимум лет на десять моложе. А во-вторых, мне вообще-то безразлично, как я выгляжу. Важно, как я себя чувствую. Поэтому и живу в ладу со своим возрастом. Тем более что сейчас у нас востребованы разные актеры, и моих лет тоже.
- Если уж речь зашла о востребованности, не могу не спросить вас о планах на будущее.
- Я никогда ничего не планирую! Есть древний китайский закон коромысла: когда очень чего-то хочется, надо придумать другой интерес, равный по силе первому. И делать это каждый день, на каждом шагу. Это не дуализм, это выбор.
- Это из области философии, а я хотел узнать о вашей работе! Есть ведь у вас, скажем, какие-то пристрастия, конкретные желания?
- Хочу сниматься у своего сына. И одновременно - писать картины. Сегодня моя основная задача - заявить о себе не только как об актере, но и как о серьезном живописце. То есть, если честно, я, хотя еще в детстве брал уроки у хорошей художницы, никогда не думал, что по-настоящему займусь этим делом, и втянулся как-то незаметно. Но когда в Америке купили несколько моих картин, почувствовал себя профессиональным художником.
- Я слышал, вас продавали даже на аукционе Philips?
- Было такое. Я вообще на "картинные" деньги жил год с лишним в Лондоне и полгода - в Париже.
- Хм... О чем бы я ни спрашивал в последнее время людей искусства, разговор обязательно скатывается к финансам. Почему это происходит, Лев Георгиевич? Вроде бы в кино сейчас не так и плохо платят.
- Это в самом деле так. Однако есть несколько "но". Приведу вам пример. "Цену страха" снимали в Монреале. Я летал туда дважды, причем даже не бизнес-классом, а первым. Жил в лучшем отеле. Получал, правда, в три раза меньше, чем американские актеры, тоже игравшие небольшие роли. Это было обидно. Но год спустя я снимался за границей в одном - не стану его называть - нашем фильме. Мы поехали на съемки, и нас, всю группу, поселили в помещении вроде склепа. Там было страшно холодно, актеры болели. И каждый вечер после съемок задавали друг другу один и тот же вопрос: разве можно так поступать с людьми?!
- А у меня другой вопрос: разве можно в таких условиях хорошо играть?
- Это уже вопрос профессионализма. Кстати, в последнее время я с удовольствием играю мерзавцев.
- ?!
- Это один из способов вызвать к ним негативное отношение. И напомнить, что человек должен понимать: его задача - сохранить семью, построить дом, посадить сад, воспитать детей и вкалывать всю жизнь!
- У-у! Вечные истины глаголите! И потом, не каждый готов к такому непосильному труду. Надо быть трудоголиком. Кстати, Лев Георгиевич, вы трудоголик?
- Я жутко ленивый человек!
- Да ну?!
- Представьте, да. Но для русского человека лень - средство самосохранения. Только благодаря ей я и шею себе до сих пор не свернул, и мозги на месте. И жена, между прочим, до сих пор одна...
ДОСЬЕ "НВ"
Лев Прыгунов родился в 1939 году. В 1962 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и был принят в труппу московского Центрального детского театра, затем работал в Театре-студии киноактера. В кино дебютировал в 1962 году, исполнив роль Николая Валешникова в фильме "Увольнение на берег". Известность пришла к нему после главной роли в телефильме Марка Орлова "Сердце Бонивура".
Лев Прыгунов снимался в нескольких голливудских фильмах, в том числе в боевике Филипа Нойса "Святой", в котором исполнил роль генерала Склярова.
Беседовал Сергей БЕЛОВ
- Лев Георгиевич, ваши персональные выставки имели громкий успех, вызвали много слухов. Вы действительно решили закончить карьеру киноактера?
- Разумеется, нет! Просто это сейчас меня уже меньше волнует. Да и сценариев фильмов, в которых я так уж рвался бы сниматься, вижу не так и много.
- А мне очень понравился ваш герой в сериале "Возвращение Титаника". Пан Зося - такой колоритный, с большой долей иронии.
- В последнее время меня приглашают в основном в сериалы. Правда, сериалы довольно крепкие, насыщенные. Но роли предлагают, за редкими исключениями, однообразные - разных деятелей ФСБ, КГБ. Единственное хорошо у всех у них - характеры у них "человеческие". Я, кстати, от ролей отказывался крайне редко, только когда они мне уж совсем были противны. Но при этом всегда понимал, что играю не в самых лучших картинах. И, между прочим, совершенно этого не стесняюсь - мои герои были совершенно безобидными. Конечно, в советское время на нашем экране в основном были уроды, придурки и импотенты...
- Так уж и импотенты! Вы же советский секс-символ!
- О чем вы говорите! Единственный случай, когда у меня должна была быть постельная сцена, - это в "Картине", в 1985 году, да и ту запретили! И в результате мы с партнершей сидели на кровати и скромно держались за руки.
- Разве в блокбастерах "Святой" или "Цена страха" вы тоже играли пуританина?
- На Западе людей интересует только энергия. В настоящих "больших" лентах она достигает колоссальной концентрации. А у нас такого пока, увы, нет.
- Как нет? При нашем-то богатстве "русской души"?!
- Душа тут ни при чем. Вопрос в другом. Вот смотрите: в "Святом" я играл в четырех сценах. Причем каждую сцену снимали в Лондоне. Снимали по 10 дней, тщательно и по многу дублей.
- Что-то не получалось?
- Все шло нормально! Просто режиссер добивался идеала. Западные кинематографисты понимают, что качественная работа в конечном итоге принесет на прокате сумму гораздо больше той, которую можно урвать в процессе съемок. А наши исполнительные продюсеры - всего лишь подрядчики, им конечный продукт не важен. График работы составляется так, что за день приходится играть десяток сцен, а потом актера трясет от перегрузки. Отсюда и качество...
- Поэтому, наверное, известные киноартисты и не любят играть в сериалах?
- Лично я против отечественных сериалов ничего не имею. Хотя так сложилось, что достаточно часто снимаюсь за океаном.
- А как же языковой барьер?
- Я думаю, любой нормальный человек способен выучить иностранный язык.
- Вопрос спорный...
- Мне помогает китайская философия. Я ей всю жизнь увлекаюсь, учился когда-то у хороших специалистов.
- И еще, насколько я знаю, - гимнастика? Вы ведь благодаря ей так хорошо выглядите?
- Ну, во-первых, обязанность любого актера - выглядеть как минимум лет на десять моложе. А во-вторых, мне вообще-то безразлично, как я выгляжу. Важно, как я себя чувствую. Поэтому и живу в ладу со своим возрастом. Тем более что сейчас у нас востребованы разные актеры, и моих лет тоже.
- Если уж речь зашла о востребованности, не могу не спросить вас о планах на будущее.
- Я никогда ничего не планирую! Есть древний китайский закон коромысла: когда очень чего-то хочется, надо придумать другой интерес, равный по силе первому. И делать это каждый день, на каждом шагу. Это не дуализм, это выбор.
- Это из области философии, а я хотел узнать о вашей работе! Есть ведь у вас, скажем, какие-то пристрастия, конкретные желания?
- Хочу сниматься у своего сына. И одновременно - писать картины. Сегодня моя основная задача - заявить о себе не только как об актере, но и как о серьезном живописце. То есть, если честно, я, хотя еще в детстве брал уроки у хорошей художницы, никогда не думал, что по-настоящему займусь этим делом, и втянулся как-то незаметно. Но когда в Америке купили несколько моих картин, почувствовал себя профессиональным художником.
- Я слышал, вас продавали даже на аукционе Philips?
- Было такое. Я вообще на "картинные" деньги жил год с лишним в Лондоне и полгода - в Париже.
- Хм... О чем бы я ни спрашивал в последнее время людей искусства, разговор обязательно скатывается к финансам. Почему это происходит, Лев Георгиевич? Вроде бы в кино сейчас не так и плохо платят.
- Это в самом деле так. Однако есть несколько "но". Приведу вам пример. "Цену страха" снимали в Монреале. Я летал туда дважды, причем даже не бизнес-классом, а первым. Жил в лучшем отеле. Получал, правда, в три раза меньше, чем американские актеры, тоже игравшие небольшие роли. Это было обидно. Но год спустя я снимался за границей в одном - не стану его называть - нашем фильме. Мы поехали на съемки, и нас, всю группу, поселили в помещении вроде склепа. Там было страшно холодно, актеры болели. И каждый вечер после съемок задавали друг другу один и тот же вопрос: разве можно так поступать с людьми?!
- А у меня другой вопрос: разве можно в таких условиях хорошо играть?
- Это уже вопрос профессионализма. Кстати, в последнее время я с удовольствием играю мерзавцев.
- ?!
- Это один из способов вызвать к ним негативное отношение. И напомнить, что человек должен понимать: его задача - сохранить семью, построить дом, посадить сад, воспитать детей и вкалывать всю жизнь!
- У-у! Вечные истины глаголите! И потом, не каждый готов к такому непосильному труду. Надо быть трудоголиком. Кстати, Лев Георгиевич, вы трудоголик?
- Я жутко ленивый человек!
- Да ну?!
- Представьте, да. Но для русского человека лень - средство самосохранения. Только благодаря ей я и шею себе до сих пор не свернул, и мозги на месте. И жена, между прочим, до сих пор одна...
ДОСЬЕ "НВ"
Лев Прыгунов родился в 1939 году. В 1962 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии и был принят в труппу московского Центрального детского театра, затем работал в Театре-студии киноактера. В кино дебютировал в 1962 году, исполнив роль Николая Валешникова в фильме "Увольнение на берег". Известность пришла к нему после главной роли в телефильме Марка Орлова "Сердце Бонивура".
Лев Прыгунов снимался в нескольких голливудских фильмах, в том числе в боевике Филипа Нойса "Святой", в котором исполнил роль генерала Склярова.
Беседовал Сергей БЕЛОВ