Культура
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: "В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - БЕСКОМПРОМИССНАЯ ВОЙНА"
19 июня
В последнем послании президента России Владимира Путина Федеральному собранию был сделан особый акцент на сбережении культурной самобытности России и укреплении собственных культурно-нравственных ценностей.
"Такие ценности и ориентиры составляют основу государственной самостоятельности и являются базой для консолидации нашего общества", - подчеркнул Владимир Путин на заседании Совета по культуре и искусству при президенте России. Далее он сказал: "Их истоки не только в наших народных традициях, но и в тех высочайших достижениях российской культуры, которые хорошо и широко известны и признаны во всем мире. Мы должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения проходило в благоприятной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения, чтобы она своевременно набиралась духовной зрелости и обладала культурным иммунитетом. И в этой связи остановлюсь на ряде существенных, как мне кажется, проблем..."
Прежде всего существующие проблемы и возможные пути их решения "Невское время" и намерено обсуждать с выдающимися людьми России в новом проекте, который так и будет называться - "Выдающиеся люди России", реализуемом совместно с телеканалом "СТО". Цель проекта - способствовать развитию гражданского, духовно-нравственного, интеллектуального потенциала соотечественников.
Встречи будут проводиться на даче Линдстрема, восстановленной на территории Константиновского дворца специально к саммиту G8, где, в частности, проходила встреча "без галстуков" президентов России и США.
Открывается рубрика интервью с выдающимся кинорежиссером современности Александром Сокуровым.
ДОСЬЕ "НВ"
Александр Сокуров родился в 1951 году. Самые известные фильмы режиссера: "Скорбное бесчувствие", "Дни затмения", "Спаси и сохрани", "Молох", "Телец", "Солнце", "Русский ковчег". В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число 100 лучших режиссеров мирового кино. Сокуров - лауреат Государственной премии России, лауреат премии Ватикана, лауреат премии Свободы, учрежденной Анджеем Вайдой и компанией "Филипп Моррис". Народный артист России. Фильм Сокурова "Отец и сын" удостоился высшей награды Международной федерации кинокритиков на Каннском фестивале.
-Александр Николаевич, как вы определяете для себя задачу художника?
- Прежде всего работать. А главное достижение художника - свобода. Свобода как разумная воля, ведущая нас к духовности, к культуре человеческой, нравственной. Я этот выбор - свободу - сделал еще в 17 лет. Уехал из родительского дома сразу после выпускного вечера. Я очень хотел учиться - по-настоящему, основательно... Когда я поступил на исторический факультет Горьковского университета, я почувствовал на себе всю сложность процесса университетского обучения. Я во всем хотел видеть следы деятельности человека, но мне постоянно говорили о партийности и определяющей роли марксистских деятелей. Из этих шор непременно хотелось выпрыгнуть. И то, что во время моей учебы в 1968 году случились события в Чехословакии, было для меня плохим знаком.
- Почему плохим знаком?
- Тоталитарность нашего государства и его внутреннее и внешнее политическое давление на молодых людей постоянно усиливались. Но я все равно почему-то был внутренне свободным, меня ничто не могло остановить. Пришел работать на телевидение - в том числе и оттого, что надо было заработать копейку, порой и съесть нечего было, и надеть. Я работал помощником, ассистентом режиссера. Это была очень хорошая профессиональная школа - надо было пробиваться сквозь бесчисленные идеологические запреты и добиться выразительности и глубины с помощью минимальных средств.
- Вы снимали очень интересные документальные фильмы...
- И сейчас снимаю. Многие из этих фильмов можно увидеть в ретроспективе, которая уже несколько месяцев идет по московскому каналу ТВЦ. Мое увлечение режиссурой привело меня во ВГИК на постановочный факультет. А там меня поджидала богемная среда по-советски - столько пьющих студентов я нигде прежде не видел. Но меня эта тусовочная жизнь никоим образом не интересовала. Я ведь пришел получать знания. Уверен, художника делает художником воля и качество образования. Ремеслу талант не нужен, а таланту ремесло необходимо. Это абсолютное условие, тем более когда мы имеем дело с очень сложными техническими процессами кинематографа. Сегодня, когда ты начинаешь картину, ты подписываешь массу документов - подпись может стоить огромных денег.
- Вам, художнику, тоже что-то экономически приходится просчитывать?
- Конечно. Я гарантирую продюсеру, что мой съемочный день будет стоить столько-то, что в любом случае, что бы ни произошло, я закончу картину в определенные сроки и в любом случае я отвечаю за художественные результаты. Я сам был оператором, писал сценарии к некоторым своим фильмам, участвовал в создании костюмов, декораций. Нет ни одного процесса, в который не надо было бы вмешиваться самым радикальным образом. Но я для этого подготовлен.
- Вас приглашали в течение пяти лет на Каннский фестиваль. В этом году была отобрана "Александра", где сыграла Галина Вишневская. Но... опять вы главного приза не получили. Важно для вас участие в Каннском фестивале?
- Думаю, что сегодня уже нет. С самого первого приглашения я был против участия в конкурсе. Потому что знаю: никакого отношения к художественной оценке этот процесс не имеет. Участие в Каннском фестивале является политической акцией и колоссальной пропагандистской акцией - в этом заинтересовано государство, которое вкладывает в кино большие деньги. Я оказываюсь в Каннах все пять лет потому, что я слишком независимый человек. И присутствие моих фильмов на Каннском фестивале для его устроителей, видимо, очень важно - таких, как я, независимых режиссеров сегодня совсем мало. А крупный фестиваль желает демонстрировать свою толерантность и широту взглядов. К сожалению, за последние 15 лет фестиваль растерял все свои достоинства. Сегодня Канны - это собрание людей, которых прежде всего интересует рынок, а не искусство. Многие члены жюри никогда не интересовались авторским кинематографом, брезгливо смотрят на независимое кино. Каннский фестиваль - мероприятие продюсерское.
- Почему в этом году вы не поехали в Канны?
- Четыре года я ездил и выполнял все просьбы нашего Министерства культуры и продюсеров и в этом году приняли решение не ехать. И Галина Павловна тоже не поехала. Фильм сам себя в состоянии защитить. Не этому составу жюри надо показывать фильм о мире и способности людей говорить друг с другом и понимать друг друга. Нам в России нужен мир в Чечне, в Европе многие желали бы продолжения этой войны с поражением России... Если бы мы показали мародерство русских солдат, военные преступления, исступленную резню русских и чеченцев - это в Каннах бы понравилось и нас бы на руках носили. Это откровенно говорилось. Художественная европейская среда чрезвычайно политизирована, неврастенична.
- Премьера "Александры" в Париже прошла, насколько я знаю, на высоте?..
- Да, да, это уже другая сторона. Я был в Париже на премьере и видел, как после просмотра люди выходили со слезами на глазах - такой реакции в России не будет... Французы подходили ко мне и один за другим повторяли: только не отступайте, только не прекращайте, потому что если отступите вы, если отступит кто-то еще из тех, кто работает в таком же художественном и нравственном ключе, то с американцами не совладать - всех сожрут. В культуре идет межконтинентальная бескомпромиссная, кровавая война.
- Вы надеетесь, что тихим, сокровенным голосом можете перебороть эту ситуацию?
- Не тихим, не тихим. У нас картины сильные, мощные, абсолютно самодостаточные. Мы в состоянии работать так, как никто в мире не может. О создании большого фильма без монтажа, как наш "Русский ковчег", мечтали десятилетиями профессионалы, и никто этого не мог осуществить. Мы это сделали. Сделали. Сегодня никто не работает в сложной области взаимопроникновения культур, а мы работаем. "Солнце" сделано с японскими и американскими артистами в абсолютно чужом для русских пространстве - на японском и английском языках. "Молох" - на немецком... Уникальным является цикл фильмов "Отец и сын", "Мать и сын". Надеюсь, в обозримое время снимем очередной фильм этого цикла "Два брата и сестра" - это абсолютно независимая работа. Никакого тихого голоса - мы сильные. Мы держимся, нас никто не сбросит.
- Говорите, в политике отношения мягче. У вас с Ельциным было много встреч - какого рода было общение? Он принимал от вас советы?
- Я очень люблю человеческие характеры. Думаю, для человека другой человек - это главное событие. Вообще человеку нужен только человек. Ничто не имеет такого значения, как человек рядом. Это большая награда, но и страшное испытание - человека может и не быть. Как и души у человека может не быть. В этом смысле Ельцин - национальный русский характер, очень интересный, самобытный. У нас есть две картины документальные о Ельцине. Мы сохранили его облик, его речь, его движения. Мы с Ельциным много говорили о России, это был открытый взгляд на процессы, говорили о парламентаризме, я много старался рассказать ему о традициях английского парламента. Когда мог, оказывал какое-то влияние.
- Он прислушивался к вам?
- Однажды Ельцин даже заболел после очередного нашего спора, непростого разговора. Я ему сказал, что он создает жестокосердное государство. Ему трудно было слышать, но он слушал. У него был удивительный характер - знаете, стихия воли. И... такой человек большой.
- Тяжелодум, наверное?
- Нет, нет, нет, он очень быстро воспринимал информацию. И принимал быстрые эмоциональные решения. Но видно, историческое, экономическое положение в России было настолько сложным в то время, что не было человека, который был бы адекватен этому. Любой на его месте совершал бы те же ошибки, а может быть, и большие. Он однажды сказал мне, что был разочарован молодыми экономистами и социологами. Солженицын писал в стол, Шостакович писал в стол, как бы ожидая перемен. А в экономической среде - штиль... Когда Ельцин собрал экономистов и спросил: что у вас есть, дайте хотя бы одну страничку экономических наработок, как нам жить дальше, то никто ему ничего не предоставил. Никто из них не думал о будущем страны, никто не был готов, что вот в этой стране с конкретным укладом жизни, с конкретной структурой экономики, с конкретными национальными характерами произойдет решительная смена государственного уклада. Ельцину пришлось начинать с нуля. Пройдет время, мы увидим плюсов больше, чем минусов.
- А в наше время вы лично видите больше плюсов, чем минусов?
- Меня, как человека, работающего в гуманитарной области, очень тревожит деградация населения страны. Евтушенко говорил: "Народ - те, кто думает, остальное - население". Четко было сказано. Но в этом смысле США еще и похуже. У нас страна тоталитарная сверху, а Америка - тоталитарная снизу, и там народу потакают...
- Мы в России сопротивляемся этому потаканию?
- Мы ни один исторический период не проходили до конца. Мы идем, потому что мы живы. Нет ни в чем осмысления настоящего - что этот шаг означает, что тот? Мы этого не знаем. И среди нас нет людей, которые бы ответственно, спокойно, отвечая на свои мысли вслух, могли бы что-то говорить о будущем.
- Я вспомнила одну из ваших сентенций: утром встаешь, чистишь зубы, а вечером падаешь лицом в подушку и не знаешь, как жить дальше...
- Я был на одной из встреч президента Путина с общественностью Петербурга и был вынужден сказать ему, что пребываю в постоянной тревоге за происходящее в стране... Часто, уезжая по профессиональной необходимости за границу, возвращаясь в Россию, я не знаю, что ожидает меня, в какую страну я вернусь? Я не вижу расширения деятельности культуры, не вижу того, что гуманитарные ценности у нас в России становились бы выше ценностей политических. А для меня это главное условие, главный показатель оздоровления жизни. Когда Валентину Ивановну избирали губернатором, ко мне обратились с просьбой участвовать в выборной кампании. Я сказал, что я никогда не участвовал в политкампаниях, на этот раз буду при обязательном условии, что от меня в эфире прозвучит только одна реплика: "Голосуйте за тех, кто гуманитарные ценности ставит выше политических". Этот ролик никогда не был показан. Вот вам показатель ситуации. Политические ценности - как вода, сегодня одни, завтра другие, а мы, народ, не река. Мы - те, кто сидит по берегам. Понимаете, нам нужно, чтобы все было понятно, все предсказуемо. Для народа не должно быть взбаламученности. Я и Путину это говорил: нельзя жить в состоянии постоянных ожиданий. Почему до сих пор неизвестно, кто будет баллотироваться в президенты на следующий срок? Никто не знает, что будет. Липкая политическая паутина. Сегодня властвует психология временщиков. У всех моих знакомых, кто более-менее материально состоятелен, дети учатся за границей, все обустраиваются там, все имеют тылы за пределами отечества.
- Вы для себя такую перспективу можете представить, что уедете из России?
- Только в том случае, если государство и общество отвернутся от меня. Но я не знаю, что я буду делать? Потому что для меня русский человек - ценность, несоизмеримая ни с чем, русский язык - любовь моя, и я без русской литературы не могу. Я не могу без русской речи, я просто не могу. Я объездил полмира, я повидал много, жил в разных странах, но я просто не могу без родины. У меня нет второго приюта, паспорта, гражданства... Я надеюсь, что этого никогда не случится.
- Реакция Путина на ваши слова?
- Он внимательно слушал и постоянно записывал. Были вещи, которые вызвали жесткий его отпор, он не согласился, я это видел по его лицу. Публично было высказано только одно возражение - когда я ему сказал, что объявить Год русского языка - это неправильно, надо было объявлять Год чтения. Потому что Россия состоит не только из русских - здесь очень много народностей. Мы должны взять под свое крыло все разнообразие культур и языков. Президент тут не согласился со мной, сказал, что я недооцениваю русский язык. А я исхожу из огромной ответственности именно русских перед теми народами, которые живут на территории нашей страны. Я вот на Кавказе часто бываю и жду больших проблем оттуда. Потому что, изучая исторические документы, понимаешь, что экспансия на Кавказ русского государства наших самодержавных властителей была чрезвычайно жестокой. Сотни тысяч людей были истреблены на Кавказе. Такой уникальный народ, как черкесы, фактически был уничтожен. Зачем нужно было такое жестокосердие по отношению к тем, кто жил на этой земле всю свою жизнь? Русскому царю нужно было расширить границы государства. Надо было как-то договариваться, зачем стрелять? Это все будет нам предъявлено, и очень скоро.
- Там, наверху?
- Нет, не там. Там ничего - только сырость облаков. Здесь, на земле, будет предъявлен счет русским за каждого убитого человека. Русской традиции, русской культуре, русскому государству будет предъявлен счет. Тревожно, что постепенно, с разных сторон ползет на нас по-новому выраженный нацизм. И сжимается вокруг нас тревожное кольцо. Также и внутри страны нас ожидают большие проблемы.
- Но нам предрекают процветание к 2020 году, что сравняемся по уровню с ведущими странами Европы. Это вселяет какие-то надежды...
- Я не верю в экономическое процветание России, если не будет в значительной степени изменяться гуманитарное настроение, если гуманитарные цели не будут сформулированы. Уже сейчас успешные, процветающие бизнесмены говорят - нам не с кем работать. У нас нет людей социально, личностно цивилизованных, образованных, сосредоточенных на своем труде, нет людей, желающих хорошо, честно работать. Даже в военных отраслях большие проблемы. Без расширения, без развития внутреннего качества народа ничего не будет. Никогда и никакое правительство не в состоянии решить миллион экономических и социальных проблем, стоящих перед страной, если сам народ не включится в созидательную работу у себя на родине - большой или малой, если народ России не станет развиваться, обретать новую энергию. Будет бездарная дипломатия, будет отвратительная армия и не будет гражданского общества.
- Может, эти излишние знания о том, как мы плохо живем, в народе породят полный пессимизм, наступит безверие?..
- Нет, нет, если ничего не делать, тогда наступит. Образование и культура - две вещи, на которых держится жизнь солидного серьезного государства. Будет качественное профессиональное образование, качественная медицина, будет культурное развитие - то, уверяю вас, будет все и сразу будет решена демографическая проблема. Культура и образование - это должно быть нашей маниакальной целью.
- Александр Николаевич, мне кажется, сейчас на телевидении какая-то настоящая вакханалия пошлости. Кому это нужно?
- Уверен, что высшая власть страны не имеет никакого отношения к этому заговору против народа. Такое телевидение нужно конкретным людям, которые владеют телеканалами, которые получают все необходимые дивиденды от этого вещания. Я абсолютно уверен, что никакой сверхцели оглупления общества нет. Но есть отсутствие политической воли и отсутствие вообще воли, а также понимания роли культурного компонента в жизни людей. Власть в России почти никогда не понимала значения культуры. В какой-то момент это очень четко осознавал Сталин. Может быть, в какие-то отдельные годы это понимание было у династии Романовых. Но это должно быть принципиальной позицией: цель - не удвоение национального продукта, а всестороннее развитие культуры.
- Как вы думаете, цензура нужна?
- Надо просто честно исполнять законы, которые есть, и никакой цензуры не нужно.
- Это утопическая идея, мне кажется.
- Ничего подобного. Телевидение - это общественно опасный инструмент. И к владению этим инструментом нельзя допускать абы кого, это абсолютно точно. Не надо вводить цензуру. В западных странах не вводят цензуру, но общедоступные масштабные телеканалы никогда не будут показывать то, что показывается у нас. У нас колоссальный объем вещания на английском языке. И еще очень важно, чтобы не нарушался баланс внутри культуры: условно говоря, чтобы Кобзон не занимал в эфире больше времени, чем, например, солист Большого театра... Задача государства - строго следить за соблюдением культурного баланса.
Меня, как человека, работающего в гуманитарной области, очень тревожит деградация населения страны.
Я не вижу расширения деятельности культуры, не вижу того, что гуманитарные ценности у нас в России становились бы выше ценностей политических.
Будет качественное профессиональное образование, качественная медицина, будет культурное развитие - то, уверяю вас, будет все и сразу будет решена демографическая проблема.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА. Фото Андрея Чепакина.
"Такие ценности и ориентиры составляют основу государственной самостоятельности и являются базой для консолидации нашего общества", - подчеркнул Владимир Путин на заседании Совета по культуре и искусству при президенте России. Далее он сказал: "Их истоки не только в наших народных традициях, но и в тех высочайших достижениях российской культуры, которые хорошо и широко известны и признаны во всем мире. Мы должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения проходило в благоприятной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения, чтобы она своевременно набиралась духовной зрелости и обладала культурным иммунитетом. И в этой связи остановлюсь на ряде существенных, как мне кажется, проблем..."
Прежде всего существующие проблемы и возможные пути их решения "Невское время" и намерено обсуждать с выдающимися людьми России в новом проекте, который так и будет называться - "Выдающиеся люди России", реализуемом совместно с телеканалом "СТО". Цель проекта - способствовать развитию гражданского, духовно-нравственного, интеллектуального потенциала соотечественников.
Встречи будут проводиться на даче Линдстрема, восстановленной на территории Константиновского дворца специально к саммиту G8, где, в частности, проходила встреча "без галстуков" президентов России и США.
Открывается рубрика интервью с выдающимся кинорежиссером современности Александром Сокуровым.
ДОСЬЕ "НВ"
Александр Сокуров родился в 1951 году. Самые известные фильмы режиссера: "Скорбное бесчувствие", "Дни затмения", "Спаси и сохрани", "Молох", "Телец", "Солнце", "Русский ковчег". В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число 100 лучших режиссеров мирового кино. Сокуров - лауреат Государственной премии России, лауреат премии Ватикана, лауреат премии Свободы, учрежденной Анджеем Вайдой и компанией "Филипп Моррис". Народный артист России. Фильм Сокурова "Отец и сын" удостоился высшей награды Международной федерации кинокритиков на Каннском фестивале.
-Александр Николаевич, как вы определяете для себя задачу художника?
- Прежде всего работать. А главное достижение художника - свобода. Свобода как разумная воля, ведущая нас к духовности, к культуре человеческой, нравственной. Я этот выбор - свободу - сделал еще в 17 лет. Уехал из родительского дома сразу после выпускного вечера. Я очень хотел учиться - по-настоящему, основательно... Когда я поступил на исторический факультет Горьковского университета, я почувствовал на себе всю сложность процесса университетского обучения. Я во всем хотел видеть следы деятельности человека, но мне постоянно говорили о партийности и определяющей роли марксистских деятелей. Из этих шор непременно хотелось выпрыгнуть. И то, что во время моей учебы в 1968 году случились события в Чехословакии, было для меня плохим знаком.
- Почему плохим знаком?
- Тоталитарность нашего государства и его внутреннее и внешнее политическое давление на молодых людей постоянно усиливались. Но я все равно почему-то был внутренне свободным, меня ничто не могло остановить. Пришел работать на телевидение - в том числе и оттого, что надо было заработать копейку, порой и съесть нечего было, и надеть. Я работал помощником, ассистентом режиссера. Это была очень хорошая профессиональная школа - надо было пробиваться сквозь бесчисленные идеологические запреты и добиться выразительности и глубины с помощью минимальных средств.
- Вы снимали очень интересные документальные фильмы...
- И сейчас снимаю. Многие из этих фильмов можно увидеть в ретроспективе, которая уже несколько месяцев идет по московскому каналу ТВЦ. Мое увлечение режиссурой привело меня во ВГИК на постановочный факультет. А там меня поджидала богемная среда по-советски - столько пьющих студентов я нигде прежде не видел. Но меня эта тусовочная жизнь никоим образом не интересовала. Я ведь пришел получать знания. Уверен, художника делает художником воля и качество образования. Ремеслу талант не нужен, а таланту ремесло необходимо. Это абсолютное условие, тем более когда мы имеем дело с очень сложными техническими процессами кинематографа. Сегодня, когда ты начинаешь картину, ты подписываешь массу документов - подпись может стоить огромных денег.
- Вам, художнику, тоже что-то экономически приходится просчитывать?
- Конечно. Я гарантирую продюсеру, что мой съемочный день будет стоить столько-то, что в любом случае, что бы ни произошло, я закончу картину в определенные сроки и в любом случае я отвечаю за художественные результаты. Я сам был оператором, писал сценарии к некоторым своим фильмам, участвовал в создании костюмов, декораций. Нет ни одного процесса, в который не надо было бы вмешиваться самым радикальным образом. Но я для этого подготовлен.
- Вас приглашали в течение пяти лет на Каннский фестиваль. В этом году была отобрана "Александра", где сыграла Галина Вишневская. Но... опять вы главного приза не получили. Важно для вас участие в Каннском фестивале?
- Думаю, что сегодня уже нет. С самого первого приглашения я был против участия в конкурсе. Потому что знаю: никакого отношения к художественной оценке этот процесс не имеет. Участие в Каннском фестивале является политической акцией и колоссальной пропагандистской акцией - в этом заинтересовано государство, которое вкладывает в кино большие деньги. Я оказываюсь в Каннах все пять лет потому, что я слишком независимый человек. И присутствие моих фильмов на Каннском фестивале для его устроителей, видимо, очень важно - таких, как я, независимых режиссеров сегодня совсем мало. А крупный фестиваль желает демонстрировать свою толерантность и широту взглядов. К сожалению, за последние 15 лет фестиваль растерял все свои достоинства. Сегодня Канны - это собрание людей, которых прежде всего интересует рынок, а не искусство. Многие члены жюри никогда не интересовались авторским кинематографом, брезгливо смотрят на независимое кино. Каннский фестиваль - мероприятие продюсерское.
- Почему в этом году вы не поехали в Канны?
- Четыре года я ездил и выполнял все просьбы нашего Министерства культуры и продюсеров и в этом году приняли решение не ехать. И Галина Павловна тоже не поехала. Фильм сам себя в состоянии защитить. Не этому составу жюри надо показывать фильм о мире и способности людей говорить друг с другом и понимать друг друга. Нам в России нужен мир в Чечне, в Европе многие желали бы продолжения этой войны с поражением России... Если бы мы показали мародерство русских солдат, военные преступления, исступленную резню русских и чеченцев - это в Каннах бы понравилось и нас бы на руках носили. Это откровенно говорилось. Художественная европейская среда чрезвычайно политизирована, неврастенична.
- Премьера "Александры" в Париже прошла, насколько я знаю, на высоте?..
- Да, да, это уже другая сторона. Я был в Париже на премьере и видел, как после просмотра люди выходили со слезами на глазах - такой реакции в России не будет... Французы подходили ко мне и один за другим повторяли: только не отступайте, только не прекращайте, потому что если отступите вы, если отступит кто-то еще из тех, кто работает в таком же художественном и нравственном ключе, то с американцами не совладать - всех сожрут. В культуре идет межконтинентальная бескомпромиссная, кровавая война.
- Вы надеетесь, что тихим, сокровенным голосом можете перебороть эту ситуацию?
- Не тихим, не тихим. У нас картины сильные, мощные, абсолютно самодостаточные. Мы в состоянии работать так, как никто в мире не может. О создании большого фильма без монтажа, как наш "Русский ковчег", мечтали десятилетиями профессионалы, и никто этого не мог осуществить. Мы это сделали. Сделали. Сегодня никто не работает в сложной области взаимопроникновения культур, а мы работаем. "Солнце" сделано с японскими и американскими артистами в абсолютно чужом для русских пространстве - на японском и английском языках. "Молох" - на немецком... Уникальным является цикл фильмов "Отец и сын", "Мать и сын". Надеюсь, в обозримое время снимем очередной фильм этого цикла "Два брата и сестра" - это абсолютно независимая работа. Никакого тихого голоса - мы сильные. Мы держимся, нас никто не сбросит.
- Говорите, в политике отношения мягче. У вас с Ельциным было много встреч - какого рода было общение? Он принимал от вас советы?
- Я очень люблю человеческие характеры. Думаю, для человека другой человек - это главное событие. Вообще человеку нужен только человек. Ничто не имеет такого значения, как человек рядом. Это большая награда, но и страшное испытание - человека может и не быть. Как и души у человека может не быть. В этом смысле Ельцин - национальный русский характер, очень интересный, самобытный. У нас есть две картины документальные о Ельцине. Мы сохранили его облик, его речь, его движения. Мы с Ельциным много говорили о России, это был открытый взгляд на процессы, говорили о парламентаризме, я много старался рассказать ему о традициях английского парламента. Когда мог, оказывал какое-то влияние.
- Он прислушивался к вам?
- Однажды Ельцин даже заболел после очередного нашего спора, непростого разговора. Я ему сказал, что он создает жестокосердное государство. Ему трудно было слышать, но он слушал. У него был удивительный характер - знаете, стихия воли. И... такой человек большой.
- Тяжелодум, наверное?
- Нет, нет, нет, он очень быстро воспринимал информацию. И принимал быстрые эмоциональные решения. Но видно, историческое, экономическое положение в России было настолько сложным в то время, что не было человека, который был бы адекватен этому. Любой на его месте совершал бы те же ошибки, а может быть, и большие. Он однажды сказал мне, что был разочарован молодыми экономистами и социологами. Солженицын писал в стол, Шостакович писал в стол, как бы ожидая перемен. А в экономической среде - штиль... Когда Ельцин собрал экономистов и спросил: что у вас есть, дайте хотя бы одну страничку экономических наработок, как нам жить дальше, то никто ему ничего не предоставил. Никто из них не думал о будущем страны, никто не был готов, что вот в этой стране с конкретным укладом жизни, с конкретной структурой экономики, с конкретными национальными характерами произойдет решительная смена государственного уклада. Ельцину пришлось начинать с нуля. Пройдет время, мы увидим плюсов больше, чем минусов.
- А в наше время вы лично видите больше плюсов, чем минусов?
- Меня, как человека, работающего в гуманитарной области, очень тревожит деградация населения страны. Евтушенко говорил: "Народ - те, кто думает, остальное - население". Четко было сказано. Но в этом смысле США еще и похуже. У нас страна тоталитарная сверху, а Америка - тоталитарная снизу, и там народу потакают...
- Мы в России сопротивляемся этому потаканию?
- Мы ни один исторический период не проходили до конца. Мы идем, потому что мы живы. Нет ни в чем осмысления настоящего - что этот шаг означает, что тот? Мы этого не знаем. И среди нас нет людей, которые бы ответственно, спокойно, отвечая на свои мысли вслух, могли бы что-то говорить о будущем.
- Я вспомнила одну из ваших сентенций: утром встаешь, чистишь зубы, а вечером падаешь лицом в подушку и не знаешь, как жить дальше...
- Я был на одной из встреч президента Путина с общественностью Петербурга и был вынужден сказать ему, что пребываю в постоянной тревоге за происходящее в стране... Часто, уезжая по профессиональной необходимости за границу, возвращаясь в Россию, я не знаю, что ожидает меня, в какую страну я вернусь? Я не вижу расширения деятельности культуры, не вижу того, что гуманитарные ценности у нас в России становились бы выше ценностей политических. А для меня это главное условие, главный показатель оздоровления жизни. Когда Валентину Ивановну избирали губернатором, ко мне обратились с просьбой участвовать в выборной кампании. Я сказал, что я никогда не участвовал в политкампаниях, на этот раз буду при обязательном условии, что от меня в эфире прозвучит только одна реплика: "Голосуйте за тех, кто гуманитарные ценности ставит выше политических". Этот ролик никогда не был показан. Вот вам показатель ситуации. Политические ценности - как вода, сегодня одни, завтра другие, а мы, народ, не река. Мы - те, кто сидит по берегам. Понимаете, нам нужно, чтобы все было понятно, все предсказуемо. Для народа не должно быть взбаламученности. Я и Путину это говорил: нельзя жить в состоянии постоянных ожиданий. Почему до сих пор неизвестно, кто будет баллотироваться в президенты на следующий срок? Никто не знает, что будет. Липкая политическая паутина. Сегодня властвует психология временщиков. У всех моих знакомых, кто более-менее материально состоятелен, дети учатся за границей, все обустраиваются там, все имеют тылы за пределами отечества.
- Вы для себя такую перспективу можете представить, что уедете из России?
- Только в том случае, если государство и общество отвернутся от меня. Но я не знаю, что я буду делать? Потому что для меня русский человек - ценность, несоизмеримая ни с чем, русский язык - любовь моя, и я без русской литературы не могу. Я не могу без русской речи, я просто не могу. Я объездил полмира, я повидал много, жил в разных странах, но я просто не могу без родины. У меня нет второго приюта, паспорта, гражданства... Я надеюсь, что этого никогда не случится.
- Реакция Путина на ваши слова?
- Он внимательно слушал и постоянно записывал. Были вещи, которые вызвали жесткий его отпор, он не согласился, я это видел по его лицу. Публично было высказано только одно возражение - когда я ему сказал, что объявить Год русского языка - это неправильно, надо было объявлять Год чтения. Потому что Россия состоит не только из русских - здесь очень много народностей. Мы должны взять под свое крыло все разнообразие культур и языков. Президент тут не согласился со мной, сказал, что я недооцениваю русский язык. А я исхожу из огромной ответственности именно русских перед теми народами, которые живут на территории нашей страны. Я вот на Кавказе часто бываю и жду больших проблем оттуда. Потому что, изучая исторические документы, понимаешь, что экспансия на Кавказ русского государства наших самодержавных властителей была чрезвычайно жестокой. Сотни тысяч людей были истреблены на Кавказе. Такой уникальный народ, как черкесы, фактически был уничтожен. Зачем нужно было такое жестокосердие по отношению к тем, кто жил на этой земле всю свою жизнь? Русскому царю нужно было расширить границы государства. Надо было как-то договариваться, зачем стрелять? Это все будет нам предъявлено, и очень скоро.
- Там, наверху?
- Нет, не там. Там ничего - только сырость облаков. Здесь, на земле, будет предъявлен счет русским за каждого убитого человека. Русской традиции, русской культуре, русскому государству будет предъявлен счет. Тревожно, что постепенно, с разных сторон ползет на нас по-новому выраженный нацизм. И сжимается вокруг нас тревожное кольцо. Также и внутри страны нас ожидают большие проблемы.
- Но нам предрекают процветание к 2020 году, что сравняемся по уровню с ведущими странами Европы. Это вселяет какие-то надежды...
- Я не верю в экономическое процветание России, если не будет в значительной степени изменяться гуманитарное настроение, если гуманитарные цели не будут сформулированы. Уже сейчас успешные, процветающие бизнесмены говорят - нам не с кем работать. У нас нет людей социально, личностно цивилизованных, образованных, сосредоточенных на своем труде, нет людей, желающих хорошо, честно работать. Даже в военных отраслях большие проблемы. Без расширения, без развития внутреннего качества народа ничего не будет. Никогда и никакое правительство не в состоянии решить миллион экономических и социальных проблем, стоящих перед страной, если сам народ не включится в созидательную работу у себя на родине - большой или малой, если народ России не станет развиваться, обретать новую энергию. Будет бездарная дипломатия, будет отвратительная армия и не будет гражданского общества.
- Может, эти излишние знания о том, как мы плохо живем, в народе породят полный пессимизм, наступит безверие?..
- Нет, нет, если ничего не делать, тогда наступит. Образование и культура - две вещи, на которых держится жизнь солидного серьезного государства. Будет качественное профессиональное образование, качественная медицина, будет культурное развитие - то, уверяю вас, будет все и сразу будет решена демографическая проблема. Культура и образование - это должно быть нашей маниакальной целью.
- Александр Николаевич, мне кажется, сейчас на телевидении какая-то настоящая вакханалия пошлости. Кому это нужно?
- Уверен, что высшая власть страны не имеет никакого отношения к этому заговору против народа. Такое телевидение нужно конкретным людям, которые владеют телеканалами, которые получают все необходимые дивиденды от этого вещания. Я абсолютно уверен, что никакой сверхцели оглупления общества нет. Но есть отсутствие политической воли и отсутствие вообще воли, а также понимания роли культурного компонента в жизни людей. Власть в России почти никогда не понимала значения культуры. В какой-то момент это очень четко осознавал Сталин. Может быть, в какие-то отдельные годы это понимание было у династии Романовых. Но это должно быть принципиальной позицией: цель - не удвоение национального продукта, а всестороннее развитие культуры.
- Как вы думаете, цензура нужна?
- Надо просто честно исполнять законы, которые есть, и никакой цензуры не нужно.
- Это утопическая идея, мне кажется.
- Ничего подобного. Телевидение - это общественно опасный инструмент. И к владению этим инструментом нельзя допускать абы кого, это абсолютно точно. Не надо вводить цензуру. В западных странах не вводят цензуру, но общедоступные масштабные телеканалы никогда не будут показывать то, что показывается у нас. У нас колоссальный объем вещания на английском языке. И еще очень важно, чтобы не нарушался баланс внутри культуры: условно говоря, чтобы Кобзон не занимал в эфире больше времени, чем, например, солист Большого театра... Задача государства - строго следить за соблюдением культурного баланса.
Меня, как человека, работающего в гуманитарной области, очень тревожит деградация населения страны.
Я не вижу расширения деятельности культуры, не вижу того, что гуманитарные ценности у нас в России становились бы выше ценностей политических.
Будет качественное профессиональное образование, качественная медицина, будет культурное развитие - то, уверяю вас, будет все и сразу будет решена демографическая проблема.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА. Фото Андрея Чепакина.