Культура
ДЕНИС МАЦУЕВ: "ГЕНИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ЧУВСТВОМ ЮМОРА"
21 июня
Завтра в рамках фестиваля "Звезды белых ночей" Денис Мацуев исполнит Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром в концертном зале Мариинского театра.
- Денис Леонидович, получается, Рахманиновым вы сейчас занялись основательно: совсем недавно записали новый альбом на рояле самого Рахманинова. Как родилась такая идея?
- Это необычный проект, который мне предложили внук Рахманинова Александр Борисович и фирма, которая занимается выпуском пластинки. Запись произошла в конце мая в доме Рахманинова под Люцерном, который называется "Сенар" - Сережа и Наташа Рахманиновы, - как он сам его назвал. Это потрясающее место на берегу озера, в доме полностью сохранилась обстановка с того времени, когда там жил композитор, - с 1928 по 1939 год. Тот же стол, на котором он писал рапсодию на этюды Паганини, мебель, фотографии и, конечно же, уникальный рояль 1928 года - Steinway. Когда я за месяц до записи приехал просто посмотреть, в каком состоянии рояль, то, прикоснувшись к нему, понял, что еще в жизни на таких роялях не играл. Это действительно чудо, на нем пальцы сами играют. Что касается произведений, мы записали Вторую сонату, этюды-картины, прелюдии и два новых произведения, которые нашли совсем недавно, - это сюита и фуга, студенческие работы Рахманинова, которые он написал в 19 лет. Рахманинов послал ноты сюиты Чайковскому, а секретарша Чайковского так и не доставила их композитору. Они были утеряны, о них забыли, и нашли их только сейчас. Так же и фуга. Это была студенческая работа по полифонии. Так что это две мировые премьеры.
- Вам в жизни повезло на встречи со знаменитостями и людьми, которые были с ними связаны. Например, слышала, что с вами работает настройщик Рихтера.
- Да, маэстро Козуто Осато, который со мной ездит по миру, очень много мне рассказывал о Рихтере, передал много тонкостей, которые мне помогают в плане настройки рояля, его расположения, акустики. А ведь очень многие пианисты выходят, не зная, как должен стоять рояль, как его настроить под конкретные произведения, под твои возможности, под акустику зала. Михаил Васильевич Плетнев, когда мы с ним ездили на гастроли, мне тоже очень многое посоветовал в плане настройки рояля. Если этого не знать, то в два раза будет труднее передать образ того или иного произведения. То, что в нашей стране практически нет настройщиков, - огромная проблема. Даже когда покупается новый Steinway, я возвращаюсь туда через два-три года - и инструмент не узнать, его уже можно выбрасывать.
- У вас удивительное чувство юмора. Помню замечательный концерт в Малом зале Филармонии, когда вы с музыкантами ансамбля вышли играть в футбольной форме. Кстати, наш с вами разговор, вероятно, тоже пришлось отложить из-за футбола?
- Да, "Спартак" проиграл, поэтому настроение у меня не очень, и чувство юмора будет тоже не в самой лучшей форме.
- А как наши, зенитовские шансы оцениваете, а то нам с вами через месяц играть...
- Не знаю, мне кажется, что покупка за 20 миллионов долларов Тимощука - конечно, перебор. Дай бог, чтобы он играл так же, как в "Шахтере". Состав-то потрясающий, непонятно только, что в команде происходит.
- А вы сами играете в футбол?
- Я раньше играл, это было довольно серьезное увлечение, до некоторых пор даже гораздо серьезнее музыки. Я из Иркутска, и очень не хотел оттуда уезжать, потому что там было все - и друзья футбольные, и команда. Но мои родители настолько мудрые люди, что сказали мне: "Ты что, не понимаешь? Надо срочно ехать в Москву, ты сможешь смотреть матчи своего "Спартака" вживую, на стадионе!" И это был решающий фактор моего отъезда из Иркутска. Да, теперь я знаю футболистов и тренеров - Андрея Шевченко, Владимира Федотова... У нас даже была своя примета: если футбольная команда приходила на мои концерты, а я потом приходил на их домашние матчи, то команда, как правило, выигрывала.
- Они по билетам к вам ходили или вы им всем контрамарки делали? А то разорите "Спартак"...
- Я думаю, "Спартак", как и "Зенит", не разоришь на моих концертах. Хотя у меня был удивительный случай: я шел в Большой зал Консерватории на свой концерт, и ко мне привязался спекулянт. Говорит: "Нужен билет на концерт?" Я спросил, сколько стоит. Он говорит: "15 тысяч рублей". Я удивился: "Кто играет?" Он отвечает: "Мацуев". Я говорю: "Серьезно? Никогда не пойду за такие деньги!" А он большой палец показывает: "Иди, - говорит, - вот такой чувак! Не пожалеешь". Это, безусловно, перебор. По билетам сейчас Москва стала самым дорогим городом мира. В Карнеги-холле билет стоит максимум 130 долларов - на самые лучшие концерты.
- Джаз для вас - это забава или еще одна специализация в музыке?
- Вторая страсть. Но то, что я люблю джаз, еще не значит, что я играю джаз. Это некие мои фантазии собственного приготовления, которые к джазу в полной мере не отнесешь. Да, я умею импровизировать, я играю с джазовыми музыкантами. Но дело не в этом, а в том, что чувство импровизации очень помогло мне в жизни. И в классической музыке ты можешь импровизировать в интерпретации. А когда рядом стоит дирижер, который может импровизировать вместе с тобой, - появляются моменты, ради которых выходишь на сцену. Импровизация в жизни тоже очень сильно помогает, джаз меня многому научил.
- Это точно. Когда, например, у вас на концерте сломалась задняя ножка рояля...
- Это был зал Гаво в Париже. Я играю Седьмую сонату Прокофьева, вхожу в полный раж. Произведение очень темпераментное и эмоциональное, в конце нужно просто докрушить рояль. И слава богу, что это произошло почти на последних нотах. Задняя ножка рояля пошатнулась, и он просто упал. А еще и я в этот момент со стула упал. Повисла ужасающая 10-секундная пауза, а потом начались овации. Критики потом, правда, написали, что это заготовленный трюк. Сейчас у меня есть видео концерта, и выглядит это дико смешно, но в тот момент мне было не до смеха.
- Вообще чувство юмора в музыке - важная вещь?
- Безусловно. Я уверен, что все гениальные композиторы имели уникальное чувство юмора. Моцарт, Рахманинов и, конечно, Шостакович. Первый концерт Шостаковича - шедевр уровня Чаплина, это скрытая ирония. С каким мастерством переплетены издевательства над советскими маршами, над таперством! А Прокофьев как уникально всех подкалывал. А Рихтер! Щедрин, Спиваков, Башмет... Я убежден, что гениальный человек должен иметь чувство юмора. Вот кто им обладал в полной мере - так это Мстислав Леопольдович Ростропович, царство ему небесное. Если немножко расслабишься - ты будешь сразу уничтожен.
- Сейчас вы работаете над фестивалем "Крещендо", куда приглашаете молодых исполнителей. Каково новое поколение музыкантов?
- Когда умер Ростропович, было страшное чувство потери этого человека, казалось, что ушла эпоха. Что дальше, кто теперь? Казалось, что Ростропович вечный, что он с Бахом общался, не только с Прокофьевым и Шостаковичем, что он жил 300 лет назад и будет еще 300 лет жить. Сосчитать ныне живущих великих людей можно по пальцам! Безусловно, есть пропасть в среднем поколении, тех, кому 40-50 лет. Но есть очень сильное наше поколение, 30-летних. Конечно, многие
уехали, многие потерялись. Посмотрите на буклет конкурса Чайковского: каждый второй иностранец имеет русского педагога. Мы ищем, куда девалась русская школа, а здесь произошло то же, что в фигурном катании, - все наши тренеры поехали готовить наших конкурентов. Я играл в Шанхае сольный концерт, и журналист поведал мне ужасающие цифры: в Китае около 100 миллионов пианистов на миллиард четыреста населения. Это не то что бум на классическую музыку, это мода на пианистов. Основной бизнес в Китае - открытие частных музыкальных школ. И преподают там в основном русские педагоги. Если раньше думали, что китайцы могут приехать в Москву и в Питер учиться, то теперь им легче пригласить педагогов к себе. Надо удерживать профессуру любым путем. У нас всего не так много учебных заведений, и то они поддерживаются в нищенском состоянии. Да, был сделан ремонт в Центральной музыкальной школе при Консерватории. Но преподаватели получают 2600 рублей в месяц. Опять аналогия со спортом: почему мы сейчас все завоевываем в теннисе? Потому что в 1990-е был бум, когда Борис Николаевич Ельцин играл в теннис. Сейчас нужно заложить базу, чтобы через 10 лет китайцы не заполонили российскую сцену, нужно принимать жесткие меры.
- Тогда молодые музыканты смогут привлечь в залы и молодых слушателей.
- Я не от хорошей жизни снимаюсь в телепрограммах, для глянцевых журналов. Если я получу с программы 5-10 новых слушателей - это будет уже хорошо. Ко мне подходят и говорят, что видели меня в передаче Оксаны Пушкиной или Ксении Собчак - и им так понравилось, что они захотели меня вживую услышать. Конечно, нужно пропагандировать классическую музыку. Это не значит, что по всем каналам в девять часов вечера должен звучать концерт Чайковского, но должен быть выбор. Я тут приболел, лежал пять дней дома, переключал каналы и понял, что схожу с ума. Это зомбирование толпы, дебилизация населения. Мы потеряем поколение, которое еще можно спасти. Федеральные каналы должны нести стратегическую функцию, а не только показывать "секс, наркотики и рок-н-ролл".
ДОСЬЕ "НВ"
Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года. В 1995 году получил статус солиста Московской государственной филармонии, а в 1998-м стал победителем XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В 2002 году организовал ежегодный фестиваль молодых талантов Crescendo. Его именем названа звезда в созвездии Лиры. Мацуев выступал перед английской королевой, папой римским, Биллом Клинтоном, Борисом Ельциным и Владимиром Путиным. Играл в четыре руки с королем Таиланда.
Беседовала Алина ЦИОПА
- Денис Леонидович, получается, Рахманиновым вы сейчас занялись основательно: совсем недавно записали новый альбом на рояле самого Рахманинова. Как родилась такая идея?
- Это необычный проект, который мне предложили внук Рахманинова Александр Борисович и фирма, которая занимается выпуском пластинки. Запись произошла в конце мая в доме Рахманинова под Люцерном, который называется "Сенар" - Сережа и Наташа Рахманиновы, - как он сам его назвал. Это потрясающее место на берегу озера, в доме полностью сохранилась обстановка с того времени, когда там жил композитор, - с 1928 по 1939 год. Тот же стол, на котором он писал рапсодию на этюды Паганини, мебель, фотографии и, конечно же, уникальный рояль 1928 года - Steinway. Когда я за месяц до записи приехал просто посмотреть, в каком состоянии рояль, то, прикоснувшись к нему, понял, что еще в жизни на таких роялях не играл. Это действительно чудо, на нем пальцы сами играют. Что касается произведений, мы записали Вторую сонату, этюды-картины, прелюдии и два новых произведения, которые нашли совсем недавно, - это сюита и фуга, студенческие работы Рахманинова, которые он написал в 19 лет. Рахманинов послал ноты сюиты Чайковскому, а секретарша Чайковского так и не доставила их композитору. Они были утеряны, о них забыли, и нашли их только сейчас. Так же и фуга. Это была студенческая работа по полифонии. Так что это две мировые премьеры.
- Вам в жизни повезло на встречи со знаменитостями и людьми, которые были с ними связаны. Например, слышала, что с вами работает настройщик Рихтера.
- Да, маэстро Козуто Осато, который со мной ездит по миру, очень много мне рассказывал о Рихтере, передал много тонкостей, которые мне помогают в плане настройки рояля, его расположения, акустики. А ведь очень многие пианисты выходят, не зная, как должен стоять рояль, как его настроить под конкретные произведения, под твои возможности, под акустику зала. Михаил Васильевич Плетнев, когда мы с ним ездили на гастроли, мне тоже очень многое посоветовал в плане настройки рояля. Если этого не знать, то в два раза будет труднее передать образ того или иного произведения. То, что в нашей стране практически нет настройщиков, - огромная проблема. Даже когда покупается новый Steinway, я возвращаюсь туда через два-три года - и инструмент не узнать, его уже можно выбрасывать.
- У вас удивительное чувство юмора. Помню замечательный концерт в Малом зале Филармонии, когда вы с музыкантами ансамбля вышли играть в футбольной форме. Кстати, наш с вами разговор, вероятно, тоже пришлось отложить из-за футбола?
- Да, "Спартак" проиграл, поэтому настроение у меня не очень, и чувство юмора будет тоже не в самой лучшей форме.
- А как наши, зенитовские шансы оцениваете, а то нам с вами через месяц играть...
- Не знаю, мне кажется, что покупка за 20 миллионов долларов Тимощука - конечно, перебор. Дай бог, чтобы он играл так же, как в "Шахтере". Состав-то потрясающий, непонятно только, что в команде происходит.
- А вы сами играете в футбол?
- Я раньше играл, это было довольно серьезное увлечение, до некоторых пор даже гораздо серьезнее музыки. Я из Иркутска, и очень не хотел оттуда уезжать, потому что там было все - и друзья футбольные, и команда. Но мои родители настолько мудрые люди, что сказали мне: "Ты что, не понимаешь? Надо срочно ехать в Москву, ты сможешь смотреть матчи своего "Спартака" вживую, на стадионе!" И это был решающий фактор моего отъезда из Иркутска. Да, теперь я знаю футболистов и тренеров - Андрея Шевченко, Владимира Федотова... У нас даже была своя примета: если футбольная команда приходила на мои концерты, а я потом приходил на их домашние матчи, то команда, как правило, выигрывала.
- Они по билетам к вам ходили или вы им всем контрамарки делали? А то разорите "Спартак"...
- Я думаю, "Спартак", как и "Зенит", не разоришь на моих концертах. Хотя у меня был удивительный случай: я шел в Большой зал Консерватории на свой концерт, и ко мне привязался спекулянт. Говорит: "Нужен билет на концерт?" Я спросил, сколько стоит. Он говорит: "15 тысяч рублей". Я удивился: "Кто играет?" Он отвечает: "Мацуев". Я говорю: "Серьезно? Никогда не пойду за такие деньги!" А он большой палец показывает: "Иди, - говорит, - вот такой чувак! Не пожалеешь". Это, безусловно, перебор. По билетам сейчас Москва стала самым дорогим городом мира. В Карнеги-холле билет стоит максимум 130 долларов - на самые лучшие концерты.
- Джаз для вас - это забава или еще одна специализация в музыке?
- Вторая страсть. Но то, что я люблю джаз, еще не значит, что я играю джаз. Это некие мои фантазии собственного приготовления, которые к джазу в полной мере не отнесешь. Да, я умею импровизировать, я играю с джазовыми музыкантами. Но дело не в этом, а в том, что чувство импровизации очень помогло мне в жизни. И в классической музыке ты можешь импровизировать в интерпретации. А когда рядом стоит дирижер, который может импровизировать вместе с тобой, - появляются моменты, ради которых выходишь на сцену. Импровизация в жизни тоже очень сильно помогает, джаз меня многому научил.
- Это точно. Когда, например, у вас на концерте сломалась задняя ножка рояля...
- Это был зал Гаво в Париже. Я играю Седьмую сонату Прокофьева, вхожу в полный раж. Произведение очень темпераментное и эмоциональное, в конце нужно просто докрушить рояль. И слава богу, что это произошло почти на последних нотах. Задняя ножка рояля пошатнулась, и он просто упал. А еще и я в этот момент со стула упал. Повисла ужасающая 10-секундная пауза, а потом начались овации. Критики потом, правда, написали, что это заготовленный трюк. Сейчас у меня есть видео концерта, и выглядит это дико смешно, но в тот момент мне было не до смеха.
- Вообще чувство юмора в музыке - важная вещь?
- Безусловно. Я уверен, что все гениальные композиторы имели уникальное чувство юмора. Моцарт, Рахманинов и, конечно, Шостакович. Первый концерт Шостаковича - шедевр уровня Чаплина, это скрытая ирония. С каким мастерством переплетены издевательства над советскими маршами, над таперством! А Прокофьев как уникально всех подкалывал. А Рихтер! Щедрин, Спиваков, Башмет... Я убежден, что гениальный человек должен иметь чувство юмора. Вот кто им обладал в полной мере - так это Мстислав Леопольдович Ростропович, царство ему небесное. Если немножко расслабишься - ты будешь сразу уничтожен.
- Сейчас вы работаете над фестивалем "Крещендо", куда приглашаете молодых исполнителей. Каково новое поколение музыкантов?
- Когда умер Ростропович, было страшное чувство потери этого человека, казалось, что ушла эпоха. Что дальше, кто теперь? Казалось, что Ростропович вечный, что он с Бахом общался, не только с Прокофьевым и Шостаковичем, что он жил 300 лет назад и будет еще 300 лет жить. Сосчитать ныне живущих великих людей можно по пальцам! Безусловно, есть пропасть в среднем поколении, тех, кому 40-50 лет. Но есть очень сильное наше поколение, 30-летних. Конечно, многие
уехали, многие потерялись. Посмотрите на буклет конкурса Чайковского: каждый второй иностранец имеет русского педагога. Мы ищем, куда девалась русская школа, а здесь произошло то же, что в фигурном катании, - все наши тренеры поехали готовить наших конкурентов. Я играл в Шанхае сольный концерт, и журналист поведал мне ужасающие цифры: в Китае около 100 миллионов пианистов на миллиард четыреста населения. Это не то что бум на классическую музыку, это мода на пианистов. Основной бизнес в Китае - открытие частных музыкальных школ. И преподают там в основном русские педагоги. Если раньше думали, что китайцы могут приехать в Москву и в Питер учиться, то теперь им легче пригласить педагогов к себе. Надо удерживать профессуру любым путем. У нас всего не так много учебных заведений, и то они поддерживаются в нищенском состоянии. Да, был сделан ремонт в Центральной музыкальной школе при Консерватории. Но преподаватели получают 2600 рублей в месяц. Опять аналогия со спортом: почему мы сейчас все завоевываем в теннисе? Потому что в 1990-е был бум, когда Борис Николаевич Ельцин играл в теннис. Сейчас нужно заложить базу, чтобы через 10 лет китайцы не заполонили российскую сцену, нужно принимать жесткие меры.
- Тогда молодые музыканты смогут привлечь в залы и молодых слушателей.
- Я не от хорошей жизни снимаюсь в телепрограммах, для глянцевых журналов. Если я получу с программы 5-10 новых слушателей - это будет уже хорошо. Ко мне подходят и говорят, что видели меня в передаче Оксаны Пушкиной или Ксении Собчак - и им так понравилось, что они захотели меня вживую услышать. Конечно, нужно пропагандировать классическую музыку. Это не значит, что по всем каналам в девять часов вечера должен звучать концерт Чайковского, но должен быть выбор. Я тут приболел, лежал пять дней дома, переключал каналы и понял, что схожу с ума. Это зомбирование толпы, дебилизация населения. Мы потеряем поколение, которое еще можно спасти. Федеральные каналы должны нести стратегическую функцию, а не только показывать "секс, наркотики и рок-н-ролл".
ДОСЬЕ "НВ"
Денис Мацуев родился 11 июня 1975 года. В 1995 году получил статус солиста Московской государственной филармонии, а в 1998-м стал победителем XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского. В 2002 году организовал ежегодный фестиваль молодых талантов Crescendo. Его именем названа звезда в созвездии Лиры. Мацуев выступал перед английской королевой, папой римским, Биллом Клинтоном, Борисом Ельциным и Владимиром Путиным. Играл в четыре руки с королем Таиланда.
Беседовала Алина ЦИОПА