Культура

ПИТЕРСКУЮ МЕЛОДРАМУ ПОРОДИЛ НЭП

23 июня 00:00
Как известно, официальная история "Ленфильма" началась в 1918 году. Язык не поворачивается сказать, что первые шаги киностудии были робкими и неуверенными. Тринадцатилетняя эпоха царствования немого кино во многом заложила основы будущей "ленинградской киношколы" и как никакая другая изобиловала кинооткрытиями.

"ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ВАЖНЕЙШИМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ КИНО"

Этот тезис вождя мирового пролетариата надолго определил роль советского кинематографа как средства идеологического воспитания. В первый послереволюционный год бороться за сознание граждан большевикам было ох как необходимо!
1918 год. Предание патриархом Тихоном советской власти анафеме, национализация всего и вся, начало гражданской войны, перенесение столицы из Петрограда в Москву... Обещанное большевиками царство благоденствия так и не наступило, как на то рассчитывал малограмотный пролетариат. Нередко случались рабочие волнения, многие начинали сомневаться, что и подтолкнуло правительство к принятию ряда мер, получивших наименование "военного коммунизма". Наступление на сознание требовалось вести по всем фронтам. И тогда важнейшим из искусств в полном соответствии со знаменитым высказыванием Ленина становится кино.
Первая картина в истории "Ленфильма" под названием "Уплотнение" вышла в свет в 1918 году, а ее премьера состоялась в годовщину революции в кинотеатре "Сплендид палас" (ныне "Родина"). Тогда еще киностудия именовалась Петроградским кинокомитетом, а до переезда на свой нынешний адрес ей оставалось ждать шесть лет. Игровой фильм длительностью в 56 минут, сохранившийся до наших дней, сняли за несколько дней в помещениях комитета на Сергиевской. Название как нельзя лучше отражало содержание картины.
- Это была самая злободневная тема в те годы: "Мир - хижинам, война - дворцам", - рассказывает наш постоянный гид по истории "Ленфильма" киновед Александр Поздняков. - В просторные барские квартиры подселяли трудовой элемент. Их, буржуев и дворян, уплотняли. Это не только первая картина Петроградского кинокомитета, не только первая советская картина вообще. Эта лента зафиксировала первую ласточку грядущего социализма - появление коммуналок, позднее воспетых Булгаковым и Зощенко. Хотелось бы верить, что через десять лет, к столетию коммуналок, явление это исчезнет из нашей жизни...
Сценарий "Уплотнения", сюжет которого крутился вокруг вселения в квартиру заслуженного профессора рабочего с дочерью, написал сам нарком Луначарский. Так что в своем роде фильм можно рассматривать как правительственный заказ, что, впрочем, характеризовало многие картины периода немого кино. Одну из главных ролей сыграл глава Петроградского кинокомитета Дмитрий Лещенко, лично знавший Ленина и ставший, по сути, первым директором "Ленифльма". А одним из режиссеров выступил Александр Пантелеев (1874-1948), еще до революции поставивший более десятка фильмов. Как и многие режиссеры советского немого кино, начинал он актером - около 30 лет Пантелеев, в 1923 году получивший звание Героя Труда, состоял в актерской труппе Александринского театра.
Примечательно, что в первые постреволюционные годы публику пускали на сеансы бесплатно. Стоящие у руля петроградского кинематографа деятели, увлеченные делом взращивания в массах коммунистической идеологии, словно не успевали в своем порыве задуматься над тем, что съемки кино стоят денег. И немалых. "Борцы за светлое царство III Интернационала", "Победа мая", "Пролетарград на страже революции", "Гимн освобожденному труду" - такие агитфильмы были единственным продуктом Петроградского комитета на протяжении нескольких лет. Большинство из них дошло до нас только в виде фотографий. Их отличительной чертой были грандиозные тысячные массовки, лобовая наглядная агитация и революционный пафос - кумачовые декорации строились по эскизам Мстислава Добужинского и Юрия Анненкова. Съемочный процесс времени занимал немного и не отличался особыми изысками - киноаппарат на треноге, съемки с одной точки и, как правило, на улицах и площадях Петрограда. Какая-то выразительная игра актеров в ту пору не слишком требовалась - диалоги передавались посредством титров, а чувства нагнетал тапер, аккомпанируя на пианино. Но приход НЭПа все кардинально изменил...

ДО ПЕРВОГО ЗВУКА

В 1922 году в истории будущего "Ленфильма" появляется первая мелодрама "Доля ты русская, долюшка женская", повествовавшая о трагичной судьбе деревенской девушки Мариши, которую отец-кулак не пускает замуж за любимого ею нищего кучера Якова. Хоть мелодраму и называли искусством для буржуев, народ требовал именно такого, "жизненного", продукта - со слезами, изменами, карой небесной. В течение полутора лет агитфильмам практически нет места - драмы, комедии, приключенческие картины и даже некое подобие детективов. За это со зрителей уже можно было смело брать деньги. Мало того, в номере "Известий" от 13 сентября 1922 года появляется такая заметка: "Петроградский кинокомитет приобрел в Берлине большую партию пленки (1250 тыс. метр.) и фото- и кино-материалы. Русские фильмы выпуска Петроградского кинокомитета - "Скорбь бесконечная" и "Чудотворец" - проданы в Берлин с правом эксплуатации во всем мире".
- За границей драма Пантелеева "Скорбь бесконечная" со знаменитым "фрачным героем" Владимиром Максимовым в главной роли подавалась как свидетельство зверств большевиков (в фильме использовали хронику времен голода в Поволжье), - поясняет Поздняков.
1920-е годы подарили отечественному кинематографу имена таких питерских режиссеров, как Борис Светлов, Александр Ивановский, Борис Чайковский, Чеслав Сабинский, Сергей Юткевич, Евгений Червяков, Павел Петров-Бытов. Зажглись звезды таких актрис, как Урсула Круг, Вероника Бужинская, Янина Жеймо... Операторы все чаще прибегали к крупным планам, постановщики вовсю использовали грим, костюмы, декорации. Название кинокомитета, переехавшего в 1924 году на улицу Красных Зорь, как ранее назывался Каменноостровский проспект, сменилось на "Севзапкино". В год киностудия выпускала до двух десятков фильмов! Тогда же появились первые рекламные фильмы, о которых заказчики современного product placement могут только мечтать. В 1920-е годы питерская киностудия бралась также за экранизации классики, съемки культурфильмов (чего стоила "Скарлатина" Фридриха Эрмлера!), призванных не столько идеологически подковывать, сколько просвещать зрителя. Тогда же "Севзапкино" взялось и за производство мультфильмов. Самым ярким из них стала "Почта" по одноименному стихотворению Самуила Маршака художника Михаила Цехановского, выступившего в качестве режиссера. Процесс создания мультфильма был чрезвычайно утомительным - плоские марионетки выкладывались перед киноаппаратом вновь и вновь при каждом изменении "позы".
Расцвет "Севзапкино" связан с появлением КЭМа ("Киноэкспериментальная мастерская") и с приходом "фэксов". Так называли ставших уже при жизни классиками режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга, основателей знаменитой ФЭКС - Фабрики эксцентрического актера. Их излюбленными жанрами стали комедия и историко-революционная "фильма". В 1920-е творческий союз двух режиссеров, продолжавшийся аж до 1946 года, подарил зрителю комедии "Похождения Октябрины", "Мишки против Юденича", гоголевскую "Шинель" и другие картины. И именно Козинцев с Траубергом отправили в прошлое питерское немое кино, создав в 1931 году первый ленинградский звуковой фильм.
- Двадцатые годы двадцатого века - это время, фонтанирующее идеями и дерзкими экспериментами в кино, - говорит Александр Поздняков. - Отсутствие звука компенсировалось монтажными поисками, неожиданными ракурсами. Колумбы петроградского кино словно не могли надышаться свободой накануне трагической эпохи, которая была не за горами.
Анна КОСТРОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
66.43
0.179 (0.27%)
Курс Евро
75.39
0.003 (-0%)
Погода
Сегодня,
15 декабря
суббота
-6
Облачно
16 декабря
воскресенье
-6
17 декабря
понедельник
-17