Культура
"ИГРА В КАРТЫ" МОЖЕТ ПРИНЕСТИ "ЗОЛОТУЮ МАСКУ"
28 июня
Алексей Ратманский уже три года занимает пост руководителя балета Большого театра. За эти годы балетная труппа первого театра страны расцвела: с завидной регулярностью выпускаются премьеры, открываются новые яркие, многообещающие имена. Напряженную руководящую работу Ратманский успешно сочетает с работой творческой. В этом году он стал обладателем "Золотой маски" в номинации "Лучший хореограф" за спектакль "Игра в карты". Балет в рамках VII международного фестиваля "Мариинский" был показан в Петербурге.
- Алексей, как вам удалось в такой короткий срок добиться столь высоких результатов?
- Сейчас балетная труппа Большого театра состоит из выпускников Академии хореографии разных лет, и это очень важно, потому что молодые смотрят на заслуженных, а заслуженные, видя, что им наступают на пятки, не дают себе расслабиться. Это хороший баланс. Мои предшественники - я говорю об Акимове, Фадеечеве, Гордееве, Васильеве - сделали очень важные усилия для того, чтобы труппа приобрела то качество, которое она имеет сейчас. Есть и природный феномен: вдруг приходят танцовщики, великолепные по физическим возможностям. Сейчас кордебалет очень красивый. Это здорово! Для таких балетов, как "Лебединое озеро", "Баядерка", это, пожалуй, главная составляющая успеха.
- Приглашение перейти в Большой принимают успешные солисты других театров (Андрей Меркурьев перешел из Мариинского, Артем Шпилевский - из Берлинской оперы). Что их привлекает?
- Для артистов всегда был интерес работать в Большом, потому что это легендарный театр, это имя, которое знают дворники в Америке и продавщицы в Австралии. В чем заслуга, конечно, золотого поколения Большого театра - Лавровского, Улановой, Плисецкой, Григоровича, Васильева, Максимовой и других. Сегодня Большой может привлекать интересным разнообразным репертуаром, внушительным количеством премьер и вообще спектаклей в сезон (около 240 спектаклей!), гастролями на главных сценах мира, финансовой стабильностью. Артист, который имеет способности и интерес к работе, может в театре проявиться максимально, с разных сторон. Через год, может быть чуть больше, откроется основная сцена, и у нас, как и три года назад, будет две сцены: историческая - для больших, классических спектаклей и новая - для более современных. Это идеальные условия для работы.
- Вы много работали на Западе. Чувствуется разница в отношении к работе у артистов - тех и наших?
- Да, разница очень большая. Наши артисты часто зависят от вдохновения, нет такого понятия - "работа, и все". Человек должен загореться, иначе его не расшевелить. Я принимаю эти правила игры и стараюсь, чтобы были разные постановки для разного типа артистов: одним подходит одно, другим - другое. Самое главное - правильно распределять роли - это исключительно деликатный момент. Нельзя зависеть ни от иерархии, ни от амбиций. Только качество, только то, насколько человек может хорошо исполнить партию, можно принимать во внимание. Мало того, если вчера было хорошо, то совсем не значит, что завтра будет то же самое.
- Когда вы приступили к руководству балетом Большого театра, было что-нибудь, что поразило вас в организации работы?
- Особенных шоков и откровений у меня не было, потому что я сам учился здесь, многих знал и представлял, как работает эта машина, формировавшаяся веками. В том, что касается этики работы, остались какие-то вещи из советских времен, мы сегодня пытаемся их изменить.
- По количеству номинантов на "Золотой маске" балетный театр значительно уступает драматическому и оперному. Вы видите в этом проявление тенденции?
- Безусловно, количество номинаций отражает положение дел: в балете слишком мало происходит заметных событий. Но в том, что касается создателей лучших мужской и женской ролей, у меня есть вопросы к жюри и экспертному совету, потому что по крайней мере в Большом театре есть несколько имен, которые вполне можно было добавить в список номинантов любой "Маски".
- Вы согласны с теми, кто бьет тревогу от отчаяния: ни в России, ни в Европе, ни даже в мире нет молодых перспективных хореографов?
- Если говорить о классическом направлении, имен не много. Хотя с жанрами сейчас большая неразбериха: хореографы, которые называют себя классическими, используют большое количество движений, чуждых классическому танцу, и чистого жанра сегодня не существует. Но людей, которые ставят хореографию на пальцах и используют структуры классического танца, очень мало. Тем не менее огромное количество талантливейших хореографов разного возраста работают в том направлении, которое условно можно назвать "современным".
- Большой театр открыт для новой хореографии и экспериментов?
- В Большой мы приглашаем не только именитых мастеров. У нас уже три года существует такая форма, как мастерские (workshop), где могут работать хореографы без имени, без опыта, но которые проявили талант, потенциал.
- Случается, что артисты отказываются работать в таких мастерских?
- Мастерские - это добровольное дело, работает только тот, кто хочет. Хореографы смотрят классы, репетиции, приглашают к участию танцовщиков. Честно говоря, я не знаю случаев отказа, потому что всегда артист надеется, что именно этот пришедший хореограф наконец раскроет его богатейший внутренний мир.
- А ведущие танцовщики соглашаются?
- Да, некоторые премьеры и ведущие балерины тоже участвуют в экспериментах.
- На прошедшем в Петербурге фестивале "Мариинский" Большой театр показал программу одноактных балетов. Выбор репертуара для гастролей осуществляли вы сами или вас попросили привезти в Петербург именно эти спектакли?
- Наши интересы сошлись: Мариинский интересовали последние премьеры Большого театра и нам хотелось показать свое новое лицо. "Игра в карты" и Misericordes были созданы в последние два года, а "В комнате наверху" - балет 1986 года, но тем не менее, я думаю, и для российских исполнителей, и для зрителей это крутой авангард. И в приглашении нашей молодой артистки Натальи Осиповой для исполнения "Дон Кихота" с труппой Мариинского театра тоже сложился взаимный интерес. Наталья прогремела в спектаклях в Москве и на гастролях. В Мариинском хотели увидеть новое дарование, о котором все говорят, а мы - показать свою молодую звезду.
- Каких новых постановок можно ждать от Большого?
- Сейчас мы выпускаем "Корсар", новую редакцию старинного балета делаю я совместно с Юрием Бурлакой. Сразу после "Корсара" возобновим "Класс-концерт" Асафа Мессерера, знаменитый балет советской эпохи 60-х годов.
- Планируете приглашать мировых звезд балета для участия в спектаклях Большого театра?
- Карлос Акоста, знаменитый кубинский танцовщик, работающий в Лондоне, у нас станцует "Спартак", будет учить эту роль. А Ульяна Лопаткина только что выступила в новой для себя партии - Кармен в балете Альберто Алонсо.
- У вас нет в планах организации своего фестиваля в Большом?
- Это должно естественно родиться, не хочется копировать: у Мариинского есть, и у нас должно быть то же самое. А сейчас у нас ситуация трудная: все спектакли идут на маленькой сцене, много гастролей...
Беседовала Ольга МАКАРОВА
- Алексей, как вам удалось в такой короткий срок добиться столь высоких результатов?
- Сейчас балетная труппа Большого театра состоит из выпускников Академии хореографии разных лет, и это очень важно, потому что молодые смотрят на заслуженных, а заслуженные, видя, что им наступают на пятки, не дают себе расслабиться. Это хороший баланс. Мои предшественники - я говорю об Акимове, Фадеечеве, Гордееве, Васильеве - сделали очень важные усилия для того, чтобы труппа приобрела то качество, которое она имеет сейчас. Есть и природный феномен: вдруг приходят танцовщики, великолепные по физическим возможностям. Сейчас кордебалет очень красивый. Это здорово! Для таких балетов, как "Лебединое озеро", "Баядерка", это, пожалуй, главная составляющая успеха.
- Приглашение перейти в Большой принимают успешные солисты других театров (Андрей Меркурьев перешел из Мариинского, Артем Шпилевский - из Берлинской оперы). Что их привлекает?
- Для артистов всегда был интерес работать в Большом, потому что это легендарный театр, это имя, которое знают дворники в Америке и продавщицы в Австралии. В чем заслуга, конечно, золотого поколения Большого театра - Лавровского, Улановой, Плисецкой, Григоровича, Васильева, Максимовой и других. Сегодня Большой может привлекать интересным разнообразным репертуаром, внушительным количеством премьер и вообще спектаклей в сезон (около 240 спектаклей!), гастролями на главных сценах мира, финансовой стабильностью. Артист, который имеет способности и интерес к работе, может в театре проявиться максимально, с разных сторон. Через год, может быть чуть больше, откроется основная сцена, и у нас, как и три года назад, будет две сцены: историческая - для больших, классических спектаклей и новая - для более современных. Это идеальные условия для работы.
- Вы много работали на Западе. Чувствуется разница в отношении к работе у артистов - тех и наших?
- Да, разница очень большая. Наши артисты часто зависят от вдохновения, нет такого понятия - "работа, и все". Человек должен загореться, иначе его не расшевелить. Я принимаю эти правила игры и стараюсь, чтобы были разные постановки для разного типа артистов: одним подходит одно, другим - другое. Самое главное - правильно распределять роли - это исключительно деликатный момент. Нельзя зависеть ни от иерархии, ни от амбиций. Только качество, только то, насколько человек может хорошо исполнить партию, можно принимать во внимание. Мало того, если вчера было хорошо, то совсем не значит, что завтра будет то же самое.
- Когда вы приступили к руководству балетом Большого театра, было что-нибудь, что поразило вас в организации работы?
- Особенных шоков и откровений у меня не было, потому что я сам учился здесь, многих знал и представлял, как работает эта машина, формировавшаяся веками. В том, что касается этики работы, остались какие-то вещи из советских времен, мы сегодня пытаемся их изменить.
- По количеству номинантов на "Золотой маске" балетный театр значительно уступает драматическому и оперному. Вы видите в этом проявление тенденции?
- Безусловно, количество номинаций отражает положение дел: в балете слишком мало происходит заметных событий. Но в том, что касается создателей лучших мужской и женской ролей, у меня есть вопросы к жюри и экспертному совету, потому что по крайней мере в Большом театре есть несколько имен, которые вполне можно было добавить в список номинантов любой "Маски".
- Вы согласны с теми, кто бьет тревогу от отчаяния: ни в России, ни в Европе, ни даже в мире нет молодых перспективных хореографов?
- Если говорить о классическом направлении, имен не много. Хотя с жанрами сейчас большая неразбериха: хореографы, которые называют себя классическими, используют большое количество движений, чуждых классическому танцу, и чистого жанра сегодня не существует. Но людей, которые ставят хореографию на пальцах и используют структуры классического танца, очень мало. Тем не менее огромное количество талантливейших хореографов разного возраста работают в том направлении, которое условно можно назвать "современным".
- Большой театр открыт для новой хореографии и экспериментов?
- В Большой мы приглашаем не только именитых мастеров. У нас уже три года существует такая форма, как мастерские (workshop), где могут работать хореографы без имени, без опыта, но которые проявили талант, потенциал.
- Случается, что артисты отказываются работать в таких мастерских?
- Мастерские - это добровольное дело, работает только тот, кто хочет. Хореографы смотрят классы, репетиции, приглашают к участию танцовщиков. Честно говоря, я не знаю случаев отказа, потому что всегда артист надеется, что именно этот пришедший хореограф наконец раскроет его богатейший внутренний мир.
- А ведущие танцовщики соглашаются?
- Да, некоторые премьеры и ведущие балерины тоже участвуют в экспериментах.
- На прошедшем в Петербурге фестивале "Мариинский" Большой театр показал программу одноактных балетов. Выбор репертуара для гастролей осуществляли вы сами или вас попросили привезти в Петербург именно эти спектакли?
- Наши интересы сошлись: Мариинский интересовали последние премьеры Большого театра и нам хотелось показать свое новое лицо. "Игра в карты" и Misericordes были созданы в последние два года, а "В комнате наверху" - балет 1986 года, но тем не менее, я думаю, и для российских исполнителей, и для зрителей это крутой авангард. И в приглашении нашей молодой артистки Натальи Осиповой для исполнения "Дон Кихота" с труппой Мариинского театра тоже сложился взаимный интерес. Наталья прогремела в спектаклях в Москве и на гастролях. В Мариинском хотели увидеть новое дарование, о котором все говорят, а мы - показать свою молодую звезду.
- Каких новых постановок можно ждать от Большого?
- Сейчас мы выпускаем "Корсар", новую редакцию старинного балета делаю я совместно с Юрием Бурлакой. Сразу после "Корсара" возобновим "Класс-концерт" Асафа Мессерера, знаменитый балет советской эпохи 60-х годов.
- Планируете приглашать мировых звезд балета для участия в спектаклях Большого театра?
- Карлос Акоста, знаменитый кубинский танцовщик, работающий в Лондоне, у нас станцует "Спартак", будет учить эту роль. А Ульяна Лопаткина только что выступила в новой для себя партии - Кармен в балете Альберто Алонсо.
- У вас нет в планах организации своего фестиваля в Большом?
- Это должно естественно родиться, не хочется копировать: у Мариинского есть, и у нас должно быть то же самое. А сейчас у нас ситуация трудная: все спектакли идут на маленькой сцене, много гастролей...
Беседовала Ольга МАКАРОВА