Экономика
КОРАБЛИ ИГРАЮТ В ПРЯТКИ
29 июня
Вопреки распространенному мнению, что технологию "стелс" придумали в США, российские ученые занимались этой темой еще с 60-х годов прошлого века. Чего они достигли, на каком месте в мировой табели о рангах сейчас находятся? На эти и другие вопросы "НВ" отвечает генеральный конструктор судостроительного проектно-конструкторского бюро "Северное" доктор технических наук, профессор, академик Российской инженерной академии Владимир ЮХНИН.
- Как можно скрыть от радаров металлическую громаду водоизмещением 5-10 тысяч тонн?
- В судостроении скрытность корабля достигается главным образом за счет архитектурных решений, уменьшающих площадь так называемой эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) электромагнитных волн. Это сокращает отраженный сигнал и снижает точность попадания в цель ракет с самонаводящимися головками. Ракета "не видит" цель, так как отраженный луч под большим углом уходит далеко в сторону от приемных устройств. Отражающая способность той или иной конструкции уменьшается также за счет оклеивания их специальными радиопоглощающими покрытиями. Понятно, что весь корабль оклеить ими невозможно. Поэтому покрываются только "светящиеся" точки. Эта технология и материалы были изобретены в СССР и сейчас широко применяются во всем мире. Разработки в этом направлении в последнее время ведутся все более интенсивно. Используются также ложные отвлекающие цели и другие средства. Все они в широком смысле являются элементами технологии "стелс".
- И что, она действительно позволяет сделать боевую технику невидимой для радаров?
- Нет, конечно. Ни один объект нельзя сделать абсолютно невидимым для противника. Тем не менее она позволяет значительно повысить защищенность объекта. На кораблях около 70 процентов ЭПР приходится на надстройки и вооружение. Поэтому современные военные корабли даже по внешнему виду разительно отличаются от своих предшественников, они по максимуму прикрыты различными отражающими панелями.
- Насколько изменились технологии "стелс" за последние 10-15 лет?
- Принципиально они не изменились, но сократились сроки внедрения разработок. Для того чтобы добиться уменьшения эффективной поверхности рассеяния объекта, мы используем методы моделирования на специальных стендах, на которых устанавливается модель корабля и облучается в различных диапазонах электромагнитных волн на различных курсовых углах. Конечно, все шире используются и методы математического моделирования, создаются и совершенствуются специальные компьютерные программы.
- Какие боевые корабли наиболее полно характеризуют достижения технологии "стелс"?
- Если говорить о последних разработках нашего бюро, то это три фрегата проекта 11356: "Тальвар", "Тришул" и "Табар", построенные на Балтийском заводе по заказу ВМФ Индии. Во время недавних совместных военно-морских учений, в которых участвовали корабли Франции, Германии, Великобритании и других морских держав, индийские корабли, которые мы проектировали и строили, на экранах локаторов были практически неразличимы на фоне других кораблей. Они не превращались в невидимок, но их можно было принять за катер, за тральщик, но не за фрегат. Это радовало и индийских моряков, и нас, проектирующих и строящих такие корабли.
- После долгого перерыва у вас появились заказы от отечественного флота...
- Сейчас для российского Военно-морского флота на "Северной верфи" строятся корветы проекта 20380 ЦКБ "Алмаз" и наш - фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков". Уже идут интенсивные проработки по перспективным кораблям, по созданию большого эсминца, авианесущего корабля.
- Речь о создании отечественных авианосцев пока не идет?
- Отрадно уже то, что разговоры об этом по крайней мере, возобновились. И уже не только среди энтузиастов этой идеи, а и в руководстве нашего Военно-морского флота.
- А как положение с кадрами в вашей отрасли? Говорят, она сильно "постарела"?
- Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. В последнее время растет конкурс на поступление в технические вузы, в том числе и в Морской технический университет (бывший Ленинградский кораблестроительный институт). На базе университета создана специальная комиссия, которая составила план написания и издания учебной литературы. У нас есть кому писать и что писать. Эта работа ведется, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее...
- Как можно оценить состояние отечественного судостроения и его перспективы?
- После затяжного кризиса, который нам, к счастью, удалось пережить, российское кораблестроение вновь занимает лидирующие позиции в мире. В этом могут убедиться посетители III Международного военно-морского салона. В последнее время к нам все чаще обращаются зарубежные компании с заказами на проектирование гражданских судов, мы уже испытываем дефицит конструкторских кадров и, к сожалению, даже вынуждены отказываться от некоторых предложений именно в силу этого дефицита.
Беседовал Александр БЕЛИКОВ
- Как можно скрыть от радаров металлическую громаду водоизмещением 5-10 тысяч тонн?
- В судостроении скрытность корабля достигается главным образом за счет архитектурных решений, уменьшающих площадь так называемой эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) электромагнитных волн. Это сокращает отраженный сигнал и снижает точность попадания в цель ракет с самонаводящимися головками. Ракета "не видит" цель, так как отраженный луч под большим углом уходит далеко в сторону от приемных устройств. Отражающая способность той или иной конструкции уменьшается также за счет оклеивания их специальными радиопоглощающими покрытиями. Понятно, что весь корабль оклеить ими невозможно. Поэтому покрываются только "светящиеся" точки. Эта технология и материалы были изобретены в СССР и сейчас широко применяются во всем мире. Разработки в этом направлении в последнее время ведутся все более интенсивно. Используются также ложные отвлекающие цели и другие средства. Все они в широком смысле являются элементами технологии "стелс".
- И что, она действительно позволяет сделать боевую технику невидимой для радаров?
- Нет, конечно. Ни один объект нельзя сделать абсолютно невидимым для противника. Тем не менее она позволяет значительно повысить защищенность объекта. На кораблях около 70 процентов ЭПР приходится на надстройки и вооружение. Поэтому современные военные корабли даже по внешнему виду разительно отличаются от своих предшественников, они по максимуму прикрыты различными отражающими панелями.
- Насколько изменились технологии "стелс" за последние 10-15 лет?
- Принципиально они не изменились, но сократились сроки внедрения разработок. Для того чтобы добиться уменьшения эффективной поверхности рассеяния объекта, мы используем методы моделирования на специальных стендах, на которых устанавливается модель корабля и облучается в различных диапазонах электромагнитных волн на различных курсовых углах. Конечно, все шире используются и методы математического моделирования, создаются и совершенствуются специальные компьютерные программы.
- Какие боевые корабли наиболее полно характеризуют достижения технологии "стелс"?
- Если говорить о последних разработках нашего бюро, то это три фрегата проекта 11356: "Тальвар", "Тришул" и "Табар", построенные на Балтийском заводе по заказу ВМФ Индии. Во время недавних совместных военно-морских учений, в которых участвовали корабли Франции, Германии, Великобритании и других морских держав, индийские корабли, которые мы проектировали и строили, на экранах локаторов были практически неразличимы на фоне других кораблей. Они не превращались в невидимок, но их можно было принять за катер, за тральщик, но не за фрегат. Это радовало и индийских моряков, и нас, проектирующих и строящих такие корабли.
- После долгого перерыва у вас появились заказы от отечественного флота...
- Сейчас для российского Военно-морского флота на "Северной верфи" строятся корветы проекта 20380 ЦКБ "Алмаз" и наш - фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков". Уже идут интенсивные проработки по перспективным кораблям, по созданию большого эсминца, авианесущего корабля.
- Речь о создании отечественных авианосцев пока не идет?
- Отрадно уже то, что разговоры об этом по крайней мере, возобновились. И уже не только среди энтузиастов этой идеи, а и в руководстве нашего Военно-морского флота.
- А как положение с кадрами в вашей отрасли? Говорят, она сильно "постарела"?
- Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. В последнее время растет конкурс на поступление в технические вузы, в том числе и в Морской технический университет (бывший Ленинградский кораблестроительный институт). На базе университета создана специальная комиссия, которая составила план написания и издания учебной литературы. У нас есть кому писать и что писать. Эта работа ведется, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но тем не менее...
- Как можно оценить состояние отечественного судостроения и его перспективы?
- После затяжного кризиса, который нам, к счастью, удалось пережить, российское кораблестроение вновь занимает лидирующие позиции в мире. В этом могут убедиться посетители III Международного военно-морского салона. В последнее время к нам все чаще обращаются зарубежные компании с заказами на проектирование гражданских судов, мы уже испытываем дефицит конструкторских кадров и, к сожалению, даже вынуждены отказываться от некоторых предложений именно в силу этого дефицита.
Беседовал Александр БЕЛИКОВ