Культура
ИВАН КРАСКО: "АНДРЕЙ КО ВСЕМУ ОТНОСИЛСЯ С ИРОНИЕЙ"
04 июля
В августе Андрею Краско исполнилось бы 50. Он умер в ночь на 5 июля 2006-го в Одессе на съемках фильма режиссера Сергея Урсуляка. На экраны лента вышла под названием "Я остаюсь". Краско снялся практически во всех сценах, но озвучивал его роль уже Семен Фурман...
- Иван Иванович, говорят, время лечит. Но когда отец теряет сына, утрата невосполнима...
- Вы удивитесь, но Андрей продолжает быть для меня живым. Я с ним разговариваю до сих пор. Как в книге, которую я написал после его смерти. Моя жена, Наталья Николаевна, расставила фотографии Андрея по всей квартире, и я к нему часто обращался: "Вот видишь, сынок, как твои братики младшие себя ведут непослушно". Заметил за собой, что беседую с ним вообще по всяким поводам. Книжка моя "Андрей Краско: непохожий на артиста, больше чем артист" так и начинается: "А помнишь, сынок..."
- Вы сказали: "Непохожий на артиста". Знаю, что вы сначала не верили в то, что из Андрея выйдет артист...
- Не верил. Но он вырастал в артиста постепенно. Да это и хорошо. Настоящее дело так и начинается. Когда Андрею было года четыре, он вырвался от мамы, выскочил на сцену с криком: "Там мой папа играет!" - и начал кланяться, ко всеобщему восторгу зала. А когда ему девять было, обнаружил саркастическое отношение к этой профессии. Я играл учителя, вернувшегося с войны с осколком в теле. После спектакля сын мне сказал: "Работа у тебя, пап, смешная: ты помер, а сам домой пришел".
- Когда же вы поняли, что из Андрея выйдет актер?
- Не сразу. Ему пришлось это доказывать. Он нам с Кирой Васильевной, его мамой, ничего не говорил про свои задумки стать артистом. И вдруг как гром среди ясного неба - поступаю в театральный, говорит! "Что ж, готовься, - отвечаю, - что будешь читать: прозу, басню, стихи?" Он говорит: "Сокровенный человек" Андрея Платонова". Сын в назначенный срок не выучил текст, и я его просто прогнал с глаз долой с криком, что он лентяй и бездарь. А Андрюха все равно пошел поступать к Игорю Владимирову. Тот сказал: "Какой сырой материал..." Не взял его. И правильно сделал.
- А через два десятилетия актера Андрея Краско узнала и полюбила вся страна. Значит, папа был недальновиден?
- Не думаю. Ему надо было преподать науку. Андрюша был заласканным мамой, рос инфантильным мальчиком и не любил трудиться. Он не смог бы учиться, как я, на пятерки, да еще в течение 20 лет - и в военно-морском училище, и в университете, и в театральном институте. Единственное, что я тогда мог для него сделать, - прийти к директору Театра имени Комиссаржевской и попросить пристроить его монтировщиком сцены. Андрей показал себя хорошо. Но в это же время пристрастился к портвешку. Монтеры - народ такой, после спектакля надо расслабиться... Ну вот, заканчивается сезон, он говорит: "Па, давай почитаю тебе". - "Платонова? Наизусть?" - "Ну!" Почитал. Я ему: "Сынок, иди спокойно и смело поступай". Год-то не прошел даром. Он все спектакли просмотрел. И поступил на знаменитый курс Кацмана и Додина.
- Андрей снялся в огромном количестве фильмов и везде был достоверен. Какой же он лентяй?
- Он не ленился, когда ему было интересно. И не любил повторяемости. Когда случился у него вынужденный десятилетний простой в театре и кино, он ведь и джинсы шил, и оградки могильные устанавливал, и фарцевал - все это не прошло даром: он накапливал богатый жизненный материал. Это, наверное, и было его главной учебой.
- Андрей никогда не сетовал на то, что ему пришлось пережить?
- Нет. Это его не озлобило.
- Вы верили, что он вернется в профессию?
- Конечно, верил.
- Но ведь многие другие не вернулись, кто-то вообще спился...
- Но только не Андрей. Он же настоящий Краско! Он сильный. Какой бы период ни переживал, сохранял философское и ироничное отношение ко всему происходящему. И юмор всегда присутствовал в нем... Смотрю на его портрет на памятнике - восхищаюсь, как художникам удалось передать его ироничность! Будто говорит: "Ну что, вы все еще там мучаетесь?"
- А могли вы сами у Андрея чему-то поучиться?
- Конечно. Помню, он посмотрел спектакль "Заноза" по Франсуазе Саган в "Приюте комедианта", где я играю с Таней Пилецкой, и сказал: "Зачем вы французов играете?" У него позиция была - привносить всюду свое. Он считал, что я гораздо интереснее, чем этот мой Люсьен. И я стал невольно по-другому играть. И почувствовал, как наполнился персонаж.
- Чего бы Андрей не сделал из того, что было в вашей жизни?
- Наверное, он никогда бы не вступил в компартию. Он был очень разборчив в жизни, очень хорошо различал людей.
- У него ведь другой почерк игры, не похожий на ваш?
- Он играл всегда самого себя. Ивана Грозного он бы не сыграл, а я имел такую наглость. Есть характерные актеры - они могут перевоплощаться. Вот Сергей Шакуров Брежнева здорово ухватил, характер передал, не поверхностно, с сочувствием огромным. Андрей таким качеством не обладал.
- Он переживал по этому поводу?
- Нет. Он прекрасно видел свою планку и работал спокойно, достойно.
- Его выбрали постоянным членом клуба подводников. Почему? Он ведь не был подводником...
- Действительно, Андрей не служил на флоте, но дух подводников ему удалось передать в картине "72 метра". Может быть, благодаря и мне. Он знал моих однокашников, а среди них выдающиеся люди были - они приходили ко мне домой, а Андрей, мальчишка, рядом был, слушал, у него глаза загорались. Андрей командира подводной лодки Янычара с моего приятеля адмирала Чулкова списал.
- В повседневной жизни Андрей неудобный был человек?
- Когда мы виделись еще при живой его маме - это была просто беда. Андрей ведь мог изрядно выпить, и тогда мама ему говорила: "В таком виде не появляйся". Но он был очень самостоятельный - то комнату снимал, то квартиру. А встречались мы с ним всегда очень радостно, хохотали от души. Последняя наша встреча с Андреем случилась в конце
июня прошлого года. Мы с моей женой Натальей были приглашены на Московский кинофестиваль. Я позвонил Андрею - он же в Москве в последнее время работал. Сын обрадовался. Встретились, и я ему анекдот рассказал не очень пристойный, но убойный. Он так хохотал! Смотрю - набирает номер. "Кому звонишь?" - "Сереге Гармашу - он обожает такие анекдоты!"
- Андрей не ревновал к своим младшим братьям?
- Нисколько! Только вот когда Ваня, которому сейчас пять лет, появился на свет, Андрей забеспокоился: мол, о чем я думаю? После инфаркта ведь. Умру, мол, а ему воспитывать придется. А я ему: "Не надо меня заранее хоронить, сынок". Ну а когда через полтора года Федька родился, Андрюха вообще меня отругал. Хотя появление моего второго сына убедило всех в театре, что я еще "ого-го" - не просто так жену молодую, на сорок с лишним лет моложе себя, взял. Думаю теперь, что Бог дал мне двух моих сынков, чтобы я смог перенести потерю Андрея.
- Похожи в чем-то младшие братья на Андрея?
- Ванька - да. Наперекор поступает часто, нарывается, как Андрей. Я как-то Ваню шлепнул, говорю ему: "Понял, за что тебя наказал?" Он: "Да понял, понял". Смотрю, Федя подходит и говорит: "Папа, я тебя очень люблю. И дружу с тобой". Вот у парня мудрость какая.
- Приобщаете их к профессии?
- В спектакле "Тише, афиняне!" они играют. Там есть сцена - стражник приводит Сократа домой, перед тем как заточить его в тюрьму, проститься с Антипой и детьми. Для моих сыновей дело чести - попеременно выбегать в конце спектакля с криком: "Папа!" Зритель сразу наш.
- У Андрея было двое детей. Он редко с ними виделся?
- Увы. Он очень много работал, снимался, порой спал прямо на съемочной площадке, зарабатывал на загородный дом - квартиру-то оставил первой жене с ребенком. Времени катастрофически не хватало. Но он очень любил своих детей, да и вообще детей любил всех - своих и чужих.
- Андрей не очень дорожил своим здоровьем?
- Я много раз назидал ему: "Не надо лишний раз выпивать". У Андрюшки реанимации уже были, сердце здорово прихватывало. Я ему говорил: "Андрюшенька, однажды ты просто не выйдешь из этого состояния". А он: "Ну и ладно, а че? А че делать?.." Он так относился к жизни. Вот дачу себе купил под Питером. Все там по высшему классу было сделано. И участок мне понравился - на горке. Только вот заглянул я через забор - и что оказалось? Кладбище рядом! "Зачем ты взял такой участок, сынок?" - спрашиваю. Андрей ответил: "Да там ведь самые мирные соседи, папа".
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
- Иван Иванович, говорят, время лечит. Но когда отец теряет сына, утрата невосполнима...
- Вы удивитесь, но Андрей продолжает быть для меня живым. Я с ним разговариваю до сих пор. Как в книге, которую я написал после его смерти. Моя жена, Наталья Николаевна, расставила фотографии Андрея по всей квартире, и я к нему часто обращался: "Вот видишь, сынок, как твои братики младшие себя ведут непослушно". Заметил за собой, что беседую с ним вообще по всяким поводам. Книжка моя "Андрей Краско: непохожий на артиста, больше чем артист" так и начинается: "А помнишь, сынок..."
- Вы сказали: "Непохожий на артиста". Знаю, что вы сначала не верили в то, что из Андрея выйдет артист...
- Не верил. Но он вырастал в артиста постепенно. Да это и хорошо. Настоящее дело так и начинается. Когда Андрею было года четыре, он вырвался от мамы, выскочил на сцену с криком: "Там мой папа играет!" - и начал кланяться, ко всеобщему восторгу зала. А когда ему девять было, обнаружил саркастическое отношение к этой профессии. Я играл учителя, вернувшегося с войны с осколком в теле. После спектакля сын мне сказал: "Работа у тебя, пап, смешная: ты помер, а сам домой пришел".
- Когда же вы поняли, что из Андрея выйдет актер?
- Не сразу. Ему пришлось это доказывать. Он нам с Кирой Васильевной, его мамой, ничего не говорил про свои задумки стать артистом. И вдруг как гром среди ясного неба - поступаю в театральный, говорит! "Что ж, готовься, - отвечаю, - что будешь читать: прозу, басню, стихи?" Он говорит: "Сокровенный человек" Андрея Платонова". Сын в назначенный срок не выучил текст, и я его просто прогнал с глаз долой с криком, что он лентяй и бездарь. А Андрюха все равно пошел поступать к Игорю Владимирову. Тот сказал: "Какой сырой материал..." Не взял его. И правильно сделал.
- А через два десятилетия актера Андрея Краско узнала и полюбила вся страна. Значит, папа был недальновиден?
- Не думаю. Ему надо было преподать науку. Андрюша был заласканным мамой, рос инфантильным мальчиком и не любил трудиться. Он не смог бы учиться, как я, на пятерки, да еще в течение 20 лет - и в военно-морском училище, и в университете, и в театральном институте. Единственное, что я тогда мог для него сделать, - прийти к директору Театра имени Комиссаржевской и попросить пристроить его монтировщиком сцены. Андрей показал себя хорошо. Но в это же время пристрастился к портвешку. Монтеры - народ такой, после спектакля надо расслабиться... Ну вот, заканчивается сезон, он говорит: "Па, давай почитаю тебе". - "Платонова? Наизусть?" - "Ну!" Почитал. Я ему: "Сынок, иди спокойно и смело поступай". Год-то не прошел даром. Он все спектакли просмотрел. И поступил на знаменитый курс Кацмана и Додина.
- Андрей снялся в огромном количестве фильмов и везде был достоверен. Какой же он лентяй?
- Он не ленился, когда ему было интересно. И не любил повторяемости. Когда случился у него вынужденный десятилетний простой в театре и кино, он ведь и джинсы шил, и оградки могильные устанавливал, и фарцевал - все это не прошло даром: он накапливал богатый жизненный материал. Это, наверное, и было его главной учебой.
- Андрей никогда не сетовал на то, что ему пришлось пережить?
- Нет. Это его не озлобило.
- Вы верили, что он вернется в профессию?
- Конечно, верил.
- Но ведь многие другие не вернулись, кто-то вообще спился...
- Но только не Андрей. Он же настоящий Краско! Он сильный. Какой бы период ни переживал, сохранял философское и ироничное отношение ко всему происходящему. И юмор всегда присутствовал в нем... Смотрю на его портрет на памятнике - восхищаюсь, как художникам удалось передать его ироничность! Будто говорит: "Ну что, вы все еще там мучаетесь?"
- А могли вы сами у Андрея чему-то поучиться?
- Конечно. Помню, он посмотрел спектакль "Заноза" по Франсуазе Саган в "Приюте комедианта", где я играю с Таней Пилецкой, и сказал: "Зачем вы французов играете?" У него позиция была - привносить всюду свое. Он считал, что я гораздо интереснее, чем этот мой Люсьен. И я стал невольно по-другому играть. И почувствовал, как наполнился персонаж.
- Чего бы Андрей не сделал из того, что было в вашей жизни?
- Наверное, он никогда бы не вступил в компартию. Он был очень разборчив в жизни, очень хорошо различал людей.
- У него ведь другой почерк игры, не похожий на ваш?
- Он играл всегда самого себя. Ивана Грозного он бы не сыграл, а я имел такую наглость. Есть характерные актеры - они могут перевоплощаться. Вот Сергей Шакуров Брежнева здорово ухватил, характер передал, не поверхностно, с сочувствием огромным. Андрей таким качеством не обладал.
- Он переживал по этому поводу?
- Нет. Он прекрасно видел свою планку и работал спокойно, достойно.
- Его выбрали постоянным членом клуба подводников. Почему? Он ведь не был подводником...
- Действительно, Андрей не служил на флоте, но дух подводников ему удалось передать в картине "72 метра". Может быть, благодаря и мне. Он знал моих однокашников, а среди них выдающиеся люди были - они приходили ко мне домой, а Андрей, мальчишка, рядом был, слушал, у него глаза загорались. Андрей командира подводной лодки Янычара с моего приятеля адмирала Чулкова списал.
- В повседневной жизни Андрей неудобный был человек?
- Когда мы виделись еще при живой его маме - это была просто беда. Андрей ведь мог изрядно выпить, и тогда мама ему говорила: "В таком виде не появляйся". Но он был очень самостоятельный - то комнату снимал, то квартиру. А встречались мы с ним всегда очень радостно, хохотали от души. Последняя наша встреча с Андреем случилась в конце
июня прошлого года. Мы с моей женой Натальей были приглашены на Московский кинофестиваль. Я позвонил Андрею - он же в Москве в последнее время работал. Сын обрадовался. Встретились, и я ему анекдот рассказал не очень пристойный, но убойный. Он так хохотал! Смотрю - набирает номер. "Кому звонишь?" - "Сереге Гармашу - он обожает такие анекдоты!"
- Андрей не ревновал к своим младшим братьям?
- Нисколько! Только вот когда Ваня, которому сейчас пять лет, появился на свет, Андрей забеспокоился: мол, о чем я думаю? После инфаркта ведь. Умру, мол, а ему воспитывать придется. А я ему: "Не надо меня заранее хоронить, сынок". Ну а когда через полтора года Федька родился, Андрюха вообще меня отругал. Хотя появление моего второго сына убедило всех в театре, что я еще "ого-го" - не просто так жену молодую, на сорок с лишним лет моложе себя, взял. Думаю теперь, что Бог дал мне двух моих сынков, чтобы я смог перенести потерю Андрея.
- Похожи в чем-то младшие братья на Андрея?
- Ванька - да. Наперекор поступает часто, нарывается, как Андрей. Я как-то Ваню шлепнул, говорю ему: "Понял, за что тебя наказал?" Он: "Да понял, понял". Смотрю, Федя подходит и говорит: "Папа, я тебя очень люблю. И дружу с тобой". Вот у парня мудрость какая.
- Приобщаете их к профессии?
- В спектакле "Тише, афиняне!" они играют. Там есть сцена - стражник приводит Сократа домой, перед тем как заточить его в тюрьму, проститься с Антипой и детьми. Для моих сыновей дело чести - попеременно выбегать в конце спектакля с криком: "Папа!" Зритель сразу наш.
- У Андрея было двое детей. Он редко с ними виделся?
- Увы. Он очень много работал, снимался, порой спал прямо на съемочной площадке, зарабатывал на загородный дом - квартиру-то оставил первой жене с ребенком. Времени катастрофически не хватало. Но он очень любил своих детей, да и вообще детей любил всех - своих и чужих.
- Андрей не очень дорожил своим здоровьем?
- Я много раз назидал ему: "Не надо лишний раз выпивать". У Андрюшки реанимации уже были, сердце здорово прихватывало. Я ему говорил: "Андрюшенька, однажды ты просто не выйдешь из этого состояния". А он: "Ну и ладно, а че? А че делать?.." Он так относился к жизни. Вот дачу себе купил под Питером. Все там по высшему классу было сделано. И участок мне понравился - на горке. Только вот заглянул я через забор - и что оказалось? Кладбище рядом! "Зачем ты взял такой участок, сынок?" - спрашиваю. Андрей ответил: "Да там ведь самые мирные соседи, папа".
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА