Культура

"ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФОНД РОССИИ НЕ ИССУШИТЬ"

05 июля
"Невское время" продолжает совместный с телеканалом "СТО" проект "Выдающиеся люди России". Открывало проект интервью с известным кинорежиссером Александром Сокуровым (см. № 106 "НВ" за 19 июня 2007 г., статья "В мире культуры - бескомпромиссная война"). Сегодня наш собеседник - народная артистка СССР, оперная певица Елена Образцова.
Мы встретились с Еленой Васильевной на даче Линдстрема на территории Константиновского дворца, где проходила год назад во время саммита G8 встреча "без галстуков" президентов России и США.
Образцова удивила нас непосредственностью, молодостью, готовностью участвовать в самых разных начинаниях и новых проектах. Она не только непревзойденная Кармен, обладательница уникального меццо-сопрано, перед которой когда-то встала на колени сама Монтсеррат Кабалье, сраженная ее талантом, Елена Образцова - пример служения искусству и стране, в которой родилась.
- Елена Васильевна, скажите, какую бы национальную идею вы предложили для России?
- Национальная идея должна иметь целью возрождение культуры, религии, патриотизма. Но думаю, это возрождение обязательно должно идти через искусство - музыку, литературу, живопись. Ведь когда мы говорим о каком-либо государстве, мы вспоминаем прежде всего его культурных деятелей, а не политиков и экономистов.
- А кого вспомнят за последние
15 лет нашей российской истории из певцов, музыкантов? Аллу Пугачеву? Филиппа Киркорова?
- Не убеждена, что их. Аллу Борисовну, конечно, будут вспоминать. Она много сделала для нашей эстрады, я ее очень уважаю, она потрясающе талантлива. Но я думаю, обязательно вспомнят и Ирину Архипову, и Мстислава Ростроповича, и Родиона Щедрина, будут вспоминать всех тех, кто составлял громадную плеяду музыкантов.
- Вспомнят и вас, конечно. Но только почему этим выдающимся людям, которых вы перечислили, так мало сегодня уделяется внимания?
- Я тоже не понимаю. Во всех интервью я говорю, что государство должно думать о том, чтобы сохранить искусство на родине. Потому что все, так сказать, "конвертируемые" исполнители по контрактам уезжают за рубеж. Гергиев каким-то способом научился возвращать своих солистов домой, в Мариинку. Но это редкий случай. Сегодня престижней и выгодней выступать за рубежом. А мы должны быть заинтересованы выступать в России. Хотя я нисколько не против выездов за рубеж - артисты там могут почерпнуть другую культуру и привнести к себе в театр новые веяния. Потом будут педагогами и отдадут знания здесь. Должен быть культурный обмен, так сказать, "кровообращение".

Справка "НВ"

Елена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Пережила блокаду.
Окончила оперное отделение Ленинградской консерватории. В 1962 году Образцова получила две золотые медали - на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И. Глинки в Москве. После этого была приглашена в труппу Большого театра. Триумфальный успех в партии Марины Мнишек в опере Мусоргского "Борис Годунов" в Париже поднял Образцову на неимоверную высоту. Ее с восторгом приняли Милан, Вена, Барселона, Лондон. Нью-Йорк, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айрес. Лауреат Государственной премии России, почетный член Пушкинской академии, удостоена награды Русской православной церкви "За преумножение добра на земле". В 1981 году открыта малая планета № 4623, которая получила имя "Образцова".
7 июля у Елены Васильевны день рождения. Поздравляем!


- Вас недавно назначили художественным руководителем оперной труппы Театра оперы и балета имени Мусоргского, или, иначе, Михайловского театра. Вы сразу приняли приглашение?
- Для меня это предложение было неожиданным, знаю, что эту должность предлагали и Любови Казарновской, и Василию Герелло. Остановились на мне. Неделю я размышляла, все-таки я свободный человек, нигде в штате не состою, работаю по контрактам, езжу куда хочу. А тут привязка на целых три года, да и ответственность! Но потом решила, что, наверное, это предложение укладывается в мои петербургские планы. Я же тут еще в 1996 году учредила культурный центр, в котором собираюсь пропагандировать классическую музыку, пение, культуру оперного искусства. Хочу, чтобы каждый желающий мог прийти туда и послушать диски с редкой музыкой, посмотреть записи опер и балетов, собираюсь передать туда всю свою богатую нотную библиотеку, которую привезла из Японии, - хочу раздвинуть рамки, расширить знания у людей в России. Но чиновники не хотят этого центра - все какие-то проволочки, кабинетная волокита, нехватка денег. Жду, что все-таки скоро откроемся - на Невском, 65. А еще я провожу в Петербурге уже пятый год Международный конкурс молодых оперных исполнителей - и в жюри приглашаю очень известных людей, с которыми многие годы дружу, общаюсь, встречаюсь в разных странах: Джакомо Арагаля из Испании, Роберта Ломбардо из США, Тадаеши Гунди из Японии, Федору Барбьери из Италии и многих других. Заявок на участие в конкурсе бывает до 200 - сейчас конкурс имени Чайковского не имеет такого высокого статуса. То есть петербургская культурная жизнь происходит не без моего участия.
- И в каком же состоянии вы обнаружили Михайловский театр?
- Я послушала певцов - потрясающие, дивные голоса. Но о них никто не знает, никакого пиара никто не проводил. С певцами надо работать, научить их каким-то техническим моментам. В этом смысле Михайловский театр был мертв. Это тот случай, о котором я говорила только что: нельзя артистов мариновать, они обязательно должны ездить, познавать другую культуру. Думаю, здесь мой опыт пригодится - за 45 лет концертной деятельности я работала с лучшими режиссерами, дирижерами и с самыми удивительными певцами. Я очень много знаю и могу передать эти знания.
- Театр возглавил бизнесмен Владимир Кехман, к культуре отношения не имеющий. Вас это не беспокоит? К нам в газету люди пишут, звонят, выражают тревогу, что театр станет для них недоступен, что это вообще будет другой театр и труппу разгонят.
- Со своей стороны я могу заверить, что никого из певцов увольнять не буду. И насколько я знаю, на самоокупаемость театр не собирается выходить, это абсурд - искусство не может быть самоокупаемым. Конечно, будут привлекаться спонсорские деньги, пожертвования меценатов - в России это всегда было. Но я думаю, слава Богу, что "банановый король" Владимир Кехман не купил еще один рынок, а купил театр. Хвала этому человеку за то, что ему хватило чутья и ума пригласить на работу настоящих профессионалов. Вы знаете, что балетом руководит Фарух Рузиматов. Я, конечно, сначала тоже выражала скепсис, но, познакомившись с Кехманом, убедилась, какой он интересный человек, как жаждет узнать новый для него мир искусства и при этом очень быстро учится.
- В Европе, в частности в Венской опере, президент или канцлер посещают все премьеры - этому придается государственное значение. В России этим не очень озабочены?
- Бывают в театрах государственные мужи, но редко. Да, если бы на премьерах присутствовал президент, это бы повышало статус театра. Мы готовим открытие Михайловского театра 7 октября - как раз в день рождения Путина. Пожалуй, пригласим его и подарим ему... театр!
- Елена Васильевна, вы много ездите по миру. Что вас огорчает, когда вы возвращаетесь на родину?
- Конечно, люди. Когда я живу по три месяца в году в Японии, я поражаюсь, насколько там внимательные, спокойные и доброжелательные люди. Чувствую, что я им нужна, вижу, как они трогательно заботятся обо мне. Впечатление, что вся страна - сплошная радость. Прибываю в аэропорт - и сердце падает от предчувствия того, что увижу в своей стране: хамство, сердитые и злые лица. Это обидно. Мне кажется, российскому правительству нужно больше заботиться о старушках и стариках - они пережили голод, войны, ленинградскую блокаду. Когда Путин награждал меня орденом "За заслуги перед Отечеством", я ему шепнула: "Не забудьте о стариках". Он обещал. Считаю кощунством, когда наше правительство говорит о поднятии пенсии на 3 рубля, а разговоры об этом ведутся по два месяца. А когда слышу, что чиновникам в очередной раз прибавили зарплату, тоже расстраиваюсь. Отвлечься от грустных мыслей не получается и когда включаешь телевизор: на экране убивают, насилуют, режут. Это школа для бандитов. Такие вещи должны контролироваться государством.
- В Японии существует такой перекос в телевещании?
- Там есть канал американского телевидения. Нравится - смотри. Но там есть каналы про зверушек, про спорт, замечательные передачи об искусстве идут. Каждый вечер - классическая музыка. А у нас уже при Брежневе стали выбрасывать из программ серьезную музыку. В застойные времена мы могли видеть и слышать "Лебединое озеро" хотя бы тогда, когда кто-то умирал, а теперь даже смерти не помогают. А если серьезно - мы теряем людей, которые знают и понимают классическую музыку, канал "Культура" не может спасти ситуацию. Что говорить, если даже в школах отменили уроки пения. К сожалению, это не только российское явление - в Испании, например, в школах вообще перестали изучать литературу. Моя дочь живет там, и я знаю это доподлинно.
- Может быть, нужен контролирующий орган при телевидении - попечительский совет или еще что-то в этом роде?
- Конечно нужен! Телевидение должно стать университетом культуры.
- Из советского времени вы бы что-то привнесли в сегодняшнюю жизнь?
- То, что мы были все одинаковые, - это плохо. И то, что профессионалы получали столько же, сколько и люди без образования, - тоже неправильно. Но все могли съездить к морю, могли себе позволить пойти в ресторан. Во всем мире люди получают столько, что этого хватает на рестораны, на нормальный отдых. А у нас в стране уровень жизни стал низок - это очень плохо, просто недопустимо.
- Вы считаете, если гуманистические ценности поставить выше политических, то это приведет к нормальной жизни?
- Да, конечно. Образование и культуру надо поставить в приоритетное положение.
- А может, причина в другом - в воспитании, в семье?
- И в этом тоже. Родители все время работают. Приходят домой - посмотрят телевизор, детям несколько дежурных вопросов зададут, и спать. Вот и все. Уверена, что надо поднимать материальный уровень жизни. Многие начинают воровать отчего? Да оттого, что нечем кормить семью. И пьянство - от недостатка материальных благ. А дети смотрят на это все и убегают из дома. Возникает цепочка, порочный круг. Должен быть минимально приличный уровень житья, тогда многие проблемы отпадут сами собой.
- Когда вы задумывали создание культурного центра в Петербурге, какие главные задачи ставили для себя?
- У нас огромное количество талантливых людей. Таких творцов, как в России, нигде в мире нет. Я это знаю, я практически везде побывала. Только в Индии не была, куда безумно хочу попасть. Но наши таланты проигрывают любому другому певцу на Западе, потому что они не знают стилевых направлений музыки, не знают основ певческой культуры, которые знает весь мир. Языков не знают, от произношения просто уши вянут. И для того чтобы эти знания стали доступны, я и решила открыть эту школу, международную школу - есть такие в Америке, в Италии, в Швейцарии, во Франции - мы бы обменивались и педагогами, и студентами. Когда я встречалась с Путиным в 2005 году, то сказала ему, что хотела бы создать Театральный центр. Владимир Владимирович спросил: "Почему только в Москве, давайте и в Петербурге". И вот это "давайте" длится уже два года. Столько писем написала - время идет, и я встречаю людей, не просто не желающих исполнить волю президента, а, наоборот, желающих во что бы то ни стало не дать исполнить эту волю.
- Его величество чиновник мешает?
- Мешает, еще как! Расскажу случай: однажды в Москве собрали совещание - заседали всякие федеральные чиновники, и мой вопрос должен был обсуждаться. Входит какой-то деятель и говорит мне: а вы знаете, что сейчас в Москве свободных мест нет? Я встала и - к выходу. Все посмотрели на меня ошарашенно, почему я так себя веду? А я им: ну зачем время-то терять, если вы мне сразу говорите, что мест нет? Все ведь знают, что я небезызвестная певица и хочу отдать все знания России. Только это почему-то никому не надо. Первое время я просто плакала. Сейчас думаю: меня же прекрасно принимают во всем мире, я востребована - чего печалиться? Но... душа болит за Россию.
- И часто вас настигают моменты отчаяния?
- Только по поводу чиновников. Мне безумно нравится жизнь, я люблю разговаривать, узнавать людей. Главный талант, который дает нам Господь, - это любовь. Без любви человек вообще не может жить. Любовь к природе, к искусству, к живописи, к музыке. Я вот вдруг стихи стала писать после смерти мужа - дирижера Альгиса Жюрайтиса, которого обожала. И до сих пор его люблю. А стихи мне кажутся неплохими. Пишу начисто, ничего не правлю. И когда пишу, то будто вот тут, в темечко, какая-то волна сверху идет и я строки под диктовку записываю.
- Публиковали где-нибудь?
- Нет еще.
- Не возражаете, если "Невское время" предложит вам напечататься?
- Прекрасно!
- В чем еще находите умиротворение?
- Я очень люблю Достоевского. Все его произведения по многу раз перечитала. Единственный человек на свете, который писал о совести, о состоянии души, о философии, о понимании мира, о религии, о переосмыслении своих поступков. Он мне самый близкий по духу писатель.
- Может, чиновников обязать читать Достоевского?
- Не знаю, поможет ли? Пришли временщики, они думают, как стать богатенькими, думают, у кого какая машина лучше. Но так бы хотелось, чтобы чиновники больше думали о будущем России. И ведь были и есть такие люди, которые готовы свои силы и знания отдать на благо страны. Никогда не поверю, что их нет. У очень многих болит душа.
- Что бы вы не могли простить человеку?
- (Задумывается.) Все, чего бы я не могла простить, простил бы Господь. Наверное, когда человек меня обижает, я ищу причину того, почему человек так поступил? Прошли те времена, когда я обижалась, плакала. Теперь, наверное, могу простить все. Хотя я и не Господь. Помогает и вера, и мудрость, и философское отношение к жизни, и мой опыт.
- Был такой лозунг в советские времена - "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Потом все перевернули, стали внушать людям сначала думать о себе, а уже потом о Родине. На каком этапе мы находимся, как вы думаете?
- Не знаю. Сама я всю жизнь пела для России, для Советского Союза - и когда ездила в Метрополитен-опера, и в Ковент-Гарден, и в Ла Скала - я пела и думала: "Все-таки я за Россию постояла. Пусть знают, какие у нас люди". И сейчас тоже пою, думая о России. Знаю, что многие музыканты, спортсмены, когда в зале или на стадионе поднимался флаг Советского Союза, а теперь России, - плакали и плачут до сих пор. Надеюсь, что у многих людей еще осталась гордость за Россию. Несмотря ни на что.
- Неужели вам никогда не хотелось покинуть страну?
- Знаете, меня довольно долго уговаривали остаться за рубежом, но я никогда не принимала таких предложений. Очень много живу за границей, но не представляю, если бы я осталась без своей страны. Я вот вижу старуху, которая просит милостыню, - я о ней все знаю, все ее надежды и чаяния, переживания. Мне это нужно. А там, за границей, я иду - люди чужие, и я не знаю, о чем они думают. Мне очень нравится Япония, я там стихи, книги пишу, у меня там философский настрой возникает - и все равно для меня это чужая страна.
- В домах простых россиян вам часто приходится бывать?
- Да. Часто. Знаю, что люди плохо живут. Москва и Питер - это ведь государства в государстве. Это не показатель обычной жизни российских людей. В провинции живут совсем плохо. Хотя именно в провинции люди хорошие, чистые, и мне приятно петь для них. Они с радостью ходят на концерты - я вижу их лица. Пою им Вивальди, и Генделя, и Баха, сложнейшую музыку - и люди тянутся к красоте.
- Елена Васильевна, смотрите, чиновники нам помеха, и пьянство у нас повсеместное, и по всем законам наше общество должно развалиться после очередного катаклизма. Но нет, собираемся мы, словно шарики ртути, в некое единое целое и являем миру свой образ. В чем же наша сила?
- Думаю, народ мы выдающийся, талантливый, верующий в глубине души и очень любящий свою страну. У нас потрясающая литература, потрясающая музыка, потрясающие ученые - у нас генетический фонд такой сильный, который не изъять и не иссушить. Думаю, оттуда и силы. То, что мы имеем такую вертикаль глубокую, - это и заставляет нас всех объединяться и любить друг друга. Даже если есть завистники и какие-то не очень умные люди, все равно в момент решительного действия мы обязательно объединимся и выстоим. Я в это верю.


(Стихи для публикации в "НВ" предоставлены Еленой Образцовой)

И эти поцелуи без конца...
И уж не вижу твоего лица...
Лишь только рук твоих прикосновенье
И божьего перста благословенье.
Ты ангел с белыми крылами,
То демон с черными очами,
То коршун злой,
То агнец божий -
Ты на любовь мою похожий!
...В день непогожий.
Там, где спал в последний раз,
В предрассветный ясный час
Разбросала я цветы,
Где любовью бредил ты.
И цветы не убираю.
Просто тихо умираю
Без тебя, любимый мой,
В час рассветно-голубой.
Беседовала Елена ДОБРЯКОВА
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+4
Умеренный дождь