Спорт

Дик Адвокаат: «Я – тренер, а не семейный человек!»

13 июля
Неделю назад голландский наставник «Зенита» отметил свою первую дату в качестве тренера российского клуба. Прошел год с тех пор, как
6 июля 2006 года Дик Адвокаат впервые вывел питерских футболистов на игру. Тот матч на стадионе имени Кирова стал последним для отжившей свое арены и первым для нового «Зенита».
Голландец не только начал перестройку команды, которая ставит перед собой теперь лишь одну цель – быть лучше всех всегда и везде. Он изменил и манеру общения с журналистами, введя в практику открытые тренировки накануне матча. А вот эксклюзивных интервью за этот год Дик не давал никому. Для «НВ» главный тренер «Зенита» сделал исключение, а заодно и объяснил, почему так не любит посвящать журналистов в подробности своей частной жизни.

– Все помнят, что перед приходом в «Зенит» я активно работал с национальной сборной Кореи, готовился к Кубку мира, – Адвокаат, расположившись в кресле тренерского кабинета на зенитовской базе, вспоминает начало работы с петербургским клубом. – С определенного момента я начал смотреть календарные и архивные матчи «Зенита». А перед тем как приступил к полноценной работе с
командой, пообщался с руководством клуба и объяснил, что определенные игроки не смогут помочь команде в выполнении поставленных задач. Мы правильно поняли друг друга и смогли усилить команду, расставшись с теми, кто недотягивал до нужного нам уровня, и приобрели нескольких игроков, сумевших помочь команде.

«У нас с «Челси» разные весовые категории»

– Сейчас «Зенит» называют русским «Челси». Команда богата, амбициозна, играет по классической схеме 4-3-3…
– Мы играли по этой схеме в прошлом году, поскольку она достаточно простая и свободная для игроков, где каждый знает, что и как делать. Именно поэтому я ее и выбрал, приехав в Петербург. Правда, внес небольшие изменения: фланговые игроки могут менять позиции и фланги, у них есть возможность атаковать, давить на соперника. Словом, этот вариант был приемлем изначально, сейчас мы его немного подкорректировали и отшлифовали. Но «Зенит» пока нельзя сравнивать с «Челси» – это клубы слишком разной весовой категории.
– Тренер лондонцев Жозе Моуриньо недавно заявил, что молодые игроки похожи на арбузы – красивые снаружи, но никогда не знаешь, каковы внутри.
– Та молодежь, что сейчас приходит в «Челси», отличается разительно от той, что появляется у нас. Там готовы потратить на юного игрока и пять, и двадцать пять миллионов евро, если это будет нужно, и берут лучших из лучших. Вот в чем между нами разница. Во всем остальном молодежь одинакова везде. Она непредсказуема, и никто не может знать заранее, к чему приведет их футбол. Но если «Челси» берет молодого игрока за десятки миллионов, «Арсенал» покупает за миллионы, то вероятность появления такого игрока в составе, безусловно, гораздо выше, чем у нас. Вот почему нельзя сравнивать наши молодежные составы.
– И все же «Зенит» ставит перед собой задачу стать лучшей из лучших, следовательно, сравнивать нужно. Хотя бы для того, чтобы выяснить, как это сделать.
– Мы только создаем хорошую, крепкую команду, начали это делать всего год назад. Процесс идет поэтапно, мы тратим большие деньги, но не можем позволить себе вкладывать сотни миллионов долларов в год в инфраструктуру команды. Нельзя же говорить о том, что «Зенит» – это русский «Челси», только потому, что совпадают расцветки основной формы и технический спонсор «Адидас»! (Cмеется.)
– Получается, что в первую очередь нужно вкладывать деньги в зенитовскую молодежь? Или же первостепенны иные проблемы?
– В данный момент у нас очень молодая вторая команда. У нее нет собственного полноценного тренировочного центра – разве что тренировочное поле, расположенное у юношеской школы. Благодаря спортивной школе Константина Сарсании в нашей обойме есть пять-шесть очень молодых и талантливых футболистов. Если мы хотим сделать так, чтобы они не стали исключением из правил, чтобы молодежь рвалась играть в наших детских командах, предстоит сделать что-то для себя: построить академию, манежи, поля и так далее. Все это должно произойти в ближайшие два года и обязательно произойдет – в этом нет никаких сомнений.
– Вы предлагаете руководству «Зенита» строить школу по голландскому образцу?
– С Сергеем Фурсенко и Константином Сарсанией мы чаще говорим про основную команду. Это главная задача, а следом за ней идет задача развития молодежного департамента в клубе. Вложения в два этих важнейших подразделения должны быть если не одинаковыми, то сопоставимыми. Но для того чтобы получать полноценную отдачу от детской школы, предстоит подготовить инфраструктуру. Если у тебя есть самая современная база для подготовки игроков, то и игроки будут. Все захотят играть в «Зените»! Вместе с базой и инфраструктурой будут готовы и тренеры. Через два года мы начнем сезон на новом стадионе (блестящем стадионе, я хочу сказать!), с новой базой со всем, что нужно для большого клуба, – тренировочным центром, огромным медицинским департаментом. Это то, над чем мы сейчас активно работаем.
– В заявку на матч постоянно попадает Илья Максимов, недавно неплохо проявивший себя в товарищеской игре с питерским «Динамо», и Юра Лебедев. Но на поле ребята появляются редко, даже в кубковой игре в Брянске не вышли.
– Мы не имеем права недооценивать соперников. Тот же брянский клуб здорово сыграл в прошлом розыгрыше Кубка России, а я не знаю, что показал бы Лебедев, играя за первую команду. Я отлично знаю, как он играет за дубль, но здесь у меня не было возможности экспериментировать. «Динамо» в прошлом году сыграло вничью с «Москвой», а это было буквально за месяц до встречи с нами, они очень опасная команда, и мы не могли рисковать.
– Но ведь сейчас все команды играют против «Зенита» с максимальной отдачей. Получается, шансов у молодых игроков не будет?
– Верно, с нами играют именно так. Если бы нам было наплевать на результат, то ситуация с молодежью была бы иной. Но для нас важна не только игра, но и итоговый счет на табло. Ребята наверняка получат возможность сыграть в основном составе, если будут тренироваться с полной отдачей и на тренировках превзойдут партнеров по амплуа. Они молодцы – не обижаются, продолжают работать и наверняка смогут добиться желаемого.

«На скамейке запасных сидят за большие деньги»

– Существует некий «список Адвокаата», с которым сейчас работает клубная селекционная служба?
– Мы обсуждали определенные фамилии с руководством. Необходимо усилить одну-две позиции, и мы купим игроков, которые будут явно сильнее тех, кто выступает на этих позициях сейчас, чтобы улучшить нашу игру. Тем же самым занимаются и другие команды, но мы постараемся добиться своего вне зависимости от желаний соперников.
– А это хорошо или плохо, когда для раскрутки игроков сообщается, что ими интересуется именитая команда?
– Сложно сказать. В период дозаявок всегда появляется множество слухов среди болельщиков, в прессе. Их распространяют агенты, иногда и сами игроки. Агенты всегда пытаются поднять цену на футболиста, у них есть один интерес – продать игрока. Это не очень хорошо для команды, которая действительно интересуется игроком, здесь необходимо, чтобы вокруг сделки была кристальная тишина. Но если клуб имеет вес и его название автоматически повышает цену – что ж, такая реклама иногда возможна, хотя мне больше нравятся победы (улыбается, разводит руками). Большие победы!
– У нас в команде два отличных вратаря, один из которых почти не играет.
– Всегда говорю: если игрок чем-либо недоволен, то он должен прийти ко мне, и мы постараемся найти решение сообща. Камил – отличный вратарь, такой же хороший, как и Слава, но мой номер один на данный момент – Малафеев. Мы разговаривали с Камилом об этой ситуации не раз. Не забывайте, что он сидит на скамейке запасных не просто так, а за хорошие деньги. Работает на тренировках он отлично, и при необходимости, убежден, сможет полноценно заменить Малафеева.
– Но ведь футбол – это не только деньги!
– Верно, и именно поэтому если кто-то не хочет сидеть на скамейке, он может попросить у меня разрешения уйти в другой клуб. Я говорю не только о Камиле.
– В России есть поговорка: «Выигрывает команда, проигрывает тренер». Вы согласны с этим?
– Так говорят не только в России – во всех футбольных странах мира. И по моему опыту все именно так – везде и всегда.
– Какими качествами должны обладать тренер-профессионал и игрок-профессионал?
– Все очень просто! Если вы по-настоящему хороший игрок, то вас постарается заполучить «Зенит». Если вы профессиональный тренер – вас обязательно позовут в «Зенит» (смеется). А если серьезно, важно то, чего тренер или игрок добился до приглашения в клуб. Индивидуальные качества любого человека всегда оцениваются по тому, как он работал и чего достиг.
– После какого поступка футболист перестанет существовать для вас навсегда?
– Нет, нет. Все случается (Адвокаат произнес известную английскую поговорку: «Shit happens»). Что бы ни произошло, игроку необходимо исправиться и доказать, на что он способен. Когда молодого парня выкидывают из команды за какую-либо провинность, это в первую очередь говорит о том, что тренер не очень хорош. Нужно забыть и продолжать работать дальше.

«С компьютерами будет покончено!»

– Что бы вы сказали о нынешней атмосфере в команде?
– Есть множество рабочих моментов, о которых не знает никто вне команды. Внутри же мы разговариваем друг с другом постоянно: на командных совещаниях, на разборах игр, в беседах один на один. Постоянно! Иногда, если мне что-то не нравится, я общаюсь с игроком ежедневно. Но нельзя решить все вопросы разговорами, все решается только на поле. Футболист обязан показывать все, на что способен, не языком, а игрой. В каждом клубе случаются проблемы с игроками, их поведением и мотивацией. Только вот степень раскрученности скандала, который возникает после таких событий, целиком и полностью зависит от силы клуба. Если клуб большой, то и скандалы огромны.
– Знаю, что для строительства полноценной команды с сильными игроками, изменения атмосферы в ней вы с Корнелиусом Потом готовы на все.
– Если мы хотим построить настоящую команду, мы должны сделать так, чтобы ребята всегда были вместе. Здесь, в Удельном парке, все сидят в отдельных комнатах. Это катастрофически неправильно! Они должны быть вместе, общаться, подшучивать друг над другом (Адвокаат пальцами изображает ножницы, которыми отрезает рукав у футболки), подначивать друг друга. А они сидят в комнатах и играют на компьютерах! С этим будет покончено. Я уже обсудил вопрос с руководством, и за ближайшие 10–12 месяцев на том месте, где на базе клуба сейчас стоят автобусы, мы построим командную раздевалку с хорошим душем и современной баней. Там игроки наконец-то будут находиться вместе, и шаг за шагом мы приблизимся к нормальному построению команды. Ведь единственный способ понимать друг друга лучше – общаться больше. Вот и вся суть.
– А разве игроки не могут собираться в холле, где сейчас стоит бильярд?
– Он чрезвычайно мал даже для пресс-комнаты. Для меня очень обидно, что на нашей базе нет комнаты для журналистов! Ведь пресса в жизни команды не менее важна, чем игроки. Это часть клуба. Команда, фанаты и пресса – три части, из которых состоит клуб. Возможно, руководство клуба прислушается, и кроме командной раздевалки мы построим на этой базе и здание для прессы! И это просто необходимо сделать сейчас, до того момента, как через 2–3 года мы построим полноценный тренировочный комплекс.

«Я должен спать лучше всех»

– Вы не любите рассказывать о своей личной жизни. Почему?
– Я футбольный тренер, а не семейный человек, и это очевидный факт (улыбается). Это так просто! Ведь главное, что должен делать человек на работе, – выполнять свои обязанности. Я делаю свою работу, вы делаете свою работу. У меня есть семья, и у вас она есть. Говорите ли вы о своих семейных делах со всеми подряд? Думаю, что нет.
– Порой кажется, что вы человек без нервов. Обычно спокойны на скамейке, а первый раз улыбнулись на последних минутах матча с Нальчиком, когда «Зенит» забил четвертый гол.
– Но вы же не видите меня все 90 минут! (Смеется.) Улыбаюсь я гораздо чаще. Но когда следишь за командой, необходимо оставаться максимально спокойным. Это, пожалуй, чуть ли не самый главный принцип в работе.
– Что такое тренерское счастье?
– Это ощущение достаточно сложно описать, но я испытывал его, будучи тренером национальной сборной, когда весь стадион встает и поет гимн своей страны, или же ныне, будучи тренером «Зенита», когда поется гимн клуба, и ты чувствуешь, что все люди на арене – с тобой. Это безумно приятное ощущение.
– После игры необходима психологическая разгрузка. Как она проходит у вас?
– Сначала я пересматриваю матч по телевизору. Один-два, иногда даже три раза. Конечно, расслабляться нужно – я что-то читаю, чаще всего голландскую прессу. Смотрю телевизор, слушаю любимую музыку… Но почти все это так или иначе связано с футболом. Но это не потому, что я должен следить за футбольными новостями. Просто мне это нравится. Я люблю футбол.
– Вопрос о любимом писателе, пожалуй, будет неуместным.
– О, я могу назвать вам множество книг и целую россыпь авторов! (Адвокаат встает, хватает со стола пачку DVD-дисков с записями игр «Зенита», прикладывает их к груди, как книги, после чего шагает по кабинету, гордо подняв голову и посматривая на фотографа.) Поступить вот так, как делает другой тренер, демонстрирующий всем, какие интересные и серьезные книги он читает. Я точно знаю, что он не знает смысла ни одной главы! Мне нравится читать – вы не поверите – футбольные книги! Новинки тактических построений, биографии, но я не тот человек, который будет выходить под объективы телекамер, демонстрируя всем свою библиотеку. Знаю одного знаменитого тренера, который так делает, садясь с командой в самолет (смеется).
– У вас случается бессонница?
– Когда мы выиграли 4:3 у «Спартака» из Нальчика, я не спал всю ночь, потому что мы пропустили три абсолютно ненужных гола. Меня мучили проблемы в нашей обороне. Мы должны улучшить нашу защиту, и я много думал об этом.
– Так вы не высыпаетесь, получается, ведь больше «Зенита» пропустил голов разве что «Ростов»!
– С другой стороны, я должен спать лучше всех, ведь мы забили больше всех голов (улыбается). В футболе всегда нужно забить хотя бы на один гол больше, чем соперник. Я не расстроюсь, если мы будем пропускать много, а забивать еще больше и при этом станем чемпионами.
Беседовал Николай Пантелеев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+6
Облачно