Общество
Коммунальное чтиво
17 июля
УЧАСТНИКИ:
Михаил Иванов,
главный редактор газеты
«Невское время»
Игорь Кокарев,
заместитель
председателя
жилищного комитета правительства
Петербурга
Алексей Кайдалов,
заместитель
председателя комитета
по строительству
правительства
Петербурга
Лев Каплан,
вице-президент
Петербургского союза строительных компаний
Герман Обухов,
исполнительный
директор Российско-американского совета по экономическому
развитию
Владимир Гольман,
депутат ЗС Петербурга (фракция «Справедливая Россия»)
Наталия Евдокимова,
советник председателя
Совета Федерации РФ
Александр Щёлкин,
главный редактор
газеты «Русская
Европа»
Александр Щёлкин:
– Господа, похоже, что Петербург готов проститься с сомнительной славой столицы коммунальных квартир – правительство Северной Пальмиры решило показать характер. Коммуналки – это наш слишком затянувшийся позор. И тут действительно нужна настоящая политическая воля. Про деньги сейчас уже, слава Богу, не говорят – считается, что их в достатке и в казне, и в частном секторе. Но как заставить их работать на «проклятый» жилищный вопрос? Давайте послушаем, какие идеи принесли на наш круглый стол представители городского правительства. Пожалуйста, Игорь Святославович.
Игорь Кокарев:
– Согласен с ведущим круглого стола: жилищно-коммунальная проблема возникла далеко не вчера. Еще в семидесятых годах получение обычной комнаты в обычной коммуналке считалось целым событием, чуть ли не спасением, особенно для тех, кто перебирался из подвальных помещений или с цокольных этажей. Не секрет, что наш город действительно воспринимают как «столицу коммунальных квартир». В Петербурге остается значительное число наших горожан, которых следует, согласно законодательству, обеспечить качественным жильем. Таковых – 640 тысяч человек, или 272 тысячи семей. Цифры серьезные! И мы готовы принять этот вызов. В послании губернатора депутатскому корпусу задачи социальной политики, включая жилищный вопрос, объявлены приоритетными и подлежащими решению до 2011 года. Поскольку за последнее время расходная часть городского бюджета возросла более чем вдвое, появились объективные возможности наконец-то ускорить решение того вопроса, который, казалось, будет оставаться вечным… В Петербурге сейчас до 120 тысяч коммуналок, в которых проживают 187 тысяч семей. На заседании правительства недавно была одобрена новая концепция жилищной политики на 2007–2011 годы. В ней впервые поставлены конкретные цели, обозначены четкие параметры и сказано о мониторинге процессов. Однако нельзя забывать, что в России развивается рыночная модель экономики, и государство не может и не должно обеспечивать всех нуждающихся бесплатным жильем. Да, обязательства, ранее принятые, будут исполнены – прежде всего перед льготниками. Остальные же могут получить квартиры либо по договору социального найма, либо при адресном содействии государства – с учетом, разумеется, семейных финансовых средств.
Алексей Кайдалов:
– Игорь Святославович, кажется, осветил все. Но я бы затронул более широкий круг вопросов, нежели коммунальные квартиры. Забота номер один комитета по строительству городского правительства состоит в том, чтобы решительно, на порядок, увеличить ввод жилья, расселяя как общежития, так и дома, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии, – увеличить за счет петербургского, а где возможно, и за счет федерального бюджета. Недавно была принята солидная 5-летняя программа по увеличению объемов предоставляемого жилья. Только в текущем году намечено построить до 260 тысяч квадратных метров, а впоследствии довести этот показатель до 1 миллиона квадратных метров в год. Мы должны приложить все силы, чтобы добиться таких впечатляющих результатов. Надеюсь, что в содружестве с жилищным комитетом, другими управленческими звеньями, при помощи депутатского корпуса мы осилим эту нелегкую, полную препятствий дорогу и выйдем на установленные рубежи.
Александр Щёлкин:
– Строителям в первую очередь нужна прочная правовая база при реализации столь дерзновенного проекта, как расселение коммуналок. Поэтому не грех послушать наших депутатов. Попрошу «долгожителя» Законодательного собрания и видного специалиста в области строительства Владимира Михайловича Гольмана высказаться на этот счет.
Владимир Гольман:
– Уверен, что если в горбюджете отыщутся средства, о которых говорил Игорь Кокарев, то мы добьемся неплохих результатов. Но, по-моему, данный вопрос следует решать конкретно в каждом районе, в каждом квартале и в каждом доме, ибо обстановка не везде одинакова, а жилищная программа должна быть посильной для глав районных администраций. Что же до ежегодного ввода
1 миллиона квадратных метров бюджетного жилья в ближайший период и 3 миллионов к 2011-му, то здесь, друзья мои, придется засучить рукава. Вместе с тем повторю, что необходимо щедрое финансирование всех программных установок. Ведь резко возросли цены на квартиры, вдвое поднялась стоимость металла, подорожали все основные стройматериалы. А дефицит рабочих рук? Нельзя забывать ни о чем. Конечно, бесчисленные коммуналки – наша беда. Но я, честно признаться, сомневаюсь в точности приведенных данных по семьям, стоящим на очереди. Надо бы разобраться, кто из них уже имеет «на стороне», так сказать в секрете, частное жилье. Полагаю, что 10–15 процентов очередников вообще не вправе требовать себе бесплатной государственной площади. Да и в состоянии ли мы отказаться от коммунальных квартир как таковых? Недвижимость сейчас очень дорога, есть приличные комнаты и в коммуналках, есть и люди, готовые пользоваться ими. Коммуналки целесообразно шаг за шагом передавать в собственность кому-то из жильцов-старожилов, а не подселять туда съемщиков извне.
Александр Щёлкин:
– Обойдемся ли мы бюджетными деньгами или надо привлекать заемные средства?
Владимир Гольман:
– Заемные средства не помешают, но казенная наличность тратится неудовлетворительно. По итогам 2006 года на счетах бюджетных организаций скопилось втуне 28 миллиардов рублей. Только жилкомитет не реализовал 2,5 миллиарда. Бесхозяйственность огромная! Неважно обстоит дело с госзаказом, а конкурсная процедура порою растягивается на полгода. Велики нарекания и на подготовку к зиме инженерных сетей.
Игорь Кокарев:
– В слова Владимира Михайловича вкрались неточности. Поясню суть. На городском учете сегодня состоят 272 тысячи семей. Правительственные меры позволят обеспечить площадью примерно 60 процентов очередников. Наш комитет намечает тщательно инвентаризировать комнаты и квартиры всех, кто претендует на казенное жилье. Думаем, что около 30 тысяч семей обладают необходимыми деньгами для самостоятельных покупок. Почему их нужно одаривать?.. Теперь скажу о внутрикомитетских «авуарах». В 2006 году мы израсходовали все положенное, и никаких 2 миллиардов, лежащих-де впустую, у нас нет. Более того, сейчас составляется целевая программа до 2017 года. Так в ней заложен принцип, согласно которому на каждый бюджетный рубль будут «внедряться» три-четыре рубля из привлеченных средств.
Лев Каплан:
– Слава Богу, что власти, наконец, занялись жилищной проблемой. Не так давно Валентина Ивановна Матвиенко произнесла знаменательную фразу. Крупные достижения последних лет, сказала губернатор, недостаточно отражаются пока на частной жизни петербуржцев. Тысячи людей «привязаны» к ветхим домам, коммуналкам. Это один из самых сильных отрицательных факторов, сдерживающих развитие нашего города. Те же слова Валентина Ивановна повторила мне 27 мая на празднике в Петропавловской крепости. О чем идет речь? Простой пример: в Петербургском строительном союзе – 470 профильных компаний. И все они вопрошают: где строить? Это происходит оттого, что угрожающе нарастает кризис безземелья. Вот свежее подтверждение: в июне собралась после долгих проволочек конкурсная комиссия по отбору фирм, подготавливающих деловые бумаги для земельных торгов. Так вот, члены комиссии, к изумлению своему, обнаружили, что ни одного желающего составлять эти пакеты с документами нет и не предвидится. У нас постоянно срываются нормальные торги по объектам недвижимости. И это при том, что фирма, подготавливающая документацию, должна быть вознаграждена десятью процентами от рыночной стоимости проданных бумаг. Но строители боятся ввязываться, поскольку надо еще провести планировку всей территории, в том числе застроенной. Занятие становится экономически невыгодным и перспективно убыточным. Его могут взвалить на плечи только очень богатые бизнесмены. Допустим, шумно известный московский «туз» Олег Дерипаска купил у нас 800 гектаров в разных точках – в Конной Лахте, Ольгине, Каменке, Северной Долине, в Красносельском районе и Купеческой гавани. Там может быть построено до 14 миллионов квадратных метров жилья. Может быть! Но предстоит столько всего спланировать и сделать, что, ей-ей, усомнюсь: едва ли господин Дерипаска покупал землю именно для этого. Словом, забываем мы о маленьком человеке, о молодежи, о демографической политике. Однокомнатная квартира тянет на 100 тысяч долларов. Это что? Это для кого? Пора определиться: или, пополняя бюджет, продавать громадные пятна чужакам, или строить доступные квартиры для своих горожан.
Алексей Кайдалов:
– Нельзя ограничить приход московских или зарубежных компаний. Законы рынка не терпят подобных лимитов. В такой конкуренции и формируется цена одного квадратного метра. Жилье в Петербурге, второй столице России, априори не может быть дешевым. Цена – это показатель того, как растет интерес людей жить и работать на берегах Невы. Мы видим все плюсы и все минусы. Уже предусмотрена инженерная подготовка более 400 гектаров земли, на что будут отпущены изрядные бюджетные величины.
Лев Каплан:
– Примем во внимание, что, если предложение жилья опять отстанет от спроса на него, произойдет двукратный рост цен. Нужны продуманные, энергичные меры.
Наталия Евдокимова:
– Новый Гражданский кодекс оставил самим субъектам Федерации решать вопрос о предоставлении бесплатного бюджетного жилья малоимущим слоям. Мы – отдельным городским законом – включили сюда многодетные семьи, ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, а позднее и героев. Но в первоочередном порядке всегда обеспечивались жители аварийного и ветхого фонда, сироты и лица, страдающие социально значимыми недугами вроде туберкулеза. Съемщики коммуналок в этот «срочный» перечень не входили. Теперь – принципиально иная постановка вопроса. И я согласна, что необходимо с умом перераспределять площадь в самой квартире, отдавая освободившиеся хорошие комнаты другим жильцам, а не «подвозя» людей со стороны. Ну а негодные коммуналки следует расселять и опечатывать. Вообще в Петербурге действуют три целевые программы, две из которых направлены на улучшение бытовых условий конкретных общественных слоев – молодых семей и работников бюджетной сферы, а третья посвящена развитию долгосрочного ипотечного кредитования. Эти программы подпитаны средствами из казны. Граждане (в том числе жители коммуналок) оплачивают только часть расходов, а остальное берет на себя государство. Но помимо финансовых потоков нужна и политическая воля – скажем, по формированию стоимости одного квадратного метра жилья.
Герман Обухов:
– Я воочию наблюдал, как решают такие вопросы за границей. Там многое, если не все, опирается на жилищную аренду. А российский нацпроект «Доступное жилье» даже не упоминает эту бытовую грань. И потому вызывает сомнения в своих будущих результатах. На Западе молодые семьи чаще арендуют, а не покупают квартиры, что удобнее и дешевле. У нас же – очень высокие банковские ставки по ипотеке: формально 9,5 процента в валюте (или 10,8 процента в рублях), а фактически на рынке жилья, даже вторичного, доходят до 50 процентов. Квартира стоит 100 тысяч долларов, причем половину надо внести сразу, а остальное – в течение 10 лет. Сумасшествие! В Америке же можно приобрести дом либо квартиру, пользуясь ипотечной ставкой 5,5–6 процентов, растянув выплаты на 30 лет, – при разовом взносе не менее 8–10 процентов от суммарной стоимости жилья. Дом обойдется от 150 до 200 тысяч долларов. А ведь семейные доходы за океаном в десять раз выше, чем в России. Плюс к тому в развитых странах земля для муниципального строительства на торгах не продается. Действует городской заказ, власти выбирают подрядчика из числа достойных компаний – и вперед! Потому и нет таких спекулятивных цен, как у нас. А в России отсутствует политическая воля. Местным начальникам тоже недосуг: они ждут директив из Кремля.
Алексей Кайдалов:
– Краткий комментарий: земельные торги у нас проводятся только по инвестиционным проектам. Для бюджетного жилья есть особая программа, где учтены соответствующие участки, которые осваиваются комитетом по строительству за счет средств бюджета города. Не будем путать эти разные вещи.
Александр Щёлкин:
– Хочу задать один вопрос. Коммуналок больше всего в исторической части Петербурга. Это бывшие квартиры зажиточных граждан, где анфиладой располагались пять, шесть и более комнат. Вопрос – а что будет с этими уже не коммуналками, а полноценными многокомнатными квартирами? Первые этажи – под магазины, офисы, учреждения. А остальные? Что-то купят очень богатые. А прочие? Их купят сверхбогатые. А если таковых уже просто не найдется, то, значит, появится «мертвый город» незаселенных экс-коммуналок...
Михаил Иванов,
главный редактор газеты
«Невское время»
Игорь Кокарев,
заместитель
председателя
жилищного комитета правительства
Петербурга
Алексей Кайдалов,
заместитель
председателя комитета
по строительству
правительства
Петербурга
Лев Каплан,
вице-президент
Петербургского союза строительных компаний
Герман Обухов,
исполнительный
директор Российско-американского совета по экономическому
развитию
Владимир Гольман,
депутат ЗС Петербурга (фракция «Справедливая Россия»)
Наталия Евдокимова,
советник председателя
Совета Федерации РФ
Александр Щёлкин,
главный редактор
газеты «Русская
Европа»
Александр Щёлкин:
– Господа, похоже, что Петербург готов проститься с сомнительной славой столицы коммунальных квартир – правительство Северной Пальмиры решило показать характер. Коммуналки – это наш слишком затянувшийся позор. И тут действительно нужна настоящая политическая воля. Про деньги сейчас уже, слава Богу, не говорят – считается, что их в достатке и в казне, и в частном секторе. Но как заставить их работать на «проклятый» жилищный вопрос? Давайте послушаем, какие идеи принесли на наш круглый стол представители городского правительства. Пожалуйста, Игорь Святославович.
Игорь Кокарев:
– Согласен с ведущим круглого стола: жилищно-коммунальная проблема возникла далеко не вчера. Еще в семидесятых годах получение обычной комнаты в обычной коммуналке считалось целым событием, чуть ли не спасением, особенно для тех, кто перебирался из подвальных помещений или с цокольных этажей. Не секрет, что наш город действительно воспринимают как «столицу коммунальных квартир». В Петербурге остается значительное число наших горожан, которых следует, согласно законодательству, обеспечить качественным жильем. Таковых – 640 тысяч человек, или 272 тысячи семей. Цифры серьезные! И мы готовы принять этот вызов. В послании губернатора депутатскому корпусу задачи социальной политики, включая жилищный вопрос, объявлены приоритетными и подлежащими решению до 2011 года. Поскольку за последнее время расходная часть городского бюджета возросла более чем вдвое, появились объективные возможности наконец-то ускорить решение того вопроса, который, казалось, будет оставаться вечным… В Петербурге сейчас до 120 тысяч коммуналок, в которых проживают 187 тысяч семей. На заседании правительства недавно была одобрена новая концепция жилищной политики на 2007–2011 годы. В ней впервые поставлены конкретные цели, обозначены четкие параметры и сказано о мониторинге процессов. Однако нельзя забывать, что в России развивается рыночная модель экономики, и государство не может и не должно обеспечивать всех нуждающихся бесплатным жильем. Да, обязательства, ранее принятые, будут исполнены – прежде всего перед льготниками. Остальные же могут получить квартиры либо по договору социального найма, либо при адресном содействии государства – с учетом, разумеется, семейных финансовых средств.
Алексей Кайдалов:
– Игорь Святославович, кажется, осветил все. Но я бы затронул более широкий круг вопросов, нежели коммунальные квартиры. Забота номер один комитета по строительству городского правительства состоит в том, чтобы решительно, на порядок, увеличить ввод жилья, расселяя как общежития, так и дома, находящиеся в аварийном и ветхом состоянии, – увеличить за счет петербургского, а где возможно, и за счет федерального бюджета. Недавно была принята солидная 5-летняя программа по увеличению объемов предоставляемого жилья. Только в текущем году намечено построить до 260 тысяч квадратных метров, а впоследствии довести этот показатель до 1 миллиона квадратных метров в год. Мы должны приложить все силы, чтобы добиться таких впечатляющих результатов. Надеюсь, что в содружестве с жилищным комитетом, другими управленческими звеньями, при помощи депутатского корпуса мы осилим эту нелегкую, полную препятствий дорогу и выйдем на установленные рубежи.
Александр Щёлкин:
– Строителям в первую очередь нужна прочная правовая база при реализации столь дерзновенного проекта, как расселение коммуналок. Поэтому не грех послушать наших депутатов. Попрошу «долгожителя» Законодательного собрания и видного специалиста в области строительства Владимира Михайловича Гольмана высказаться на этот счет.
Владимир Гольман:
– Уверен, что если в горбюджете отыщутся средства, о которых говорил Игорь Кокарев, то мы добьемся неплохих результатов. Но, по-моему, данный вопрос следует решать конкретно в каждом районе, в каждом квартале и в каждом доме, ибо обстановка не везде одинакова, а жилищная программа должна быть посильной для глав районных администраций. Что же до ежегодного ввода
1 миллиона квадратных метров бюджетного жилья в ближайший период и 3 миллионов к 2011-му, то здесь, друзья мои, придется засучить рукава. Вместе с тем повторю, что необходимо щедрое финансирование всех программных установок. Ведь резко возросли цены на квартиры, вдвое поднялась стоимость металла, подорожали все основные стройматериалы. А дефицит рабочих рук? Нельзя забывать ни о чем. Конечно, бесчисленные коммуналки – наша беда. Но я, честно признаться, сомневаюсь в точности приведенных данных по семьям, стоящим на очереди. Надо бы разобраться, кто из них уже имеет «на стороне», так сказать в секрете, частное жилье. Полагаю, что 10–15 процентов очередников вообще не вправе требовать себе бесплатной государственной площади. Да и в состоянии ли мы отказаться от коммунальных квартир как таковых? Недвижимость сейчас очень дорога, есть приличные комнаты и в коммуналках, есть и люди, готовые пользоваться ими. Коммуналки целесообразно шаг за шагом передавать в собственность кому-то из жильцов-старожилов, а не подселять туда съемщиков извне.
Александр Щёлкин:
– Обойдемся ли мы бюджетными деньгами или надо привлекать заемные средства?
Владимир Гольман:
– Заемные средства не помешают, но казенная наличность тратится неудовлетворительно. По итогам 2006 года на счетах бюджетных организаций скопилось втуне 28 миллиардов рублей. Только жилкомитет не реализовал 2,5 миллиарда. Бесхозяйственность огромная! Неважно обстоит дело с госзаказом, а конкурсная процедура порою растягивается на полгода. Велики нарекания и на подготовку к зиме инженерных сетей.
Игорь Кокарев:
– В слова Владимира Михайловича вкрались неточности. Поясню суть. На городском учете сегодня состоят 272 тысячи семей. Правительственные меры позволят обеспечить площадью примерно 60 процентов очередников. Наш комитет намечает тщательно инвентаризировать комнаты и квартиры всех, кто претендует на казенное жилье. Думаем, что около 30 тысяч семей обладают необходимыми деньгами для самостоятельных покупок. Почему их нужно одаривать?.. Теперь скажу о внутрикомитетских «авуарах». В 2006 году мы израсходовали все положенное, и никаких 2 миллиардов, лежащих-де впустую, у нас нет. Более того, сейчас составляется целевая программа до 2017 года. Так в ней заложен принцип, согласно которому на каждый бюджетный рубль будут «внедряться» три-четыре рубля из привлеченных средств.
Лев Каплан:
– Слава Богу, что власти, наконец, занялись жилищной проблемой. Не так давно Валентина Ивановна Матвиенко произнесла знаменательную фразу. Крупные достижения последних лет, сказала губернатор, недостаточно отражаются пока на частной жизни петербуржцев. Тысячи людей «привязаны» к ветхим домам, коммуналкам. Это один из самых сильных отрицательных факторов, сдерживающих развитие нашего города. Те же слова Валентина Ивановна повторила мне 27 мая на празднике в Петропавловской крепости. О чем идет речь? Простой пример: в Петербургском строительном союзе – 470 профильных компаний. И все они вопрошают: где строить? Это происходит оттого, что угрожающе нарастает кризис безземелья. Вот свежее подтверждение: в июне собралась после долгих проволочек конкурсная комиссия по отбору фирм, подготавливающих деловые бумаги для земельных торгов. Так вот, члены комиссии, к изумлению своему, обнаружили, что ни одного желающего составлять эти пакеты с документами нет и не предвидится. У нас постоянно срываются нормальные торги по объектам недвижимости. И это при том, что фирма, подготавливающая документацию, должна быть вознаграждена десятью процентами от рыночной стоимости проданных бумаг. Но строители боятся ввязываться, поскольку надо еще провести планировку всей территории, в том числе застроенной. Занятие становится экономически невыгодным и перспективно убыточным. Его могут взвалить на плечи только очень богатые бизнесмены. Допустим, шумно известный московский «туз» Олег Дерипаска купил у нас 800 гектаров в разных точках – в Конной Лахте, Ольгине, Каменке, Северной Долине, в Красносельском районе и Купеческой гавани. Там может быть построено до 14 миллионов квадратных метров жилья. Может быть! Но предстоит столько всего спланировать и сделать, что, ей-ей, усомнюсь: едва ли господин Дерипаска покупал землю именно для этого. Словом, забываем мы о маленьком человеке, о молодежи, о демографической политике. Однокомнатная квартира тянет на 100 тысяч долларов. Это что? Это для кого? Пора определиться: или, пополняя бюджет, продавать громадные пятна чужакам, или строить доступные квартиры для своих горожан.
Алексей Кайдалов:
– Нельзя ограничить приход московских или зарубежных компаний. Законы рынка не терпят подобных лимитов. В такой конкуренции и формируется цена одного квадратного метра. Жилье в Петербурге, второй столице России, априори не может быть дешевым. Цена – это показатель того, как растет интерес людей жить и работать на берегах Невы. Мы видим все плюсы и все минусы. Уже предусмотрена инженерная подготовка более 400 гектаров земли, на что будут отпущены изрядные бюджетные величины.
Лев Каплан:
– Примем во внимание, что, если предложение жилья опять отстанет от спроса на него, произойдет двукратный рост цен. Нужны продуманные, энергичные меры.
Наталия Евдокимова:
– Новый Гражданский кодекс оставил самим субъектам Федерации решать вопрос о предоставлении бесплатного бюджетного жилья малоимущим слоям. Мы – отдельным городским законом – включили сюда многодетные семьи, ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, а позднее и героев. Но в первоочередном порядке всегда обеспечивались жители аварийного и ветхого фонда, сироты и лица, страдающие социально значимыми недугами вроде туберкулеза. Съемщики коммуналок в этот «срочный» перечень не входили. Теперь – принципиально иная постановка вопроса. И я согласна, что необходимо с умом перераспределять площадь в самой квартире, отдавая освободившиеся хорошие комнаты другим жильцам, а не «подвозя» людей со стороны. Ну а негодные коммуналки следует расселять и опечатывать. Вообще в Петербурге действуют три целевые программы, две из которых направлены на улучшение бытовых условий конкретных общественных слоев – молодых семей и работников бюджетной сферы, а третья посвящена развитию долгосрочного ипотечного кредитования. Эти программы подпитаны средствами из казны. Граждане (в том числе жители коммуналок) оплачивают только часть расходов, а остальное берет на себя государство. Но помимо финансовых потоков нужна и политическая воля – скажем, по формированию стоимости одного квадратного метра жилья.
Герман Обухов:
– Я воочию наблюдал, как решают такие вопросы за границей. Там многое, если не все, опирается на жилищную аренду. А российский нацпроект «Доступное жилье» даже не упоминает эту бытовую грань. И потому вызывает сомнения в своих будущих результатах. На Западе молодые семьи чаще арендуют, а не покупают квартиры, что удобнее и дешевле. У нас же – очень высокие банковские ставки по ипотеке: формально 9,5 процента в валюте (или 10,8 процента в рублях), а фактически на рынке жилья, даже вторичного, доходят до 50 процентов. Квартира стоит 100 тысяч долларов, причем половину надо внести сразу, а остальное – в течение 10 лет. Сумасшествие! В Америке же можно приобрести дом либо квартиру, пользуясь ипотечной ставкой 5,5–6 процентов, растянув выплаты на 30 лет, – при разовом взносе не менее 8–10 процентов от суммарной стоимости жилья. Дом обойдется от 150 до 200 тысяч долларов. А ведь семейные доходы за океаном в десять раз выше, чем в России. Плюс к тому в развитых странах земля для муниципального строительства на торгах не продается. Действует городской заказ, власти выбирают подрядчика из числа достойных компаний – и вперед! Потому и нет таких спекулятивных цен, как у нас. А в России отсутствует политическая воля. Местным начальникам тоже недосуг: они ждут директив из Кремля.
Алексей Кайдалов:
– Краткий комментарий: земельные торги у нас проводятся только по инвестиционным проектам. Для бюджетного жилья есть особая программа, где учтены соответствующие участки, которые осваиваются комитетом по строительству за счет средств бюджета города. Не будем путать эти разные вещи.
Александр Щёлкин:
– Хочу задать один вопрос. Коммуналок больше всего в исторической части Петербурга. Это бывшие квартиры зажиточных граждан, где анфиладой располагались пять, шесть и более комнат. Вопрос – а что будет с этими уже не коммуналками, а полноценными многокомнатными квартирами? Первые этажи – под магазины, офисы, учреждения. А остальные? Что-то купят очень богатые. А прочие? Их купят сверхбогатые. А если таковых уже просто не найдется, то, значит, появится «мертвый город» незаселенных экс-коммуналок...