Культура
ЗУРАБ СОТКИЛАВА: "ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ХОРОШЕГО ЗАВТРАКА"
27 июля
Во время спектаклей Большого театра Зураб Соткилава показывал Николаю Озерову счет футбольного матча
Знаменитый тенор, солист Большого театра Зураб Соткилава весной этого года отметил 70-летие. А не так давно "блистательный русский грузин", как его называют в глаза и за глаза, дал серию своих юбилейных концертов в Петербурге, а затем еще и на ХХ Международном фестивале камерного искусства в карельском городке Костомукша. Как ни странно, именно там с ним и встретилась корреспондент "НВ".
- Зураб Лаврентьевич, вы приезжаете на Костомукшский фестиваль уже второй раз. Чем он вас привлекает?
- Тем, что он фестиваль камерного искусства. Ну и личность его художественного руководителя Алексея Гориболя тоже привлекает. В мире существует много разных фестивалей - есть оперные, есть оперно-камерные, но вот чтобы именно камерный - другого такого я не знаю. А камерная музыка предназначена для тонких душевных переживаний, что мне, как певцу, интересно. Кроме того, публика Костомукши очень внимательная, она не просто слушает, а вслушивается, и это очень ценно для артиста.
- Вы называете себя "молодым долгожителем". Поделитесь, пожалуйста, секретом сохранения вокальной формы.
- Надо бережно относиться к своему голосу и в то же время регулярно тренировать его, а главное, овладеть правильной техникой пения. Без хорошей техники потерять голос можно очень быстро, и многие певцы, обладавшие от природы отличными голосами, их теряли. Как говорят итальянцы, Бог дает голос, но, если певец неправильно с ним обращается, Бог же его и забирает.
- Что вы считаете самым ценным в творчестве певца?
- Не терять интерес к своему искусству.
- А главным в жизни?
- Семью, благополучие в семье.
- Верно ли, что вы влюбились в свою будущую жену с первого взгляда?
- Да. Я как жену свою увидел - ну, не жену еще, - сразу понял: она моя. Пришел в первый день в консерваторию - мимо по лестнице поднимается девушка. Я спросил у друга: "Это кто?" Он говорит: "Пианистка, у нас учится". И я тогда сказал: "Это будет моя жена". И она стала моей женой. Я ее пять лет ждал! Она была красивая, талантливая, консерваторию, в отличие от меня, с красным дипломом окончила. Все удивлялись, почему она вышла за меня замуж. А потому, что, пока все говорили: "Ах, какая девочка!" - я взял и женился!
- Говорят, вам жена во время спектаклей, если в то время шел интересный матч, из ложи счет показывала...
- Это не жена. Это было с совершенно потрясающей личностью - Николаем Николаевичем Озеровым. Он за двадцать пять лет не пропустил ни одного моего спектакля. Часто в это время шли важные матчи. Я суфлеру в будку давал радио, просил показывать мне счет, особенно когда играло тбилисское "Динамо". Они однажды со "Спартаком" играли, а мы в это время пели "Сельскую честь" с Образцовой. Мне суфлер по ходу действия шепчет: "Два-один!" Елена ничего не понимает. Я ей: "Не обращай внимания". А сам Озерову в ложу показываю: "Два-один в нашу пользу". И тот от счастья кричит на весь зал: "Браво! Браво!"
- В начале ХХ века был популярен лозунг: "Искусство для искусства". Затем Ленин провозгласил, что "искусство принадлежит народу". Прокомментируйте их, пожалуйста.
- Искусство для искусства никому не нужно, ну разве что самим его создателям, потому что искусство призвано воспитывать общество. А "искусство принадлежит народу" - это только часть фразы Ленина, продолжение которой - "одной миллионной его части...". Что, к сожалению, соответствует действительности. Приведите неподготовленного человека в Лувр, покажите ему Венеру Милосскую, и вполне вероятно, он окажется не в состоянии ее оценить. К восприятию искусства надо готовиться. Для этого необходимо не только время, но и грамотное воспитание. А сейчас мы действуем на потребу самым дешевым вкусам. Кругом попса.
- Сейчас считаются популяризацией классики выступления оперных певцов на площадях или совместные концерты эстрадных и оперных звезд. Что вы по этому поводу думаете?
- Подобные шоу вряд ли можно отнести к искусству. Это способ сделать деньги. На мой взгляд, такого рода акции скорее относятся к области бизнеса, разговоры же о просветительской функции этих шоу чаще всего сплошное лицемерие. За выступления на площадях хорошо платят - в этом все дело.
- Но вы и сами в свое время согласились выступать на Красной площади...
- Согласился. А кто сказал, что мне не нужны деньги?
- В последние годы стало модным изменять историческое время действия в классических операх, передергивать сюжет, смещать психологические и эмоциональные акценты. Как вы к этому относитесь?
- Знаете, для меня в опере главное - музыка, в ней все выражено. Но я не сторонник таких постановок. А если хочется какому-то режиссеру нарядить артистов в нелепые костюмы и вместо, скажем, дворца поставить на сцене какие-то трубы или перенести "Аиду" в наше время - пусть. Публика один раз сходит и больше не пойдет. Раз не пойдет, два не пойдет - и что эти режиссеры будут с пустым залом делать?
- А что такое, по-вашему, современность в искусстве?
- Выраженная мысль, которая может родиться сегодня, а могла - до нашей эры, но которая интересна во все времена.
- Ну, это вы говорите о гениях.
- Или о больших талантах. Разница между ними - в масштабе и значимости для истории.
- Вы много лет были премьером Большого театра. Скажите, пожалуйста, каково это - быть первым тенором лучшего театра страны?
- Ерунда это все. Надо просто много работать, чтобы все время быть в форме и чтобы твой талант развивался. Тогда будешь чувствовать себя на сцене уверенно. А если певец начинает почивать на лаврах, тогда его слава, как правило, быстро заканчивается.
- Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. А с чего начинается театр для вас?
- Для меня театр начинается, когда я утром проснулся и почувствовал, что здоров и хорошо отдохнул, затем хорошо поел. Когда все это совпадает, у меня появляются силы и энтузиазм для театра.
- А почему в операх так часто погибают главные герои? Почти всегда.
- Гениальный оперный режиссер Борис Покровский говорил, что если в спектакле не разрубить три узла, то публика заскучает. Смерть - это кульминационный момент, переход из бытия в небытие. Этот трагизм должен быть, чтобы воздействовать на публику, пробуждать в зрителях сильные эмоции.
- Сейчас популярны мастер-классы, проводимые большими певцами в больших залах при огромном стечении публики...
- Я и сам проводил такие мастер-классы. Можно на какие-то недостатки указать молодому певцу, но научить исправлять их на мастер-классах невозможно. Студенты-вокалисты 5 лет учатся - и то не всегда и не все понимают и усваивают. Мне очень понравилось, как проводил мастер-класс Владимир Атлантов. Выходит молодая девушка, поет что-то. Он ей говорит: "Какая ты красивая! И спела хорошо. Мне нечего сказать". Выходит следующая, Атлантов говорит то же самое.
- Библейская заповедь гласит: "Не сотвори себе кумира". А люди все равно творят кумиров, и среди артистов их наибольшее количество.
- Заповеди люди придумали, и люди же их нарушают. Вон какой памятник Элвису Пресли в Израиле отгрохали и там чуть ли не молятся на него! Мне кажется, кумир должен быть, и не обязательно живущий ныне. Это может быть кто-то, живший в прежние века, или даже литературный герой. Должен быть у человека хороший пример, на который он равняется, или, подобно своему кумиру, стремится достичь высоких целей.
Досье "НВ"
В молодости будущий певец был капитаном молодежной сборной Грузии по футболу, чемпионом Советского Союза. После травмы оставил футбол и получил образование горного инженера.
В Тбилисскую консерваторию Соткилава был принят в 23-летнем возрасте без музыкального образования - за выдающиеся способности.
Зураб Соткилава признан одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики. Он пел в самых знаменитых театрах мира, продолжает петь в Большом театре, выступает с концертами на гастролях.
Беседу вела Людмила ПЕТРОВА
Знаменитый тенор, солист Большого театра Зураб Соткилава весной этого года отметил 70-летие. А не так давно "блистательный русский грузин", как его называют в глаза и за глаза, дал серию своих юбилейных концертов в Петербурге, а затем еще и на ХХ Международном фестивале камерного искусства в карельском городке Костомукша. Как ни странно, именно там с ним и встретилась корреспондент "НВ".
- Зураб Лаврентьевич, вы приезжаете на Костомукшский фестиваль уже второй раз. Чем он вас привлекает?
- Тем, что он фестиваль камерного искусства. Ну и личность его художественного руководителя Алексея Гориболя тоже привлекает. В мире существует много разных фестивалей - есть оперные, есть оперно-камерные, но вот чтобы именно камерный - другого такого я не знаю. А камерная музыка предназначена для тонких душевных переживаний, что мне, как певцу, интересно. Кроме того, публика Костомукши очень внимательная, она не просто слушает, а вслушивается, и это очень ценно для артиста.
- Вы называете себя "молодым долгожителем". Поделитесь, пожалуйста, секретом сохранения вокальной формы.
- Надо бережно относиться к своему голосу и в то же время регулярно тренировать его, а главное, овладеть правильной техникой пения. Без хорошей техники потерять голос можно очень быстро, и многие певцы, обладавшие от природы отличными голосами, их теряли. Как говорят итальянцы, Бог дает голос, но, если певец неправильно с ним обращается, Бог же его и забирает.
- Что вы считаете самым ценным в творчестве певца?
- Не терять интерес к своему искусству.
- А главным в жизни?
- Семью, благополучие в семье.
- Верно ли, что вы влюбились в свою будущую жену с первого взгляда?
- Да. Я как жену свою увидел - ну, не жену еще, - сразу понял: она моя. Пришел в первый день в консерваторию - мимо по лестнице поднимается девушка. Я спросил у друга: "Это кто?" Он говорит: "Пианистка, у нас учится". И я тогда сказал: "Это будет моя жена". И она стала моей женой. Я ее пять лет ждал! Она была красивая, талантливая, консерваторию, в отличие от меня, с красным дипломом окончила. Все удивлялись, почему она вышла за меня замуж. А потому, что, пока все говорили: "Ах, какая девочка!" - я взял и женился!
- Говорят, вам жена во время спектаклей, если в то время шел интересный матч, из ложи счет показывала...
- Это не жена. Это было с совершенно потрясающей личностью - Николаем Николаевичем Озеровым. Он за двадцать пять лет не пропустил ни одного моего спектакля. Часто в это время шли важные матчи. Я суфлеру в будку давал радио, просил показывать мне счет, особенно когда играло тбилисское "Динамо". Они однажды со "Спартаком" играли, а мы в это время пели "Сельскую честь" с Образцовой. Мне суфлер по ходу действия шепчет: "Два-один!" Елена ничего не понимает. Я ей: "Не обращай внимания". А сам Озерову в ложу показываю: "Два-один в нашу пользу". И тот от счастья кричит на весь зал: "Браво! Браво!"
- В начале ХХ века был популярен лозунг: "Искусство для искусства". Затем Ленин провозгласил, что "искусство принадлежит народу". Прокомментируйте их, пожалуйста.
- Искусство для искусства никому не нужно, ну разве что самим его создателям, потому что искусство призвано воспитывать общество. А "искусство принадлежит народу" - это только часть фразы Ленина, продолжение которой - "одной миллионной его части...". Что, к сожалению, соответствует действительности. Приведите неподготовленного человека в Лувр, покажите ему Венеру Милосскую, и вполне вероятно, он окажется не в состоянии ее оценить. К восприятию искусства надо готовиться. Для этого необходимо не только время, но и грамотное воспитание. А сейчас мы действуем на потребу самым дешевым вкусам. Кругом попса.
- Сейчас считаются популяризацией классики выступления оперных певцов на площадях или совместные концерты эстрадных и оперных звезд. Что вы по этому поводу думаете?
- Подобные шоу вряд ли можно отнести к искусству. Это способ сделать деньги. На мой взгляд, такого рода акции скорее относятся к области бизнеса, разговоры же о просветительской функции этих шоу чаще всего сплошное лицемерие. За выступления на площадях хорошо платят - в этом все дело.
- Но вы и сами в свое время согласились выступать на Красной площади...
- Согласился. А кто сказал, что мне не нужны деньги?
- В последние годы стало модным изменять историческое время действия в классических операх, передергивать сюжет, смещать психологические и эмоциональные акценты. Как вы к этому относитесь?
- Знаете, для меня в опере главное - музыка, в ней все выражено. Но я не сторонник таких постановок. А если хочется какому-то режиссеру нарядить артистов в нелепые костюмы и вместо, скажем, дворца поставить на сцене какие-то трубы или перенести "Аиду" в наше время - пусть. Публика один раз сходит и больше не пойдет. Раз не пойдет, два не пойдет - и что эти режиссеры будут с пустым залом делать?
- А что такое, по-вашему, современность в искусстве?
- Выраженная мысль, которая может родиться сегодня, а могла - до нашей эры, но которая интересна во все времена.
- Ну, это вы говорите о гениях.
- Или о больших талантах. Разница между ними - в масштабе и значимости для истории.
- Вы много лет были премьером Большого театра. Скажите, пожалуйста, каково это - быть первым тенором лучшего театра страны?
- Ерунда это все. Надо просто много работать, чтобы все время быть в форме и чтобы твой талант развивался. Тогда будешь чувствовать себя на сцене уверенно. А если певец начинает почивать на лаврах, тогда его слава, как правило, быстро заканчивается.
- Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. А с чего начинается театр для вас?
- Для меня театр начинается, когда я утром проснулся и почувствовал, что здоров и хорошо отдохнул, затем хорошо поел. Когда все это совпадает, у меня появляются силы и энтузиазм для театра.
- А почему в операх так часто погибают главные герои? Почти всегда.
- Гениальный оперный режиссер Борис Покровский говорил, что если в спектакле не разрубить три узла, то публика заскучает. Смерть - это кульминационный момент, переход из бытия в небытие. Этот трагизм должен быть, чтобы воздействовать на публику, пробуждать в зрителях сильные эмоции.
- Сейчас популярны мастер-классы, проводимые большими певцами в больших залах при огромном стечении публики...
- Я и сам проводил такие мастер-классы. Можно на какие-то недостатки указать молодому певцу, но научить исправлять их на мастер-классах невозможно. Студенты-вокалисты 5 лет учатся - и то не всегда и не все понимают и усваивают. Мне очень понравилось, как проводил мастер-класс Владимир Атлантов. Выходит молодая девушка, поет что-то. Он ей говорит: "Какая ты красивая! И спела хорошо. Мне нечего сказать". Выходит следующая, Атлантов говорит то же самое.
- Библейская заповедь гласит: "Не сотвори себе кумира". А люди все равно творят кумиров, и среди артистов их наибольшее количество.
- Заповеди люди придумали, и люди же их нарушают. Вон какой памятник Элвису Пресли в Израиле отгрохали и там чуть ли не молятся на него! Мне кажется, кумир должен быть, и не обязательно живущий ныне. Это может быть кто-то, живший в прежние века, или даже литературный герой. Должен быть у человека хороший пример, на который он равняется, или, подобно своему кумиру, стремится достичь высоких целей.
Досье "НВ"
В молодости будущий певец был капитаном молодежной сборной Грузии по футболу, чемпионом Советского Союза. После травмы оставил футбол и получил образование горного инженера.
В Тбилисскую консерваторию Соткилава был принят в 23-летнем возрасте без музыкального образования - за выдающиеся способности.
Зураб Соткилава признан одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики. Он пел в самых знаменитых театрах мира, продолжает петь в Большом театре, выступает с концертами на гастролях.
Беседу вела Людмила ПЕТРОВА