Культура
С Эйзенштейном не поспоришь
01 августа
«Александр. Невская битва» – так называется картина, съемки которой сейчас идут на студии «Никола-фильм». Киношники облюбовали городки и селения Новгородской, Псковской, Вологодской и Ленинградской областей.
На днях корреспонденты «НВ» смогли наблюдать процесс съемок в Порхове под Псковом, где погожим деньком бояре праздновали свадьбу князя Александра Ярославича с красавицей Александрой Брячеславной.
Добираться до Порхова из Питера пять часов. И это как перемещение во времени: столичные пространства вдруг сужаются до сельских улочек, меняются на взгорки и полянки, ты чувствуешь совершенно другой ритм жизни. Встреченные у магазина древнерусские дружинники невольно заставляют встрепенуться: что за век на дворе? Ну а когда наконец глазам предстает древняя каменная крепость XIV века с разрушающимися сторожевыми башнями, вполне понимаешь выбор киношников: здесь властвует другой закон времени.
– Мы изучили около сорока крепостей в самых разных областях России, но везде было как-то декоративно. А Порхов нас покорил. Мы первые, кто приехали сюда снимать кино, – рассказывает художник-постановщик Андрей Розин. – Слава Богу, что нам позволили здесь работать – это прибавит картине настоящей атмосферы.
Тем не менее построенные декорации легко принять за реальные каменные сооружения. Терема и ворота, так похожие на деревянные, выполнены из полипропилена. Местному батюшке, уже было обрадовавшемуся перспективе привлекать новым антуражем паломников, пришлось отказать – сборно-разборные дома отправятся на другое место съемок.
Как рассказала художник по костюмам Татьяна Патрахальцева, одежда для персонажей создавалась по историческим документам. Конечно, никто достоверно не скажет, в чем ходили древние новгородцы, но уж точно город был богатый, торговал с Византией, стало быть, княжеские и боярские костюмы были роскошными, а лен и сукно красили не только для знати, но и для простолюдинов. Для картины пришлось сшить примерно полтысячи костюмов и столько же пар кожаной обуви.
За большим столом в расшитых золотом одеждах бояре. На столе – копченый поросенок, вареные раки, пироги, брусника, блины.
– Неужели это все не бутафорское? – ахаем мы, глотая слюнки.
– Все можно есть, – улыбается режиссер Алексей Карелин. – Уже трех поросят наши дружинники одолели. Правда, не сразу. Дублей-то очень много. Мы уже третий день свадьбу снимаем. Видели, сколько раз немой Яшка (Нодар Джанелидзе. – Ред.) подходит к Александру Невскому, чтобы предупредить его об отравленном вине?
Массовке (это челядь – девки, бабы, мужики, дети) еды со свадебного стола не перепадает. Зато маленьким артистам режиссер разрешает Яшку щипать посильнее, чтобы достовернее играл.
Порховцы не сразу откликнулись на призыв киногруппы сниматься в фильме про Александра Невского. Объявления в газетах и на столбах не помогали – киношникам пришлось подходить к сидящим в сквериках юношам и девушкам, рассказывать о картине, говорить, что не бесплатная это работа – 400 рублей в день платят да еще кормят.
Идея снять фильм о молодом князе в период его взросления вынашивалась три года. Владимир Вардунас предложил продюсерам Рустаму Ибрагимбекову и Игорю Каленову свой сценарий. И проект начал осуществляться с июля этого года.
– Я прекрасно понимаю, что мою картину непременно будут сравнивать с Эйзенштейновским «Александром Невским», и я готов принимать любые удары, – рассказывает режиссер Алексей Карелин, известный по фильмам «Фаворит», «Мушкетеры Екатерины». – Но я не ставлю задачу кого-то переплюнуть ни в техническом плане, ни в историческом. У нас задача другая – показать Невского не как памятник, не как канонизированного святого, а как человека с его мучениями и страданиями. Юноше в 20 лет предстоит стать военным самого высокого ранга, большим политиком, а для этого надо сжечь в себе всю человечность, все милосердие. Вот почему в итоге князь уходит в монастырь.
Актера на роль Александра Невского искали долго, в итоге остановились на выпускнике школы-студии МХАТа Антоне Пампушном. Его жену Александру играет актриса из Петербурга Светлана Башмакова. По роли ей приходится поддерживать своего юного мужа, провожать на его первую битву на Неве.
Антон Пампушный открыл для себя в Никольской церкви в Порхове икону, где Александр Невский в полный рост. К иконе его подвел батюшка и благословил на роль.
– Откровенных чудес в картине нет, – рассказал Антон Пампушный. – Но смотришь, как вокруг складываются обстоятельства, и понимаешь, что за многим стоит какое-то провидение. Мне кажется, этот фильм обязательно взволнует зрителей молодых, которые много смотрели американского кино, но мало что знают об истории Древней Руси.
Елена Добрякова
На днях корреспонденты «НВ» смогли наблюдать процесс съемок в Порхове под Псковом, где погожим деньком бояре праздновали свадьбу князя Александра Ярославича с красавицей Александрой Брячеславной.
Добираться до Порхова из Питера пять часов. И это как перемещение во времени: столичные пространства вдруг сужаются до сельских улочек, меняются на взгорки и полянки, ты чувствуешь совершенно другой ритм жизни. Встреченные у магазина древнерусские дружинники невольно заставляют встрепенуться: что за век на дворе? Ну а когда наконец глазам предстает древняя каменная крепость XIV века с разрушающимися сторожевыми башнями, вполне понимаешь выбор киношников: здесь властвует другой закон времени.
– Мы изучили около сорока крепостей в самых разных областях России, но везде было как-то декоративно. А Порхов нас покорил. Мы первые, кто приехали сюда снимать кино, – рассказывает художник-постановщик Андрей Розин. – Слава Богу, что нам позволили здесь работать – это прибавит картине настоящей атмосферы.
Тем не менее построенные декорации легко принять за реальные каменные сооружения. Терема и ворота, так похожие на деревянные, выполнены из полипропилена. Местному батюшке, уже было обрадовавшемуся перспективе привлекать новым антуражем паломников, пришлось отказать – сборно-разборные дома отправятся на другое место съемок.
Как рассказала художник по костюмам Татьяна Патрахальцева, одежда для персонажей создавалась по историческим документам. Конечно, никто достоверно не скажет, в чем ходили древние новгородцы, но уж точно город был богатый, торговал с Византией, стало быть, княжеские и боярские костюмы были роскошными, а лен и сукно красили не только для знати, но и для простолюдинов. Для картины пришлось сшить примерно полтысячи костюмов и столько же пар кожаной обуви.
За большим столом в расшитых золотом одеждах бояре. На столе – копченый поросенок, вареные раки, пироги, брусника, блины.
– Неужели это все не бутафорское? – ахаем мы, глотая слюнки.
– Все можно есть, – улыбается режиссер Алексей Карелин. – Уже трех поросят наши дружинники одолели. Правда, не сразу. Дублей-то очень много. Мы уже третий день свадьбу снимаем. Видели, сколько раз немой Яшка (Нодар Джанелидзе. – Ред.) подходит к Александру Невскому, чтобы предупредить его об отравленном вине?
Массовке (это челядь – девки, бабы, мужики, дети) еды со свадебного стола не перепадает. Зато маленьким артистам режиссер разрешает Яшку щипать посильнее, чтобы достовернее играл.
Порховцы не сразу откликнулись на призыв киногруппы сниматься в фильме про Александра Невского. Объявления в газетах и на столбах не помогали – киношникам пришлось подходить к сидящим в сквериках юношам и девушкам, рассказывать о картине, говорить, что не бесплатная это работа – 400 рублей в день платят да еще кормят.
Идея снять фильм о молодом князе в период его взросления вынашивалась три года. Владимир Вардунас предложил продюсерам Рустаму Ибрагимбекову и Игорю Каленову свой сценарий. И проект начал осуществляться с июля этого года.
– Я прекрасно понимаю, что мою картину непременно будут сравнивать с Эйзенштейновским «Александром Невским», и я готов принимать любые удары, – рассказывает режиссер Алексей Карелин, известный по фильмам «Фаворит», «Мушкетеры Екатерины». – Но я не ставлю задачу кого-то переплюнуть ни в техническом плане, ни в историческом. У нас задача другая – показать Невского не как памятник, не как канонизированного святого, а как человека с его мучениями и страданиями. Юноше в 20 лет предстоит стать военным самого высокого ранга, большим политиком, а для этого надо сжечь в себе всю человечность, все милосердие. Вот почему в итоге князь уходит в монастырь.
Актера на роль Александра Невского искали долго, в итоге остановились на выпускнике школы-студии МХАТа Антоне Пампушном. Его жену Александру играет актриса из Петербурга Светлана Башмакова. По роли ей приходится поддерживать своего юного мужа, провожать на его первую битву на Неве.
Антон Пампушный открыл для себя в Никольской церкви в Порхове икону, где Александр Невский в полный рост. К иконе его подвел батюшка и благословил на роль.
– Откровенных чудес в картине нет, – рассказал Антон Пампушный. – Но смотришь, как вокруг складываются обстоятельства, и понимаешь, что за многим стоит какое-то провидение. Мне кажется, этот фильм обязательно взволнует зрителей молодых, которые много смотрели американского кино, но мало что знают об истории Древней Руси.
Елена Добрякова