Экономика

Интерес важнее денег

03 августа
Прошли те времена, когда практически любая страна была рада приходу практически любого инвестора. Особенно – крупного. И никого в США нисколько не беспокоил, например, тот факт, что огромная доля недвижимости на Манхэттене принадлежала японским собственникам – лишь бы они платили налоги…

Однако настали другие времена – и недавно Соединенные Штаты встали на уши от агрессивной попытки приобретения ближневосточной компанией Dubai Ports World (из Объединенных Арабских Эмиратов) британской компании P&O, которая, в свою очередь, управляла сразу 16 американскими океанскими портами. Американцы перепугались, что эта сделка широко распахнет перед террористами ворота в США, – и мигом подготовили и приняли соответствующий закон.
Что же касается России, то, как уже сообщало «НВ» («Безопасность не продается», 24 июля 2007 года), правительство и нашей страны внесло в Госдуму законопроект, который резко ограничит участие зарубежных инвесторов в стратегических сферах российской экономики. Коих авторы насчитали 39. Среди них – отрасли, связанные с естественными монополиями, разработкой недр, ВПК, авиастроением, космической деятельностью, ядерным производством… В Минпромэнерго РФ пояснили, что законопроект предполагает такой порядок осуществления иностранных инвестиций, при котором были бы обеспечены, с одной стороны, национальные интересы России, с другой – формирование «предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов».
И в самой России, и за рубежом это новшество оценили неоднозначно. Некоторые наши эксперты подчеркивают, что мы своими руками перекрываем доступ иностранным инвестициям именно к тем инновационным отраслям экономики, в развитии которых страна заинтересована в максимальной степени. Другие – поддерживают правительственный вариант закона, который, по их мнению, защищает «национальные интересы».
Причина разногласий в том, что «национальные интересы» – совершенно разные с точки зрения различных «групп интересов». Ведь «национальный интерес» – это целая система взглядов, и у каждого государства она своя. В нее входят и экономические, и политические, и военно-стратегические, и многие другие интересы. И различные компоненты этой системы интересов неизбежно друг другу противоречат.
– Каждое государство ищет компромисс между различными интересами системы, – считает член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян. – Именно поэтому нельзя класть в одну корзину экологию и использование ресурсов. Или образование и оборону… И есть, конечно, противоречия между военно-стратегическими интересами и экономическими. В конечном счете вопрос сводится лишь к тому, какие политико-экономические интересы будут принесены в жертву военно-стратегическим.
Российский законопроект вызвал бурную критику за рубежом. Так, агентство Reuters передало заявление помощника госсекретаря США по экономике Рейбена Джеффри, который высказал опасение, что закон вызовет вытеснение иностранных инвесторов из ряда отраслей экономики по аналогии с российским нефтегазовым сектором.
Тем не менее российский законопроект полностью соответствует глобальной тенденции привлечения спецслужб для проверки зарубежных инвестиций. Так, в США подобный документ уже подписан президентом Джорджем Бушем и скоро вступит в силу. Он расширит полномочия конгресса и комитета по иностранным инвестициям (CFIUS). Причем в Минпромэнерго РФ называют российский законопроект более четким и логичным, чем его американский аналог. И Германия еще в этом году подготовит документ об ограничении иностранных инвестиций. Немцы хотят защитить энергетику, бытовую инфраструктуру и телекоммуникации. Тем же путем, хотя и со своими особенностями, идут Индия, Канада, Китай…
Но инвестиции инвестициям рознь. Например, ни малейших сомнений не вызывает беспроблемная, если не сказать восторженная, судьба российского проекта строительства в Венесуэле завода по производству автоматов Калашникова. Однако вряд ли его можно считать примером глобально-исторического значения. Совсем другое дело, например, – недавний успешный выход «Газпрома» на некоторые европейские газораспределительные сети.
В целом сказать, что Запад ждет российский бизнес с распростертыми объятиями, было бы очень большим преувеличением. Общеизвестно, какими путями созданы многие, если не подавляющее большинство, крупнейшие состояния мира. А в России процесс первоначального накопления проходил слишком недавно. И он еще слишком свеж в памяти западных бизнесменов. Да и «наши» за рубежом далеко не всегда являют собой образец законопослушности и богобоязни.
По различным оценкам, величина российских зарубежных инвестиций составляет 200–300 миллиардов долларов США. И хотя Росстат насчитал (по состоянию на конец марта 2007 года) лишь 12 миллиардов 781 миллион долларов, первая сумма – точнее. Потому что большинство зарубежных приобретений наши бизнесмены не переводят под российский флаг, оформляя их как местные предприятия.
Тема взаимных инвестиций практически необъятна. Но очевидно одно: и перед Россией, и перед другими финансово состоятельными странами стоит задача: с одной стороны, предельно сократить нелегальный вывоз капитала за рубеж, а с другой – содействовать расширению вывоза легального капитала, увеличению российского экспорта товаров и услуг, расширению ее рынков сбыта, а значит, и усилению реального экономического влияния за рубежом.
Михаил Журавлев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь