Экономика
Если долго мучиться – в ВТО получится
07 августа
На пути в ВТО Россия натерпелась немало унижений (последние по времени – прием в эту организацию Украины, а несколько ранее – Грузии), но из переговорного процесса не вышла и дверью не хлопнула. Политическая подоплека претензий к нашей стране – только часть проблемы. А сама проблема в том, что российская экономика действительно крайне монополизирована, не конкурентна и не отвечает принятым стандартам. Именно поэтому на высшем уровне решено, что Россия будет вступать в ВТО, несмотря на все проволочки и затяжки.
В конце июля в Женеве состоялся очередной раунд двустронних и многосторонних переговоров по ВТО, в которых приняли участие более 40 членов организации. О результатах переговоров и перспективах нашей страны после вступления в ВТО журналистам рассказал глава российской делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков.
Российской делегации, по мнению Медведкова, удалось сделать больше, чем предполагалось. Причем это мнение не только российской делегации, но и многих ее партнеров по переговорам и председателя рабочей группы ВТО Стефана Йоханссона. Фактически одобрены 10 разделов представленного россиянами рабочего доклада. Два раздела (о таможенном регулировании и об обычных таможенных пошлинах) в целом были одобрены, однако пока не включены в новую версию доклада: делегации Грузии потребовалось «дополнительное время» для их рассмотрения.
Вопросы, неожиданно появившиеся у Саудовской Аравии, Максим Медведков прокомментировал следующим образом:
– В СМИ появилась информация, что Саудовская Аравия хочет обсуждать вопросы ценообразования на энергоносители и доступа на рынки финансовых услуг. Я не уверен, что это – идея саудитов. Теоретически им подсказывать могут любые страны ВТО.
Трудно сказать, какой смысл в том, чтобы Саудовской Аравии добиваться целей, которых не смогли добиться и Соединенные Штаты. Кстати, с ними, несмотря на политические трения последнего времени, у российской делегации сохраняется нормальное взаимодействие.
– Если бы они хотели затормозить процесс, они бы это сделали и без саудитов: есть миллион способов задержать переговоры, – подчеркнул Максим Медведков.
Среди наиболее проблемных вопросов из несогласованных разделов Медведков называет объемы бюджетной поддержки сельского хозяйства. Пока Россией заявлена сумма около 9 миллиардов долларов. И ее наша делегация будет отстаивать. Надежда на успех есть.
– О многих вещах мы и не думали, что их получим, но получили. Это – вопрос переговоров, – говорит Максим Медведков. – Я думаю, к концу 2007 года мы подойдем к завершению всех согласований. С моей точки зрения, шансов, что переговоры будут завершены именно в 2007 году, больше: в 2008 году вопрос может, хотя и временно, уйти на второй план.
Что же следует из уже достигнутых договоренностей? До 2009 года Россия сохранит существующие квоты на ввоз мяса, затем будет решаться, нужны ли квоты вообще, и если «да», то на какие именно виды мяса. Тогда в ходе переговоров с ведущими поставщиками будут определены параметры квот: их объемы, принцип распределения, сроки действия. А если Россия решит, что квоты не нужны, тогда она вправе самостоятельно, ни с кем не советуясь, установить таможенный тариф, ставка которого будет существенно выше той, которая действует сейчас в рамках квот.
На фрукты, которые не растут в России, пошлины значительно снизятся, до 2–5 процентов. На некоторую другую плодоовощную продукцию будут введены сезонные пошлины. Например, разумным было бы повысить ввозную пошлину на клубнику в те месяцы, когда российская клубника продается на наших рынках. Что касается, например, картофеля, то его основные поставщики в Россию – Белоруссия и Украина, с которыми установлен режим свободной торговли. Реальная доля остальных стран на этом нашем рынке несущественна.
Будет сохранена запретительная пошлина на спирт: 100 процентов, и не менее чем 2 евро за литр.
С вином – все наоборот. Пошлины на него будут снижены с 20 до 12,5 процента. Это не повлияет на положение российского виноградарства. Снижение пошлины даст положительный эффект и для винопереработки из импортного сырья. Это тоже наши рабочие места и доходы в бюджет.
Существенно (до 3–5 процентов) будут понижены и пошлины на дорогие лекарства. А на дешевые лекарства, которые производятся в России, они снизятся незначительно – так, чтобы не повредить отечественной фармацевтике.
Россия – единственный производитель самолетов, который входит в ВТО с очень высокой пошлиной на импортную технику – до 12,5 процента. Столь жесткая защита призвана обеспечить отечественной технике (если все же удастся наладить ее массовое производство) приоритет на рынке. А вот пошлина на дальнемагистральные самолеты, которые в России, скорее всего, производиться не будут, уменьшится до 7,5 процента.
Также понизятся (до 15 процентов) и пошлины на новые автомашины иностранных марок. В условиях, когда в России разворачивают свои производства практически все ведущие мировые концерны, это не должно иметь большого значения.
Соглашения предусматривают обнуление пошлин на электронное оборудование, которые уже либо обнулены, либо снижены почти до нуля. Правительство РФ еще лет 10 назад пришло к выводу, что открыть этот рынок – в наших собственных интересах.
Пошлины на одежду снижаются всего на 2,5–5 процентов, что не ухудшит защиту отечественного производителя. Для него куда более существенна борьба с нелегальным и неорганизованным ввозом, в том числе с «челноками». Производители обуви просили снизить пошлины на комплектующие, которые не производятся в России, но оставить разумную защиту на готовую обувь, что и было сделано.
Рынок финансовых услуг останется частично закрытым. Но 50 процентов рынка станет полем конкуренции российских и зарубежных структур. Ожидается, что это приведет к некоторому удешевлению финансовых услуг. Затем, по прогнозам, ситуация стабилизируется и дальнейшее снижение цен на банковские и страховые услуги станет возможным, если россияне смогут составить иностранцам достойную конкуренцию.
Михаил Журавлев
В конце июля в Женеве состоялся очередной раунд двустронних и многосторонних переговоров по ВТО, в которых приняли участие более 40 членов организации. О результатах переговоров и перспективах нашей страны после вступления в ВТО журналистам рассказал глава российской делегации, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максим Медведков.
Российской делегации, по мнению Медведкова, удалось сделать больше, чем предполагалось. Причем это мнение не только российской делегации, но и многих ее партнеров по переговорам и председателя рабочей группы ВТО Стефана Йоханссона. Фактически одобрены 10 разделов представленного россиянами рабочего доклада. Два раздела (о таможенном регулировании и об обычных таможенных пошлинах) в целом были одобрены, однако пока не включены в новую версию доклада: делегации Грузии потребовалось «дополнительное время» для их рассмотрения.
Вопросы, неожиданно появившиеся у Саудовской Аравии, Максим Медведков прокомментировал следующим образом:
– В СМИ появилась информация, что Саудовская Аравия хочет обсуждать вопросы ценообразования на энергоносители и доступа на рынки финансовых услуг. Я не уверен, что это – идея саудитов. Теоретически им подсказывать могут любые страны ВТО.
Трудно сказать, какой смысл в том, чтобы Саудовской Аравии добиваться целей, которых не смогли добиться и Соединенные Штаты. Кстати, с ними, несмотря на политические трения последнего времени, у российской делегации сохраняется нормальное взаимодействие.
– Если бы они хотели затормозить процесс, они бы это сделали и без саудитов: есть миллион способов задержать переговоры, – подчеркнул Максим Медведков.
Среди наиболее проблемных вопросов из несогласованных разделов Медведков называет объемы бюджетной поддержки сельского хозяйства. Пока Россией заявлена сумма около 9 миллиардов долларов. И ее наша делегация будет отстаивать. Надежда на успех есть.
– О многих вещах мы и не думали, что их получим, но получили. Это – вопрос переговоров, – говорит Максим Медведков. – Я думаю, к концу 2007 года мы подойдем к завершению всех согласований. С моей точки зрения, шансов, что переговоры будут завершены именно в 2007 году, больше: в 2008 году вопрос может, хотя и временно, уйти на второй план.
Что же следует из уже достигнутых договоренностей? До 2009 года Россия сохранит существующие квоты на ввоз мяса, затем будет решаться, нужны ли квоты вообще, и если «да», то на какие именно виды мяса. Тогда в ходе переговоров с ведущими поставщиками будут определены параметры квот: их объемы, принцип распределения, сроки действия. А если Россия решит, что квоты не нужны, тогда она вправе самостоятельно, ни с кем не советуясь, установить таможенный тариф, ставка которого будет существенно выше той, которая действует сейчас в рамках квот.
На фрукты, которые не растут в России, пошлины значительно снизятся, до 2–5 процентов. На некоторую другую плодоовощную продукцию будут введены сезонные пошлины. Например, разумным было бы повысить ввозную пошлину на клубнику в те месяцы, когда российская клубника продается на наших рынках. Что касается, например, картофеля, то его основные поставщики в Россию – Белоруссия и Украина, с которыми установлен режим свободной торговли. Реальная доля остальных стран на этом нашем рынке несущественна.
Будет сохранена запретительная пошлина на спирт: 100 процентов, и не менее чем 2 евро за литр.
С вином – все наоборот. Пошлины на него будут снижены с 20 до 12,5 процента. Это не повлияет на положение российского виноградарства. Снижение пошлины даст положительный эффект и для винопереработки из импортного сырья. Это тоже наши рабочие места и доходы в бюджет.
Существенно (до 3–5 процентов) будут понижены и пошлины на дорогие лекарства. А на дешевые лекарства, которые производятся в России, они снизятся незначительно – так, чтобы не повредить отечественной фармацевтике.
Россия – единственный производитель самолетов, который входит в ВТО с очень высокой пошлиной на импортную технику – до 12,5 процента. Столь жесткая защита призвана обеспечить отечественной технике (если все же удастся наладить ее массовое производство) приоритет на рынке. А вот пошлина на дальнемагистральные самолеты, которые в России, скорее всего, производиться не будут, уменьшится до 7,5 процента.
Также понизятся (до 15 процентов) и пошлины на новые автомашины иностранных марок. В условиях, когда в России разворачивают свои производства практически все ведущие мировые концерны, это не должно иметь большого значения.
Соглашения предусматривают обнуление пошлин на электронное оборудование, которые уже либо обнулены, либо снижены почти до нуля. Правительство РФ еще лет 10 назад пришло к выводу, что открыть этот рынок – в наших собственных интересах.
Пошлины на одежду снижаются всего на 2,5–5 процентов, что не ухудшит защиту отечественного производителя. Для него куда более существенна борьба с нелегальным и неорганизованным ввозом, в том числе с «челноками». Производители обуви просили снизить пошлины на комплектующие, которые не производятся в России, но оставить разумную защиту на готовую обувь, что и было сделано.
Рынок финансовых услуг останется частично закрытым. Но 50 процентов рынка станет полем конкуренции российских и зарубежных структур. Ожидается, что это приведет к некоторому удешевлению финансовых услуг. Затем, по прогнозам, ситуация стабилизируется и дальнейшее снижение цен на банковские и страховые услуги станет возможным, если россияне смогут составить иностранцам достойную конкуренцию.
Михаил Журавлев