Экономика
Когда ГЛОНАСС устроит нас?
08 августа
В 2007 году по планам должна начаться эксплуатация российской глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) на территории нашей страны. А через 4 года с ее помощью должны определяться координаты объектов в любой точке мира.
Такие услуги востребованы не только военными, для которых, собственно, она создавалась, но и в гражданских целях. Об этом свидетельствует опыт американского аналога – GPS, эксплуатация которого приносит около 20 миллиардов долларов прибыли ежегодно. Наши военные тоже не прочь продавать аналогичные услуги российской системы навигации. Но пока коммерческое использование – только в планах, впрочем, так же как и у европейцев, которые собираются запустить свою систему Gallileo.
Собственно, идея спутниковой навигации достаточно проста. На низкую орбиту выводится как можно больше спутников, которые кружат над землей так, чтобы в любой точке было видно как минимум два-три из них, и посылают на землю сигналы со своими координатами и временем в системе единого мирового времени. Специальное наземное оборудование принимает их, быстренько производит расчет – и точные координаты готовы. А затем их нужно высветить на электронных картах, чтобы показать точное место нахождения объекта.
Поскольку запуск орбитальной группировки спутников – удовольствие пока сугубо государственное, то и все системы в первую очередь должны, как говорят на Западе, предоставлять информацию правительственным органам, то есть военным и службам безопасности. Что же касается «позиционирования» частных лиц, то все системы могут выдавать два варианта данных. Для военных целей – с точностью около 3 метров и общедоступные – с точностью до 10–50 метров. И у американцев, и у нас этого оказалось достаточно для того, чтобы фирмы начали выпускать приборы с использованием данных спутников. Первоначально начали применять такие системы в логистике при отслеживании перемещений судов, автомобилей, контейнеров. На них ставится аппаратура, которая определяет свое местоположение и передает координаты в транспортную компанию. Другой тип аппаратуры создан для простых путешественников – яхтсменов, автолюбителей, направляющихся в другой город и так далее. Им приборы позволяют ориентироваться по электронной карте. Уже давно в России можно приобрести приборы индивидуального пользования. Надо только определиться с системой, поскольку от этого существенно зависит цена оборудования.
Выбирать европейскую Gallileo пока не рекомендуется, поскольку начало ее эксплуатации намечено только на следующий год. Явным лидером пока остается заокеанская GPS (в переводе – Глобальная система позиционирования), ранее называвшаяся NAVSTAR, у которой на данный момент числится 30 спутников, бороздящих ближний космос. Эта космическая группировка была развернута еще в 1995 году, а потому производители наземного оборудования сразу ухватились за нее, что и позволило считать на сегодняшний день американскую систему самой прибыльной. Стоимость приборов с использованием GPS для личного пользования невелика – от 500 долларов. С ее помощью можно определить координаты в любой точке мира… за исключением России. Это единственный, но очень существенный недостаток. Дело том, что в комплект аппаратуры входят лицензированные электронные карты, а наши бескрайние просторы у американцев прорисованы крайне неточно. В крупных городах и на дорогах еще можно более-менее сносно определиться. Но отъехав на сотню, а тем более тысячу километров в сторону Сибири, прибор будет выдавать точные координаты… на белом пятне на карте: «Вы где-то здесь».
Безусловно, российская система ГЛОНАСС таких белых пятен не имеет. Зато у нее есть пара своих минусов, не менее значительных. Первый, как ни странно, космический. Для полного охвата территории нашей необъятной нужно запустить 18 космических аппаратов. На сегодняшний день запущено было 14, но в конце июня этого года 3 из них выведены из работы. Их место займут новые спутники системы ГЛОНАСС-2 с дополнительной аппаратурой для повышения точности, но только в следующем году. Общее их количество для покрытия территории планеты должно достичь 24 к 2011 году. То есть пока у нас еще не все запущено.
Второй проблемой стала наземная аппаратура. За счет российской технической специфики наземная часть заметно дороже американских аналогов. Сейчас ее производят 3–4 фирмы в России. Причем один из разработчиков в частном разговоре признался, что пока сложно говорить о снижении стоимости таких приборов до суммы менее 1000 долларов. Кроме конструктивной сложности такая цена объясняется еще и отсутствием элементной базы, выпуск которой никак не освоит отечественная промышленность. Тем не менее попытки применения российского ГЛОНАССа в народном хозяйстве уже есть. Одна из воронежских газет с восторгом описывала, как на одном автотранспортном предприятии установили на машины «маячки» ГЛОНАССа. В результате водители не могли незаметно сделать «левые» рейсы – за ними внимательно следили диспетчера, и компании удалось сэкономить немало топлива. Хотя, полагаю, достигнуто это было немалой ценой. Такое использование российской спутниковой системы станет выгодно, когда либо цена топлива достигнет космических высот, либо услуги системы станут действительно дешевыми.
В последнее время особо ретивые чиновники требуют оснащать выпускающиеся в России автомобили отечественными навигаторами. Но это уже фантастика. Зачем российскому автопрому кроме земных проблем еще и космические?
Недостатки отечественной навигационной системы не означают, что она хуже заокеанской. Безусловно, на международных рынках внедрить ее уже будет невозможно – потребители привязаны к GPS. Однако реальное соревнование систем начнется только после запуска всей российской орбитальной группировки спутников. И проходить оно будет на нашей территории, где отечественный вариант имеет определенные преимущества. Вполне возможно, что ГЛОНАСС – как раз для нас, тех, кто хочет ориентироваться на родных просторах.
Андрей Давлицаров
Такие услуги востребованы не только военными, для которых, собственно, она создавалась, но и в гражданских целях. Об этом свидетельствует опыт американского аналога – GPS, эксплуатация которого приносит около 20 миллиардов долларов прибыли ежегодно. Наши военные тоже не прочь продавать аналогичные услуги российской системы навигации. Но пока коммерческое использование – только в планах, впрочем, так же как и у европейцев, которые собираются запустить свою систему Gallileo.
Собственно, идея спутниковой навигации достаточно проста. На низкую орбиту выводится как можно больше спутников, которые кружат над землей так, чтобы в любой точке было видно как минимум два-три из них, и посылают на землю сигналы со своими координатами и временем в системе единого мирового времени. Специальное наземное оборудование принимает их, быстренько производит расчет – и точные координаты готовы. А затем их нужно высветить на электронных картах, чтобы показать точное место нахождения объекта.
Поскольку запуск орбитальной группировки спутников – удовольствие пока сугубо государственное, то и все системы в первую очередь должны, как говорят на Западе, предоставлять информацию правительственным органам, то есть военным и службам безопасности. Что же касается «позиционирования» частных лиц, то все системы могут выдавать два варианта данных. Для военных целей – с точностью около 3 метров и общедоступные – с точностью до 10–50 метров. И у американцев, и у нас этого оказалось достаточно для того, чтобы фирмы начали выпускать приборы с использованием данных спутников. Первоначально начали применять такие системы в логистике при отслеживании перемещений судов, автомобилей, контейнеров. На них ставится аппаратура, которая определяет свое местоположение и передает координаты в транспортную компанию. Другой тип аппаратуры создан для простых путешественников – яхтсменов, автолюбителей, направляющихся в другой город и так далее. Им приборы позволяют ориентироваться по электронной карте. Уже давно в России можно приобрести приборы индивидуального пользования. Надо только определиться с системой, поскольку от этого существенно зависит цена оборудования.
Выбирать европейскую Gallileo пока не рекомендуется, поскольку начало ее эксплуатации намечено только на следующий год. Явным лидером пока остается заокеанская GPS (в переводе – Глобальная система позиционирования), ранее называвшаяся NAVSTAR, у которой на данный момент числится 30 спутников, бороздящих ближний космос. Эта космическая группировка была развернута еще в 1995 году, а потому производители наземного оборудования сразу ухватились за нее, что и позволило считать на сегодняшний день американскую систему самой прибыльной. Стоимость приборов с использованием GPS для личного пользования невелика – от 500 долларов. С ее помощью можно определить координаты в любой точке мира… за исключением России. Это единственный, но очень существенный недостаток. Дело том, что в комплект аппаратуры входят лицензированные электронные карты, а наши бескрайние просторы у американцев прорисованы крайне неточно. В крупных городах и на дорогах еще можно более-менее сносно определиться. Но отъехав на сотню, а тем более тысячу километров в сторону Сибири, прибор будет выдавать точные координаты… на белом пятне на карте: «Вы где-то здесь».
Безусловно, российская система ГЛОНАСС таких белых пятен не имеет. Зато у нее есть пара своих минусов, не менее значительных. Первый, как ни странно, космический. Для полного охвата территории нашей необъятной нужно запустить 18 космических аппаратов. На сегодняшний день запущено было 14, но в конце июня этого года 3 из них выведены из работы. Их место займут новые спутники системы ГЛОНАСС-2 с дополнительной аппаратурой для повышения точности, но только в следующем году. Общее их количество для покрытия территории планеты должно достичь 24 к 2011 году. То есть пока у нас еще не все запущено.
Второй проблемой стала наземная аппаратура. За счет российской технической специфики наземная часть заметно дороже американских аналогов. Сейчас ее производят 3–4 фирмы в России. Причем один из разработчиков в частном разговоре признался, что пока сложно говорить о снижении стоимости таких приборов до суммы менее 1000 долларов. Кроме конструктивной сложности такая цена объясняется еще и отсутствием элементной базы, выпуск которой никак не освоит отечественная промышленность. Тем не менее попытки применения российского ГЛОНАССа в народном хозяйстве уже есть. Одна из воронежских газет с восторгом описывала, как на одном автотранспортном предприятии установили на машины «маячки» ГЛОНАССа. В результате водители не могли незаметно сделать «левые» рейсы – за ними внимательно следили диспетчера, и компании удалось сэкономить немало топлива. Хотя, полагаю, достигнуто это было немалой ценой. Такое использование российской спутниковой системы станет выгодно, когда либо цена топлива достигнет космических высот, либо услуги системы станут действительно дешевыми.
В последнее время особо ретивые чиновники требуют оснащать выпускающиеся в России автомобили отечественными навигаторами. Но это уже фантастика. Зачем российскому автопрому кроме земных проблем еще и космические?
Недостатки отечественной навигационной системы не означают, что она хуже заокеанской. Безусловно, на международных рынках внедрить ее уже будет невозможно – потребители привязаны к GPS. Однако реальное соревнование систем начнется только после запуска всей российской орбитальной группировки спутников. И проходить оно будет на нашей территории, где отечественный вариант имеет определенные преимущества. Вполне возможно, что ГЛОНАСС – как раз для нас, тех, кто хочет ориентироваться на родных просторах.
Андрей Давлицаров