Культура
Есенину посвятят балет
10 августа
–Есть зрители, которые хотят сохранения балета таким, каким он был 40–50 лет назад. Друзья мои, а надо ли? На мой взгляд, балет сегодня не должен длиться долго по времени – современный зритель не выдерживает длинного представления, допустим в четырех частях. Я, как художественный руководитель театра, ставлю одной из целей реконструкцию балетных постановок. Но сегодня у меня нет задачи воспроизвести на сцене, например, «Спартак» в первозданном виде – это слишком трудно и не оправдано по затратам. Я реконструирую спектакль – сохраняю большинство мимических и хореографических сцен в том же, якобсоновском, пластическом решении. Но при этом постановка занимает всего час. Сохраняются «Этрусский танец девы», знаменитое адажио, которое танцевала Плисецкая, приход рабов, сцена вакханалии.
Может быть, зритель, видя на афишах название «Спартак», думает о каком-то громоздком длинном действии, смотрит на часы, прикидывая в уме, что не успеет после спектакля достаточно отдохнуть перед следующим рабочим днем, и… проходит мимо. Он не знает, что спектакль вполне соответствует сегодняшнему убыстренному ритму жизни. Так же я, кстати, поступил и с «Ромео и Джульеттой» – четыре акта я заменил двумя. А костюмы Яниса Чамалиди в этом балете делают спектакль безумно красивым и воздушным.
И все же для консервативного зрителя театр реставрировал, то есть сохранил в первозданном виде, три спектакля: «Лебединое озеро», «Жизель» и «Щелкунчик» – классические балеты. Безусловно, должна существовать «Шопениана» – в том виде, в котором ее поставил балетмейстер Михаил Фокин.
При этом я считаю важным и еще одно направление – авторские работы. Это в чистом виде эксперимент. Задумки у нас большие. Осенью выпускаем спектакль «Есенин» на музыку Рахманинова. Спектакль сложный – романтический и трагический. Рядом с Есениным будут прослеживаться три женские линии – три судьбы: Дункан, Зинаида Райх и Богуславская.
А начнется спектакль с зоны – мы проводим параллель между событиями в тюрьме и в реальной жизни поэта. Зритель видит зэка, который сочиняет и читает стихи (всех, кто сочиняет стихи, называют на зоне Есениными).
В конце концов главного героя настигает трагедия: его насилуют, и он вешается. А сам Сергей Есенин – во второй линии повествования – будет уходить… в черный квадрат. Это прямая ассоциация с Малевичем: люди уходят в черный квадрат. Идея принадлежит художнику Семену Пастуху. Мне кажется, в хореографии очень важно ставить светлые спектакли. Вот и внутри «Есенина» будет много света.
Кроме того, хочу создать свою «Алису в стране чудес». Возможно, это будет постановка совместно с Майей Мурдмаа – одним из ведущих европейских хореографов. В задумках у нас и детский балет по мотивам русских сказок, и балет «Песни старого Тифлиса» на фольклорную грузинскую музыку.
Записала Алена Львова
Может быть, зритель, видя на афишах название «Спартак», думает о каком-то громоздком длинном действии, смотрит на часы, прикидывая в уме, что не успеет после спектакля достаточно отдохнуть перед следующим рабочим днем, и… проходит мимо. Он не знает, что спектакль вполне соответствует сегодняшнему убыстренному ритму жизни. Так же я, кстати, поступил и с «Ромео и Джульеттой» – четыре акта я заменил двумя. А костюмы Яниса Чамалиди в этом балете делают спектакль безумно красивым и воздушным.
И все же для консервативного зрителя театр реставрировал, то есть сохранил в первозданном виде, три спектакля: «Лебединое озеро», «Жизель» и «Щелкунчик» – классические балеты. Безусловно, должна существовать «Шопениана» – в том виде, в котором ее поставил балетмейстер Михаил Фокин.
При этом я считаю важным и еще одно направление – авторские работы. Это в чистом виде эксперимент. Задумки у нас большие. Осенью выпускаем спектакль «Есенин» на музыку Рахманинова. Спектакль сложный – романтический и трагический. Рядом с Есениным будут прослеживаться три женские линии – три судьбы: Дункан, Зинаида Райх и Богуславская.
А начнется спектакль с зоны – мы проводим параллель между событиями в тюрьме и в реальной жизни поэта. Зритель видит зэка, который сочиняет и читает стихи (всех, кто сочиняет стихи, называют на зоне Есениными).
В конце концов главного героя настигает трагедия: его насилуют, и он вешается. А сам Сергей Есенин – во второй линии повествования – будет уходить… в черный квадрат. Это прямая ассоциация с Малевичем: люди уходят в черный квадрат. Идея принадлежит художнику Семену Пастуху. Мне кажется, в хореографии очень важно ставить светлые спектакли. Вот и внутри «Есенина» будет много света.
Кроме того, хочу создать свою «Алису в стране чудес». Возможно, это будет постановка совместно с Майей Мурдмаа – одним из ведущих европейских хореографов. В задумках у нас и детский балет по мотивам русских сказок, и балет «Песни старого Тифлиса» на фольклорную грузинскую музыку.
Записала Алена Львова