Общество
Взорванный поезд спас машинист
15 августа
Весь вчерашний день рабочие латали полутораметровую воронку, оставшуюся на месте крушения поезда. А сотни пассажиров, переживших ночь с понедельника на вторник, до сих пор не верят своему счастью.
Самыми страшными были первые полчаса
Поезд № 166 «Невский экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург был заполнен на две трети. На него было продано 237 билетов. Еще 20 человек – поездная бригада, обслуживающая маршрут. До Питера оставалось ехать около часа. Авария произошла в 21.38 на перегоне между поселком Бурга и Малой Вишерой. На скорости 190 километров в час поезд пролетел железнодорожный мост через речку Черную, после чего раздался взрыв. Уже через минуту в диспетчерскую службу поступило сообщение от машиниста о том, что произошел теракт.
Один из пассажиров – петербуржец Евгений Волокитин рассказал корреспонденту «НВ» о первых минутах катастрофы. Он читал книгу, прислонив голову к оконному стеклу. Услышал, как поезд с грохотом пронесся по мосту. А следом раздался хлопок. Евгений даже успел подумать, что кто-то «перебрал» пива и безобразно громко хлопает дверью туалета. Но тут же мгновенно вагон отбросило вперед и в сторону. Евгений почувствовал, что летит в сторону противоположного окна.
Большинство людей выбрались из искореженного поезда самостоятельно. Тем, кто был не в состоянии покинуть состав, помогали проводники.
Представители Северо-Западного УВД на транспорте говорят, что самыми страшными были первые полчаса после катастрофы. Тогда никто не мог сказать, каковы масштабы разрушений, а главное, есть ли жертвы. В Петербурге готовились к самому страшному. В первые минуты никто не мог представить, что крушение поезда, а тем более теракт могут обойтись без жертв.
По данным МЧС, за медицинской помощью обратились около 80 пассажиров «Невского экспресса». Большинство людей получили ушибы, порезы и сотрясения. Многие отказались от госпитализации в первые часы и обратились к медикам, когда прошел шок. Состояние двух женщин оценивается как тяжелое. У них серьезные травмы позвоночника. В Клиническую больницу РЖД в Петербурге были доставлены 30 человек, пострадавших в результате крушения, среди них двое иностранцев. Большинство из них были выписаны еще вчера днем.
По официальной версии Северо-Западной прокуратуры на транспорте, самодельное взрывное устройство мощностью около 2 килограммов в тротиловом эквиваленте было заложено на железнодорожном полотне. Оно было приведено в действие в тот момент, когда над ним шел локомотив. Тяжелая машина по инерции пролетела около 300 метров, увлекая первые три вагона. В этот момент включилась блокировка колес, и вагоны один за другим сошли с рельс.
Террористы прятались в лесу
Представитель прокуратуры, побывавший на месте катастрофы, рассказал корреспонденту «НВ», что после взрыва на путях осталась воронка как от авиабомбы – диаметром полтора метра, глубиной около метра. Взрыв оказался такой силы, что полностью уничтожил 750 метров четного пути, ведущего из Москвы в Петербург. На параллельном полотне повреждено 170 метров. Тяжелые рельсы вырваны из шпальной решетки и отброшены на несколько метров в сторону насыпи.
Прямо на месте происшествия сотрудники транспортной прокуратуры возбудили уголовное дело по части 3 статьи 205: «Террористический акт, совершенный группой лиц по предварительному сговору». По данным от источника в надзорном ведомстве, на месте происшествия обнаружены остатки взрывного устройства и шнур для дистанционного управления. Специалисты уже установили тип взрывчатого вещества. Расследование поручено Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре.
По предварительной версии, террористы, заложившие бомбу, прятались в лесу за насыпью. Сотрудники Северо-Западного УВД на транспорте, переведенные на усиленный режим работы, весь вчерашний день прочесывали окрестности в поисках следов преступников и опрашивали местных жителей. Следует сказать, что перегон между Бургой и Малой Вишерой проложен по сильно заболоченному лесу. К железнодорожному полотну невозможно подъехать на транспорте. Кроме того, зимой в этом месте был ураган и образовался мощный бурелом. Одним словом, террористы должны были не только хорошо знать местность, но и обладать «спецназовской выносливостью», чтобы в темноте ползать по таким местам.
Считается, что по замыслу террористов поезд, идущий на огромной скорости, должен был свалиться с насыпи, что привело бы к чудовищным последствиям. По мнению специалистов, избежать этого удалось благодаря шпалам из бетона и гравию, которые создали сцепление.
Поезда делали огромный крюк
Октябрьская железная дорога еще не скоро оправится от последствий случившегося. Каждые сутки по поврежденному участку курсируют 70 пар поездов, соединяющих Петербург с Москвой и городами южного направления. И все они безнадежно выбились из графика. По данным пресс-службы ОЖД, поезда опаздывают на 8–18 часов. Сразу после аварии было принято решение отправить составы из Москвы через Ярославль и Вологду. Тысячи людей добирались на берега Невы проделав 300-километровый крюк. Пассажиры по телефону сообщали родственникам, что в составе кончились продукты и питьевая вода, жаловались на духоту из-за отсутствия вентиляции.
А на Московском вокзале весь вчерашний день происходило столпотворение. Сотни пассажиров дневных поездов южного направления, среди которых много детей, сидели прямо на полу или на своих чемоданах. Несколько часов они слушали объявления о задержке поездов. Люди не могли уехать домой, поскольку никто не мог сказать, когда будут отправлены поезда.
Администрации вокзала пришлось открыть несколько дополнительных касс возврата. Возле них весь вчерашний день стояли очереди. Многие решили отказаться от поездки.
За порядком на самом вокзале следили усиленные наряды транспортной милиции и ОМОНа. Впрочем, желающих похулиганить в такой нервной обстановке не нашлось. Люди безропотно ждали своего «паровоза».
Тем временем вчера в 15 часов ремонтникам ОЖД удалось восстановить поврежденный нечетный путь (из Петербурга в Москву). Пущенную по нему электричку встречали лично министр транспорта России Игорь Левитин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, которые на месте руководили восстановительными работами. По словам министра транспорта, уничтоженный взрывом четный путь будет восстановлен не раньше чем через сутки.
Валерия Брагинская
В Петербурге работает телефон горячей линии для пострадавших и их родственников +7 (812) 436 88 13.
Версии просшествия
Причины крушения Игорь Левитин оказался не готов комментировать. Сказал, что их может быть только две: «инфраструктура и внешнее воздействие». Тем временем правоохранительные органы пока склоняются к последней версии. По мнению источника в Северо-Западной транспортной прокуратуре, рассматриваются по меньшей мере 4 версии теракта. Его могли совершить члены ультраправых (националистических) организаций или боевики с Северного Кавказа. Кроме того, не исключается, что поезд пустили под откос местные «партизаны». Дело в том, что в этих местах со времен Великой Отечественной войны осталось огромное количество боеприпасов, которые активно собирают так называемые черные следопыты.
Одним словом, на сегодняшний день никто не может сказать, кто и почему пустил под откос «Невский экспресс» – красу и гордость Российских железных дорог. Понятно только одно: отныне этот вид транспорта перестанет быть в нашем сознании самым безопасным.
Валерия Брагинская
Самыми страшными были первые полчаса
Поезд № 166 «Невский экспресс» сообщением Москва – Санкт-Петербург был заполнен на две трети. На него было продано 237 билетов. Еще 20 человек – поездная бригада, обслуживающая маршрут. До Питера оставалось ехать около часа. Авария произошла в 21.38 на перегоне между поселком Бурга и Малой Вишерой. На скорости 190 километров в час поезд пролетел железнодорожный мост через речку Черную, после чего раздался взрыв. Уже через минуту в диспетчерскую службу поступило сообщение от машиниста о том, что произошел теракт.
Один из пассажиров – петербуржец Евгений Волокитин рассказал корреспонденту «НВ» о первых минутах катастрофы. Он читал книгу, прислонив голову к оконному стеклу. Услышал, как поезд с грохотом пронесся по мосту. А следом раздался хлопок. Евгений даже успел подумать, что кто-то «перебрал» пива и безобразно громко хлопает дверью туалета. Но тут же мгновенно вагон отбросило вперед и в сторону. Евгений почувствовал, что летит в сторону противоположного окна.
Большинство людей выбрались из искореженного поезда самостоятельно. Тем, кто был не в состоянии покинуть состав, помогали проводники.
Представители Северо-Западного УВД на транспорте говорят, что самыми страшными были первые полчаса после катастрофы. Тогда никто не мог сказать, каковы масштабы разрушений, а главное, есть ли жертвы. В Петербурге готовились к самому страшному. В первые минуты никто не мог представить, что крушение поезда, а тем более теракт могут обойтись без жертв.
По данным МЧС, за медицинской помощью обратились около 80 пассажиров «Невского экспресса». Большинство людей получили ушибы, порезы и сотрясения. Многие отказались от госпитализации в первые часы и обратились к медикам, когда прошел шок. Состояние двух женщин оценивается как тяжелое. У них серьезные травмы позвоночника. В Клиническую больницу РЖД в Петербурге были доставлены 30 человек, пострадавших в результате крушения, среди них двое иностранцев. Большинство из них были выписаны еще вчера днем.
По официальной версии Северо-Западной прокуратуры на транспорте, самодельное взрывное устройство мощностью около 2 килограммов в тротиловом эквиваленте было заложено на железнодорожном полотне. Оно было приведено в действие в тот момент, когда над ним шел локомотив. Тяжелая машина по инерции пролетела около 300 метров, увлекая первые три вагона. В этот момент включилась блокировка колес, и вагоны один за другим сошли с рельс.
Террористы прятались в лесу
Представитель прокуратуры, побывавший на месте катастрофы, рассказал корреспонденту «НВ», что после взрыва на путях осталась воронка как от авиабомбы – диаметром полтора метра, глубиной около метра. Взрыв оказался такой силы, что полностью уничтожил 750 метров четного пути, ведущего из Москвы в Петербург. На параллельном полотне повреждено 170 метров. Тяжелые рельсы вырваны из шпальной решетки и отброшены на несколько метров в сторону насыпи.
Прямо на месте происшествия сотрудники транспортной прокуратуры возбудили уголовное дело по части 3 статьи 205: «Террористический акт, совершенный группой лиц по предварительному сговору». По данным от источника в надзорном ведомстве, на месте происшествия обнаружены остатки взрывного устройства и шнур для дистанционного управления. Специалисты уже установили тип взрывчатого вещества. Расследование поручено Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре.
По предварительной версии, террористы, заложившие бомбу, прятались в лесу за насыпью. Сотрудники Северо-Западного УВД на транспорте, переведенные на усиленный режим работы, весь вчерашний день прочесывали окрестности в поисках следов преступников и опрашивали местных жителей. Следует сказать, что перегон между Бургой и Малой Вишерой проложен по сильно заболоченному лесу. К железнодорожному полотну невозможно подъехать на транспорте. Кроме того, зимой в этом месте был ураган и образовался мощный бурелом. Одним словом, террористы должны были не только хорошо знать местность, но и обладать «спецназовской выносливостью», чтобы в темноте ползать по таким местам.
Считается, что по замыслу террористов поезд, идущий на огромной скорости, должен был свалиться с насыпи, что привело бы к чудовищным последствиям. По мнению специалистов, избежать этого удалось благодаря шпалам из бетона и гравию, которые создали сцепление.
Поезда делали огромный крюк
Октябрьская железная дорога еще не скоро оправится от последствий случившегося. Каждые сутки по поврежденному участку курсируют 70 пар поездов, соединяющих Петербург с Москвой и городами южного направления. И все они безнадежно выбились из графика. По данным пресс-службы ОЖД, поезда опаздывают на 8–18 часов. Сразу после аварии было принято решение отправить составы из Москвы через Ярославль и Вологду. Тысячи людей добирались на берега Невы проделав 300-километровый крюк. Пассажиры по телефону сообщали родственникам, что в составе кончились продукты и питьевая вода, жаловались на духоту из-за отсутствия вентиляции.
А на Московском вокзале весь вчерашний день происходило столпотворение. Сотни пассажиров дневных поездов южного направления, среди которых много детей, сидели прямо на полу или на своих чемоданах. Несколько часов они слушали объявления о задержке поездов. Люди не могли уехать домой, поскольку никто не мог сказать, когда будут отправлены поезда.
Администрации вокзала пришлось открыть несколько дополнительных касс возврата. Возле них весь вчерашний день стояли очереди. Многие решили отказаться от поездки.
За порядком на самом вокзале следили усиленные наряды транспортной милиции и ОМОНа. Впрочем, желающих похулиганить в такой нервной обстановке не нашлось. Люди безропотно ждали своего «паровоза».
Тем временем вчера в 15 часов ремонтникам ОЖД удалось восстановить поврежденный нечетный путь (из Петербурга в Москву). Пущенную по нему электричку встречали лично министр транспорта России Игорь Левитин и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, которые на месте руководили восстановительными работами. По словам министра транспорта, уничтоженный взрывом четный путь будет восстановлен не раньше чем через сутки.
Валерия Брагинская
В Петербурге работает телефон горячей линии для пострадавших и их родственников +7 (812) 436 88 13.
Версии просшествия
Причины крушения Игорь Левитин оказался не готов комментировать. Сказал, что их может быть только две: «инфраструктура и внешнее воздействие». Тем временем правоохранительные органы пока склоняются к последней версии. По мнению источника в Северо-Западной транспортной прокуратуре, рассматриваются по меньшей мере 4 версии теракта. Его могли совершить члены ультраправых (националистических) организаций или боевики с Северного Кавказа. Кроме того, не исключается, что поезд пустили под откос местные «партизаны». Дело в том, что в этих местах со времен Великой Отечественной войны осталось огромное количество боеприпасов, которые активно собирают так называемые черные следопыты.
Одним словом, на сегодняшний день никто не может сказать, кто и почему пустил под откос «Невский экспресс» – красу и гордость Российских железных дорог. Понятно только одно: отныне этот вид транспорта перестанет быть в нашем сознании самым безопасным.
Валерия Брагинская