Экономика

Выбор пал на Выборг

21 августа
В международной дискуссии о том, сможет ли Россия самостоятельно начать разработку своих северных нефтегазовых месторождений, подведена черта – «Газпром» объявил, что тендер на поставку двух морских буровых платформ ценой в 59 миллиардов рублей для Штокмановского шельфового газового месторождения выиграло ОАО «Выборгский судостроительный завод». Выборжанам предстоит за три года построить две платформы. Работа начнется в ближайшее время.

До недавнего времени большинство зарубежных специалистов заверяли российское руководство, что без их опыта и техники начать морскую добычу а Арктике наша страна не сможет. Характерно высказывание Аалана Маки, главного редактора английского журнала «Нефтегаз», который заявил, что «многие месторождения Северного моря исчерпываются, добывающие установки в скором времени будут выведены из эксплуатации» и что «российская сторона будет рада получить любую установку – новую или уже бывшую в употреблении, – которая позволит ей в кратчайшие сроки начать зарабатывать валюту».
Действительно, опыта морской добычи, тем более в ледовых полях, Россия не имеет. (Платформы на Каспии отошли к Азербайджану. К тому же их проектировали для мелководья и установки вблизи берегов.) Отчасти поэтому разработку сахалинских морских нефтяных месторождений в середине девяностых и отдали консорциуму иностранных фирм. Результат известен: за 10 лет добычи там нефти Россия не получила за нее ни доллара – вся выручка шла на погашение затрат иностранных инвесторов, которые даже питьевую воду возили из-за границы. Между тем зарплаты иностранных сахалинцев в несколько раз превосходили те, что получают морские нефтяники в других регионах мира.
Такие же схемы иностранцы предлагали и для освоения Штокмановского месторождения. Однако летом прошлого года Владимир Путин заявил, что осваивать Штокман Россия будет самостоятельно – силами «Газпрома». К работе по созданию новой морской техники подключились петербургские ЦКБ «Рубин», ЦНИИ им. академика Крылова, ЦНИИ «Прометей», ФГУП «Севмашпредприятие», МП «Звездочка» из Архангельской области, Выборгский судостроительный завод из Ленинградской. Судя по всему, эксперты «Газпрома» посчитали, что российские предприятия уже готовы самостоятельно строить платформы ледового класса.
– Для нашего предприятия – это уникальный заказ, – сказал «НВ» старший специалист по перспективным проектам Выборгского судостроительного завода Валерий Шорин. – В советское время мы строили платформы водоизмещением в 18–19 тысяч тонн, а для «Газпрома» необходимы 50-тысячные платформы. Надо учесть и то, что буровые будут работать за Полярным кругом, и, хотя ледовые поля в их зоне не самые мощные, соответствующая защита необходима. Но мы уверены, что справимся. Мы отвечаем за поставку под ключ.
Зампредседателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев сообщил, что кроме Выборгского судостроительного завода в конкурсе принимало участие «Севмашпредприятие», но «оно загружено военными заказами».
– Выборгские корабелы были признаны победителями тендера единогласно, – рассказал господин Голубев. – Для Штокмана необходимо шесть платформ. Строительство оставшихся четырех, возможно, будет поручено этому же предприятию.
На новость о выигранном тендере немедленно отреагировал рынок. Еще в начале этого месяца редкие покупатели хотели купить акции Выборгского судостроительного завода по цене 20,5 доллара за штуку. Но уже сейчас они готовы были платить по 200 долларов за акцию. А пришлось платить по 295 долларов. И это только начало.

cправка «нв»


В конце 1940-х годов был создан НИИ геологии Арктики – нынешнее ВНИИ «Океангеология» – для поиска новых источников сырья в прибрежных морях. Однако несколько позже были открыты месторождения в Западной Сибири, запасы которых казались неиссякаемыми. Это и притормозило освоение северного шельфа.
Но тем не менее исследования проводились. И, по прогнозам советских геологов, на дне северных морей должна была существовать провинция, сопоставимая по масштабам с Западной Сибирью. Что впоследствии и подтвердилось. Ученые НПО «Севморгеология», созданного в начале 1970-х годов на базе ВНИИ «Океангеология», сначала теоретически, а затем практически доказали существование единого пояса нефтегазонакопления – Арктического супербассейна.
По данным геологов, такой мощности продуктивного осадочного чехла (до 18–20 километров) и такого разнообразия структурных форм (вместилищ углеводородов) нет даже в Западной Сибири. Средние запасы шельфовых месторождений углеводородов в 50 раз превышают объемы открываемых сегодня месторождений на суше. Были открыты порядка 14 крупных месторождений, практически готовых для промышленного освоения. По словам заведующего отделом нефтегазоносности Арктики и Мирового океана ВНИИ «Океангеология», доктора геолого-минералогических наук, профессора Олега Супруненко, наиболее изученные и подготовленные для разработки месторождения – Штокмановское газоконденсатное, открытое в 1988 году после геофизических работ научно-исследовательского судна «Профессор Штокман», и Приразломное нефтяное.
Алексей Миронов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь