Экономика
Экономика от политики незалежна
24 августа
Из полусотни соглашений, подписанных на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) в минувшие два дня, «политически» выделяется контракт на закупку крупнейшим российским грузовым авиаперевозчиком – компанией «Волга-Днепр» 17 модернизированных украинских «Русланов» (бывший АН-124 станет теперь АН-124-100М-150) с перспективой приобретения до 2030 года 100 этих самолетов. По случайному, но символичному совпадению соглашение подписано накануне государственного праздника Украины – Дня независимости, отмечаемого сегодня. Получился своеобразный подарок. Впрочем, для обеих сторон.
Ведь модернизация и производство будут идти под управлением совместной фирмы «Грузовые летательные аппараты», в которой 60 процентов принадлежат компании «Волга-Днепр», 40 – украинскому авиамоторному заводу «Мотор Сич», но 20 процентов из этого пакета перейдет к украинской корпорации им. Антонова.
Ни украинские, ни российские специалисты не связывают эту сделку с визитом на МАКС Виктора Януковича и его кратким переговорам там с Владимиром Путиным. Напротив, можно считать, что сделка по самолетам совершена не благодаря, а вопреки нынешней российско-украинской политике.
В сфере политики между двумя странами взаимных обид и претензий куда больше, чем договоренностей. Россию обижает принудительная украинизация русскоязычного Крыма, реабилитация УНА-УНСО и бендеровцев, воровство газа и потуги украинского руководства по вступлению в НАТО. И конечно же, нагнетание страстей вокруг российской военно-морской базы в Севастополе и ее береговой инфраструктуры. Очередная выходка по ее поводу вообще ни в какие рамки не укладывается: украинская сторона построила современный компьютерный тренажер, на котором в деталях моделируется вся севастопольская бухта. И на совместных украинско-американских маневрах американские моряки будут отрабатывать заход (атаку) на базу, на которой по договору должны еще 10 лет стоять российские военные корабли.
Украинцев, в свою очередь, раздражают «великодержавные» замашки России, ее вмешательство в их внутриполитические дела (явная поддержка на прошлых президентских выборах Януковича), «газовый шантаж», ограничения на поставку украинских труб, спор по Керченскому проливу.
Однако на уровне «не политиков» отношения между двумя государствами развиваются если не как у России с Китаем, то все же вполне прилично. В этом году товарооборот составил 8 миллиардов долларов и вырос по сравнению с прошлым годом на 38 процентов, причем в пользу Украины: российский экспорт вырос на 30 процентов, украинский – на 70. В июне Михаил Фрадков и Виктор Янукович подписали программу экономического сотрудничества на три года вперед. Речь идет не об обмене российского газа на украинское сало, а о совместных проектах в сфере нанотехнологий, освоения космоса, обустройства транспортных коридоров. И теперь вот прорыв в области авиастроения.
Украина, судя по оживлению экономических контактов, хочет сблизиться с Россией и как с экономическим лидером, и как с политической силой. По этому поводу наметился раскол внутри украинского истеблишмента, причем по самому принципиальному для двусторонних экономических отношений вопросу – газовому. Три дня назад председатель правления «Нафтагаз Украины» Евгений Бакулин заявил о том, что «изучается вопрос» об обмене с Россией активами в нефтегазовой сфере: «Нафтагаз» передаст «Газпрому» часть магистральных газовых сетей в обмен на допуск к освоению некоторых российских месторождений. Реакция президента Виктора Ющенко была, как всегда, быстрой и неадекватной: «Газовики должны заниматься газом и отойти от политики. Действует закон, который запрещает передавать в частные руки все, что касается газотранспортной структуры». Неадекватность здесь в том, что выгоды передачи газовых сетей «Газпрому» могут подтвердить даже отнюдь не дружественные России эстонские политики: эстонские газовые сети принадлежат российскому концерну, и потому эта страна не испытывает никаких проблем ни с газом, ни с оплатой за него.
Станет ли крупнейшая сделка с «Русланами» экономическим и политическим прорывом в отношениях двух славянских государств? Самое интересное, что, по мнению даже «проющенковских» украинских политологов, ответ на этот вопрос не имеет для России никакого значения. Россия, по их мнению, утратила политический интерес к Украине. Она строит новую базу для флота в Новороссийске, помогает русскому населению в Крыму и готова к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству (хотя большой роли оно не играет). Какой блок победит на выборах в Раду, сменится ли кабинет или президент, в какие союзы Украина вступит – для самодостаточной России это почти безразлично. Выбор должна сделать сама Украина.
Владимир Владимиров
Ведь модернизация и производство будут идти под управлением совместной фирмы «Грузовые летательные аппараты», в которой 60 процентов принадлежат компании «Волга-Днепр», 40 – украинскому авиамоторному заводу «Мотор Сич», но 20 процентов из этого пакета перейдет к украинской корпорации им. Антонова.
Ни украинские, ни российские специалисты не связывают эту сделку с визитом на МАКС Виктора Януковича и его кратким переговорам там с Владимиром Путиным. Напротив, можно считать, что сделка по самолетам совершена не благодаря, а вопреки нынешней российско-украинской политике.
В сфере политики между двумя странами взаимных обид и претензий куда больше, чем договоренностей. Россию обижает принудительная украинизация русскоязычного Крыма, реабилитация УНА-УНСО и бендеровцев, воровство газа и потуги украинского руководства по вступлению в НАТО. И конечно же, нагнетание страстей вокруг российской военно-морской базы в Севастополе и ее береговой инфраструктуры. Очередная выходка по ее поводу вообще ни в какие рамки не укладывается: украинская сторона построила современный компьютерный тренажер, на котором в деталях моделируется вся севастопольская бухта. И на совместных украинско-американских маневрах американские моряки будут отрабатывать заход (атаку) на базу, на которой по договору должны еще 10 лет стоять российские военные корабли.
Украинцев, в свою очередь, раздражают «великодержавные» замашки России, ее вмешательство в их внутриполитические дела (явная поддержка на прошлых президентских выборах Януковича), «газовый шантаж», ограничения на поставку украинских труб, спор по Керченскому проливу.
Однако на уровне «не политиков» отношения между двумя государствами развиваются если не как у России с Китаем, то все же вполне прилично. В этом году товарооборот составил 8 миллиардов долларов и вырос по сравнению с прошлым годом на 38 процентов, причем в пользу Украины: российский экспорт вырос на 30 процентов, украинский – на 70. В июне Михаил Фрадков и Виктор Янукович подписали программу экономического сотрудничества на три года вперед. Речь идет не об обмене российского газа на украинское сало, а о совместных проектах в сфере нанотехнологий, освоения космоса, обустройства транспортных коридоров. И теперь вот прорыв в области авиастроения.
Украина, судя по оживлению экономических контактов, хочет сблизиться с Россией и как с экономическим лидером, и как с политической силой. По этому поводу наметился раскол внутри украинского истеблишмента, причем по самому принципиальному для двусторонних экономических отношений вопросу – газовому. Три дня назад председатель правления «Нафтагаз Украины» Евгений Бакулин заявил о том, что «изучается вопрос» об обмене с Россией активами в нефтегазовой сфере: «Нафтагаз» передаст «Газпрому» часть магистральных газовых сетей в обмен на допуск к освоению некоторых российских месторождений. Реакция президента Виктора Ющенко была, как всегда, быстрой и неадекватной: «Газовики должны заниматься газом и отойти от политики. Действует закон, который запрещает передавать в частные руки все, что касается газотранспортной структуры». Неадекватность здесь в том, что выгоды передачи газовых сетей «Газпрому» могут подтвердить даже отнюдь не дружественные России эстонские политики: эстонские газовые сети принадлежат российскому концерну, и потому эта страна не испытывает никаких проблем ни с газом, ни с оплатой за него.
Станет ли крупнейшая сделка с «Русланами» экономическим и политическим прорывом в отношениях двух славянских государств? Самое интересное, что, по мнению даже «проющенковских» украинских политологов, ответ на этот вопрос не имеет для России никакого значения. Россия, по их мнению, утратила политический интерес к Украине. Она строит новую базу для флота в Новороссийске, помогает русскому населению в Крыму и готова к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству (хотя большой роли оно не играет). Какой блок победит на выборах в Раду, сменится ли кабинет или президент, в какие союзы Украина вступит – для самодостаточной России это почти безразлично. Выбор должна сделать сама Украина.
Владимир Владимиров