Культура
Станислав Говорухин: «Творцы потеряли чувство ответственности»
29 августа
Сегодня в Петербурге в кинотеатре «Аврора» – премьера картины Станислава Говорухина «Артистка». На фестивале «Окно в Европу» фильм получил безоговорочное признание зрителей в конкурсе «Выборгский счет». А профессиональное жюри игрового кино единодушно отдало «Золотую ладью» за лучшую женскую роль в фильме «Артистка» Евгении Добровольской. Человек, который никогда не смеется, – так называют острословы Говорухина – вдруг взял да и снял смешное и оптимистичное кино.
– Станислав Сергеевич, помню потрясение от вашего фильма «Так жить нельзя». Это был просто взрыв в сознании. Тогда, в конце 80-х – начале 90-х, вы сумели задеть болевую точку. Сегодня вы делаете другое кино – развлекательное. Что произошло?
– Ничего не произошло. Работа, которую я проделал в фильмах «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», продолжается, но только в Госдуме. А кино, искусство – это отдельно, хотя мое мировоззрение, мои жизненные приоритеты, конечно, сказываются на том, что я делаю.
– В фильм «Артистка» вы пригласили звезд – Евгению Добровольскую, Марию Аронову, Александра Абдулова, Михаила Ефремова, Федора Бондарчука. Этакий антрепризный подход. Вы это сделали намеренно?
– Да, намеренно. Хотелось бы, чтобы кино дошло до зрителя, а зрителю нужны известные имена.
– Как вы отбирали актеров на роли?
– По принципу: «Алле, Маша, алле, Женя? Ты свободна в августе?» И согласие артисты давали так: «Если роль хорошая, то сниматься буду». Так что никаких проб. И вместо Евгении Добровольской могла быть другая актриса, если бы та была занята.
– Картине предрекают хороший прокат.
– Ошибаются. Потому что тем людям, которые сидят в кинотеатрах, юмор моей картины просто недоступен. Им надо шуточки типа «Комеди клаб». Если удастся затащить студенческую университетскую молодежь, людей постарше, особенно женщин, то, может быть, наши прокатчики уйдут в ноль.
– На Выборгском фестивале «Окно в Европу» зал был полный…
– Так фестивальный зритель – не показательный, как вы не понимаете. По фестивалям о будущем прокате картины судить нельзя.
– Знаю, что вы снимаете картину «Пассажирка». О чем будет картина?
– Сценарий написан Сергеем Ашкенази по рассказу писателя Константина Станюковича, автора лучших в мире морских повестей и рассказов. Тут много всего будет. Это и любовная история, и рассказ о русском флоте – в назидание нынешним морякам.
– Вы употребили слово «назидание»…
– Я специально его произнес, потому что задача каждого художника – воспитывать развлекая. Если он этой задачи за собой не чувствует, то, вне всяких сомнений, он не художник. Кино – массовое искусство, и режиссеры должны понимать, что они в большой ответственности перед зрителем. А сегодня очень многие творцы потеряли чувство ответственности за то, что они делают. Вот это кино мне отвратительно, тем более что оно чистое обезьянничанье. Оно ничем не отличается от американского.
– У вас пессимистические прогнозы по поводу развития российского кино?
– Да, пессимистические, конечно. Никакого возрождения кинематографа я не вижу. Я бы говорил о возрождении киноиндустрии, она сегодня очень мощная в России. Киностудии оборудованы прекрасной аппаратурой, государство финансирует почти каждый фильм. Киноиндустрия восстановлена благодаря, извините за нескромность, мне. И моим товарищам. Потому что не без моего участия в 1998 году был принят Закон о поддержке кинематографа. Не так-то просто было его принять.
– Что приходилось преодолевать?
– Нужно было обойти каждого депутата, с каждым поговорить, убедить, с кем-то выпить. Это к разговору, зачем людям искусства находиться в парламенте. Если бы меня не было в парламенте, то и кинематографа бы не было. И многие люди этого не понимают. Каждый год, каждый сентябрь идет жуткая борьба за то, чтобы выбить деньги на культуру. Если говорить о кино, то по художественному уровню оно даже не приближается к советскому кинематографу, выросшему в неволе в тоталитарном государстве. А вот работающие в условиях свободы творцы, посмотрите, какой ужас производят! Фильмы на одну и ту же тему: воры, менты, проститутки. И все под Америку.
– Про Америку мы далеко не все знаем – мы же не самые лучшие образцы видим.
– Именно лучшие, уверяю вас! Премьеры во всем мире в один день идут. Американское кино давно и верно дуреет, как и наше. Сегодня американский зритель, тот, который дает кассу, – это подросток, цветной, неграмотный. Примерно такая же публика и в российских кинотеатрах. Кино в чистом виде – коммерческое мероприятие: каждому хочется заработать, не потерять вложенные деньги. А для этого продюсер или режиссер должен удовлетворять вкусы дебильных подростков.
– Вы говорите, искусство воспитывает. Но есть категория зрителей, которые массовые фильмы не смотрят. Его какими картинами нужно воспитывать – элитарным кино?
– Элитарное кино, на мой взгляд, еще вреднее, чем дебильное, чем всякие «Дозоры». Мне кажется, так называемая элита еще меньше понимает в искусстве, чем средней руки художник. Это скучное кино, которое забывается через год-два.
– Хотели бы вы вернуть цензуру?
– В обязательном порядке. Я об этом все время говорю. Невозможно, чтобы с одним и тем же названием выходило по три фильма сразу и это становилось известно только перед показом! Существовала же когда-то редколлегия при Госкино. Она обсуждала сценарии, определяла, насколько соответствует нравственным критериям сюжет. А теперь мне присылают 40 сценариев и говорят: через три дня дайте письменный отзыв. Что это такое? Что за спешка, что за подход? Даже в не любимой мной Америке существует нравственная цензура. И во всем мире есть. А у нас катастрофа.
– Мне кажется, если уж и говорить о цензуре, то это в большей степени должно относиться к телевидению.
– Тут даже не цензура нужна, а контроль. Мы ничего нового не придумали, когда в 1998 году принимали в Думе закон, взяв за основу французское законодательство. Если там покажут по телеканалу безнравственный фильм, который может вредно повлиять на подростков, то канал будет оштрафован. А вот на наш закон наложили вето. И теперь его невозможно пробить – телевизионное лобби непобедимо.
– Не опасаетесь, что хорошие фильмы положат на полку?
– Нет, не боюсь. Даже при советской власти на полку попадали фильмы большей частью не из идейных соображений, а именно безнравственные или низкого художественного качества. Чтобы не ходить далеко за примером – вот великие мастера Любовь Орлова и Григорий Александров сняли фильм «Творец и лира». Этот фильм оказался на полке по причине низкого качества. Ну да, обманывали двух стариков, говорили, мол, фильм о разведчице, КГБ придирается. А на самом деле просто бездарный фильм был. Поверьте, таких картин, как «Проверка на дорогах» Германа, нашли не так-то много на полках.
– Выборгский фестиваль показал, что нравственные ценности возвращаются. Замечательные фильмы появляются, это и «Простые вещи» Алексея Попогребского, и «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой…
– Согласен, нравственные вещи возвращаются. Но кто, кто это будет смотреть? 50 процентов молодежи просто не увидят этих нравственных фильмов. Это раньше можно было повлиять на них. Я снимал когда-то суперкассовые картины. Мальчишки смотрели мои фильмы по 7–8 раз, например, снятый по моему сценарию «Пираты XX века». Романтические приключения. А пресса ругала – в каждом номере «Литературной газеты» упоминалась эта «непотребщина» – «Пираты XX века».
– Вот видите, как изменились времена. Теперь-то не ругают?
– Не ругают. Но и не смотрят.
Станислав Говорухин снял более десяти игровых фильмов, популярность ему принесла картина «Вертикаль» с Владимиром Высоцким (1967). Говорухин снялся в 20 фильмах, сыграл главную роль в ленте Сергея Соловьева «Асса». Основоположник российского кинофестивального движения: в 1987 году организовал в Одессе первый международный фестиваль жанрового кино «Золотой Дюк». Рекорды кассовых сборов побила картина Говорухина «Так жить нельзя» (приз Союза кинематографистов «Ника» – 1990). 10 лет работал в Государственной думе, занимал должности председателя парламентской фракции Демократической партии России, руководителя Комитета по культуре. В 2003-м Станислав Говорухин ушел из парламента. С 2005 года он депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Беседовала Елена Добрякова
– Станислав Сергеевич, помню потрясение от вашего фильма «Так жить нельзя». Это был просто взрыв в сознании. Тогда, в конце 80-х – начале 90-х, вы сумели задеть болевую точку. Сегодня вы делаете другое кино – развлекательное. Что произошло?
– Ничего не произошло. Работа, которую я проделал в фильмах «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», продолжается, но только в Госдуме. А кино, искусство – это отдельно, хотя мое мировоззрение, мои жизненные приоритеты, конечно, сказываются на том, что я делаю.
– В фильм «Артистка» вы пригласили звезд – Евгению Добровольскую, Марию Аронову, Александра Абдулова, Михаила Ефремова, Федора Бондарчука. Этакий антрепризный подход. Вы это сделали намеренно?
– Да, намеренно. Хотелось бы, чтобы кино дошло до зрителя, а зрителю нужны известные имена.
– Как вы отбирали актеров на роли?
– По принципу: «Алле, Маша, алле, Женя? Ты свободна в августе?» И согласие артисты давали так: «Если роль хорошая, то сниматься буду». Так что никаких проб. И вместо Евгении Добровольской могла быть другая актриса, если бы та была занята.
– Картине предрекают хороший прокат.
– Ошибаются. Потому что тем людям, которые сидят в кинотеатрах, юмор моей картины просто недоступен. Им надо шуточки типа «Комеди клаб». Если удастся затащить студенческую университетскую молодежь, людей постарше, особенно женщин, то, может быть, наши прокатчики уйдут в ноль.
– На Выборгском фестивале «Окно в Европу» зал был полный…
– Так фестивальный зритель – не показательный, как вы не понимаете. По фестивалям о будущем прокате картины судить нельзя.
– Знаю, что вы снимаете картину «Пассажирка». О чем будет картина?
– Сценарий написан Сергеем Ашкенази по рассказу писателя Константина Станюковича, автора лучших в мире морских повестей и рассказов. Тут много всего будет. Это и любовная история, и рассказ о русском флоте – в назидание нынешним морякам.
– Вы употребили слово «назидание»…
– Я специально его произнес, потому что задача каждого художника – воспитывать развлекая. Если он этой задачи за собой не чувствует, то, вне всяких сомнений, он не художник. Кино – массовое искусство, и режиссеры должны понимать, что они в большой ответственности перед зрителем. А сегодня очень многие творцы потеряли чувство ответственности за то, что они делают. Вот это кино мне отвратительно, тем более что оно чистое обезьянничанье. Оно ничем не отличается от американского.
– У вас пессимистические прогнозы по поводу развития российского кино?
– Да, пессимистические, конечно. Никакого возрождения кинематографа я не вижу. Я бы говорил о возрождении киноиндустрии, она сегодня очень мощная в России. Киностудии оборудованы прекрасной аппаратурой, государство финансирует почти каждый фильм. Киноиндустрия восстановлена благодаря, извините за нескромность, мне. И моим товарищам. Потому что не без моего участия в 1998 году был принят Закон о поддержке кинематографа. Не так-то просто было его принять.
– Что приходилось преодолевать?
– Нужно было обойти каждого депутата, с каждым поговорить, убедить, с кем-то выпить. Это к разговору, зачем людям искусства находиться в парламенте. Если бы меня не было в парламенте, то и кинематографа бы не было. И многие люди этого не понимают. Каждый год, каждый сентябрь идет жуткая борьба за то, чтобы выбить деньги на культуру. Если говорить о кино, то по художественному уровню оно даже не приближается к советскому кинематографу, выросшему в неволе в тоталитарном государстве. А вот работающие в условиях свободы творцы, посмотрите, какой ужас производят! Фильмы на одну и ту же тему: воры, менты, проститутки. И все под Америку.
– Про Америку мы далеко не все знаем – мы же не самые лучшие образцы видим.
– Именно лучшие, уверяю вас! Премьеры во всем мире в один день идут. Американское кино давно и верно дуреет, как и наше. Сегодня американский зритель, тот, который дает кассу, – это подросток, цветной, неграмотный. Примерно такая же публика и в российских кинотеатрах. Кино в чистом виде – коммерческое мероприятие: каждому хочется заработать, не потерять вложенные деньги. А для этого продюсер или режиссер должен удовлетворять вкусы дебильных подростков.
– Вы говорите, искусство воспитывает. Но есть категория зрителей, которые массовые фильмы не смотрят. Его какими картинами нужно воспитывать – элитарным кино?
– Элитарное кино, на мой взгляд, еще вреднее, чем дебильное, чем всякие «Дозоры». Мне кажется, так называемая элита еще меньше понимает в искусстве, чем средней руки художник. Это скучное кино, которое забывается через год-два.
– Хотели бы вы вернуть цензуру?
– В обязательном порядке. Я об этом все время говорю. Невозможно, чтобы с одним и тем же названием выходило по три фильма сразу и это становилось известно только перед показом! Существовала же когда-то редколлегия при Госкино. Она обсуждала сценарии, определяла, насколько соответствует нравственным критериям сюжет. А теперь мне присылают 40 сценариев и говорят: через три дня дайте письменный отзыв. Что это такое? Что за спешка, что за подход? Даже в не любимой мной Америке существует нравственная цензура. И во всем мире есть. А у нас катастрофа.
– Мне кажется, если уж и говорить о цензуре, то это в большей степени должно относиться к телевидению.
– Тут даже не цензура нужна, а контроль. Мы ничего нового не придумали, когда в 1998 году принимали в Думе закон, взяв за основу французское законодательство. Если там покажут по телеканалу безнравственный фильм, который может вредно повлиять на подростков, то канал будет оштрафован. А вот на наш закон наложили вето. И теперь его невозможно пробить – телевизионное лобби непобедимо.
– Не опасаетесь, что хорошие фильмы положат на полку?
– Нет, не боюсь. Даже при советской власти на полку попадали фильмы большей частью не из идейных соображений, а именно безнравственные или низкого художественного качества. Чтобы не ходить далеко за примером – вот великие мастера Любовь Орлова и Григорий Александров сняли фильм «Творец и лира». Этот фильм оказался на полке по причине низкого качества. Ну да, обманывали двух стариков, говорили, мол, фильм о разведчице, КГБ придирается. А на самом деле просто бездарный фильм был. Поверьте, таких картин, как «Проверка на дорогах» Германа, нашли не так-то много на полках.
– Выборгский фестиваль показал, что нравственные ценности возвращаются. Замечательные фильмы появляются, это и «Простые вещи» Алексея Попогребского, и «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой…
– Согласен, нравственные вещи возвращаются. Но кто, кто это будет смотреть? 50 процентов молодежи просто не увидят этих нравственных фильмов. Это раньше можно было повлиять на них. Я снимал когда-то суперкассовые картины. Мальчишки смотрели мои фильмы по 7–8 раз, например, снятый по моему сценарию «Пираты XX века». Романтические приключения. А пресса ругала – в каждом номере «Литературной газеты» упоминалась эта «непотребщина» – «Пираты XX века».
– Вот видите, как изменились времена. Теперь-то не ругают?
– Не ругают. Но и не смотрят.
досье «нв»
Станислав Говорухин снял более десяти игровых фильмов, популярность ему принесла картина «Вертикаль» с Владимиром Высоцким (1967). Говорухин снялся в 20 фильмах, сыграл главную роль в ленте Сергея Соловьева «Асса». Основоположник российского кинофестивального движения: в 1987 году организовал в Одессе первый международный фестиваль жанрового кино «Золотой Дюк». Рекорды кассовых сборов побила картина Говорухина «Так жить нельзя» (приз Союза кинематографистов «Ника» – 1990). 10 лет работал в Государственной думе, занимал должности председателя парламентской фракции Демократической партии России, руководителя Комитета по культуре. В 2003-м Станислав Говорухин ушел из парламента. С 2005 года он депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Беседовала Елена Добрякова