Экономика
Расселяй и властвуй?
20 сентября
На этой неделе Смольный принял законопроект «Об адресной программе развития застроенных территорий», иными словами – о расселении и сносе нынешних хрущевских кварталов. Это один из самых крупных и амбициозных социально-экономических проектов города, и в целом горожане и бизнес его поддерживают. Но именно в целом. Что же касается конкретных вопросов, по ним уже возникла дискуссия.
Выступивший на страницах «НВ» один из руководителей «Союзпетростроя» Евгений Каплан («Антихрущобная» революция», 4 сентября) заявил, что обещание городского правительства предоставить всем расселенцам новые квартиры в тех же кварталах нереально. Поставил он под сомнение и некоторые другие разделы программы.
Эта публикация заинтересовала многих: ведь Петербург один из самых «хрущобных» городов. Поэтому мы решили продолжить обсуждение проблемы. Как выяснилось, планы городского правительства устраивают далеко не всех жителей хрущевских кварталов. Позицию представителей общественного движения «В защиту прав граждан, проживающих в домах первых массовых серий» мы попросили прокомментировать заместителя председателя этого движения юриста Татьяну КУРБЫКО.
– Протестное движение жителей пятиэтажек против планов по их сносу набирает силу. Означает ли это, что для хрущевцев предпочтительнее реконструкция этих домов?
– Отнюдь нет – мы именно за расселение. Потому что реконструкция хрущевок порой превращается в многолетние мытарства жильцов. Их могут расселить по нормам временного проживания – шесть квадратных метров жилплощади на человека – в общежития или маневренный фонд. Вернуться обратно в свой отремонтированный дом не так просто, к тому же есть риск получить квартиру еще меньших габаритов – здесь стены утолщили, там короб для вентиляции поставили.
– Так что же вас не устраивает в планах города?
– Нет понятного механизма расселения. Мы ожидали новшеств, но, получив для ознакомления проект этого документа, узнали, что переселение будет осуществляться «в установленном законодательством порядке», а такого порядка пока нет. В 14-ю статью закона «О жилищной политике» (по гарантиям прав граждан при высвобождении площадей и расселении в связи со сносом) нужно было внести изменения, которые установят четкие правила: на их основании можно будет реально вести переговоры с жителями хрущевок. Но этого не произошло. Хотя председатель жилищного комитета Юнис Лукманов уверяет всех, что в пакете из семи жилищных законопроектов, который вносится на утверждение петербургским ЗС, соответствующие механизмы прописаны. Зачем такое говорить? Четких правил расселения ни для хрущевок, ни для коммунальных квартир нет.
У нас вся система предоставления нового жилья достаточно запутана. Если вы не стоите на очереди – получите аналогичный метраж, хотя у вас проживают 11 человек на 50 квадратных метрах. Если стоите – 18 квадратных метров на человека, и то в случае, когда вы не собственник, а наниматель. При этом одни очередники должны будут доплачивать за свои квартиры, другие – получать их бесплатно. С собственниками – очередниками и обычными – все еще сложнее, тем более когда они расселяются принудительно.
Создайте понятные всем правила, но и по ним каждая ситуация с переселением должна рассматриваться индивидуально, иначе это может грозить спорами и судебными разбирательствами.
– Наибольшее неприятие у жителей хрущевок вызывает не столько само добровольно-принудительное расселение, сколько то, что они не могут сами избрать место нового проживания…
– Бесспорно, справедливо было бы учитывать пожелания, в какой именно части Петербурга люди хотят жить. И здесь можно найти решение. Предлагаемая нами позиция достаточно простая. Я думаю, с ней согласятся все – и город, и застройщики, и сами жители. Со стороны городских властей было бы очень правильным предложить такой механизм, как использование коэффициентов переселения. Смысл его состоит в следующем. Если горожанин хочет оставаться в пределах прежней территории, он получает жилье аналогичной площади. Если же жилец хрущевки согласен, предположим, переселиться на территорию соседнего района, то его расселяют с коэффициентом, например, 1,2.
– То есть он получает несколько больший метраж или большую денежную компенсацию?
– Именно так. За то, что он идет навстречу решениям правительства при выполнении городской программы. Мы считаем, что без согласия жителей программа реновации территорий под хрущевками неосуществима. Поэтому многие инвесторы согласны: если житель хрущевки переезжает в отдаленные районы – ему за это доплачивается, причем в некоторых случаях коэффициент переселения может быть даже 1,8. На таких условиях к переезду на окраины будут готовы многие. Но сегодня закон, который вносится на утверждение в ЗС – об адресной программе развития застроенных территорий, – трактует следующее: жителей будут переселять в пределах данного квартала или близлежащих к нему районов. Согласитесь, понятие «близлежащие» – весьма неопределенное. Например, для Кировского района это может быть и Красное Село, и Шушары, а это уже окраины.
– Тем не менее городское правительство намерено форсировать выполнение программы.
– Мы полагаем, что ни в одном районе этот процесс не начнется раньше чем через два года, поскольку город пока ничего не строит под расселение..
– Но губернатор Валентина Матвиенко утверждает, что первые торги по хрущевкам пройдут уже в декабре текущего года.
– Только если будет готова необходимая документация. Полагаю, что ни одного паспорта территорий по участкам, предназначенным для реновации, за лето сделано не было. А паспорт должен учитывать все сведения – сколько нанимателей, собственников, инвалидов проживают на данном участке, сколько потребуется площадей для переселения. Инвестор должен идти на торги, будучи уверенным, что он сможет выполнить поставленную задачу.
– В этой ситуации – какова задача вашего движения?
– Мы не боремся с городом, а предлагаем представителям властей сесть за стол переговоров с жителями кварталов, подлежащих реновации, и определить, что конкретно они хотят. Но в одной из районных администраций нам заявили – никто не спросит жителей о расселении, об этом договариваются районные власти и застройщик. Однако возникает вопрос: кто будет подписывать договоры о выкупной цене, об обмене жилья, соглашения между собственниками? Разве их будет заключать администрация с инвестором? На сегодняшний день существуют три равноправные стороны, задействованные в реализации этого проекта, – жильцы, инвестор и город.
Хотя городская администрация и утверждает, что еще ни одного суда не проиграла, но существует еще Верховный суд. А договор, подписанный под принуждением, не действителен.
Выступивший на страницах «НВ» один из руководителей «Союзпетростроя» Евгений Каплан («Антихрущобная» революция», 4 сентября) заявил, что обещание городского правительства предоставить всем расселенцам новые квартиры в тех же кварталах нереально. Поставил он под сомнение и некоторые другие разделы программы.
Эта публикация заинтересовала многих: ведь Петербург один из самых «хрущобных» городов. Поэтому мы решили продолжить обсуждение проблемы. Как выяснилось, планы городского правительства устраивают далеко не всех жителей хрущевских кварталов. Позицию представителей общественного движения «В защиту прав граждан, проживающих в домах первых массовых серий» мы попросили прокомментировать заместителя председателя этого движения юриста Татьяну КУРБЫКО.
– Протестное движение жителей пятиэтажек против планов по их сносу набирает силу. Означает ли это, что для хрущевцев предпочтительнее реконструкция этих домов?
– Отнюдь нет – мы именно за расселение. Потому что реконструкция хрущевок порой превращается в многолетние мытарства жильцов. Их могут расселить по нормам временного проживания – шесть квадратных метров жилплощади на человека – в общежития или маневренный фонд. Вернуться обратно в свой отремонтированный дом не так просто, к тому же есть риск получить квартиру еще меньших габаритов – здесь стены утолщили, там короб для вентиляции поставили.
– Так что же вас не устраивает в планах города?
– Нет понятного механизма расселения. Мы ожидали новшеств, но, получив для ознакомления проект этого документа, узнали, что переселение будет осуществляться «в установленном законодательством порядке», а такого порядка пока нет. В 14-ю статью закона «О жилищной политике» (по гарантиям прав граждан при высвобождении площадей и расселении в связи со сносом) нужно было внести изменения, которые установят четкие правила: на их основании можно будет реально вести переговоры с жителями хрущевок. Но этого не произошло. Хотя председатель жилищного комитета Юнис Лукманов уверяет всех, что в пакете из семи жилищных законопроектов, который вносится на утверждение петербургским ЗС, соответствующие механизмы прописаны. Зачем такое говорить? Четких правил расселения ни для хрущевок, ни для коммунальных квартир нет.
У нас вся система предоставления нового жилья достаточно запутана. Если вы не стоите на очереди – получите аналогичный метраж, хотя у вас проживают 11 человек на 50 квадратных метрах. Если стоите – 18 квадратных метров на человека, и то в случае, когда вы не собственник, а наниматель. При этом одни очередники должны будут доплачивать за свои квартиры, другие – получать их бесплатно. С собственниками – очередниками и обычными – все еще сложнее, тем более когда они расселяются принудительно.
Создайте понятные всем правила, но и по ним каждая ситуация с переселением должна рассматриваться индивидуально, иначе это может грозить спорами и судебными разбирательствами.
– Наибольшее неприятие у жителей хрущевок вызывает не столько само добровольно-принудительное расселение, сколько то, что они не могут сами избрать место нового проживания…
– Бесспорно, справедливо было бы учитывать пожелания, в какой именно части Петербурга люди хотят жить. И здесь можно найти решение. Предлагаемая нами позиция достаточно простая. Я думаю, с ней согласятся все – и город, и застройщики, и сами жители. Со стороны городских властей было бы очень правильным предложить такой механизм, как использование коэффициентов переселения. Смысл его состоит в следующем. Если горожанин хочет оставаться в пределах прежней территории, он получает жилье аналогичной площади. Если же жилец хрущевки согласен, предположим, переселиться на территорию соседнего района, то его расселяют с коэффициентом, например, 1,2.
– То есть он получает несколько больший метраж или большую денежную компенсацию?
– Именно так. За то, что он идет навстречу решениям правительства при выполнении городской программы. Мы считаем, что без согласия жителей программа реновации территорий под хрущевками неосуществима. Поэтому многие инвесторы согласны: если житель хрущевки переезжает в отдаленные районы – ему за это доплачивается, причем в некоторых случаях коэффициент переселения может быть даже 1,8. На таких условиях к переезду на окраины будут готовы многие. Но сегодня закон, который вносится на утверждение в ЗС – об адресной программе развития застроенных территорий, – трактует следующее: жителей будут переселять в пределах данного квартала или близлежащих к нему районов. Согласитесь, понятие «близлежащие» – весьма неопределенное. Например, для Кировского района это может быть и Красное Село, и Шушары, а это уже окраины.
– Тем не менее городское правительство намерено форсировать выполнение программы.
– Мы полагаем, что ни в одном районе этот процесс не начнется раньше чем через два года, поскольку город пока ничего не строит под расселение..
– Но губернатор Валентина Матвиенко утверждает, что первые торги по хрущевкам пройдут уже в декабре текущего года.
– Только если будет готова необходимая документация. Полагаю, что ни одного паспорта территорий по участкам, предназначенным для реновации, за лето сделано не было. А паспорт должен учитывать все сведения – сколько нанимателей, собственников, инвалидов проживают на данном участке, сколько потребуется площадей для переселения. Инвестор должен идти на торги, будучи уверенным, что он сможет выполнить поставленную задачу.
– В этой ситуации – какова задача вашего движения?
– Мы не боремся с городом, а предлагаем представителям властей сесть за стол переговоров с жителями кварталов, подлежащих реновации, и определить, что конкретно они хотят. Но в одной из районных администраций нам заявили – никто не спросит жителей о расселении, об этом договариваются районные власти и застройщик. Однако возникает вопрос: кто будет подписывать договоры о выкупной цене, об обмене жилья, соглашения между собственниками? Разве их будет заключать администрация с инвестором? На сегодняшний день существуют три равноправные стороны, задействованные в реализации этого проекта, – жильцы, инвестор и город.
Хотя городская администрация и утверждает, что еще ни одного суда не проиграла, но существует еще Верховный суд. А договор, подписанный под принуждением, не действителен.