Экономика
Небесная ласточка российского авиапрома
27 сентября
Вчера в Комсомольске-на-Амуре в первый раз показали публике самолет Sukhoi Super Jet 100 (SSJ100). С новейшим самолетом связывают большие надежды и амбициозные планы. Если все пойдет так, как задумали инициаторы проекта, Россия сможет претендовать на 20–25 процентов мирового рынка гражданских самолетов. Одним из первых «надежду российского авиапрома», как уже окрестили лайнер, увидел Сергей Иванов.
Новинка российского авиапрома стала главным героем Международного авикосмического салона (МАКС) в августе. Даже Владимир Путин, который приехал на авиасалон до официального открытия, уделил самолету особое внимание. Лично опробовал тренажер, который уже сделали для переподготовки пилотов. Пробный «полет» президент совершал над окрестностями завода в Комсомольске-на-Амуре. Первая попытка Владимира Путина закончилась «катастрофой», вторая – мягкой посадкой.
Именно вторую попытку участники проект SSJ100 восприняли как добрый знак. На «МАКС-2007» было объявлено, что уже есть договоренности и контракты на приобретение 80 самолетов. Цифра для российского авиапрома и нового самолета – фантастическая. По предварительным оценкам, нужно продать всего 300 самолетов, чтобы окупились затраты на проект.
Фактически Владимир Путин своим интересом привлек повышенное внимание к новому самолету. Все руководители авиакомпаний, которые приехали на «МАКС-2007», говорили, что намерены купить SSJ100. Правда, о том, сколько – старательно умалчивали. Осторожность была понятна: на тот момент даже не началась программа испытаний. Судить о характеристиках нового лайнера можно было только по ярким буклетам и довольно скупым словам сотрудников корпорации «Сухой».
В ситуации информационного голода случившееся вчера в Комсомольске-на-Амуре стало сенсацией. В принципе, само действо – выкатка или показ нового самолета – уже событие. Но присутствие первого вице-премьера Сергея Иванова резко повысило статус мероприятия. Зампред правительства специально пересек всю страну, а не сделал выкатку SSJ100 частью какой-либо деловой поездки.
Сергей Иванов первым прикоснулся к новому лайнеру. Вместе с рабочими, создававшими этот самолет, он подошел к нему и похлопал рукой по авиадвигателю. Затем первый вице-премьер поблагодарил рабочих, а также обратил особое внимание на оригинальность дизайна Sukhoi Super Jet 100.
– Промышленный дизайн у нас тоже на мировом уровне, – сказал Сергей Иванов.
Похоже, на него произвела впечатление окраска самолета – в цвета российского флага.
Как пояснили представители корпорации «Сухой», к выкатке был готов планер. По сути, это «черновик» самолета – на нем не делали салон. Но в целом первый SSJ100 готов к испытаниям. Еще четыре самолета будут готовы в ближайшее время.
Разработка Sukhoi Super Jet 100 заняла почти 10 лет. Он стал совместным проектом «Сухого», «Ильюшина» и Boeing’а. Всего в разработке самолета принимали участие специалисты и инженеры 20 крупнейших мировых компаний. Предполагалось, что SSJ100 заменит самолеты класса Ту-134. То есть речь идет о региональном самолете, который сможет перевозить от 75 до 120 пассажиров. Именно такие самолеты нуждаются в срочной замене.
Как заверил глава холдинга «Сухой» Михаил Погасян, до конца года SSJ100 поднимется в воздух. А первым получит новые самолеты российский заказчик – «Аэрофлот» – уже в ноябре 2008 года. К декабрю 2009 года лайнеры пополнят парк компании Itali. Портфель заказов ко дню выкатки составил 73 самолета, а к концу года может превысить порог в 100 лайнеров.
Всего же, как предсказывает средне-взвешенный прогноз, будет произведено 800–900 лайнеров SSJ100. Оптимистический прогноз называет цифру 1200 машин.
Даже если производство будет ограничено цифрой в 800 самолетов, это будет означать прорыв российского авиапрома. И серьезную заявку на конкуренцию с мировыми «грандами». По данным «НВ», опыт, который был приобретен в рамках проекта, будет использован на других. Например, не исключено, что уже в следующем году Росавиация сможет сформулировать задание на дальнемагистральные самолеты. Но на их разработку потребуется меньше времени, чем ушло на SSJ100. И, что бы ни говорили скептики, – это большой успех.
(Комментарий – на стр. 5)
Особенностью достаточно консервативной окраски SSJ100 стали 265 000 точек разной величины по всему фюзеляжу самолета и использование пяти оттенков синего, рассказал президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса» Владимир Пирожков. По его словам, на работу ушло две недели и «несколько сотен тысяч евро».
Никита Федоров
Новинка российского авиапрома стала главным героем Международного авикосмического салона (МАКС) в августе. Даже Владимир Путин, который приехал на авиасалон до официального открытия, уделил самолету особое внимание. Лично опробовал тренажер, который уже сделали для переподготовки пилотов. Пробный «полет» президент совершал над окрестностями завода в Комсомольске-на-Амуре. Первая попытка Владимира Путина закончилась «катастрофой», вторая – мягкой посадкой.
Именно вторую попытку участники проект SSJ100 восприняли как добрый знак. На «МАКС-2007» было объявлено, что уже есть договоренности и контракты на приобретение 80 самолетов. Цифра для российского авиапрома и нового самолета – фантастическая. По предварительным оценкам, нужно продать всего 300 самолетов, чтобы окупились затраты на проект.
Фактически Владимир Путин своим интересом привлек повышенное внимание к новому самолету. Все руководители авиакомпаний, которые приехали на «МАКС-2007», говорили, что намерены купить SSJ100. Правда, о том, сколько – старательно умалчивали. Осторожность была понятна: на тот момент даже не началась программа испытаний. Судить о характеристиках нового лайнера можно было только по ярким буклетам и довольно скупым словам сотрудников корпорации «Сухой».
В ситуации информационного голода случившееся вчера в Комсомольске-на-Амуре стало сенсацией. В принципе, само действо – выкатка или показ нового самолета – уже событие. Но присутствие первого вице-премьера Сергея Иванова резко повысило статус мероприятия. Зампред правительства специально пересек всю страну, а не сделал выкатку SSJ100 частью какой-либо деловой поездки.
Сергей Иванов первым прикоснулся к новому лайнеру. Вместе с рабочими, создававшими этот самолет, он подошел к нему и похлопал рукой по авиадвигателю. Затем первый вице-премьер поблагодарил рабочих, а также обратил особое внимание на оригинальность дизайна Sukhoi Super Jet 100.
– Промышленный дизайн у нас тоже на мировом уровне, – сказал Сергей Иванов.
Похоже, на него произвела впечатление окраска самолета – в цвета российского флага.
Как пояснили представители корпорации «Сухой», к выкатке был готов планер. По сути, это «черновик» самолета – на нем не делали салон. Но в целом первый SSJ100 готов к испытаниям. Еще четыре самолета будут готовы в ближайшее время.
Разработка Sukhoi Super Jet 100 заняла почти 10 лет. Он стал совместным проектом «Сухого», «Ильюшина» и Boeing’а. Всего в разработке самолета принимали участие специалисты и инженеры 20 крупнейших мировых компаний. Предполагалось, что SSJ100 заменит самолеты класса Ту-134. То есть речь идет о региональном самолете, который сможет перевозить от 75 до 120 пассажиров. Именно такие самолеты нуждаются в срочной замене.
Как заверил глава холдинга «Сухой» Михаил Погасян, до конца года SSJ100 поднимется в воздух. А первым получит новые самолеты российский заказчик – «Аэрофлот» – уже в ноябре 2008 года. К декабрю 2009 года лайнеры пополнят парк компании Itali. Портфель заказов ко дню выкатки составил 73 самолета, а к концу года может превысить порог в 100 лайнеров.
Всего же, как предсказывает средне-взвешенный прогноз, будет произведено 800–900 лайнеров SSJ100. Оптимистический прогноз называет цифру 1200 машин.
Даже если производство будет ограничено цифрой в 800 самолетов, это будет означать прорыв российского авиапрома. И серьезную заявку на конкуренцию с мировыми «грандами». По данным «НВ», опыт, который был приобретен в рамках проекта, будет использован на других. Например, не исключено, что уже в следующем году Росавиация сможет сформулировать задание на дальнемагистральные самолеты. Но на их разработку потребуется меньше времени, чем ушло на SSJ100. И, что бы ни говорили скептики, – это большой успех.
(Комментарий – на стр. 5)
Особенностью достаточно консервативной окраски SSJ100 стали 265 000 точек разной величины по всему фюзеляжу самолета и использование пяти оттенков синего, рассказал президент центра промышленного дизайна и инноваций «Астра Росса» Владимир Пирожков. По его словам, на работу ушло две недели и «несколько сотен тысяч евро».
Никита Федоров