Культура
«Почему здесь нет детей?»
27 сентября
Уникальный школьный музей «А музы не молчали…» отмечает свой юбилей. Сорок лет назад усилиями учеников и педагогов 235-й школы во главе с учителем физкультуры Евгением Линдом стала создаваться коллекция, рассказывающая историю блокадного Ленинграда через судьбы музыкантов, композиторов, артистов, художников.
Традиционно 25 сентября, в день рождения композитора Дмитрия Шостаковича, здесь собираются ветераны. В этом году памятная дата стала и днем открытия обновленной экспозиции «Музыканты блокадного Ленинграда».
– Экспозиция изменилась – она стала интерактивной: можно включить патефон, можно играть на рояле, кроме того, стало больше героев, о которых мы рассказываем, – говорит руководитель музея Ольга Прутт.
Совершая экскурсию по залу, гости музея видят воссозданный уголок блокадной комнаты с печкой-буржуйкой, с гильзами, которыми играли дети, с пострадавшими во время обстрела книгами. Еще одна комната – с роялем знаменитого дирижера Карла Элиасберга. В ней воспроизвели интерьеры дома Союза композиторов Ленинграда военного времени. В витринах собраны письма и дневники, фотографии и пригласительные билеты на концерты, партитуры и книги композиторов, ушедших в ополчение, и музыкантов, выступавших в осажденном городе.
Большая часть экспозиции посвящена Дмитрию Шостаковичу, его деятельности во время войны, творческой и общественной помощи коллегам. В этом музее нет случайных экспонатов, которые должны создавать «исторический фон», каждая вещь имеет свою биографию.
– Вот эту куклу нашли на пепелище на углу Невского и Восстания, буржуйка – из комнаты композитора Бориса Асафьева, стекло со следами военной заклейки было в окне дома рядом с булочной на площади Труда, его принесли наши ребята в 1982 году, – Ольга Прутт знает историю каждого экспоната.
За 40 лет школьный музей разросся настолько, что пришлось строить специальное здание. 20 тысяч экспонатов разместили на трех этажах, основные экспозиции о театре и музыке в блокадном городе дополнили материалы по истории школы и уголок, посвященный основателю музея легендарному Линду.
– После смерти отца я передала сюда вещи и документы отца, – рассказывает Анастасия Федотова, дочь Евгения Линда, – к сожалению, он здесь не был, только фотографии видел. Он всегда хотел, чтобы музей был именно школьным, а не городским, поэтому не понятно, почему сегодня здесь только ветераны и нет детей.
Вещи ленинградцев, переживших блокаду, – основа коллекции музея, которая не перестает пополняться, несмотря на прошедшие с окончания войны 60 лет. В витрине, рассказывающей о музыкальном образовании во время блокады, есть страницы из дневника, ноты и похвальный отзыв «за участие в соревновании на лучшее исполнение концертной программы, посвященной успехам Красной Армии» ленинградского школьника Андрея Крюкова. Сейчас Андрей Николаевич – сотрудник Института истории искусств, автор нескольких книг о блокадном Ленинграде, он помогал собирать материалы о погибших на войне композиторах.
– Я и сегодня принес небольшой подарок – ноты пьес Бетховена, изданные перед самой войной и подаренные мне учительницей музыки, с которой я занимался, когда музыкальные школы еще не открылись. Чтобы площади музея были максимально насыщенны, блокадники должны проявлять инициативу – приносить сохранившиеся вещи, – призывает он.
Свои реликвии – портрет, нарисованный на портянке, и гитару – передала школьной коллекции Александра Евдокимова, давний друг музея «А музы не молчали…».
– Однажды в конце войны нам выдали новую ткань на портянки, и один солдат предложил нарисовать на ней мой портрет, я только попросила, чтобы не в военной форме, – вспоминает Александра Ивановна. – Когда Линд узнал о нем, закричал: «Немедленно неси сюда!» А гитара была у моего брата, который служил в ополчении, под нее исполняли песни Изабеллы Юрьевой. Я ей написала, что ее песни помогали в войну, она мне ответила, и мы подружились.
Однако школьный музей не только хранилище вещей, в
235-й школе есть уроки музееведения – дети учатся обращаться с экспонатами, сами водят экскурсии. Зал «Музыканты блокадного Ленинграда» создавался профессиональными художниками, и, посмотрев, как это делается, следующие экспозиции школьники будут делать сами. А еще они будут постоянно общаться с теми, кто пережил блокаду, их детьми, учениками, друзьями на вечерах «Ленинградские интеллигенты».
Дарья Осинская
Традиционно 25 сентября, в день рождения композитора Дмитрия Шостаковича, здесь собираются ветераны. В этом году памятная дата стала и днем открытия обновленной экспозиции «Музыканты блокадного Ленинграда».
– Экспозиция изменилась – она стала интерактивной: можно включить патефон, можно играть на рояле, кроме того, стало больше героев, о которых мы рассказываем, – говорит руководитель музея Ольга Прутт.
Совершая экскурсию по залу, гости музея видят воссозданный уголок блокадной комнаты с печкой-буржуйкой, с гильзами, которыми играли дети, с пострадавшими во время обстрела книгами. Еще одна комната – с роялем знаменитого дирижера Карла Элиасберга. В ней воспроизвели интерьеры дома Союза композиторов Ленинграда военного времени. В витринах собраны письма и дневники, фотографии и пригласительные билеты на концерты, партитуры и книги композиторов, ушедших в ополчение, и музыкантов, выступавших в осажденном городе.
Большая часть экспозиции посвящена Дмитрию Шостаковичу, его деятельности во время войны, творческой и общественной помощи коллегам. В этом музее нет случайных экспонатов, которые должны создавать «исторический фон», каждая вещь имеет свою биографию.
– Вот эту куклу нашли на пепелище на углу Невского и Восстания, буржуйка – из комнаты композитора Бориса Асафьева, стекло со следами военной заклейки было в окне дома рядом с булочной на площади Труда, его принесли наши ребята в 1982 году, – Ольга Прутт знает историю каждого экспоната.
За 40 лет школьный музей разросся настолько, что пришлось строить специальное здание. 20 тысяч экспонатов разместили на трех этажах, основные экспозиции о театре и музыке в блокадном городе дополнили материалы по истории школы и уголок, посвященный основателю музея легендарному Линду.
– После смерти отца я передала сюда вещи и документы отца, – рассказывает Анастасия Федотова, дочь Евгения Линда, – к сожалению, он здесь не был, только фотографии видел. Он всегда хотел, чтобы музей был именно школьным, а не городским, поэтому не понятно, почему сегодня здесь только ветераны и нет детей.
Вещи ленинградцев, переживших блокаду, – основа коллекции музея, которая не перестает пополняться, несмотря на прошедшие с окончания войны 60 лет. В витрине, рассказывающей о музыкальном образовании во время блокады, есть страницы из дневника, ноты и похвальный отзыв «за участие в соревновании на лучшее исполнение концертной программы, посвященной успехам Красной Армии» ленинградского школьника Андрея Крюкова. Сейчас Андрей Николаевич – сотрудник Института истории искусств, автор нескольких книг о блокадном Ленинграде, он помогал собирать материалы о погибших на войне композиторах.
– Я и сегодня принес небольшой подарок – ноты пьес Бетховена, изданные перед самой войной и подаренные мне учительницей музыки, с которой я занимался, когда музыкальные школы еще не открылись. Чтобы площади музея были максимально насыщенны, блокадники должны проявлять инициативу – приносить сохранившиеся вещи, – призывает он.
Свои реликвии – портрет, нарисованный на портянке, и гитару – передала школьной коллекции Александра Евдокимова, давний друг музея «А музы не молчали…».
– Однажды в конце войны нам выдали новую ткань на портянки, и один солдат предложил нарисовать на ней мой портрет, я только попросила, чтобы не в военной форме, – вспоминает Александра Ивановна. – Когда Линд узнал о нем, закричал: «Немедленно неси сюда!» А гитара была у моего брата, который служил в ополчении, под нее исполняли песни Изабеллы Юрьевой. Я ей написала, что ее песни помогали в войну, она мне ответила, и мы подружились.
Однако школьный музей не только хранилище вещей, в
235-й школе есть уроки музееведения – дети учатся обращаться с экспонатами, сами водят экскурсии. Зал «Музыканты блокадного Ленинграда» создавался профессиональными художниками, и, посмотрев, как это делается, следующие экспозиции школьники будут делать сами. А еще они будут постоянно общаться с теми, кто пережил блокаду, их детьми, учениками, друзьями на вечерах «Ленинградские интеллигенты».
Дарья Осинская