Экономика
Стадион на Крестовском меняет лицо
09 октября
Члены петербургского Градостроительного совета, заслушав в минувшую пятницу отчет генпроектировщика нового футбольного стадиона на Крестовском острове – московского ЦНИИ спортивных конструкций имени Кучеренко (ЦНИИСК), – в целом его одобрили, но отметили, что «после выполнения проектных работ конструкция «Космического корабля» потеряла легкость и обтекаемость».
Первый заместитель председателя КГА Виктор Полищук, который вел обсуждение, с мнением коллег не согласился. Однако и он был вынужден признать, что проблема единовременной доставки болельщиков на стадион вместимостью 62 тысячи человек, о которой говорили члены Градсовета, остается головной болью заказчика – комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга.
Площадь земельного участка, где ведется проектирование, составляет 31 гектар, а территория самой арены – 9 гектаров. Главный архитектор ЦНИИСК Александр Коханов отметил, что институт в рамках технического задания сумел сохранить практически все идеи архитектора стадиона Кисе Курокавы. Правда, после ветровых и снеговых проверок на «трубе» пришлось изменить форму кровли.
Японский мэтр «нарисовал» ее ажурной и плоской, но такая конструкция не смогла бы выдержать мощную снеговую нагрузку, которая случается в наших широтах. Новый вариант раздвижной крыши диаметром 286 метров – две «гармошки» с противоположных ее сторон. Эти вынужденные изменения в проекте в августе 2007 года Курокава одобрил лично.
Тем не менее не все члены Градсовета (его решения носят рекомендательный характер) согласились с потерей ажурности и легкости конструкции крыши, хотя и сам автор архитектурной концепции признал, что такая элегантная кровля не годится для суровых климатических условий нашего мегаполиса.
Петербург – не первый город, где построят стадион с раздвижной крышей и выдвижным полем. Но помимо уникальности ряда конкретных технических решений, в Санкт-Петербурге строится уникальный объект именно в комплексном плане. Где-то есть раздвижная крыша, где-то – выдвижное поле, где-то – сверхсовременное электронное табло и информационные системы. Где-то даже есть несколько суперсовременных вещей одновременно. Но, и это не устает подчеркивать генеральный директор ООО «Авант» – генподрядчик строительства арены Григорий Фельдман, «нигде в мире вы не найдете стадиона с такими достоинствами, расположенного на 60 градусах северной широты!».
На стадионе-побратиме в немецком Гельзенкирхене, архитектором которого был Кисе Курокава, крыша тоже раздвигается. Но в Германии кровля рассчитана на предельную снеговую нагрузку 50 килограммов на квадратный метр, а у нас – на 200. В ФРГ максимальная зимняя температура составляет минус 9 градусов, у нас – минус 26. А тепло на стадионе должно быть и там, и там. Вот и приходится жертвовать легкостью ради безопасности.
Кроме того, в чуть скорректированном, но согласованном с Курокавой проекте по периметру арены появятся 4 стеклянные колонны, которые, по мнению членов Градсовета, визуально утяжелят фасад. Мера эта вынужденная: внутри этих колонн смонтируют лифты, которые будут доставлять до пятого уровня стадиона продукты питания для многочисленных буфетов и другие грузы. Подъемные механизмы в авторском проекте не предусмотрены, а на арену высотой 60 метров пешком упаковки с «колой» не потаскаешь.
«Космический корабль» будет состоять из семи уровней, в том числе и двух подземных, которые спрячутся в новом насыпном холме высотой 18 метров. Третьим ярусом станет галерея на вершине холма, откуда будет происходить рассредоточение болельщиков по секторам: именно так и было на старом стадионе имени Кирова. Только если раньше зрители с вершины холма архитектора Никольского шли к своим местам только вниз, то на новом стадионе их ждет маршрут вверх-вниз. Александр Коханов отметил, что эвакуация всех 62 тысяч зрителей займет от силы 15 минут.
Два подземных уровня – это зона для служебного пользования, раздевалки и другие помещения для футболистов, а также стоянка на 100 мест для клубных автобусов, автомобилей футболистов «Зенита» и VIP-персон. В окрестностях стадиона проектировщики из Института имени Кучеренко нашли место для автомобильной стоянки на 1500 автомобилей рядовых болельщиков.
Когда московский гость Александр Коханов сообщил об этом, загудели все члены Градсовета, за исключением модератора Виктора Полищука.
– По градостроительным нормам должно быть не менее 12 тысяч машиномест! – раздавалось с мест.
– Но при такой емкости стоянок и неудобной транспортной схеме Крестовского острова автомобили будут разъезжаться со стадиона минимум 4,5 часа, – парировал Виктор Полищук.
Но ему не удалось потушить дискуссионный пожар. Архитектурные мэтры справедливо отметили, что не какие-то элементы конструкции «Космического корабля», а именно спокойная и безопасная доставка зрителей на стадион является ахиллесовой пятой проекта.
Пропускной способности станции метро «Крестовский остров» явно недостаточно, а трамваи, как в советские времена, беспрерывным потоком к стадиону ходить не будут. Легкое метро, которое предложил проложить к стадиону Кисе Курокава, и доставка болельщиков паромами пока скорее из области фантастики, а ведь чемпионат России по футболу 2009 года «Зенит» должен начать на новом стадионе.
Иван Тачаев
Первый заместитель председателя КГА Виктор Полищук, который вел обсуждение, с мнением коллег не согласился. Однако и он был вынужден признать, что проблема единовременной доставки болельщиков на стадион вместимостью 62 тысячи человек, о которой говорили члены Градсовета, остается головной болью заказчика – комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга.
Площадь земельного участка, где ведется проектирование, составляет 31 гектар, а территория самой арены – 9 гектаров. Главный архитектор ЦНИИСК Александр Коханов отметил, что институт в рамках технического задания сумел сохранить практически все идеи архитектора стадиона Кисе Курокавы. Правда, после ветровых и снеговых проверок на «трубе» пришлось изменить форму кровли.
Японский мэтр «нарисовал» ее ажурной и плоской, но такая конструкция не смогла бы выдержать мощную снеговую нагрузку, которая случается в наших широтах. Новый вариант раздвижной крыши диаметром 286 метров – две «гармошки» с противоположных ее сторон. Эти вынужденные изменения в проекте в августе 2007 года Курокава одобрил лично.
Тем не менее не все члены Градсовета (его решения носят рекомендательный характер) согласились с потерей ажурности и легкости конструкции крыши, хотя и сам автор архитектурной концепции признал, что такая элегантная кровля не годится для суровых климатических условий нашего мегаполиса.
Петербург – не первый город, где построят стадион с раздвижной крышей и выдвижным полем. Но помимо уникальности ряда конкретных технических решений, в Санкт-Петербурге строится уникальный объект именно в комплексном плане. Где-то есть раздвижная крыша, где-то – выдвижное поле, где-то – сверхсовременное электронное табло и информационные системы. Где-то даже есть несколько суперсовременных вещей одновременно. Но, и это не устает подчеркивать генеральный директор ООО «Авант» – генподрядчик строительства арены Григорий Фельдман, «нигде в мире вы не найдете стадиона с такими достоинствами, расположенного на 60 градусах северной широты!».
На стадионе-побратиме в немецком Гельзенкирхене, архитектором которого был Кисе Курокава, крыша тоже раздвигается. Но в Германии кровля рассчитана на предельную снеговую нагрузку 50 килограммов на квадратный метр, а у нас – на 200. В ФРГ максимальная зимняя температура составляет минус 9 градусов, у нас – минус 26. А тепло на стадионе должно быть и там, и там. Вот и приходится жертвовать легкостью ради безопасности.
Кроме того, в чуть скорректированном, но согласованном с Курокавой проекте по периметру арены появятся 4 стеклянные колонны, которые, по мнению членов Градсовета, визуально утяжелят фасад. Мера эта вынужденная: внутри этих колонн смонтируют лифты, которые будут доставлять до пятого уровня стадиона продукты питания для многочисленных буфетов и другие грузы. Подъемные механизмы в авторском проекте не предусмотрены, а на арену высотой 60 метров пешком упаковки с «колой» не потаскаешь.
«Космический корабль» будет состоять из семи уровней, в том числе и двух подземных, которые спрячутся в новом насыпном холме высотой 18 метров. Третьим ярусом станет галерея на вершине холма, откуда будет происходить рассредоточение болельщиков по секторам: именно так и было на старом стадионе имени Кирова. Только если раньше зрители с вершины холма архитектора Никольского шли к своим местам только вниз, то на новом стадионе их ждет маршрут вверх-вниз. Александр Коханов отметил, что эвакуация всех 62 тысяч зрителей займет от силы 15 минут.
Два подземных уровня – это зона для служебного пользования, раздевалки и другие помещения для футболистов, а также стоянка на 100 мест для клубных автобусов, автомобилей футболистов «Зенита» и VIP-персон. В окрестностях стадиона проектировщики из Института имени Кучеренко нашли место для автомобильной стоянки на 1500 автомобилей рядовых болельщиков.
Когда московский гость Александр Коханов сообщил об этом, загудели все члены Градсовета, за исключением модератора Виктора Полищука.
– По градостроительным нормам должно быть не менее 12 тысяч машиномест! – раздавалось с мест.
– Но при такой емкости стоянок и неудобной транспортной схеме Крестовского острова автомобили будут разъезжаться со стадиона минимум 4,5 часа, – парировал Виктор Полищук.
Но ему не удалось потушить дискуссионный пожар. Архитектурные мэтры справедливо отметили, что не какие-то элементы конструкции «Космического корабля», а именно спокойная и безопасная доставка зрителей на стадион является ахиллесовой пятой проекта.
Пропускной способности станции метро «Крестовский остров» явно недостаточно, а трамваи, как в советские времена, беспрерывным потоком к стадиону ходить не будут. Легкое метро, которое предложил проложить к стадиону Кисе Курокава, и доставка болельщиков паромами пока скорее из области фантастики, а ведь чемпионат России по футболу 2009 года «Зенит» должен начать на новом стадионе.
Иван Тачаев